Срок
прогнозного периода зависит от ряда факторов: уровня и темпа инфляции; типа
объекта; климатических условий, в которых он функционирует, и др. В
международной оценочной практике принято принимать средний срок проекта, если
иное не предусмотрено дополнительными условиями, равным 7 – 10 годам. Для
российских условий типичным сроком проекта можно принять период, равный 3-5
годам.
В
соответствии с принципом ожидания основной оценки рыночной стоимости доходным
методом является ЧОД, который способен генерировать в стоимость посредством
дисконтирования. Этот доход должен быть спрогнозирован для каждого года
использования объекта. Расчет ЧОД выполняется путем прогноза формирующих его
доходов и расходов.
Для
прогнозирования денежного потока от реверсии обычно выбирается один из трех
способов:
·
прямое задание
величины реверсии;
·
прогнозирование
тенденции изменения стоимости собственности за период владения;
·
применение
ставки дисконтирования к потоку денежных средств после уплаты налогов
послепрогнозного периода.
Ставка
дисконтирования определяется как средняя норма прибыли, которую инвесторы
ожидают получить на капиталовложения в схожие объекты в условиях данного рынка.
Поскольку норма прибыли прямо пропорциональна риску, ставка дисконтирования
прямо зависит от того, насколько высоко средний оценивает уровень риска,
связанный с вложением средств в покупку данной недвижимости. Чем выше уровень
риска, тем больше ставка дисконтирования и соответственно меньше стоимость
будущих доходов. При расчете ставки дисконтирования следует учитывать, что она
рассматривается как нижний предельный уровень доходности вложений, при котором
инвестор допускает возможность вложений своих средств в данный объект,
учитывая, что имеются альтернативные вложения, предполагающие получение дохода
с той или иной степенью риска. Для расчета ставки дисконтирования используется
несколько методик, наиболее предпочтительными из которых являются метод цены
капитальных вложений и метод суммирования.
Так
как метод суммирования был рассмотрен выше, то остановимся подробнее на методе
цены капитальных вложений.
Этот
метод расчета ставки дисконтирования основан на анализе информации фондового
рынка. Расчет производится на основании трех компонентов:
·
номинальная
безрисковая ставка;
·
общая
доходность рынка в целом (среднерыночный портфель ценных бумаг);
·
коэффициент
бета.
При
расчете номинальной безрисковой ставки можно пользоваться показателями по
безрисковым операциям – как среднеевропейскими, так и российскими. Для
повышения точности расчета безрисковую составляющую ставки дисконтирования
можно вычислять исходя из данных о котировках отечественных и европейских
ценных бумаг.
В
качестве среднерыночной доходности используется доходность по сбалансированному
инвестиционному портфелю ценных бумаг. Список акций на основе котировок которых
рассчитывается средняя доходность, регулярно публикуется в средствах массовой
информации и в Интернете.
Метод
расчета коэффициента бета заключается в анализе ключевых факторов
макроэкономического, отраслевого, финансового и законодательного рисков,
оказывающих влияние на компанию.
Процесс
расчета настоящей стоимости осуществляется посредством приведения к текущей
стоимости будущих денежных потоков по каждому периоду проекта на основе
применения теории денежной стоимости во времени и заключается в последующем
сложении всех полученных значений и выручки от продажи (реверсии).
Хотелось
бы отметить, что в условиях развитого рынка недвижимости все три подхода при
использовании достоверных данных должны приводить к примерно одинаковым
результатам. Результат оценки, полученный каким-либо методом, существенно
отличающийся от других, является симптомом того, что в процессе оценки была
либо использована недостоверная информация, либо была допущена ошибка
методического или математического характера.
Чтобы
составить итоговое заключение о рыночной стоимости объекта недвижимости,
необходимо провести окончательное согласование результатов оценки. Для этого
нужно придать весовые коэффициенты результатам оценки, полученным каждым из
трех подходов. Весовые коэффициенты показывают, какая доля стоимости,
полученной в результате использования каждого из применяемых методов оценки,
присутствует в итоговой величине рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Согласование
результатов, так же как и цели оценки, в какой-то степени отражает адекватность
применения каждого из подходов. Так, если результаты оценки необходимы для
страхования объекта, предпочтение отдается затратному подходу. Если необходимо
определить рыночную стоимость объекта для купли-продажи, то чаще используют
методы доходного и сравнительного подходов. Если результаты оценки необходимы
для того, инвестировать определенные средства в развитие объекта недвижимости,
то лучше использовать один из методов доходного подхода.
2.1 Характеристика ОАО
"КЗХ "Бирюса"
История создания
ОАО "КЗХ "Бирюса"
Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество "Красноярский завод
холодильников "Бирюса"
Сокращенное наименование: ОАО "КЗХ "Бирюса"
Организационно-правовая
форма: открытое акционерное общество
Введено: 23.09.1996 г. связи с приведением в соответствие с
Федеральным законом “Об акционерных обществах” № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.
Сведения о создании и развитии ОАО «КЗХ
«Бирюса»
1963 г., 13 августа Правительством принято
решение о создании на предприятии п/я 32 (впоследствии завод “Красмаш”)
производства бытовых холодильников
1964 г., 20 августа С конвейера сходит первый
холодильник “Бирюса", начат серийный выпуск
1969 г., 21 января Правительством принято
решение по созданию производства компрессоров на базе импортного оборудования с
проектной мощностью один миллион штук в год и увеличению мощности по выпуску
холодильников до семисот тысяч штук в год
1971 г., 20 апреля Закончено строительство
производственных корпусов завода компрессоров, монтаж и отладка оборудования
без привлечения иностранных специалистов.
На вновь созданном производстве изготовлен первый компрессор
с улучшенными техническими параметрами
1985 г. Комплекс производства
холодильников и компрессоров преобразован в “Красноярский завод
холодильников"
1991 г. Завод холодильников
зарегистрирован как самостоятельное государственное предприятие
1993 г., 12 августа Завод холодильников
зарегистрирован как акционерное общество открытого типа “Красноярский завод
холодильников “Бирюса"
1997 г., 13 августа Без привлечения иностранных
специалистов закончен монтаж оборудования первой очереди нового завода
компрессоров, изготовлен первый компрессор нового типа
1998 г. Выпускаемые заводом новые
компрессоры испытаны в сертификационном центре TUV (Германия), получены сертификаты на соответствие Европейским
нормам.
Освоение продукции нового типа – морозильники-лари,
витрины-шкафы, витрины-прилавки
2001 г. За высокую деловую активность
и эффективную деятельность по итогам работы в 2001 году предприятие отмечено
дипломом победителя конкурса “1000 лучших предприятий России - 2001”
2003 г. Изготовлены первые
промышленные образцы медицинского оборудования.
Медицинская продукция завода признана на
Всероссийском рынке.
Получен сертификат на систему качества новой версии ИСО
9001-2000
ОАО “КЗХ “Бирюса” создано на неограниченный
срок деятельности.
Цель создания
общества отражена в статье 4 Устава ОАО “КЗХ “Бирюса”:
4.1. Целью
Общества является получение прибыли.
Миссия ОАО
“КЗХ “Бирюса”:
“Совместно с
партнерами Мы взаимовыгодно произведем и реализуем компрессоры и холодильную
технику “Бирюса” – доступную для удовлетворения потребностей людей в сохранении
качества продуктов.
Бизнес ОАО
“КЗХ “Бирюса” станет неиссякаемым источником по обеспечению достойного уровня
жизни работников завода, исполнения интересов акционеров и общества в целом”.
Основная хозяйственная деятельность ОАО «КЗХ «Бирюса»
Основной вид деятельности – производство
бытовых электрических приборов.
Рисунок
1 - Доля доходов от основной деятельности в общих доходах ОАО «КЗХ «Бирюса», %
Рисунок 2 -
Абсолютное изменение размера доходов от основной деятельности по сравнению с
предыдущим периодом, тыс.руб.
Рисунок 3 - Относительное изменение размера доходов
от основной деятельности по сравнению с предыдущим периодом, %
Таблица 1 - Основные виды продукции ОАО
“КЗХ “Бирюса”
тыс.руб.
№№ пп
|
Наименование
|
Холодильники и
морозильники
|
Торговое
оборудование
|
Компрессоры
|
2000 год
|
1
|
Объем производства,
шт.
|
234619
|
22415
|
331888
|
2
|
Средняя цена, руб.
|
2997,4
|
6235,0
|
560,4
|
3
|
Объем выручки от
продаж, тыс. руб.
|
710448
|
136208
|
169818
|
4
|
Доля от общего
объема выручки, %
|
61,1
|
11,7
|
14,6
|
5
|
Темп роста цен, %
|
132,6
|
120,1
|
143,5
|
2001 год
|
1
|
Объем производства,
шт.
|
282871
|
24451
|
325607
|
2
|
Средняя цена, руб.
|
3518,0
|
6573,6
|
602,3
|
3
|
Объем выручки от
продаж, тыс. руб.
|
994700
|
160129
|
206541
|
4
|
Доля от общего
объема выручки, %
|
65,6
|
10,6
|
13,6
|
5
|
Темп роста цен, %
|
117,4
|
105,4
|
107,5
|
2002 год
|
1
|
Объем производства,
шт.
|
318553
|
29275
|
406623
|
2
|
Средняя цена, руб.
|
3923,1
|
6962,2
|
630,3
|
3
|
Объем выручки от
продаж, тыс. руб.
|
1244587
|
205933
|
260251
|
4
|
Доля от общего
объема выручки, %
|
64,5
|
10,7
|
13,5
|
|
5
|
Темп роста цен, %
|
111,5
|
105,9
|
104,6
|
2003 год
|
1
|
Объем производства,
шт.
|
441535
|
35196
|
738933
|
2
|
Средняя цена, руб.
|
4153,1
|
6838,2
|
692,8
|
3
|
Объем выручки от
продаж, тыс. руб.
|
1808310
|
236790
|
497514
|
4
|
Доля от общего
объема выручки, %
|
64,4
|
8,4
|
17,7
|
5
|
Темп роста цен, %
|
105,9
|
98,2
|
109,9
|
2004 год
|
1
|
Объем производства,
шт.
|
503426
|
69507
|
845762
|
2
|
Средняя цена, руб.
|
4660,1
|
6977,4
|
735,4
|
3
|
Объем выручки от
продаж, тыс. руб.
|
2360280
|
477000
|
602526
|
4
|
Доля от общего
объема выручки, %
|
66,3
|
13,4
|
16,9
|
5
|
Темп роста цен, %
|
112,2
|
102,0
|
106,1
|
ОАО
“Красноярский завод холодильников “Бирюса” является производителем бытовых
холодильников, морозильных камер и торговых витрин объёмом от 160 до 610 литров и запасных частей к ним.
Выпуск холодильников и морозильников возрос
по сравнению с 2003 годом на 64 214 штуки и составил 512 276 холодильников. Объем
товарной продукции вырос на 26,91% при увеличении выпуска на 14,33%.
Рентабельность товарной продукции составила 4,37%.
Таблица 2 - Основные экономические
показатели
тыс.руб.
Наименование
показателя
|
Ед. изм.
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
Откл-я
2004-03,%
|
Объем товарной продукции
|
тыс. руб.
|
1 118 902
|
1 462 928
|
1 882 821
|
2 797 287
|
3 550 012
|
26,91
|
Выпущено холодильников
|
шт.
|
257 034
|
297 639
|
333 418
|
448 062
|
512 276
|
14,33
|
Выпущено м/к
|
шт.
|
301 234
|
325 607
|
406 623
|
738 933
|
845 762
|
14,46
|
Себестоимость
|
тыс. руб.
|
1 067 381
|
1 395 625
|
1 807 094
|
2 721 117
|
3 401 382
|
25,00
|
Чистая прибыль
|
тыс. руб.
|
15 724
|
21 624
|
-352
|
-6 590
|
50 117
|
660,50
|
Рентабельность товарной продукции
|
%
|
4,83
|
4,82
|
4,19
|
2,80
|
4,37
|
56,07
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|