Меню
Поиск



рефераты скачать Построение в России правового государства. Очередной лозунг?

1.   Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2.   Деятельность органов правового государства базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную.

3.   Взаимная ответственность личности и государства.

4.   Реальность прав и свобод гражданина,  их правовая и  социальная защищенность.

5.   Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6.Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,  видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;  - выработка высокой политико-правовой грамотности;  -  появление  действенной способности противостоять произволу;  - разграничение партийных и государственных функций; - установление  парламентской системы управления государством;  -  торжество политико-правового плюрализма;  - выработка нового правового мышления и правовых традиций,  в  том числе:  а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности,  трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;  б) отказ от догматического комментирования и апологии  сложившегося  законодательства;  в)преодоление   декоративности  и  декларированности  юридических норм;  г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.  Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления.  Отторжение  правовой  государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам  могут  рваться  различные  перерожденческие анти правовые структуры,  своего рода политические аномалии (авторитарная  тирания,  бюрократическая  олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия  демагогически-популистские силы). Правовое государство - путь к возрождению  естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в  праве,  самооценки человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в  господстве права  в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации  политической жизни.  Правовое государство открывает  юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем  же  заключается  отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое  характеризуется  его  всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных  органов  и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.  Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает  основными характеристиками, которые составляют основу правового государства: экономическая, социальная, нравственная.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

·                   Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

·                   Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа.

·                   Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.

·                   Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

·                   Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

·                   Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.

·                   Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Государственная власть  в правовом государстве не является абсолютной.  Это обусловлено не только господством права,  связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей.  Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти,  не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью  разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции,  не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных органов,  осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения  властей  на законодательную,  исполнительную и судебную означает,  что каждая из  властей  действует самостоятельно  и  не вмешивается в полномочия другой.  При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая  возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.  Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.  Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации  полномочий  одной  власти другой и    обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Особенности механизма  правового государства заключаются в следующем.  Все его структурные  части и элементы  функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.  Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю  общества.  Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают  с  действующим  законодательством. Должностные  лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и  другими  нормативно-правовыми актами.  Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового  государства  является  способом  его  существования. Функции правового государства реализуются с помощью  его  механизма.   Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью  перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.  В силу этого  его  этапы  развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества.  Вместе с тем, поскольку всякое государство  обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу,  то этапам развития правового государства  присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление  рыночной экономики,  предпринимательства,  гласности, свободы средств массовой  информации,  социальной  защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,  обеспечение социальной  защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

 

2. Попытка становления институтов правового государства в

России


За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на первый план теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового государства применительно к условиям России.

1998 год был объявлен Годом  прав человека в Российской Федерации[2], планировали провести его масштабно, с русским размахом. В распоряжении Президента Российской Федерации Б.Ельцина по этому поводу предложено:

1.                 Правительству Российской Федерации обеспечить:

- финансирование мероприятий, содержащихся в плане;

- своевременное выделение  средств на финансирование Федеральной миграционной программы на 1998-2000 гг. в части, касающейся защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих в РФ;

- выплату компенсаций за утраченное жилье или имущество граждан, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно;

- финансирование Федеральной программы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем, а так же строительства жилья для персонала  указанных учреждений.

2.                 Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и научно исследовательских организаций разработать проект федеральной концепции по обеспечению прав и свобод человека и представить его на утверждение Президента Российской Федерации.

Было намечено и много других мероприятий. Большинство из них протокольного характера- конференции, встречи, симпозиумы, конкурсы, но были и практические задумки - принятие законов, которые, несомненно принесли бы пользу в обеспечении прав человека . В частности, В 1998 году предполагалось принять законы: «О минимальных государственных социальных стандартах», «Об альтернативной гражданской службе», «Гражданско-процессуальный кодекс Российской  Федерации», «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования».

Трудно поверить, но ни один из перечисленных правовых актов так и не был принят в 1998 году. Вот так проходил год прав человека в России.

Ратифицировав в апреле 1998 года 4 европейских конвенций, среди которых продолжившая дело ООН Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Россия в течение Года прав человека обещала ратифицировать еще ряд международных правовых актов. И среди них такие важные, как Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и 4 конвенции Международной организации труда:1947 года - об инспекции труда; 1957 года - об упразднении принудительного труда; 1978 год о регулировании вопросов труда; 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде. И эти обещания мы не выполнили. И один бог знает, какая бездна прав оказалась недоступной россиянам  в связи с прохладными отношением к этим конвенциям при проведении Года прав человека в Российской Федерации.

Это небольшое вступление послужит своеобразным началом для углубления в бездну познания истинных проблем построения правового государства в России. Попытавшись раскрыть сущность правового государства в предыдущем разделе можно перейти к элементарному сопоставлению идеала и реальных фактов, а также теоретическому анализу  текущей ситуации и существующих проблем.

Статьей 1 Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление право с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели принимают произвольно[3]. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рынка. Идея господства права в жизни общества и государства - это современный этап тысячелетних поисков сверх источника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле. То в воле народа, то в экономическом базисе. Маркс, считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей на язык закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.