Таким образом, менеджер должен
понять, что он всегда имеет дело в той или иной степени искаженной бухгалтерской
отчетностью и ей присущи и определенные парадоксы. Он также должен осознать
недостаточность отчетных данных для принятия управленческих решений. Роль
бухгалтерской отчетности не должна преувеличиваться, но ею нельзя и
пренебрегать.
2.2. Пользователи бухгалтерской
информации
Информационные запросы участников
хозяйственного процесса противоречивы как по составу показателей, так, что
особенно важно, и по методологии их исчисления. Методология бухгалтерского
учета не может быть и никогда не была беспристрастной. Любой методологический
прием приводит к выигрышу одних групп в ущерб другим.
Интересы людей и общественных групп в
результатах бизнеса показаны ниже:
· государство – собрать как можно больше
налогов, поэтому Минфином создаются соответствующие нормативные акты по
бухгалтерскому учету;
· единичный собственник – получить как можно больше
прибыли, но при эффективной системе налогообложения основной заботой может
стать сокрытие прибыли и уклонение от налогов;
· собственники-акционеры – могут требовать самых
высоких дивидендов (американский вариант) или ждут повышения курса акций
(японский вариант);
·
руководители
компании и ее администрация – заинтересованы в повышении зарплаты и получении премий,
иногда хотят жить за счет компании, ее собственников и рабочих*;
· рабочие и служащие – получение большей зарплаты
и премий, а также и неучтенных денег;
· кредиторы – их волнует
платежеспособность компании, получение процентов по ссудам и возврат заемных
средств;
· дебиторы – интересует только
возможность отсрочить платежи или вообще избежать их и т.д.
Следовательно, в жизни каждый субъект
«старается для своей пользы». Казалось бы, все заинтересованы в одном: сделать
прибыль, как можно больше. Но проблема в другом: как без обид разделить
прибыль, не ущемляя ничьих интересов. Поэтому учет не может быть
беспристрастным, и любой его методологический прием приводит к выигрышу тех или
иных групп. В России всегда выигрывает государство в лице налоговых органов.
В США разработаны Положения о концепциях финансового учета (Statements on Financial Accounting Concept, SFAC), которые заложены в основу «Общепринятых
принципов бухгалтерского учета (GAAP). При этом SFAC № 1 выделяет инвесторов и кредиторов в качестве пользователей,
в интересах которых представляется финансовая информация о деятельности компании,
а также определяет цель представления финансовой отчетности –
удовлетворение потребности данных пользователей в финансовой информация о
компании.
2.3.
Принципы
бухгалтерского учета
Создание международных стандартов бухгалтерского учета. Международные стандарты
финансовой отчетности (МСФО) – это правила, устанавливающие требования к
признанию, оценке и раскрытию хозяйственных операций для составления финансовых
отчетов компаний во всем мире. Эти стандарты обеспечивают сопоставимость
бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, являются
условием доступности отчетной информации для внешних пользователей, а также
позволяют снизить затраты по привлечению капитала.
Рыночная цена капитала определяется
двумя факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков вызваны
недостатком информации. Одной из причин недостаточности является отсутствие
стандартов финансовой отчетности, которая, фактически приумножает капитал. Это
объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы,
зная, что большая открытость информации снижает их риски.
С 1973 г. разработкой МСФО занимается Комитет по
международным учетным стандартам (International Accounting Standards Committee, IASC). К концу 1999 г. он ввел в действие
35 учетных стандарта (IAS) рекомендательного
характера. В США подготовлен свод документов, регулирующих учетную практику в
коммерческих организациях, который называют «Общепринятые принципы
бухгалтерского учета» (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP). Система бухгалтерского
учета GAAP полностью совместима с
международными стандартами IAS.
Основополагающие допущения и качественные характеристики. Составляя финансовую
отчетность по международным стандартам, бухгалтер должен соблюдать определенные
правила. Применение МСФО базируется на двух принципах: непрерывности
деятельности и начисления. (Результаты операций по методу начислений признаются
по факту их совершения, а не получения или выплаты денежных средств.)
Существуют также качественные характеристики финансовой
отчетности (понятность, уместность и т.д.). Если отчетность соответствует этим
характеристикам, она полезна для пользователей[1]. Девять
основополагающих принципов западного учета и качественные характеристики
финансовой отчетности показаны в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Принципы бухгалтерского учета,
подготовки и составления финансовой отчетности
№
|
Наименование принципа
|
Содержание
принципа
бухгалтерского учета
|
Допущения и качественные характеристики отчетности
|
1
|
Принцип
двусторонности
|
Сумма средств компании всегда равняется сумме ее обязательств и
капитала
|
А.
Метод начисления
|
2
|
Принцип
денежного измерения
|
Бухгалтерский
учет оперирует только фактами, которые могут иметь денежное выражение
|
Б.
Непрерывность деятельности
|
3
|
Принцип
автономности предприятия
|
Счета
предприятия должны быть отделены от счетов ее владельцев или сотрудников
|
а) Понятность
|
4
|
Принцип
непрерывности
|
В
бухгалтерском учете считают, что компания будет функционировать
неопределенный период времени
|
б) Уместность
|
5
|
Принцип
себестоимости
|
В
бухгалтерском учете оперируют с себестоимостью средств, а не с их рыночной
стоимостью
|
в) Существенность
|
6
|
Принцип
консерватизма
|
Признает
получение дохода только тогда, когда оно является вполне определенным
событием. Расходы учитываются только тогда, когда их возможность является вполне
вероятным событием
|
г) Надежность
|
7
|
Принцип
материальности
|
В
бухгалтерском учете пренебрегают незначительными событиями и в то же время
учитывают все важные события
|
д) Правдивое представление
|
8
|
Принцип
реализации
|
Доходы
учитываются тогда, когда продукция доставляется, а услуги предоставляются
клиенту
|
е) Преобладание сущности над формой
|
9
|
Принцип
соответствия
|
Расходы
данного отчетного периода – это себестоимость осуществления деятельности, в
результате которой появляется доход данного периода
|
ж) Нейтральность
|
|
|
|
з) Осмотрительность
|
|
|
И) Полнота
|
|
к) Сопоставимость
|
|
л) Своевременность
|
|
м) Баланс между выгодами и затратами
|
|
н) Баланс между качественными характеристиками
о) Достоверное и объективное представление
|
|
|
|
|
|
Определение основополагающих допущений и требований к
финансовой информации в системе МСФО и РСУО практически совпадают. За некоторым
исключением все основные допущения и требования, закрепленные в МСФО,
присутствуют и в РСУО. Совпадают также определения этих категорий. Однако в
зарубежной практике указанные требования последовательно выполняются, а в
России, за некоторым исключением, не выполняются или выполняются
непоследовательно, формально. Тем самым российская информация становится
«непрозрачной» для западных пользователей и инвесторов.
2.4. Парадоксы бухгалтерского учета и отчетности
Из-за субъективной точки зрения дать
полную информацию, удовлетворяющую каждого пользователя, бухгалтерский учет не
может. Разные интересы участников хозяйственного процесса, с неизбежностью,
делают эту информацию для них и недостаточно достоверной. Обычно в качестве
арбитра выступает аудиторская фирма, которая призвана всегда защищать интересы
тех, кто ее приглашает.
Финансовый результат в экономическом смысле не обязательно
должен совпадать с финансовым результатом в юридическом смысле. Эти величины,
как правило, не совпадают в силу различных требований налоговых органов и
Минфина. Поэтому величина налогооблагаемой прибыли не равна прибыли балансовой.
Выбирая тот или иной методологический прием, мы можем влиять
на величину балансовой и налогооблагаемой прибыли. Например, отнесение
понесенных расходов на будущие отчетные периоды коренным образом меняет
финансовый результат компании.
В табл. 2.2 приводятся парадоксы, необходимо присущие
бухгалтерской отчетности. Относительно двух последних парадоксов можно
дополнить следующее.
В сущности, мы всегда сталкиваемся с вопросом, какая же
прибыль более правильна: общая или суммированная по отчетным периодам? Согласно
принципу непрерывности деятельности, общая прибыль вообще невозможна. Поэтому
мы должны рассматривать прибыль на каждую отчетную дату как величину конечную и
не подлежащую суммированию с величинами прибыли за другие отчетные периода.
Предсказательная функция бухгалтерского учета находится под
большим сомнением, или же вообще отрицается. А если это так, то в лучшем случае
бухгалтерский учет необходим лишь для контроля хозяйственной деятельности,
которая протекала и протекает, но бесполезен для прогнозов будущего. Прошлые
успехи могут только посеять слишком радужные надежды на будущее.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод: данные
счетоводства имеют ограниченное значение для принятия управленческих решений.
Парадоксы бухгалтерского учета делают отчетность, даже составленную по всем
правилам и требованиям нормативных документов, весьма сомнительной. И тем не
менее у администратора, хозяйственника практически нет других данных и он
поступит крайне опрометчиво, если будет пренебрегать ими. Глядя в набор
отчетных форм, руководитель должен понять несколько очень важных моментов:
выживание, прибыль и экономический рост. Эти три великие цели связаны не с
предприятиями, как многие думают, а с лицами, заинтересованными в работе этих
предприятий.
Таблица 2.2
Парадоксы бухгалтерской отчетности
Парадокс
|
Комментарий
|
·
Прибыль
есть, а денег нет
|
Фирма продала товары, но деньги не получила. Возникает
прибыль, рентабельность растет, но долги вернуть затруднительно
|
·
Деньги
есть, а прибыли нет
|
Списание амортизации на текущие расходы фирмы уменьшают
прибыль, но на денежную массу это не влияет
|
·
Имущественная
масса (актив) изменилась, а прибыль нет
|
А) Поставщик предоставил коммерческий кредит
Б) Погашена кредиторская задолженность
|
·
Прибыль
изменилась, а имущественная масса нет
|
Уменьшение прибыли за счет начисления задолженности по
дивидендам до их фактической выплаты не изменяет ни объема, ни структуры
имущества фирмы
|
·
Получен
реальный убыток – в отчете показана прибыль
|
Амортизация может привести к убыткам, ее отсутствие к
прибыли
|
·
Одна
и та же сумма может рассматриваться или как доход, или как расход
|
При выплате дивидендов, меняя точку зрения – от
собственника к фирме или наоборот, меняется и квалификация факта хозяйственной
жизни
|
·
Один
и тот же объект может быть отнесен как к основным, так и к оборотным
средствам
|
Нет четкой границы между видами средств, квалификация
объекта приводит к иным значениям при исчислении финансовых результатов
|
·
Учетный
остаток не равен фактическому остатку
|
Естественная убыль, колебание курса валюты, инфляция и т.
д.
|
·
Бухгалтерский
учет нельзя понять из него самого
|
Процедура бухгалтерского учета предполагает компромисс
между экономической и юридической трактовкой фактов (например, свои и
арендованные средства усчитывают одинаково, но мы не вправе смешивать в
активе эти два вида имущества)
|
·
Сумма
средств предприятия не равна их совокупной стоимости
|
При покупке предприятия исходят не из стоимости имущества
по балансу, а из фактической рентабельности фирмы (оценка продавца) и
предполагаемой рентабельности (оценка покупателя). Покупатель приобретает не
столько фирму, сколько ее будущий доход
|
·
Прибыль,
исчисленная за все время существования фирмы, не может быть равна сумме
прибылей отчетных периодов
|
Подлинная величина прибыли, полученной с момента
возникновения фирмы до ее ликвидации, - это разность между полученным и
вложенным капиталом. Однако эту величину исчислить нельзя, потому что
меняется покупательная способность денег, норм и методов амортизации и т. п.
|
·
Бухгалтерская
отчетность отражает прошлое, но ее смысл в том, чтобы дать возможность
потенциальным пользователям принимать решения на будущее
|
Данные счетоводства имеют ограниченное значение для
принятия действенных управленческих решений. Но, если они составлены в
соответствии с нормативными документами, эти данные могут принести очень
большую пользу всем участникам хозяйственного процесса.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|