Построение в России правового государства. Очередной лозунг?
РУССКИЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
«Теории государства и права» на тему:
«Построение
в России правового государства. Очередной лозунг?»
Работу
выполнила:
студентка
4 курса
юридического
факультета
Верисокина
Евгения Григорьевна
регистрационный
№ 2GJ000395
г.
Москва, 12 сентября 2006 год.
План
Введение
1. Понятие правового государства и его
основные признаки
2. Попытка становления институтов
правового государства в России
3. Проблемы фактической реализации
реформ по построению
правового государства
3.1 Особенности Российской
государственности
3.2 Угроза правовому государству и
конституционным основам
демократии в России
3.3 Сепаратизм субъектов Федерации
3.4 Коррупция
3.4.1 Принципы борьбы с коррупцией
Заключение
Список используемой литературы
.
Введение
Отношения, которые лежат
в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части,
противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих
частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на
властные структуры. Ситуация длительных и сложных преобразований несомненно
вызывает интерес. По существу, создание любой общетеоретической концепции
изучения правового государства не может обойтись без предварительного
сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося опыта. С
практической точки зрения изучение явления правового государства может показать
путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации
при создании правового государства в России.
Существуя в рамках
огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно,
застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих
социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое
переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому
государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение длительного
времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной
политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто
забывались сами цели - благородные и высокие цели правового государства.
Тема работы, в
частности, касается основополагающих и фундаментальных представлений о нашем
государстве. В процессе многочисленных демократических преобразований, которые
начались в начале 90-х, Россия все-таки вышла на тернистый путь развития
гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993
году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его
основных институтов. Она принципиально отличается от всех предыдущих, принятых
еще в советский период. Главными ее отличиями стали: прямое действие,
закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека и
высшей ценностью. Процесс утверждения основных принципов Конституции протекает
достаточно медленно и противоречиво. Положения первой статьи Конституции о том,
что Российская Федерация является правовым государством, явно опережает
реальность. Более того, поддавшись некоторым утвержденным принципам в
Конституции, Россия пошла на поводу стран Запада и, прежде всего США. Не стоит
даже и упоминать, что западные державы являются нашими стратегическими
противниками. Несмотря на это, российские власти, получив доступ в
Международный Валютный Фонд, начали активно брать кредиты и закреплять их как
часть бюджета. Естественно, Фонд отдает кредиты, но только с условием
проведения подходящей ему экономической политики. Так Россия жила в долг,
раскидывая налево и направо свои богатейшие ресурсы. И это факт. Любой
представитель властей иностранных государств, давая интервью российским корреспондентам,
упоминает о нашей стране в первую очередь как о стране с колоссальными
природными богатствами. Выстраивая еще пока какое-то правовое государства, мы
ущемляем собственные национальные интересы. Агрессивный североатлантический
блок НАТО уже даже и не замечает России, как противовеса на политической
арене. Это отчетливо видно из последних событий в Югославии. Страна настолько
ослабла, что ее потряс очередной финансовый кризис в августе 1998 года.
Рассматривая в работе
вопросы о становлении в России правового государства и проблемы связанные с
этим становлением автору предстоит доказать – является ли Россия правовым
государством или это все-таки очередной лозунг?
Степень изученности
данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось столкнуться с нехваткой
материала. Данный вопрос очень скудно освещён как у отечественных, так и у
зарубежных ученых. В основном необходимая информация была почерпнута из
правовой периодики.
Тем не менее, нельзя не
отметить работы: Соколова А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика.
Курск 1994, в которой освещены многие из поставленных вопросов,
отличающихся, как значительным количеством практического материала, так и
высокой убедительностью теоретического анализа; Румянцева О.Г. Основы
конституционного строя России. Москва 1994. В работе использованы тексты: Конституции
Российской Федерации, Уголовного Кодекса Российской Федерации. Использованы
материалы Всероссийского чрезвычайного съезда по вопросам угрозы
правовому государству и конституционным основам демократии в России.
1. Понятие правового
государства и его основные признаки
Правовое государство -
это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой
государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве
Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность
на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития
человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски
более совершенных и справедливых форм общественной жизни.
Историческая память
хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с
правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни
средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые
юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В
основе современных концепций правового государства лежат идеи
немецкого философа Канта(174-1804гг.), французского просветителя и
правоведа Монтескье[1](1689-1755гг.)
и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций,
Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену
полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант
называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в
основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми
правами.
Взаимоотношения личности
и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,
нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно
ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Концепция
правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником
нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная
воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания
своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность
должна руководствоваться требованиями категорического императива, который
сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к
человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и
никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом";
правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы
поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не
противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне
благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это
соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или
"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано
сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство
призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Государственно-правовые
воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы
государственного устройства определяют собой дух законов и содержание
законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это
добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к
"правильной" форме государства относится демократия, при которой
верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа,
состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к
отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и
умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Надо отметить, что среди
русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они
излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича.
Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового
государства: “1) для устранения произвола необходимо установление норм
общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают
одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда
идет идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует
простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3)
чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго
определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти
законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию
в законодательстве выборные общественные элементы”.
В послеоктябрьский
период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового
государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а
затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при
сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой
власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой
организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете, к
установлению тоталитарной государственности.
Советская
государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового
государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым
концепциям государства.
Но теоретическая
конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине
ХVШ-ХХ вв., включает: 1) разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную; 2) верховенство правового закона; 3) взаимную
ответственность личности и государства; 4) доминирование общедозволительного
типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом
"дозволено все, что не запрещено законом"; 5) установление реальных
гарантий прав и свобод личности. Многие ключевые понятия прошлого повторяются
на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание
"правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами
университетского курса, где критиковались различные модификации западных
доктрин с аналогичным названием, и провозглашалось "социалистическое
правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого
сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное
"социалистический" указывает на господствующую форму собственности
и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима
от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового
государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную
собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается
попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее
в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. Для
того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),
определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства
не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и
другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть
государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой
природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель
подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а
свободная собственность есть основное условие блеска его. В наиболее развитом
буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является
социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих
и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна
лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию
из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового
строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система
экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других
отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации,
союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных
потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости,
защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства
государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом
(тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ
противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от
него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает
наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые
служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов.
Понятие гражданского общества подразумевает не только
"гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность", т.е. экономическую независимость человека,
возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса
институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование
политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее
отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для
развитого государства в условиях демократии, необходимо указать на: мандат
народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования
представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции;
наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти
закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в
отдельных блоках, включая исполнительную власть. В основе правовой экономики
лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это
социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы
восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:
1)открыть простор всем видам собственности; 2) заменить административные
приказы договорами, основанными на равенстве сторон; 3) сделать главенствующим
принцип "разрешено все, что не запрещено"; 4) обеспечить эквивалентный
характер обмена; 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе
партнера; 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая
экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к
рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового
государства. Правовое государство - это государство, обслуживающее
потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -
обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и
строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении
общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который
гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его
является признание прав человека. Правовое государство - это
демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство
закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и
гарантируются права и свободы человека и где в основу организации
государственной власти положен принцип разделении законодательной,
исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство - это
демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы,
участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через
представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое
культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается
возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и
убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и
функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом
плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государства:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|