Рисунок 4 – Динамика товарной продукции и
себестоимости
По данным таблицы 2 и рисунка 4,
наблюдается рост товарной продукции, относительно 2003 года товарная продукция возросла
на 752 725 тыс. рублей (26,91 %). При этом выпуск холодильников и
морозильников возрос по сравнению с 2003 годом на 64 214 шт. (14,33 %), а
выпуск компрессоров на 106 829 шт. (14,46 %). Рентабельность товарной продукции
увеличилась в 1,56 % раза и составила 4,37 %.
По итогам работы
за 2004 год ОАО “ Красноярский завод холодильников ”Бирюса“ получена прибыль в
размере 50 117 тысяч рублей.
В 2004 году региональная отгрузка
холодильников имела структуру, представленную на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура отгрузки
холодильников по регионам
По структуре отгрузки большая доля поставок
приходится на Сибирь(53,8%) и Москву(14,05%), при этом наметилась тенденция
расширения рынка на Запад, его доля поставок по сравнению с 2003 годом
увеличилась на 3,65% и составила в 2004 году 12,45%(71,328 тыс.штук).
Рынки сбыта продукции ОАО “КЗХ “Бирюса
·
Россия;
·
Казахстан;
·
Туркменистан;
·
Узбекистан;
·
Монголия;
·
Пакистан.
Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на
сбыт продукции ОАО “КЗХ “Бирюса”:
·
задержки
выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;
·
укрепление
рубля относительно доллара США и евро;
·
снижение
таможенных пошлин на ввоз в Россию бытовой холодильной техники.
Практика деятельности в отношении
оборотного капитала и запасов
Политика ОАО «КЗХ «Бирюса» в области управления запасами
направлена на оптимизацию общего размера и структуры запасов, минимизацию
затрат на их обслуживание и бесперебойное обеспечение производства материалами
и покупными комплектующими изделиями.
Факторы конкурентоспособности ОАО “КЗХ “Бирюса”:
·
качество
выпускаемой продукции;
·
цена;
·
дизайн;
·
ассортимент
выпускаемой продукции;
·
известность
торговой марки;
·
территориальное
расположение.
Рисунок 6 – Основные
конкуренты ОАО “КЗХ “Бирюса”:
Планы будущей деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса»
В 2005 г. на ОАО “КЗХ “Бирюса” планируется:
1.
Внедрение новых 11 моделей бытовых холодильников;
2.
Модернизация оборудования и оснастки по переходу на
изготовление пенополиуретановой теплоизоляции на циклопентане – вспениватель не
разрушающий озоновый слой земли;
3.
Внедрение технологии порошковой окраски
холодильников для снижения вредных выбросов в атмосферу.
Анализ тенденций развития в сфере
основной деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса»
Рынок
бытовой электротехники считается наиболее развитым розничным направлением, и
как следствие, наиболее конкурентным. При этом можно утверждать о существенном
за посткризисный период увеличении спроса на холодильники. Несмотря на то, что
в целом объемы производства холодильной техники в РФ еще не вернулись к уровню 1993 г., 2004 г. для отрасли был лучшим за последние пять лет. Выпуск холодильников в РФ в 2004 г. составил 2 527 387 шт., что примерно на 16,4 % больше выпуска в 2003 г.
Рисунок
7 – Производство холодильников в РФ за период
2000-2004 г.г.
Прирост
рынка в целом ожидается и в 2005 году в пределах 12%. Рост рынка обусловлен,
прежде всего, увеличением покупательской способности, а так же процессом
массовой замены потребителями бытовой техники купленной в конце 80-х годов.
Кроме того, на динамику рынка влияет приход новых технологий.
Еще
одна глобальная тенденция – смещение потребительского спроса в сторону более
качественной техники. Потребитель постепенно переходит на более
высокотехнологичный, функциональный продукт, что становится ключевым фактором
успеха производителя. Следствие этой тенденции – рост импорта в Россию бытовых
холодильников.
Как
следствие роста рынка, наблюдается другая важная тенденция – снижение
концентрации бизнеса, увеличение объема инвестиций в развитие структуры
производства и торговли бытовой техники.
Рисунок
8 – Производство холодильной техники на ОАО
“КЗХ “Бирюса”
Емкость
рынка БХТ РФ в 2004 г.
Рисунок 9 – Количество БХТ РФ в 2004 г (шт.)
Рисунок 10 – Доля рынка
БХТ РФ в 2004 г
Сведения об
общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме
продаж
Рисунок 11 – Общая
сумма экспорта
Рисунок 12 – Доля,
экспорта в общем объеме продаж
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Общий анализ финансового состояния.
Финансовое состояние предприятия характеризуется
системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых
ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность
предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение
небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих
объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и
убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и
кредиторами.
Для решения
вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ОАО
«КЗХ «Бирюса» за 2003-2004 год, а именно:
·
бухгалтерский
баланс (форма №1 по ОКУД);
·
отчет о
прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД);
При
проведении анализа финансового состояния использовались следующие приемы и методы:
· горизонтальный и вертикальный
анализы;
· анализ коэффициентов (относительных
показателей);
· сравнительный анализ
Сравнительный
аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения
однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и
дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики.
Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих
статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает
показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.
Финансовое
состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств
(активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств,
то есть пассивов). Все это представлено в бухгалтерском балансе предприятия.
Для анализа
финансового состояния организации данные бухгалтерского баланса должны быть
представлены таким образом, чтобы ожидаемые оценки сохранения организацией в ближайшем будущем своей экономической
жизнеспособности, т.е. способности продолжать свою деятельность и исполнять
обязательства.
·
активы организации – это расходы, которые произведены с
целью извлечения будущих экономических выгод;
·
обязательства организации – это права требования
кредиторов, которые должны быть выполнены в полном объеме и в срок на
оговоренных сторонами (или обязательных к исполнению) условиях;
·
капитал –
это сбережения собственника, которые должны обеспечить ему доходы в будущем в
соответствии с вложенным капиталом.
Первым этапом анализа финансового положения
предприятия, является оценка имущественного положения на основе бухгалтерского
баланса (форма №1) с использованием вертикального и горизонтального анализов,
которые дают наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре
средств и их источников, а также динамики этих изменений. Рассмотрим таблицу 3
- Сравнительный аналитический баланс (тыс. руб.)
Таблица
3 - Сравнительный аналитический баланс
тыс.руб.
АКТИВ
|
Код
|
Абсолютные
величины в руб.
|
Удельные
веса, %
|
Изменения,
+,-
|
2003
|
2004
|
2003
|
2004
|
Абс. величин
|
Уд. весов
|
В % на нач.
года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
I.
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
Нематериальные
активы
|
110
|
49
|
48
|
0,0035
|
0,0029
|
-1
|
-0,0005
|
-2,04
|
Основные
средства
|
120
|
710 977
|
729 318
|
50,36
|
44,40
|
18 341
|
-5,96
|
2,58
|
Незавершенное
строительство
|
130
|
271 012
|
272 963
|
19,20
|
16,62
|
1 951
|
-2,58
|
0,72
|
Долгосрочные
финансовые вложения
|
140
|
334
|
334
|
0,02
|
0,02
|
0
|
0,00
|
0,00
|
Отложенные
налоговые активы
|
145
|
5 934
|
36 859
|
0,42
|
2,61
|
30 925
|
2,19
|
521,15
|
Прочие
внеоборотные активы
|
150
|
374
|
249
|
0,03
|
0,02
|
-125
|
-0,01
|
-33,42
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после
отчетной даты)
|
230
|
50 123
|
48 737
|
3,55
|
2,97
|
-1 386
|
-0,58
|
-2,77
|
ИТОГО по
разделу I
|
190
|
1 038 803
|
1088508
|
73,58
|
66,27
|
49 705
|
-7,31
|
4,78
|
II.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запасы
|
211
|
174 736
|
276 883
|
12,38
|
16,86
|
102 147
|
4,48
|
58,46
|
Незавершенное
производство
|
213
|
23 812
|
29 142
|
1,69
|
1,77
|
5 330
|
0,09
|
22,38
|
Готовая
продукция и товары для перепродажи
|
214
|
63 522
|
81 010
|
4,50
|
4,93
|
17 488
|
0,43
|
27,53
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после
отчетной даты)
|
240
|
81 903
|
120 988
|
5,80
|
7,37
|
39 085
|
1,56
|
47,72
|
Денежные
средства
|
260
|
3791
|
3 112
|
0,27
|
0,19
|
-679
|
-0,08
|
-17,91
|
Прочие
оборотные активы
|
270
|
25186
|
42853
|
1,78
|
2,61
|
17 667
|
0,82
|
70,15
|
ИТОГО по
разделу II
|
290
|
372 950
|
553 988
|
26,42
|
33,73
|
181 038
|
7,31
|
48,54
|
БАЛАНС
|
300
|
1 411 753
|
1 642 496
|
100,00
|
100,00
|
230 743
|
0,00
|
16,34
|
ПАССИВ
|
|
III. КАПИТАЛ
И РЕЗЕРВЫ
|
|
Уставный
капитал
|
410
|
394 255
|
394 255
|
27,93
|
24,00
|
0
|
-3,92
|
0,00
|
Накопленный
капитал
|
470
|
601 949
|
652 066
|
42,64
|
39,70
|
50 117
|
-2,94
|
8,33
|
ИТОГО по
разделу III
|
490
|
996 204
|
1 046 321
|
70,57
|
63,70
|
50 117
|
-6,86
|
5,03
|
|
Продолжение
таблицы 3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
Долгосрочные
обязательства
|
590
|
11 448
|
20 686
|
0,81
|
1,26
|
9 238
|
0,45
|
80,70
|
ИТОГО по
разделу IV
|
600
|
11 448
|
20 686
|
0,81
|
1,26
|
9 238
|
0,45
|
80,70
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
Краткосрочные
обязательства
|
610
|
61 631
|
183 628
|
4,37
|
11,18
|
121 997
|
6,81
|
197,95
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
132 826
|
212 324
|
9,41
|
12,93
|
79 498
|
3,52
|
59,85
|
задолженность
по налогам и сборам
|
624
|
78 295
|
44 193
|
5,55
|
2,69
|
-34 102
|
-2,86
|
-43,56
|
прочие
кредиторы
|
625
|
117 938
|
121 933
|
8,35
|
7,42
|
3 995
|
-0,93
|
3,39
|
Прочие
краткосрочные обязательства
|
660
|
13 411
|
13 411
|
0,95
|
0,82
|
0
|
-0,13
|
0,00
|
ИТОГО по
разделу V
|
690
|
415 549
|
596 175
|
29,43
|
36,30
|
180 626
|
6,86
|
43,47
|
БАЛАНС
|
700
|
1 411 753
|
1 642 496
|
100,00
|
100,00
|
230 743
|
0,00
|
16,34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|