Однако, несмотря на значительный рост
количества публикаций, данные разных исследователей пока еще не всегда легко
сопоставимы, что объясняется прежде всего динамичностью систем мозга, которые
обеспечивают высшую нервную деятельность человека. Во всяком случае можно
утверждать, что изменения на ПЭТ при мыслительных процессах удалось обнаружить
как в левом, так и в правом полушарии — и в коре, и в глубоких структурах
мозга, что это является резюме для большинства опубликованных работ. В
подавляющем большинстве исследований с предъявлением сложных психологических
тестов изменения преобладают в левом полушарии, однако роль правого полушария
было бы неправомерно недооценивать — оно закономерно вносит свой вклад в
реализацию теста. Подводя итоги многочисленным исследованиям человеческого
мозга, Н.П. Бехтерева пишет: «С помощью неинвазивной техники в ряде работ
изучалась роль активации в симметричных зонах правого и левого полушарий…
Сейчас уже в очень большом количестве работ исследована мозговая организация
восприятия различных составляющих речи — от восприятия и воспроизведения слов и
их отдельных элементов, грамматики и семантики слов, до восприятия корректной и
измененной речи и реализации собственно мыслительной деятельности. В материалах
второй Международной конференции по функциональному картированию мозга человека
(Boston, 1996) в большом количестве работ представлены
данные о современном состоянии вопроса о мозговом картировании подавляющего
большинства функций человека и прежде всего высших… Важно представлять себе,
что сейчас оказалось возможным и проводится исследование мозговой организации
действительно самых разных аспектов психической деятельности человека, и в том
числе мозговой организации логики, воображения, творчества».
Можно утверждать, что вторым прорывом мира
науки о мозге человека характеризуются успехи Декады Мозга Человека, которые
свидетельствуют о значительном потенциале исследований человеческого мозга, о
мозговой организации мыслительной деятельности - этой наиболее человеческой
деятельности человеческого мозга. В то же время раскрытие физиологической
сущности мозговой нейродинамики требует с необходимостью сочетанного подхода к
изучению мозга с использованием возможностей неинвазивной и инвазивной техники,
дополнением данных ПЭТ, fMRI и другими
нейрофизиологическими показателями. Следует иметь в виду то обстоятельство,
согласно которому в последнем случае наиболее глубокий анализ развивающихся в
мозгу явлений возможен при дополнении результатов пространственной оценки
нейромозаики сведениями о динамике импульсной нейронной активности. В этом
случае станет значительно яснее физиологическая сущность того состояния в
мозгу, которое высвечивается, в частности, на ПЭТ и обозначается как активация.
«И все же, - подчеркивает Н.П. Бехтерева, -
как бы далеко во всех этих исследованиях мы ни продвинулись, мы все равно не
подойдем к важнейшему вопросу в познании мышления — своего рода сверхзадаче —
его мозгового кода… Решение вопроса о мозговом коде мыслительных процессов
имеет принципиальное значение для проблемы «Мозг и психика» и определит
важнейший, третий, прорыв в ней. Даже как это ни парадоксально, в том
случае, если результат будет отрицательный… Углубление в исследования мозга, в
том числе на основе принципиально новых, сейчас еще не созданных технологий
может дать ответ на спрос о мозговом коде мышления. Если ответ (окончательный!)
будет отрицательным, тогда то, что мы видели ранее – не код собственно
мышления, а перестройки импульсной активности соотносимые с активированными при
мыслительной деятельности зона мозга - своего рода «код вхождения звена в
систему». При отрицательном ответе надо будет пересматривать и наиболее общие и
наиболее важные позиции в проблеме «Мозг и психика». Если ничего в мозгу не подлежит
именно тончайшей структуре нашего думания, тогда какова в этом думании роль
мозга? Только роль территории для каких-то других, не подчиняющихся мозговым
закономерностям, процессов? И в чем их связь с мозгом, какова их зависимость от
мозгового субстрата и его состояния? И все же именно такая задача будущего
вопрос о коде — логика нашего познания мозга человека, задача третьего прорыва,
стоящая перед исследователями мозга человека». Таким образом, на сегодня
важнейшей стратегической задачей в науке о мозге человека является исследование
мозгового кода мысли. Его расшифровка или отрицание имеет фундаментальное
значение для понимания деятельности человека, его поведения и применения на
практике для решения различных проблем человеческой экзистенции, в том числе и
для глубокого понимания влияния СМИ на сознание индивида.
Со времени выхода в свет монографии
Н.П.Бехтеревой «О мозге человека. XX век и его последняя
декада в науке о мозге человека» прошло пять лет, в течение которых проводились
интенсивные исследования расшифровки мозгового кода мыслительной деятельности
человека. В связи с этим заслуживает внимания проблема поиска кодов памяти в
единичных реализациях ЭЭГ, в результате которого теоретическое и
экспериментальное моделирование процессов памяти на основе взаимодействия
дискретных волн мозговой активности позволило показать принципиальную
значимость фазовых характеристик биоэлектрических потенциалов для отображения
кодов памяти[37]. На основе разработанных
методов регистрации эндогенных вызванных потенциалов, которые были индуцируемы
испытуемыми в процессе произвольного извлечения информации из памяти, в
единичных реализациях ЭЭГ. Было проведено экспериментальное сравнение
характеристик биопотенциалов, зарегистрированных при выполнении задания на
воспроизведение пропущенного сигнала «в уме», с данными, полученными при
регистрации ЭЭГ активности в ответ на реальный стимул и при пассивном
восприятии пропущенного стимула. Это дало возможность дифференцировать
биоэлектрическую активность мозга, связанную с процессами памяти, и активность,
которая связана с процессами восприятия. В плане нашей проблемы – выяснение
механизмов влияние СМИ на сознание человека – полученные результаты
подтверждают взаимосвязь средств массовой информации с такими социальными
ценностями, как религия, литература, искусства, непосредственно синтезируюемых
в коммуникативных факторах культуры. Вместе с тем известно, что эти
перечисленные социальные ценности неразрывно связаны с воображением человека.
Следует учитывать тот момент, что воображение
человека проявляется не столько в сфере собственно сознания, сколько в сфере
бессознательного, что, по некоторым подсчетам, мозг человека способен
продуцировать число воображаемых ассоциаций порядка 10100; что на 20
порядков превышает число атомов в наблюдаемой нами Вселенной. Поэтому понятно,
что невозможно осознать и выразить в словесной форме все это колоссальное число
воображаемых представлений, образов и ассоциаций, что большая их часть
находится в сфере бессознательного и некоторые из них «выходят» в сферу
сознания в ряде случаев — гипноз, шаманские ритуалы, общение с миром искусства,
интуитивные прозрения и т.д.
В научной психологии воображение определяют
как форму психического отражения, когда на основе ранее сформированных
представлений генерируются новые образы или ассоциации[38].
Исследования показывают, что в работе воображения немалую роль играет память,
хранящая в себе сенсорные образы. В процессе «работы» воображения происходит
извлечение из памяти не только элементов того или иного образа, но и образов другой
модальности (например, зрительный образ может вызывать связанный с ним запах),
что сопровождается рядом последовательных электрических и молекулярных
изменений в определенных участках нейронной сети[39].
В плане нашей темы исследования данное положение приобретает существенное
значение – оно показывает, что влияние СМИ на сознание человека обусловлено
физико-химическими процессами фиксации и закрепления воспринимаемой информации
на нейронном уровне функционирования головного мозга индивида. Образно говоря,
в нейронных структурах человеческого мозга посредством СМИ прокладываются
физические пути, колеи, по которым движутся потоки информации и с которыми
связаны внедренные в сознание индивида те или иные стереотипы мышления и
поведенческие установки.
Не менее значимым для понимания механизмов
влияния СМИ на сознание человека является выдвинутое в современной науке
предположение о связи между воображением и зрительным восприятием: в основе воображения
и восприятия лежит функционирование одних и тех же нейронных механизмов и
поэтому воображение может воздействовать на течение перцептивных процессов[40]. В связи с этим представляет
значительный интерес вопрос о взаимосвязи воображения с образами других
модальностей – слуховых, осязательных, обонятельных и др. Очевидно, здесь
немалую помощь может оказать синестезия – взаимосвязь образов различных
модальностей, что имеет значение для развития мышления и формирования личности
вообще. Феномен синестезии также может выступать в качестве одного из
эффективных механизмов влияния СМИ на сознание человека. Дело в том, что в
настоящее время западные медиа-холдинги обратили внимание на значимость
информационных ресурсов Интернета – этого мирового кибернетического
пространства, всемирной коммуникационной сети. Владельцы западных оффлайновых
СМИ обнаружили сильного конкурента в лице новостных интернет-агентств и стали
терять свои позиции. Чтобы восстановить свои позиции на информационном рынке
СМИ-холдинги включили в конвейер производства информации такой новый участок,
как Интернет. В результате возникли ньюсрумы – объединенные редакции, в которых
газетчики, телевизионщики и интернетчики в ходе совместной деятельности
производят качественно новые информационные продукты[41].
Таким образом, ньюсрумы как СМИ XXI столетия представляют
собою интеграцию традиционных масс-медиа с их устоявшимся технологическим
процессом и новых динамичных онлайновых информационных структур,
характеризующихся бешенным ритмом, мгновенной реакцией и присущей виртуальному
миру интерактивностью. И если принять во внимание то немаловажное
обстоятельство, согласно которому Интернет дает возможность индивиду не только
воспринимать акустические сигналы и визуальные образы, но и образы других
модальностей (тактильные и обонятельные ощущения), тогда становится понятным
эффект синестезии как одного из механизмов влияние качественно новых СМИ на
сознание человека.
Следующим уровнем человеческого восприятия
является его подсознание, наиболее неизведанная часть человеческой сущности.
Подсознание, в свою очередь, имеет несколько уровней восприятия, причем, по
всей вероятности число таких уровней вряд ли поддается подсчету ввиду их
огромного количества. Однако в рамках нашего материала раскрытие этих уровней
нецелесообразно. Здесь мы можем отметить тот факт, что современные исследования
показывают, что в процессе восприятия информации от оратора лишь 45% информации
поступает к человеку через вербальное общение, а 55% относится к
подсознательному восприятию[42]. В диалоговом режиме эти
пропорции сдвигаются еще на 10% в пользу подсознания.
К подсознательному языку общения относятся:
мимика, движения глаз, жесты и позы, в том числе, движение в ходе выступления.
Овладение языком подсознания требует длительных тренировок под руководством
опытного психолога. В памяти и в подсознании остаются неожиданные привлекающие
действия по ходу выступления, поэтому здесь можно да волю своей фантазии, не
переступая рамки дозволенного. «По материалам печати можно сделать вывод о том,
что иногда имеет место применение специальных методов обработки подсознания, но
это уже не 25-й кадр, который легко обнаружить. Компьютерные технологии
позволяют встроить изображение или текст в демонстрируемую передачу, не имеющую
никакого отношения к предвыборной агитации».
Не существует доказанных фактов, но имеется
реальная возможность применения по радио и телевидению психотронных
генераторов, подающих модулирующую или модулируемую звуковую передачу,
соответственно, на сверхвысоких и сверхнизких частотах. Подсознание легко
воспринимает то, что ухо человека не слышит. По-видимому, существуют и другие
способы психотронной обработки, но это уже оружие. Отсюда следует, что человек
начинает испытывать пределы своих возможностей, что с необходимостью влечет за
собой революцию в психике индивида.
В связи с начавшейся революцией в психике
человека сейчас интенсивно разрабатываются различного рода психотехнологии,
чтобы управлять поведением индивида. Следует помнить, что человек в нынешних
условиях находится под мощным воздействием техногенной информационной и
информационно-психологической среды. Развитие технической цивилизации вызвало
эффект отключения способности мозга человека сознательно контролировать
воздействующие на него информационные потоки. Тем не менее, эта
неконтролируемая часть информации воспринимается мозгом и психикой, что
изменяет состояние и поведение человека помимо его воли и желания.
Высшей управляющей системой в живом организме,
как известно, является психика и поэтому, искусственно изменяя ее эмоциональные
структуры, можно управлять не только комплексом убеждений и представлений, но и
соматическими процессами. На уровне сознания субъекта это обычно отражается как
вера, убежденность, устойчивое представление, мнение и пр., что образует «ядро»
личности — образ «Я» со всей многомерностью его отношений с окружающими
реалиями. Существенным является то, что эти отношения можно изменять
искусственно при помощи психотехнологий. «Психотехнологии являются качественно
новым этапом развития науки и техники, - пишут в своей книге «Психотехнологии»
И.Смирнов, Е.Безносюк и А.Журавлев, - и позволяют определять причины многих
нарушений психики и тела и производить нелекарственную коррекцию здоровья. Все
имеющиеся резервные возможности, способности любого человека начинают
развиваться, совершенствоваться в желаемом для него направлении. Современные
компьютерные психотехнологии — это уникальные, совершенно безопасные,
прецизионно точные, экологически чистые технологии профилактики и улучшения
здоровья и совершенствования человека. Они позволяют эффективно и быстро решать
задачи, связанные со здоровьем человека, ускорять, интенсифицировать и
усиливать прочность усвоения информации в процессе обучения детей и взрослых,
решать задачи профессионального отбора, профориентации и профпригодности,
проводить постоянную текущую профилактику стрессов и переутомления и снимать
утомление, т.е. снижать вероятность опасных ошибок в ответственной работе,
интенсифицировать работоспособность человека, предупреждать и устранять
конфликты в коллективе»[43].
Однако компьютерные психотехнологии могут быть
использованы для модификации памяти индивида в нежелательном для него
направлении, что влечет за собой значительные последствия (не следует забывать,
что в определенном смысле личность - это память) в индивидуальном и социальном
аспектах. Эти последствия уже просматриваются на уровне обыденной жизни -
достаточно вспомнить воздействие рекламы, осуществляемой средствами массовой
информации. Сейчас появилось специфическое направление мифодизайн - проектная,
междисциплинарная социально-художественно-экономико-прогностико-управленческая
деятельность, чьи особенности рассматриваются в книге отечественного
исследователя А. Ульяновского «Мифодизайн рекламы»[44].
Используя технологии мультимедиа и виртуальной реальности, мифодизайн
фактически управляет поведением человека. Более того, путем конструирования
информационно-коммуникативной среды мифодизайн позволяет создавать искусственного
человека. В своей книге «Глобальный человейник» А. Зиновьев, прекрасно
изучивший жизнь современного западного человека, показывает его искусственную
природу, сформированную всеми условиями потребительского общества с его
развитой рекламой, использующей новейшие информационные технологии[45]. Ведь психотехнологии и
мифодизайн нацелены на модификацию внутреннего мира человека, на трансформацию
его индивидуальной памяти для целей, необходимых всей социальной системе Запада
(это сейчас происходит и в России).
Современные психотехнологии, ориентированные
на распространение социальных мифов, являются весьма эффективным средством
воспроизводства искусственного человека для властвующей элиты Запада. Одним из таких
мифов является широко используемая Западом концепция о тоталитарной системе, к
каковой наряду с нацисткой Германией относится и Советский Союз. Этот
социальный миф изложен в фундаментальном труде Х. Арендт «Истоки
тоталитаризма», причем этот миф отнюдь не является просто некой теоретической
конструкцией - он эффективно использовался в качестве психологического оружия
для разрушения Советского Союза, а также для маскировки «тоталитарной» сущности
демократического Запада. Французский ученый с мировым именем С. Московичи в
своей книге «Век толп» пишет: «Понятиям тоталитарной системы, культа личности
или авторитарного режима я предпочитаю понятие западного деспотизма, как более
откровенное... этот тип власти привлекает средства коммуникации и использует их
как нервную систему. Они простирают свои ответвления повсюду, где люди
собираются, встречаются и работают. Они проникают в закоулки каждого квартала,
каждого дома, чтобы запереть людей в клетку заданных сверху образов и внушить
им общую для всех картину действительности... внешнее подчинение уступает место
внутреннему подчинению масс, видимое господство подменяется духовным, незримым
господством, от которого невозможно защититься»[46].
Однако отечественные исследователи И. Смирнов, Е. Безносюк и А. Журавлев
разработали программу защиты психики человека от нежелательных информационных
воздействий. Иными словами, современные психотехнологии можно использовать как
для управления поведением индивида, так и для защиты его от внешних влияний, о
чем будет идти речь ниже.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|