В
Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки,
подходов к оценке и методов оценки. Помимо определения рыночной стоимости
объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости, отличных от
рыночной. К таким видам относятся:
·
стоимость
объекта оценки с ограниченным рынком товаров;
·
стоимость
замещения объекта оценки;
·
стоимость
воспроизводства объекта оценки;
·
стоимость
объекта оценки при существующем использовании;
·
инвестиционная
стоимость объекта оценки;
·
стоимость
объекта оценки для целей налогообложения;
·
ликвидационная
стоимость объекта оценки;
·
утилизационная
стоимость объекта оценки;
·
специальная
стоимость объекта оценки.
В
Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного,
сравнительного и доходного. Согласно требований Стандартов, оценщик при
проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования)
данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определять в
рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте
как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к
оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке
результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, при этом
согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна
быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не
предусмотрено иное.
Раздел
III Стандартов определяет основные требования к проведению оценки, этапы
проведения оценки, порядок сбора и обработки информации.
Оценка
объекта оценки может проводится оценщиком только при соблюдении требования к
независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации
об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию,
оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора
об оценке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять
заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об
оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной
деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету
об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации
фиксируется в договоре об оценке.
Статья
20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок действительности итоговой
величины стоимости объекта оценки для целей совершения сделок.
Международные стандарты оценки
В различных странах профессиональные
организации оценщиков присваивали профессиональный статус тем, кто имел
необходимое образование и достаточный опыт. Постепенно возникла потребность в
формулировке общих для мировой экономики принципов, идей и правил, что нашло
свое отражение в Стандартах оценки, Кодексах профессиональной этики оценщика и
других документах, разработанных в 60-70-х годах. В 1981 году был образован
Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Задачей Комитета
стала корректировка стандартов с учетом мнений разных стран и выявление
различий в формулировках или в применении Стандартов. Особенно важно для МКСОИ,
чтобы международные Стандарты оценки были признаны в международной
бухгалтерской и другой финансовой отчетности. Поэтому МКСОИ поддерживает
постоянные связи с Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета,
Международной федерацией бухгалтеров, Международным комитетом по аудиторской
деятельности, Международной организацией комиссий по ценным бумагам.
Каждый
Стандарт (их четыре) соответствует некоторому классу ситуаций, относящихся к
процессу оценки, и содержит следующие разделы: Введение; Область применения;
Определение; Взаимосвязь со Стандартами бухгалтерского учета; Формулировка
Стандарта; Замечания; Требования, предъявляемые к структуре отчета; Условия
отступления от Стандарта; Дата вступления в силу.
1.4 Лицензирование оценочной деятельности и
контроль за соблюдением лицензионных требований
Лицензирование
оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности
утверждается Правительством Российской Федерации. Орган, выдающий лицензию на
осуществление оценочной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением
требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с
федеральным законом об оценочной деятельности и законодательством Российской
Федерации о лицензировании.
Порядок
лицензирования и условия выдачи лицензий на осуществление оценочной
деятельности устанавливает Положение “О лицензировании оценочной деятельности”
от 11 апреля 2001 г. N 285, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации 11 апреля 2001 г. N 285 .
Лицензия выдается
на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:
а) оценка
стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ
(услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как
имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и
морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов;
б) оценка
стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ
(услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг),
а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов
внутреннего плавания, космических объектов;
в) оценка
стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ
(услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также
конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность;
г) оценка
стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг)
в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных)
капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов.
Требования к
лицензированию оценочной деятельности для физических лиц:
·
государственная
регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
·
наличие
документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в
области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным
органом образовательными программами;
·
уплата
сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.
Требования к
лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц:
·
государственная
регистрация в качестве юридического лица;
·
наличие в
штате юридического лица не менее одного работника, имеющего документ об
образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области
оценочной деятельности;
·
уплата
сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.
Отзыв лицензии на
осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:
·
признания
в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным
факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или
юридического лица;
·
признания
в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуального
предпринимателя или юридического лица банкротом;
·
признания
в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным
имеющегося у оценщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, документа
об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области
оценочной деятельности; если оценщиком является юридическое лицо - признания
недействительным документа об образовании работника этого юридического лица при
условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
·
выхода
данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему
лицензией на осуществление оценочной деятельности;
·
несоблюдения
требований, установленных законодательством Российской Федерации;
·
решения
суда, арбитражного суда, третейского суда.
Ходатайство об отзыве лицензии на
осуществление оценочной деятельности может быть представлено уполномоченным
органом, саморегулируемыми организациями, а также иными заинтересованными
лицами.
В соответствии с Положением о
лицензировании оценочной деятельности [22] на Минимущество России возлагаются
функции по лицензированию оценочной деятельности, в том числе по контролю за
соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности
(лицензиатов).
Объектом контроля является соблюдение
лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной
деятельности. Лицензионные требования и условия установлены в п.5 Положения о
лицензировании оценочной деятельности:
а) соблюдение лицензиатом законодательства
Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об
оценочной деятельности[23].
б) предоставление по запросу лицензирующего
органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом
лицензионных требований и условий;
в) осуществление страхования гражданской
ответственности оценщиков путем заключения договора страхования по указанным в
лицензии на осуществление оценочной деятельности работам (услугам) в области
оценочной деятельности либо по каждому заключаемому договору об оценке;
г) для лицензиата — юридического лица —
наличие в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий
получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу
лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности;
д) для лицензиата — индивидуального
предпринимателя — наличие документа об образовании, подтверждающего получение
профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии)
работам (услугам) в области оценочной деятельности.
Мероприятия по контролю будут включать в
себя документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз
отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие
решений.
Мероприятия по контролю будут
осуществляться на основе:
а) сводного плана контрольных мероприятий
Минимущества России, по плану территориального органа Минимущества России;
б) заявлений юридических и физических лиц,
государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том
числе территориальных органов Минимущества России, а также по предоставлению
сведений структурных подразделений об отчетах по оценке стоимости объектов
оценки, используемых в работе Минимущества России.
В случаях, если заявление не позволит
установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, или в заявлении
юридического или физического лица не указывается мотивированное нарушение
лицензиатом лицензионных требований и условий, мероприятия по контролю не будут
проводиться.
В отношении одного лицензиата плановое мероприятие
по контролю будет проводиться не более чем один раз в два года.
При проведении мероприятий по контролю
должностные лица не вправе будут:
·
проверять выполнение обязательных требований, не
относящихся к компетенции лицензирующего органа;
·
распространять информацию, составляющую охраняемую
законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
·
превышать установленные сроки проведения
мероприятий по контролю.
При проведении проверки должны будут
запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке
лицензиата, например:
·
договор об оценке объекта оценки;
·
приложения и изменения к данному договору;
·
отчет об оценке объекта оценки;
·
договор (страховой полис) страхования гражданской
ответственности оценщика;
·
учредительные документы со всеми изменениями и
дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве
юридического лица, индивидуального предпринимателя;
·
копии документов об образовании работников (для
юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение
профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области
оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами,
согласованными с лицензирующим органом и др.
По результатам мероприятия по контролю
должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку,
будет составляться акт проверки.
Основанием для приостановления действия лицензии
будут являться:
а) выявление лицензирующим органом,
государственными надзорными и контрольными органами, иными органами
государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом
лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение
ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также
обороноспособности и безопасности государства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|