По этой причине законодательство о государственной и
муниципальной службе становится раздельным. Вместе с тем государственная и
муниципальная службы в части правового регулирования базируются на общих
принципах и основаниях, исходя из которых они получают нормативное
закрепление.
Главным образом это связано с тем, что предмет и характер
труда служащих обоих видов – и государственных, и муниципальных, объект и
методы воздействия в процессе служебной деятельности, основы прав и
обязанностей, необходимость регламентации процедур прохождения службы, важность
соблюдения правоограничений и компенсирующих социально-правовых гарантий и
льгот во многом совпадают. [19, c. 367]
3.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Особенности правового статуса федеральных государственных
служащих состоят в том, что осуществляемые ими полномочия - федеральные, т.е.
определенные ст. 71 и частично ст. 72 Конституции РФ для федеральных органов
государственной власти, а для госслужащих субъектов Российской Федерации
полномочия выполняются государственными органами субъектов Российской
Федерации в пределах совместного ведения с Российской Федерацией и в пределах
предоставленной компетенции на территории соответствующего ее субъекта.
Особенности статуса муниципальных служащих также заключаются в осуществляемых
ими полномочиях, которые обеспечивают решение вопросов местного значения. [21,c. 13]
Вместе с тем муниципальные служащие могут наделяться и
некоторыми государственными полномочиями, которые проистекают из содержания ч.
2 ст. 132 Конституции РФ, а также базируются на правовой основе
взаимоотношений местного самоуправления с государственной властью,
закрепленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. и другими
федеральными законами. Осуществление муниципальными служащими отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в
соответствии с федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации,
является важным фактором взаимодействия органов государственной власти и
местного самоуправления, подчеркивающим общность юридической природы
публично-правовой составляющей в структуре статуса государственных и
муниципальных служащих.
Общий правовой статус государственных и муниципальных
служащих устанавливается на основе Конституции РФ федеральным законодательством.
В настоящее время основы правового положения государственного
служащего установлены Федеральным законом "Об основах государственной
службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (далее - ФЗ "Об
основах ГС РФ")5, его гл. III (ст. 9-20), а основы правового положения
муниципального служащего - Федеральным законом "Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации" от 8 января 1997 г. (далее - ФЗ "Об
основах МС в РФ")6, в котором им посвящена гл. II (ст. 7-20).
Как и всякий правовой статус, статус государственных и
муниципальных служащих обеспечен и структурирован элементным составом юридических
норм. В соответствии с данными федеральными законами статусы государственных и
муниципальных служащих образуют следующие группы нормативных элементов. По ФЗ
"Об основах ГС РФ" - права государственного служащего (ст. 9),
обязанности (ст. 10), ограничения (ст. И), поощрения (ст. 13), ответственность
(ст. 14), гарантии (ст. 15), обеспечение (ст. 17-19); по ФЗ "Об основах МС
в РФ" - права и обязанности муниципального служащего (ст. 10), ограничения
(ст. 11), поощрения (ст. 13), ответственность (ст. 14), гарантии (ст. 15),
обеспечение (ст. 16-18). Как видно, даже нумерация статей с одноименным
названием почти полностью совпадает с аналогичными статьями в том и другом законах.
Очевидно, что нормативное содержание общего российского законодательства должно
совпадать также и по сути правового регулирования обоих видов публичной
гражданской службы, какими и являются государственная и муниципальная службы. [21, c. 15]
Общность публично-правовой природы рассматриваемых видов
социально-полезной деятельности проявляется в том, что государственная и
муниципальная службы призваны обеспечивать функционирование государственного
аппарата и аппарата органов местного самоуправления, а также реализацию
юридически властных полномочий государственных и муниципальных должностных
лиц. Кроме того, однородный состав нормативных элементов правового статуса государственных
и муниципальных служащих объясняется сущностью возложенных на них функций,
которые связаны с осуществлением определенного вида управления:
государственного и муниципального. Общность правового статуса государственных
и муниципальных служащих определяется и общностью принципов, на которых
основаны данные виды службы.
Единство принципов, установленных законодательством о государственной
и муниципальной службах, со всей очевидностью подчеркивает социально-генетическую
связь юридических установлений, относящихся к правовому статусу этих служащих.
Сравнение ст. 5 ФЗ "Об основах ГС РФ" и ст. 5 ФЗ "Об основах МС
в РФ" не оставляет никаких сомнений в том, что они в равной мере исходят
из верховенства Конституции РФ, приоритета прав и свобод человека и гражданина,
признания общественно-политической важности и почетности профессиональной
деятельности государственных и муниципальных служащих, стабильности их
кадрового корпуса, а также профессионализма и компетентности, ответственности.
Общим правовым статусом обладают все государственные и
муниципальные служащие, так как положения Конституции РФ и общие нормы
федеральных законов распространяют свое действие на всех служащих без различия
их субординационного положения и видовой специфики служебной деятельности.
Правда, специальное законодательство, регламентирующее госслужбу особых видов,
например военную, в органах правоохранительной системы, других отдельных
госорганах, устанавливает особенности правового статуса государственных
служащих посредством наполнения надлежащим содержанием элементного состава
юридических норм.
Статусные особенности помимо военнослужащих присущи служащим
органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, дипломатических
ведомств и иным. Так, правовое положение военнослужащих определяется прежде
всего их воинскими должностями, обязанности и порядок исполнения которых
регламентируются законодательными актами, воинскими уставами и другими
нормативными актами. Законодательством об органах внутренних дел подробно
урегулировано правовое положение, прохождение службы, гарантии правовой и
социальной защиты сотрудников милиции. Статус дипломатических работников
характеризуется тем, что им обладают служащие Министерства иностранных дел РФ
и его организаций, имеющие дипломатические ранги. В частности, при выполнении
своих профессиональных обязанностей дипломатические работники могут
пользоваться в период пребывания за границей привилегиями и иммунитетами,
установленными для них нормами международного права и международными
договорами.
Правовой статус государственного и муниципального служащих
возникает на основе законодательства в связи с замещением государственной либо
муниципальной должности. [22,
c.45]
Именно определенная должность в органе соответствующего вида
публичной власти (государственной или муниципальной) является базовой
характеристикой правового положения государственного и муниципального
служащих. Общее и особенное в их правовом положении суть производные от статуса
этих видов службы как социальных и комплексных организационных и правовых
институтов. И действительно, установление обязанностей служащего делает
необходимым установление его прав, а наличие обязанностей и прав порождает
различные ограничения, а также потребность в соразмерных гарантиях, обеспечении
и ответственности. Вместе с тем обязанности, права, ограничения, гарантии,
обеспечение устанавливаются обычно не персонально для каждого служащего, а для
должности, которую он занимает. Поэтому эти группы правовых норм имеют
подчиненный характер от задач и функций органов государственной либо
муниципальной власти.
В научно-правовой литературе о государственной службе
обосновываются различные точки зрения на структуру правового статуса. Традиционно
деление служебных прав и обязанностей на общие для всех государственных
служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретной должностью.
Так, в "классификации обязанностей и прав государственных служащих органов
военизированных и некоторых иных отраслей" выделяются и должностные .
Более детальное деление различает общий, особенный (определяемый
служебно-видовыми особенностями), специальный (определяемый специализацией
соответствующей должности) и индивидуальный (определяемый правоустановлениями
конкретной должности) статус.
Представляется, что для статуса муниципальных служащих подобная
структуризация не характерна. То, что в статусе государственного служащего
понимается как особенное и специальное, в статусе муниципального служащего
объединяется отчасти общими нормами, а отчасти индивидуальными. Видовая
специфика, присущая государственной службе, чем и определяется особенный статус
государственных служащих, отсутствует в системе муниципальной службы, а
значит, и нет достаточных оснований для выделения особенного статуса
муниципальных служащих. Нормы, характеризующие специальный статус
государственных служащих, для муниципальных служащих сосредоточены
преимущественно на индивидуальном уровне. В связи с этим, на наш взгляд, будет
продуктивно анализировать общее и особенное в статусе и государственных, и
муниципальных служащих.[20,
c. 316]
Таким образом, нормы, составляющие основу правового статуса и
государственных, и муниципальных служащих, дифференцируются на общие и
особенные. Общими считаются те из них, которые свойственны всем государственным
и муниципальным служащим, независимо от категорий и групп занимаемых ими
должностей.
3.3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖАЩИХ
Полный же объем прав и обязанностей индивидуален по каждой
должности в зависимости от функций и задач соответствующих органов власти, где
учреждена та или иная должность государственной либо муниципальной службы, а
также обусловлен определенной компетенцией и полномочиями, присущими данному
органу. Для реализации специальных полномочий государственным и муниципальным
служащим законодательством могут предоставляться особые права и обязанности,
которые, как правило, конкретизируются в типовых и индивидуальных инструкциях,
регламентах, положениях. Именно на этом уровне отражаются статусные особенности
государственных и муниципальных служащих. По своей сути правовой статус
государственного и муниципального служащих - это определенная нормами права
совокупность прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений,
ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством меры
должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в
области государственно- либо муниципально-служебных отношений. С изменением
характера этих отношений меняется и правовой статус государственного или
муниципального служащего (например, повышение, понижение в должности,
временное исполнение обязанностей и т.п.).
Из перечня общих прав, предоставленных государственным и
муниципальным служащим федеральным законодательством, их правовой статус
определяют лишь те, которые дают им возможность полноценно осуществлять
должностные обязанности.
К таким общеслужебным правам по ФЗ "Об основах ГС
РФ" относятся: право на ознакомление с документами, устанавливающими
права и обязанности государственного служащего по занимаемой должности,
критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также право
на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных
обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 9); право на получение в установленном порядке
информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей
(п. 2 ч. 1 ст. 9); право на посещение в установленном по рядке для исполнения
должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от
форм собственности (п. 3 ч. 1 ст. 9); право на принятие решений и участие в их
подготовке в соответствии с должностными обязанностями (п. 4 ч. 1 ст. 9); право
на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые
инстанции (п. 12 ч. 1 ст. 9). [22, c.51]
Все остальные права (п. 5-11 ч. 1 ст. 9) относятся к личным субъективным правам
гражданина, замещающего государственную должность государственной службы, а
потому их следует исключить из структуры нормативных положений, определяющих
общий правовой статус и должностные полномочия государственных служащих.
Следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что
личные права государственных служащих "призваны косвенно обеспечивать
эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении премий, в
продвижении по служебной лестнице и т.п.".
Такой подход применим и для понимания правового статуса
муниципальных служащих. Основная масса региональных законов10 закрепляет право
муниципального служащего на ознакомление с документами, определяющими его
права и обязанности по занимаемой им муниципальной должности муниципальной
службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе,
указывающими также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения
должностных обязанностей.
Российская практика последних лет, как и международный опыт,
со всей очевидностью убеждает в недостаточности одного лишь нормативного
закрепления субъективных прав чиновника, особенно таких как право на участие в
конкурсе на замещение вакантной должности, право на продвижение по службе,
право на служебные заслуги, на защиту профессиональных и социально-экономических
интересов, на честь и достоинство и ряд других. Но без должного обеспечения
возможности их практического воплощения это пагубно влияет на устойчивость
правового положения государственного или муниципального чиновника. А это, в
свою очередь, ослабляет не только сам правовой статус, но и влечет негативные
последствия в его служебной дееспособности. Преодолеть законодательные
упущения можно только путем разработки и внедрения процессуально-правовых
механизмов реализации материальных установлений прав чиновника.
Права, которыми наделяются государственный и муниципальный
служащие, становятся реальностью лишь в том случае, если они сопряжены с
обязанностями. Принцип сочетания прав и обязанностей знали еще юристы
античности. Установление разумного (в смысле необходимой достаточности) баланса
в соотношении между правами и обязанностями всегда было важнейшей теоретической
проблемой юриспруденции, имеющей существенное прикладное значение для отраслей
права и законодательства. Единство прав и обязанностей обусловлено тезисом о
взаимной ответственности управомоченного субъекта, который совершает
определенные действия и должен в то же время нести за них ответственность.
Существование принципа единства прав и обязанностей
теоретико-правовая мысль выразила диалектическим утверждением: "Нет прав
без обязанностей и нет обязанностей без прав". Между тем федеральное
законодательство не содержит перечня прав и обязанностей муниципальных
служащих, предоставляя региональному законодателю самостоятельно определить их
каталог. Нормативный анализ регионального законодательства совершенно
определенно приводит к выводу о совпадении основных обязанностей, которые
возлагаются на государственных и муниципальных служащих, а равно и
устанавливаемых для них правоограничений, включаемых в общий правовой статус. [19, c.415]
В ряде субъектов Российской Федерации их законы вменяют
муниципальным служащим дополнительные обязанности, например, беречь
муниципальную собственность (Республика Карелия, Архангельская, Белгородская,
Калининградская, Орловская, Курская области и др.), обеспечивать каждому
гражданину возможность ознакомления с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права и свободы, возможность получения
гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов
местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом (Республика
Дагестан, Краснодарский край, Амурская, Брянская, Вологодская, Кировская,
Сахалинская области и др.), а также обязанность не совершать действий,
подрывающих авторитет муниципальной службы (Свердловская, Орловская области и
др.), заботиться о благе муниципального образования, не противопоставлять
интересы муниципального образования государственным интересам субъекта
Федерации (Санкт-Петербург).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|