В
настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом
определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. В нашей
стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось
возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост
темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и
политической сферах. И, самое главное, с приходом нового поколения людей на
руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред
нововведениями».
Не
смотря на то, что в настоящей исторической перспективе наблюдаются положительные
макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на
колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию.
Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными
мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.
После
изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к
рынку, состояние и изменение технологической структуры экономики страны
практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что
промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся
страну.
В
результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились
кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку
сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно,
почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного
производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов,
направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в
Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала.
Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых
научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек,
по данным на 2005 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с
советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000
человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а
проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.
Основные
виды технологической инновационной деятельности организаций составляют (по
данным на 2006 год):
·
25,8% - приобретение и освоение машин и
оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;
·
15,3% - производственное проектирование, другие
виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или
методов их производства (передачи);
·
13,5% - исследование и разработка новых
продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;
·
11,2% - приобретение программных средств;
·
9,9% - обучение и подготовка персонала,
связанная с технологическими инновациями;
·
7,8% - маркетинговые исследования в области
технологических инноваций;
·
6,5% - приобретение технологических инноваций;
·
10,0% - прочие технологические инновации.
·
Статистические данные позволяют выявить
распределение затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной
продукции (по данным на 2006 год), а именно:
·
64,4% организаций расходуют на исследования и
разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;
·
14,7% организаций - 4% и более;
·
11,7% организаций - 1-2%;
·
9,3% организаций - 2-4%.
Налицо
значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение
средней квалификации научно-технического и производственного персонала.
В
результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные
факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2004 год) и доли их
влияния на данный процесс:
·
Недостаточность денежных средств – 40%;
·
Низкий уровень научно-технического потенциала –
27%;
·
Недостаток финансовой поддержки государства –
17%;
·
Высокая стоимость технологических инноваций –
16%
Преимущество
в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной
безопасности страны. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские
разработчики завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые
технологии. Имеются три уровня технологического превосходства:
1)
Целая отрасль,
в которой Россия имеет значительные достижения (космическая,
ядерная техника).
2)
Технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового уровня,
например новые металлические и неметаллические материалы, сварка,
неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии,
композиционная керамика и другие.
3) Отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к
отрасли, по которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии
или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной
техники).
Российские
специалисты считают, что в области технологий новых материалов,
оптикоэлектроники и лазерной техники Россия почти не уступает США, но заметно
отстает в сфере микроэлектроники, радиоэлектроники, компьютерной и
информационной технологий, биотехнологий, энергетике и энергосбережении,
экологической безопасности.
Оценка
уровня отдельных российских технологий по отношению к мировому уровню получена
в результате поисков конкретных российских технологий по запросам иностранных
компаний и отражает мнение иностранных заказчиков. Всего проанализировано около
200 запросов компаний из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Анализ
результатов позволяет сделать вывод о том, что даже в такой отрасли, как
электроника существует множество технологий, которые, по мнению иностранного
заказчика, имеют уровень, не уступающий мировому. В то же время, доля высоких
технологий в целом по промышленности, имеющих мировой уровень, превышает
аналогичный показатель в области электроники.
В
соответствии с рядом правительственных документов были разработаны приоритетные
направления развития науки и техники, а также перечень критических
технологий федерального уровня. В качестве приоритетных были утверждены восемь
ведущих научных направлений развития науки и техники, заслуживающих
особую поддержку и имеющих первостепенную важность для России:
·
информационные технологии и электроника;
·
производственные технологии;
·
новые материалы и химические продукты;
·
технологии живых систем;
·
транспорт;
·
топливо и энергетика;
·
экология и рациональное природопользование;
·
фундаментальные исследования.
К
настоящему времени, по мнению ряда специалистов, Россия безнадежно отстала от
мировых лидеров. Тем не менее, и в электронике все еще существует значительное
количество боеспособных технологий, конкурентное преимущество которых
заключается не в низкой стоимости. Практически в любой отрасли можно найти
высокоэффективные технологии, имеющие хороший экспортный потенциал. Однако, как
и в других сферах человеческой деятельности, работа в этом сегменте рынка
требует специализации и высокопрофессионального подхода.
Российские
компании могут поставлять на зарубежный рынок такие наукоемкие
соответствующие мировым стандартам изделия, как электровакуумные и СВЧ-приборы,
полупроводниковые, газовые и твердотельные лазеры различного назначения,
лазерные гироскопы, ЖК-индикаторы и панели, электроннооптические
приборы, мощные полупроводниковые приборы, газоразрядные панели, резисторы,
конденсаторы и многое другое. Можно сделать уверенный вывод о том, что в России
имеется хороший потенциал для коммерциализации разработок. Однако
значительные препятствия на пути коммерциализации технологий создает
недооценка российскими технологами, подобно многим технологам во всем мире,
роли финансов и менеджмента в коммерциализации технологий. Технология, финансы
и менеджмент — вот те три кита, которые необходимо учитывать при обсуждении
возможности использования российских технологий.
Государство
создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование
инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет
создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе
Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского
банка развития (РосБР).
Главные
задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка
малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков),
высокотехнологичных производств и российского экспорта.
Понятие
высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с
высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То
есть, по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная
загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.
Глава
Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в
экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством
вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.
До
2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство,
ВПК около $35 млрд.
Эксперты
на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с
2000 по 2006 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до
100 млн. долларов) пришли к таким выводам:
·
В среднем бизнесе уже присутствует большой
сегмент компаний, которые активно модернизировались. Таких компаний примерно
треть.
·
За 2005-2006 годы в суммарном основном капитале
среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.
·
Среди этих модернизированных компаний только
треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.
·
Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных
систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.
·
Этим объясняется рыночный спрос на
инфраструктурный капитал.
·
Эксперты характеризуют успешную компанию
среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими
производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими
затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на
системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым
обременением.
В
2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это
сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный
объем господдержки - 15 млрд. руб.
Разработаны
требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги.
Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн.
рублей. Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть
действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и
техники.
Запрещено
инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.
Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок
существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить
сами управляющие фондом лица.
Венчурные
компании являются спутниками крупных, мощных компаний, которые и потребляют
научный продукт вместе с компанией носителем этого продукта.
25
октября 2006 года была утверждена Федеральная целевая программа
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического
комплекса России 2007-2012». Основная цель этой программы состоит в развитии
научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Основные
задачи Программы:
·
обеспечение ускоренного развития
научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития
науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем
критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на
основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и
концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе
расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том
числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
·
обеспечение притока молодых специалистов в сферу
исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
·
развитие исследовательской деятельности в высших
учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической
кооперации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|