Меню
Поиск



рефераты скачать Построение в России правового государства. Очередной лозунг?

Построение в России правового государства. Очередной лозунг?

РУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по «Теории государства и права» на тему:

«Построение в России правового государства. Очередной лозунг?»




Работу выполнила:

студентка 4 курса

юридического факультета

Верисокина Евгения Григорьевна

регистрационный № 2GJ000395





г. Москва, 12 сентября 2006 год.

План


Введение

1. Понятие правового государства и его основные признаки

2. Попытка становления институтов  правового  государства в России

3. Проблемы фактической реализации реформ по построению

    правового государства

3.1 Особенности Российской государственности

     3.2 Угроза правовому государству и конституционным основам

     демократии в России

     3.3 Сепаратизм субъектов Федерации

     3.4 Коррупция

     3.4.1 Принципы борьбы с коррупцией

Заключение

Список используемой литературы

.

Введение

Отношения, которые лежат в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу, создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели правового государства.

Тема работы, в частности, касается основополагающих и фундаментальных представлений о нашем государстве. В процессе многочисленных демократических преобразований, которые начались в начале 90-х, Россия все-таки вышла на тернистый путь развития гражданского общества и построения правового государства. Принятая,  в 1993 году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. Она  принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее  отличиями стали:  прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека и высшей ценностью.  Процесс утверждения основных принципов Конституции протекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым государством, явно опережает реальность. Более того, поддавшись некоторым утвержденным принципам в Конституции, Россия пошла на поводу стран Запада и, прежде всего США. Не стоит даже и упоминать, что западные державы являются нашими стратегическими противниками. Несмотря на это, российские власти, получив доступ в Международный Валютный Фонд, начали активно брать кредиты и закреплять их как часть бюджета. Естественно, Фонд отдает кредиты, но только с условием проведения подходящей ему экономической политики. Так Россия жила в долг, раскидывая налево и направо свои богатейшие ресурсы.  И это факт. Любой представитель властей иностранных государств, давая интервью российским корреспондентам, упоминает о нашей стране в первую очередь как о стране с колоссальными природными богатствами. Выстраивая еще пока какое-то правовое государства, мы ущемляем собственные национальные интересы. Агрессивный североатлантический блок НАТО  уже даже и  не замечает России, как противовеса на политической арене. Это отчетливо видно из последних событий в Югославии. Страна настолько ослабла, что ее потряс очередной финансовый кризис в августе 1998 года.

Рассматривая в работе вопросы о становлении в России правового государства и проблемы связанные с этим становлением автору предстоит доказать – является ли Россия правовым государством или это все-таки очередной лозунг?

Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно освещён как у отечественных, так и у зарубежных ученых. В основном необходимая информация была почерпнута из правовой периодики.

Тем не менее, нельзя не отметить работы: Соколова А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск 1994, в которой освещены многие из поставленных вопросов, отличающихся, как значительным количеством практического материала, так и высокой убедительностью теоретического анализа; Румянцева О.Г. Основы конституционного строя России. Москва 1994. В работе использованы тексты: Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса Российской Федерации. Использованы материалы Всероссийского чрезвычайного съезда по вопросам угрозы правовому государству и конституционным основам демократии в России.


1. Понятие правового государства и его основные признаки


Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.

Историческая память хранит немало поучительных  и  плодотворных идей о совместимости государства с правом.  Правовое государство - это продукт нового времени.  Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового   государства   лежат   идеи   немецкого   философа    Канта(174-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье[1](1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.  Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола),  должно прийти  правовое  государство,  в основе которого лежит идея автономной личности,  обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Концепция правового  государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает  практический разум,  или свободная воля людей;  человек становится моральной личностью,  если возвысился  до  понимания своей ответственности перед человечеством в целом;  в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями  категорического императива,  который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же,  как к цели,  и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай  так,  чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом";  правом, основанным на нравственном законе,  должны быть определены границы  поведения  людей с целью,  чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило  свободе  других;  право  призвано обеспечить  внешне  благопристойные,  цивилизованные  отношения между людьми;  государство - это  соединение  множества  людей, подчиненных правовым законам.  Или "государство в идее,  такое, каким оно должно  быть"  обязано  сообразовываться  "с  чистыми принципами права";  государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому,  что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том,  что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;  исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия,  при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,  посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков,  равенство и умеренность состояний, охрану семейного  достояния.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: “1) для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства.

Но теоретическая  конструкция правового государства,  сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ  вв., включает: 1) разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную; 2) верховенство правового закона; 3) взаимную ответственность личности и государства; 4) доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все,  что не запрещено законом"; 5) установление реальных гарантий прав и свобод личности. Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса,  где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием, и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение  научная  осмысленность  самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает  на  господствующую  форму собственности и на определенную идеологию.  Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения,  исключающего  эту идеологию.  Более того,  идея правового государства уже  подразумевает  антисоциалистичность, т.е.  частную собственность в качестве первичной и исходной.  В нашем государстве делается попытка  не  только  возродить  идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. Для того  чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,  наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании,  равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового,  а полицейского государства.  Суть государства правового - именно в характере законов,  их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.  Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы  ведут  к процветанию государства,  а свободная собственность есть основное условие блеска его. В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция  правового  государства является социальной ценностью всего человечества,  удачным сочетанием общечеловеческих и  классовых интересов.  В основе правового государства,  во-первых,  должна лежать правовая экономика,  а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,  культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации,  союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных  потребностей и интересов.  Оно строится на принципе самоуправляемости,  защищено традициями,  обычаями,  моральными нормами и правом вмешательства государства.  Государство - лишь форма гражданского общества.  В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,  общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов  и организаций,  которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных  органов.  Понятие  гражданского  общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы,  но  и  "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом  обществе  устраняет  доминирование  политической власти,  устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать на: мандат народа на осуществление власти,  прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону;  независимое и сильное правосудие; наличие государственной  власти в отдельных блоках,  включая исполнительную власть. В основе правовой экономики лежит принцип "от  каждого  по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые  принципы в экономике,  следует возродить ряд свобод: 1)открыть простор всем видам собственности; 2) заменить административные  приказы договорами,  основанными на равенстве сторон; 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено"; 4) обеспечить эквивалентный характер обмена; 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе  партнера; 6)  не ограничивать инициативу и предприимчивость.  Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные,  сущностные предпосылки формирования правового государства.   Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого  -  обеспечить свободу и благосостояние.  Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения,  ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность,  ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.     Правовое государство  -  это  демократическое государство, где обеспечивается господство права,  верховенство закона,  равенство всех перед законом и независимым судом,  где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство - это демократическое государство,  в котором обеспечиваются права и  свободы,  участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры,  развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и  пропагандировать свои взгляды и убеждения,  что находит свое выражение,  в частности в формировании и функционировании политических партий,  общественных объединений, в политическом плюрализме,  в свободе прессы и т.п.  Признаки правового государства:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.