ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
КАРЬЕРНОГО РОСТА
2.1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ГОССЛУЖБЕ
Государственная служба России – важнейший инструмент власти,
экономики, социальной сферы, национальной безопасности. Однако нынешний
государственный аппарат из-за внутренних противоречий не приспособлен для решения
многих стратегических задач. Одна из основных причин - некомпетентность
госслужащих и несоответствие занимаемой должности. Издержки проявляются и в
низкой эффективности работы госорганов, высокой степени отчуждения от них
граждан, снижении престижа госслужбы. Реформа системы госслужбы назрела давно и
уже стала необходимостью.
Движение по ступеням служебной иерархии у всех складывается
по-разному. Одни работники быстро делают карьеру — легко взбираются по
служебной лестнице, преодолевая, а то и минуя одну ступень за другой. Другие,
подолгу пребывая в одной и той же должности, как бы «застревают» в начале
лестничного марша и до поры до времени смиряются с таким положением, иногда и
вовсе переставая думать о дальнейшем росте.
С лестницей, как известно, связана одна особенность: чем выше
по ней поднимаешься, тем больше подвергаешься риску упасть. Должностной рост не
бывает легким и бесконфликтным. Способность легко подняться на одну или
несколько ступеней не гарантирует такой же успех при восхождении на следующие.
А то и вовсе может происходить служебный регресс. В чем же причина? [5,c. 251]
В любом управленческом коллективе работник может достигать
своего уровня некомпетентности, если должностная ступень оказалась для него
слишком высокой. Госслужащий с низким образовательным потенциалом, не имеющий
надлежащего опыта управленческой работы или просто не предрасположенный к
умственному труду в интенсивном режиме, может оказаться профессионально
несостоятельным уже в самом основании пирамидальной должностной структуры.
Человек, хорошо зарекомендовавший себя в роли специалиста
(функционального или обеспечивающего), будучи назначенным на руководящую
должность, например, начальником отдела, против всех ожиданий может оказаться
некомпетентным именно в такой роли. Или компетентный ученый в области
экономики, попав на практическую руководящую работу в органах государственной
власти и управления, вполне может показать себя как некомпетентный
администратор. Дело в том, что всякое движение по ступеням служебной иерархии
(не только по вертикали, но и по горизонтали) может порождать неожиданную
некомпетентность в связи с открывающимися обязанностями. При вступлении в новую
должность требуется проявлять способности, в которых не было нужды на
предыдущих должностях.
В то время, пока госслужащий осваивается в новой должности,
он может оставаться частично некомпетентным. В зависимости от умения
адаптироваться в новом качестве, работник может достигать наибольшей
профессиональной некомпетентности постепенно, накапливая ее в результате
неоднократной смены труда. Вполне возможно, что дальнейшего должностного роста
не будет, но не исключено, что при определенном стечении обстоятельств госслужащему
не закрыт путь к еще большей некомпетентности. Если обладатель руководящей
должности будет иметь в своем окружении сотрудников, достигших, как и он,
своего предела некомпетентности, хорошего ждать не приходится. Рано или поздно
случится то, что предопределено уровнем общей некомпетентности — начальник, как
не справившийся с возложенными на него обязанностями, будет смещен с
должности. Иное дело, если чиновник окружает себя компетентными кадрами и
умело опирается на их коллективный разум, что позволяет достигать хороших
результатов. Это тот случай, когда частичная некомпетентность руководителя
компенсируется профессионализмом подчиненного персонала. Такой, по сути,
ограниченно компетентный госслужащий вполне может продолжать движение по
служебной лестнице вверх. [9,c. 304]
Череда восхождений до уровня высших должностей гражданской
службы сопровождается достижением таких пределов индивидуальной
некомпетентности, что трансформировать ее в компетентность бывает
затруднительно сказываются накопленная критическая масса непрофессионализма,
недостаток образовательного и творческого потенциала, предельный возраст,
ухудшение здоровья и другие факторы.
Госслужащие, занимающие высшие и главные должности
гражданской службы, не сами управляют, не сами вырабатывают решения, хотя
окончательный выбор бывает за ними. Их дело - организовывать и направлять
деятельность других, вырабатывать и проводить в жизнь идеологию государственного
управления применительно к своему участку руководства. И здесь огромную роль
играет административный аппарат, на который вынужден опираться чиновник.
В иерархический системе госслужбы работники перемещаются на
другие участки деятельности как снизу вверх, так и по горизонтали, в силу
ротаций, чтобы заполнить образующиеся по разным причинам вакансии. Это только
кажется, что подобные перемещения происходят чуть ли не спонтанно, хаотично.
Ничего подобного. Здесь во всем существует внутренняя предопределенность, своеобразная
логика, срабатывают определенные принципы и методы. Их анализ дает богатую пищу
для размышлений. [10, c.
603]
2.2. СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ
Казалось бы, наиболее предпочтительным следует считать метод
продвижения по результатам деятельности. Легче всего руководствоваться этим
принципом в тех структурах, где умеют формулировать цели и задачи управленческой
деятельности в количественно и качественно измеряемых показателях. В таких
условиях проще установить заслуги отдельно взятого работника в общем балансе результатов
организации. Объективнее оценивается компетентность специалиста, руководителя,
так как она напрямую увязывается с получением искомого результата управленческой
деятельности. Однако данный метод, иначе называемый продвижением по заслугам,
не получил должного распространения, поскольку выдвигать научно обоснованные
цели и объективно оценивать, насколько выполняемая работа служит их
достижению, - задача не из простых, и ее еще не научились решать как следует.
Широко применяется на практике метод продвижения по принципу
преданности. Если сотрудник «вписался» в локальную (уровень отдела, комитета)
или общую (уровень департамента, администрации в целом) команду, отличается
лояльностью к начальству и не делает сколько-нибудь заметных ляпов в работе, то
при вынесении решения о его выдвижении профессионализм уходит на второй план и
в расчет берется именно этот принцип.
Продвижение за исполнительное усердие тоже практикуется
достаточно часто. Усердие, желание угодить начальству предопределяют перевод
госслужащего на вышестоящую вакантную должность, даже если он и не «хватает
звезд с неба».
Продвижение на основе предпочтительности мнения —
распространенный метод назначения. За основу принятия решения о заполнении
вакансии принимается какое-то конкретное субъективное мнение (чаще всего непосредственного
начальника), вне зависимости от профессиональной компетентности работника. Или
речь идет о продвижении на основании тайных предпочтений, когда причины
принятия кадровых решений остаются неизвестными. [11,c. 317]
Продвижение по выслуге лет — здесь во главу угла положен
подход — «необходимо отблагодарить работника за многолетний труд».
Это далеко не полный перечень методов должностных
продвижений, в результате которых многие госслужащие оказываются «не на своем
месте». В том, что некоторые специалисты пребывают на уровне некомпетентности,
но сами так не считают и верить в это не хотят, кроется большая опасность для
системы государственной службы. Порой трудно бывает установить, в чем причина
низкой эффективности управленческой деятельности — в самих ли госслужащих, в
оргструктуре управления, в методах кадровой работы или в других элементах самой
системы госслужбы.
Нередко в деятельности чиновников госслужбы проявляется
действие принципа аппаратной регрессии. Бюрократические препоны начинают
ограничивать эффективную работу отдельных руководителей и специалистов, в
коллективе формируется покровительственное отношение к посредственным
работникам, защищается некомпетентность тех, кто в своем профессиональном
развитии остановился и не хочет двигаться дальше. Всякий посредственный работник,
крепко «зацепившийся» за должность, начинает все больше и больше работать на
понижение коэффициента полезности своего управленческого рабочего места. И если
критическая масса таких работников начинает превалировать в аппарате,
регрессия последнего гарантирована.
Государственная служба - вроде бы один корабль, вот только
штурвалов на этом корабле много. И всякий «капитан» крутит доставшийся ему штурвал
так, как заблагорассудится. Всегда ли заданные «капитанами-чиновниками»
движения совпадают с общезаданным курсом? Практика показывает, что нет. Иначе
не стоял бы вопрос о радикальном переустройстве государственной службы. [6, c. 382]
2.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА ГОССЛУЖБЫ
В июле 2004 г. был принят федеральный закон «О государственной
гражданской службе РФ». Закон стал очередным шагом в реформировании госслужбы,
которое осуществляется поэтапно, начиная с 2000 г. До конца 2005 г. должна быть
создана стабильная система государственной службы, подконтрольная и открытая
гражданскому обществу, разработаны и внедрены действенные механизмы ее
функционирования.
Задача создания единой государственной гражданской службы
решается путем унификации реестров должностей государственных гражданских
служащих — вводится единый реестр для всех видов гражданской службы.
Для совмещения различных видов государственной гражданской
службы закон меняет структуру должностей. Это позволит более детально
выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату
и социальные гарантии. Также обеспечит совместимость разных мест работы для
человека, который, к примеру, уходит с военной службы на гражданскую или
приходит с гражданской службы субъекта Федерации на гражданскую службу РФ.
Если он ушел в ранге советника, то и в другое место должен прийти в том же
ранге. Его оклад, пенсия и прочее будут, таким образом, абсолютно соотносимы.
Закон устанавливает более высокие стандарты для чиновников:
например, сокращается срок между аттестациями с четырех до трех лет. Он также
меняет требования к специализации кадров и предусматривает нововведения, позволяющие
отобрать именно нужных специалистов. Основной формой соглашения о приеме на
работу станет служебный контракт. При этом срочные служебные контракты
коснутся преимущественно руководителей, их заместителей и помощников. Для
повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих
обязанностей вводится должностной регламент. Он включает в себя квалификационные
требования, перечень вопросов, по которым чиновник вправе самостоятельно
принимать решения, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и
организациям.
Один из важных моментов нового закона — конкурсный прием на
государственные должности. Несмотря на то, что в старом законе конкурс тоже
прописан, до сих пор многие работники принимаются на государственные должности
без участия в нем. Новый закон ужесточает требования к конкурсу.
Вместо старых групп, категорий и разрядов вводятся группы,
категории и чины. Учреждаются четыре категории должностей государственной
гражданской службы: «руководители», «помощники» («советники»), «специалисты» и
«обеспечивающие специалисты». [15, c. 192]
Должности подразделяются на следующие группы: «руководители»
и «помощники» относятся к высшей, главной и ведущей; «специалисты» - к высшей,
главной, ведущей и старшей; «обеспечивающие специалисты» - к главной, ведущей,
старшей и младшей группам гражданской службы.
Вместо квалификационных разрядов устанавливаются классные
чины, причем присвоение чина будет осуществляться по результатам
квалификационного экзамена персонально. Классные чины государственной
гражданской службы подразделяются на 1-й, 2-й и 3-й классы — действительный
государственный советник РФ (высшая группа), государственный советник РФ
(главная группа), советник гражданской службы (ведущая группа), референт
гражданской службы (старшая группа) и секретарь гражданской службы (младшая
группа).
Таким образом, в системе государственной службы выстраивается
весьма внушительная иерархия распределения работников по ступеням компетенции.
Принципиально важно, чтобы статус каждого госслужащего нашел
реальное отражение в должности и классном чине. Работник (гражданин) должен
поступать именно на государственную службу (на служение Отечеству), а не
просто на работу в государственный орган власти и управления.
Заметим, что по большому счету в России государственной
гражданской службы нет до настоящего времени. Принятая в 2002 г. Программа
реформирования госслужбы (2003—2005 гг.), утвержденная Указом президента РФ,
обязывает реформировать то, что еще не сложилось. Законодательство,
призванное регулировать отношения в этой сфере деятельности, лишь только
формируется. Продолжается трудовой наем на работу в тот или иной орган власти и
управления в соответствии с общим трудовым законодательством. Поэтому
правильнее вести речь не о реформировании системы госслужбы, а о формировании
принципиально нового социального института государственной власти. Понимать,
это – значит культивировать новое качество трудовых, правовых и
психологических отношений в системе госслужбы. [14, c. 96]
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ НА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
3.1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Современный этан государственного строительства и
формирования гражданского общества в России напрямую связан с решением
стратегических вопросов организации и правового обеспечения институтов
государственной и муниципальной службы. Концепция реформирования системы
государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15
августа 2001 г. предусматривает кардинальное обновление федерального
законодательства не только в сфере государственной службы, что неминуемо
повлечет за собой пересмотр многих положений законодательств субъектов
Российской Федерации, а также приведение в соответствие с ними иных нормативных
правовых актов, в том числе внесение изменений в законодательство о
муниципальной службе.
В этой связи чрезвычайно важен вопрос о единстве природы и
особенностях правового обеспечения государственной службы и муниципальной
службы. При этом имеются в виду государственная гражданская служба и
муниципальная служба, которая также является разновидностью гражданской публичной
службы. Рассмотрение природы и особенностей правового обеспечения этих видов
службы предполагает выявление общего и особенного в правовом статусе
государственных гражданских и муниципальных служащих.
Действующее российское законодательство вполне определенно
устанавливает организационно-правовые формы, в которых осуществляются
государственная и муниципальная службы, и соответственно ограничивает круг
лиц, которые обладают статусом государственных и муниципальных служащих.
Организационно-правовой формой прохождения государственной
службы являются органы государственной власти Российской Федерации иные
государственные органы, образуемые в соответствии с Конституцией РФ и
федеральными законами, лица, имеющие статус федеральных государственных служащих,
либо государственные органы субъектов Федерации, образуемые в соответствии с
конституциями (уставами) и региональными законами, - лица, получающие статус
государственных служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.
Организационно-правовой формой муниципальной службы являются органы местного
самоуправления, - лица со статусом муниципальных служащих. Отсюда видно, что
общим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных и
муниципальных служащих, является форма публичной власти, обеспечивающая
единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. [14, c. 547]
Отличия проистекают не только из территориального масштаба,
но и из самой сферы властно-управленческой деятельности, выражаемой институтами
государственной либо муниципальной службы, из функциональной специфики,
особенностей компетенции и полномочий государственных органов либо органов
местного самоуправления. Отличия во многом обусловливаются также и тем, какая
правовая доктрина господствует при создании законодательной базы и
осуществлении нормотворчества в данной сфере общественных отношений.
По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления
отделены от органов государственной власти, а значит, и муниципальная служба
не входит в единую систему государственной службы Российской Федерации. Именно
здесь заключена суть одного из важнейших доктринальных положений, определяющих
конституционные основы местного самоуправления (наряду со ст. 130-133) и
принципы его правового обеспечения в современной России, которые сформулированы
с учетом Европейской хартии честного самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|