Планирование и управление деловой карьерой в организации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Деловая карьера, ее этапы и
модели 5
1.1. Планирование деловой
карьеры 5
1.2. Модели карьерного
роста
8
Глава 2. Государственная служба
России 11
2.1. Компетентность в
госслужбе
11
2.2. Способы продвижения по службе 13
2.3. Законодательная реформа
госслужбы 15
Глава 3. Управление карьерой на государственной и муниципальной
службе 18
3.1. Правовое обеспечение государственной и муниципальной
службы 18
3.2. Особенности правового статуса государственных и
муниципальных
служащих 20
3.3. Права и обязанности
служащих 24
3.4. Общее и особенное на государственной и муниципальной
службах 30
Глава 4. Примеры мотивации карьеры в
организации 35
Заключение
39
Список использованной литературы
41
ВВЕДЕНИЕ
Карьера —
это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом
будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; это поступательное
продвижение по служебной лестнице, расширение навыков, способностей,
квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с
деятельностью работника. Есть и такое определение: под деловой карьерой
понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или
последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на
протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Таким образом,
карьера имеет как объективную, так и субъективную сторону. Различают карьеру:
профессиональную и внутриорганизационную.
Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с
выявления потребностей, интересов, потенциальных возможностей. На этой основе с
учетом перспектив организации и объективных личных данных формулируются основные
цели карьеры.
Основой планирования карьеры часто становится, так называемая,
карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5— 10 лет, содержит, с одной
стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному
перемещению работника, а с другой — его обязательства повышать уровень образования,
квалификации, профессионального мастерства. Для высшего уровня управления
карьерограмма имеет сложную структуру.
Планирование карьеры состоит в определении целей развития
карьеры и путей, ведущих к ее достижению. Пути представляют собой
последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем
занять целевую должность, а также набор средств, необходимых для приобретения
требуемой квалификации — курсов, стажировок и др.
Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает
сотрудник для реализации своего плана. Развитие карьеры создает определенные
преимущества для самого работника и для организации.
В связи с изложенным представляется
актуальной тема настоящей курсовой работы.
Целью данной курсовой работы
является исследование такого вопроса как управление карьерой на
государственной и муниципальной службе.
В данной работе рассматриваются
следующие важнейшие задачи:
·
Деловая карьера, ее этапы и
модели
·
Государственная служба
России
·
Управление карьерой на государственной и
муниципальной службе
Такое решение
поставленных вопросов и определило дальнейшее направление работы, так как
только после разработки основных понятий возможно определение темы данной
курсовой работы.
Не лишним было бы
отметить, что небольшие затруднения вызвала недостаточная разработанность
некоторых понятий теории управления персоналом, хотя в этой области и имеется
большое число работ, но это приводит порой к противоречивым толкованиям одного
и того же вопроса.
Ограниченность
объема работы не дала возможности рассмотреть данный вопрос более детально,
поэтому были изучены и описаны лишь вышеуказанные задачи.
Данная работа
является попыткой ознакомиться и изучить передовой опыт исследований в области
теории управления персоналом.
Объектом данной
курсовой работы является исследование и описание карьеры на государственной и
муниципальной службах.
Исследование
осуществляется на основе анализа действующих источников по теории управления.
ГЛАВА 1. ДЕЛОВАЯ КАРЬЕРА, ЕЕ ЭТАПЫ И
МОДЕЛИ
1.1. СУЩНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ
Карьера —
это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом
будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; это поступательное
продвижение по служебной лестнице, расширение навыков, способностей,
квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с
деятельностью работника. Есть и такое определение: под деловой карьерой
понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная
смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а
также восприятие человеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как
объективную, так и субъективную сторону. Различают карьеру: профессиональную и
внутриорганизационную.
Профессиональная
карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей
профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление
на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных
способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может
пройти последовательно в разных организациях. [1,c. 314]
Внутриорганизационная карьера — это
последовательная смена стадий развития работника в рамках одной организации.
Внутриорганизационная карьера, как принято считать, реализуется в следующих
направлениях:
вертикальное, т.е. подъем на более высокую ступень структурной
иерархии; чаще всего именно с ним связывают понятие карьеры, поскольку здесь
продвижение наиболее зримо; горизонтальное— это перемещение в другую
функциональную область деятельности либо выполнение, служебной роли на
ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной
структуре (руководитель программы, временной целевой группы и т.п.), либо
расширение и усложнение задач в рамках занимаемой ступени с адекватным изменением
вознаграждения;
центростремительное — это продвижение к ядру, руководству
организации, что является весьма привлекательным для сотрудников; выражается в
получении доступа к неформальным источникам информации, в доверительных
обращениях и отдельных важных поручениях руководства, приглашениях на встречи и
совещания.[10,c.85]
Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещение
рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной
карьеры, условий и оплаты труда персонала. Научно обоснованная расстановка
кадров предусматривает:
1. Планирование служебной
карьеры. Осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и
индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа,
квалификации и наличия вакантных рабочих мест (должностей).
2. Условия и оплата труда.
Определяются в контракте размеры гарантированной оплаты и премиальные,
оснащение рабочего места, социальные блага и гарантии.
3. Планомерное движение кадров.
Повышение, перемещение, понижение и увольнение кадров производится в зависимости
от результатов оценки работников и соответствия условий оплаты труда их
жизненным интересам.
Исходными данными для расстановки кадров являются: модели
служебной карьеры; философия предприятия; Кодекс законов о труде; материалы
аттестационной комиссии; контракт сотрудника; штатное расписание; должностные
инструкции; личные дела сотрудников; Положение об оплате труда; Положение о
расстановке кадров.
В подсистеме расстановки кадров формируются следующие
документы:
·
плановые
модели служебной карьеры;
·
приказы
по личному составу;
·
изменения
и дополнения к контракту;
·
штатное
расписание с изменениями;
·
годовой
отчет по движению кадров;
·
проекты
научной организации труда.
Расстановка кадров является одним из важнейших этапов
кадровой работы и включает в себя три взаимосвязанные задачи: планирование
служебной карьеры исходя из оценки потенциала работника и его личных намерений;
определение условий и оплаты труда работника и заключение с ним контракта;
обеспечение движения кадров в системе управления (повышение, перемещение,
понижение, выбытие).
В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны
быть заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.
Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с
выявления потребностей, интересов, потенциальных возможностей. На этой основе с
учетом перспектив организации и объективных личных данных формулируются основные
цели карьеры. [17, c.
316]
Основой планирования карьеры часто становится так называемая
карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5— 10 лет, содержит, с одной
стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному
перемещению работника, а с другой — его обязательства повышать уровень образования,
квалификации, профессионального мастерства. Для высшего уровня управления
карьерограмма имеет сложную структуру.
Планирование карьеры состоит в определении целей развития
карьеры и путей, ведущих к ее достижению. Пути представляют собой
последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем
занять целевую должность, а также набор средств, необходимых для приобретения
требуемой квалификации — курсов, стажировок и др.
Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает
сотрудник для реализации своего плана. Развитие карьеры создает определенные
преимущества для самого работника и для организации.
Преимущества для сотрудника:
более высокая степень удовлетворенности работой в организации,
предоставившей ему возможность профессионального роста повышения уровня жизни;
более четкое видение личных профессиональных перспектив и
возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
возможность целенаправленной подготовки к будущей
профессиональной деятельности;
повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Преимущества для организации:
наличие целенаправленных сотрудников, связывающих свою
профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает
производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;
определение потребностей в профессиональном обучении
сотрудников на основе планов развития карьеры отдельных сотрудников;
выявление подготовленных сотрудников для выдвижения на
ключевые должности. [18,
c.69]
1.2. МОДЕЛИ КАРЬЕРЫ
Все многообразие вариантов карьеры получается за счет
сочетания четырех основных моделей, а именно: «трамплин», «лестница», «змея»,
«перепутье».
Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей
и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по
служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и
квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и
лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него
должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом
«прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию. [17, c. 312]
Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька
служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник
занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Такого срока достаточно
для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С
ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта
руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую
должность работник занимает после повышения квалификации.
Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в
период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены
высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения. После
занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с
выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в
экстремальных ситуациях, руководства большим коллективом. Однако вклад
руководителя и специалиста в качестве консультанта ценен для предприятия.
Психологически эта модель очень неудобна для первых руководителей из-за их
нежелания уходить с «первых ролей».
Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста.
Она предусматривает горизонтальное перемещение работникам одной должности на
другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1—2 г.).
Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно
диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность
начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко
изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей
должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9
лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике и
всесторонне изучает важные участки деятельности. Эта модель предполагает
постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы
назначения и перемещения и детальное изучение социально-психологического
климата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в Японии
на крупных фирмах. [8,
c. 165]
Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечении
определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение
руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам
которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности.
Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных
фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это
американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.
По истечении определенного периода, допустим 5 лет работы в
должности начальника цеха, он проходит переподготовку в школе менеджеров с
полным комплексом необходимых исследований. Если его профессиональные знания и
умения, потенциал и квалификация, здоровье и работоспособность высокие, а
взаимоотношения в трудовом коллективе бесконфликтные, то он рекомендуется к
занятию более высокой должности посредством назначения или выборов.
Если потенциал руководителя средний, но он обладает
профессиональными знаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности,
имеет хорошее здоровье и психологически устойчив, то он рекомендуется к
перемещению на другую должность. Например, начальником другого цеха. «Новая
метла по-новому метет», — гласит народная мудрость. [3,c. 410]
В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессиональная
подготовка не соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе
существуют конфликты, тогда решается вопрос о его понижении в должности или
увольнении за грубые нарушения философии предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|