Прогресс, не смотря ни на что, не стоит на
месте, человеческий разум изобретает все новые и новые возможности быстрого
доступа к большим массивам информации, которые вскоре попадут на российский
рынок, вероятно, принеся с собой новые проблемы.
Проблема ценности явлений окружающего нас
мира, человеческой жизни, ее целей и идеалов всегда была составляющей частью
философии. В XIX веке эта проблема стала предметом
многочисленных социальных исследований, получивших название аксиологических[6]. В конце XIX - начале XX веков
проблема ценностей занимает одно из ведущих мест s
творчестве русских идеалистических философов Н. Бердяева, С. Франка, Г. Шпета и
др. В философии материализма она постепенно оттесняется на второй план и
перестает быть актуальной. На XIII Международном конгрессе в 1963г. (Мехико)
Ф.К. фон Ринтелен справедливо отметил, что о философском вопросе относительно
ценностей можно говорить, имея в виду лишь последние 50 лет, что сегодня этот
вопрос занимает философии всех стран Востока и Запада[7].
Сегодня, когда человечество вырабатывает новое
общепланетарное мышление, когда различные общества и культуры обращаются к
единым общечеловеческим ценностям, проблема их философского изучения - не
преходящее увлечение и не дань моде, а практическая и теоретическая
необходимость, обусловленная включением нашей страны в общеевропейскую и общепланетарную
системы ценностей. В настоящее время в обществе происходят болезненные процессы
отмирания ценностей тоталитарных режимов, возрождения ценностей, связанных с
христианскими идеями, инклюзия уже принятых народами Запада ценностей
демократических государств. Универсальной лабораторией для философского
изучения этих процессов и формирования новых ценностей являются средства
массовой информации, развитие которых в нынешнем столетии поставило их вровень
с такими общепринятыми коммуникативными факторами культуры, непосредственно
синтезирующими социальные ценности, как религия, литература, искусство.
Масс-медиа стали одним из компонентов
психосоциальной среды обитания человечества, они претендуют, и не без
основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и
ценностной ориентации общества. Им принадлежит лидерство в области
идеологического воздействия на общество и личность. Они стали трансляторами
культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие, либо отрицание
обществом тех или иных ценностей культуры. Но средства массовой информации и
сами принимают участие в формировании этих ценностей, причем эти процессы часто
остаются бесконтрольными и мало изученными. Отчасти это обусловлено
традиционными функциональными характеристиками СМИ, определяющими сферу их
влияния.
До 40-х годов XX столетия
при изучении СМИ, как правило, выделялись три основные функции: информирования,
пропаганды, организации. О культуронаследовательной, а тем более
аксиологически-креативной функциях и речи не шло. Однако во второй половине
этого столетия, когда средства массовой информации трансформировались в
аудиовизуальную форму искусства, науки, образования, возникла необходимость
изучения и осмысления их как транслятора культурных ценностей общества. Первым
это делает в 1948г. Х.Д. Лассуэл, выделяя три новые основные базовые функции:
общественный контроль за средой обитания человечества и информирование
отдельных общественных структур о том, какие деструктивные проблемы возникают в
обществе и цивилизации и каковы их возможные последствия, стимуляция дискуссий
о способах решения этих проблем; координация действия подсистем общества для
реализации общих целей и воплощения идеалов; носитель, транслятор культурного
наследия поколений[8].
Со второй половины 60-х годов вопрос о
социальных и культуронаследовательных функциях СМИ интенсивно дискутировался
советскими социологами и философами. Некоторые итоги этих дискуссий в
определенной степени обобщены в фундаментальном комплексном исследовании
«Общественное мнение», которое проводилось в 1967-1974 гг. под руководством
известного социолога Б.А.Грушина[9]. В конце 80-х годов
исследования роли средств массовой информации в формировании ценностной
ориентации молодежи проведено группой ученых АН УССР под руководством
профессора В.О. Оссовского[10]. Однако эти исследования
более социологические, нежели философские, так как изучение собственно «кухни»
образования и процессов инклюзии ценностей в них было косвенным.
Пришло время напрямую заняться изучением
аксиологической функции СМИ, поскольку на рубеже XX и XXI столетий они стали наиболее популярной формой межкультурного контакта
и общения личности с историческим, духовным и материальным опытом наций,
поколений, государств, причем принесли колоссальное увеличение и расширение
границ информации по сравнению с традиционными формами межкультурных контактов.
И нужно быть готовыми к тому, что вместе с бесспорно пользой это явление имеет
и ряд веских отрицательных моментов. Например, угроза подмены подлинных
социальных и духовных ценностей синтетическими, полностью зависящими от
мировоззренческих установок создателей теле- и радиопрограмм, авторов
публикаций в прессе, от чего предостерегает в своей концепции «мозаичной
культуры» А. Моль, предполагающий существование на одном культурном полюсе
«рядовых членов массового общества», потребляющих массовую культуру и
синтетические ценности, а на другом - сосредоточение «аристократии духа»,
потребляющей элитарную культуру и истинные ценности[11].
Другая опасность состоит в том, что происходит
разделение, размежевание культурных ценностей в зависимости от социальной
потребности определенного класса, слоя, группы. Известный немецкий
теоретик-культуролог и литературовед П. Меркер писал еще в 30-е годы прошлого века:
«Духовное единство немыслимо в сложных культурных условиях, и то, что издали
представляется единым, в действительности является гегемонией какой-нибудь
социальной группы»[12]. Именно это и произошло в тех
странах, где господствовали тоталитарные режимы; но самое интересное состоит в
том, что данный феномен характерен для современных развитых демократических
стран Запада. На это обращает внимание Э. Тоффлер, когда он предсказал
кардинальные изменения в масс-медиа: «Основное направление перемен в
масс-медиа, по крайней мере с 1970 г., когда в книге «Шок будущего» была
предсказана грядущая демассификация эфира, состоит в разделении массовой аудитории
на сегменты и подгруппы, каждая из которых получает свою конфигурацию программ
и сообщений». Именно в силу существования указанного феномена, источником
которого выступает как тоталитарное общество, так и демократическое
многоканальное общество, возникает необходимость в изучении аксиологических
функций СМИ.
Чтобы выяснить способ влияния СМИ на
формирование ценностной ориентации общества, в первую очередь нужно определить
систему, упорядоченные ценности общества лежащих в основе целеполагания. Иными
словами, нужно выделить в качестве идеала некоторое конечное и абсолютное
благо, ради которого осуществляется вся деятельность общества и которому готовы
подчинить отдельные его представители свои интересы. Подобный рациональный
идеал, а также абсолютизацию рациональности поведения общества и личности
постоянно создают СМИ.
С начала XX столетия в
советском обществе главенствующим идеалом, постепенно превращенным в ведущую,
основополагающую цель деятельности этого общества, становится построение
коммунизма, как идеальной формы существования человеческого общества.
Аксиология изучает цель в неразрывной связи со средствами ее достижения.
Проблема соотношения цели и средств - одна из основных аксиологических проблем.
Существуют, как известно, положительные и отрицательные ценности. Положительные
ценности - идеалы, следовательно, они и являются целями общества. Цель
советского общества являлась бесспорным идеалом человечества, существующим в
веках и рожденным задолго до XX столетия. Но для достижения любой цели можно
выбирать различные средства. Основным средством достижения, т.е. главной
моральной категорией советского общества, был избран коллективизм.
Вот здесь и встала в полный рост вечная
проблема соотношения цели и средств, которая в конечном итоге вылилась в известный
тезис, согласно которому цель оправдывает средства. Как тут не вспомнить
знаменитый вопрос Ивана Карамазова: а можно ли пожертвовать жизнью одного
ребенка ради счастья всего человечества? Тогдашняя верховная моральная
категория - коллективизм - однозначно разрешала эту проблему: да, можно, и
более того, если это необходимо, - то и нужно. Примеров тому во множестве
приводили средства массовой информации советского общества. Один из наиболее
характерных - трактовка другой положительной ценности всего человечества -
героизма отдельной личности. Жертва собственного «я» и даже жизни во имя
благополучия коллектива или общества - возводилась СМИ на вершину
идеологической политики, часто упуская из вида основную цель этой жертвы.
В результате стремления к достижению
бесспорного идеала - цели советского общества - коммунизма, с помощью
основополагающего средства - коллективизма, в жертву была принесена другая
бесспорная общечеловеческая ценность - личность. В данной системе идеалов и
ценностей и не могло быть иначе: причину возникновения человека-винтика следует
искать не только в политическом строе, не только в идеологических установках
тех или иных вождей общества, но и в выборе координатной оси ценностей и
средств их достижения - моральных категорий.
Зеркалом соотношения цели и средств, избранных
обществом для ее достижения, являются масс-медиа. В них отражаются все
изменения ценностной ориентации, все перемены в идеологии государства. Но
нельзя забывать, что СМИ не только зеркало, но и прекрасный инструмент влияния
на общество, создания новых ценностей и ориентации. Один из современных
крупнейших социологов Э. Гидденс следующим образом характеризует значимость СМИ
в жизни современного общества: «Средства массовой информации – газеты, журналы,
кино и телевидение – часто ассоциируются с развлечениями и поэтому
рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный
взгляд совершенно неверен. Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты
нашей жизни… Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты и
телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не
столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому,
что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит
общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы
невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и
партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой
и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и
международной жизни. Только настоящий отшельник мог бы оставаться в стороне от
«новостей», столь властно вторгающихся в нашу жизнь, и мы имеем все основания
предполагать, что у отшельника XX века вполне может оказаться
радиоприемник»[13]. В силу всего изложенного
становится понятно, почему изучение аксиологически-креативной функции СМИ
является одним из направлений современных философских и социологических
исследований.
Однако для этого необходима специальная
методология, гарантирующая эффективный метод аксиологических исследований СМИ.
В этом плане представляют интерес работы академика П.Н. Сакулина, связанные с
привнесением социологического метода в литературоведческие исследования[14]. Попытка переноса
сакулинского метода социально-синтетического построения в область философского
исследования культуронаследовательных и аксиологических функций СМИ дает
возможность путем синтеза социальных и аксиологических факторов получить
достаточно полную картину процесса формирования средствами массовой информации
социальных ценностей, определить степень их инклюзии и проследить трансляцию во
времени. Выглядит это так: создается социальная модель вертикальных и
горизонтальных срезов общественной жизни и ее отражения в масс-медиа. Поскольку
они занимаются типичным обобщением отдельных фактов, постольку их изучение дает
общую картину общественных групп данной эпохи или времени. И если соотнести те
культурные ценности, которые пропагандируют СМИ в данное время, с полученной
картиной социума, а затем синтезировать содержание ведущих публикаций с
основными историческими событиями, то в результате можно проследить влияние СМИ
на формирование конкретных ценностей общества, их жизнестойкость в данной эпохе
или времени и трансляцию последующим поколениям.
Весь процесс формирования социальных ценностей
средствами массовой информации можно условно разделить на три этапа. Первый -
синтез определенной ценности на основе наблюдения за отдельными фактами
общественной жизни и показа этих фактов. Второй – популяризация или включение в
систему уже существующих в обществе ценностей способом анализа уже
синтезированного идеала или отрицательного явления. И третий - заключительный -
инклюзия путем пропаганды данной ценности в обществе.
Для первого этапа характерно когнитивное
отражение действительности в средствах массовой информации. Он включает в себя
также несколько стадий: универсальный охват социальных явлений, чем обусловлены
мозаичность, разноплановость, разнозначимость, многоинертность публикаций и
передач; достоверность, документальность публикаций; периодичность обновления
пропагандируемых или отбираемых ценностных фактов в сочетании с непрерывностью
их отражения; динамизм, обусловленный ускорением социального времени и
факторами познания; включенность в систему исторических знаний; опора на
научные знания.
Этим путем идет отбор и формирование
основополагающих ценностей общества, однако особое значение в их формировании
имеет подтверждение фактами. Факты, привнесенные в сознание человека с помощью
средств массовой информации, всегда более весомы и сильнее влияют на ценностный
выбор, чем полученные любым иным путем. Дело в том, что СМИ, первоначально
пришедшие в общество как печатные тексты, несли в себе определенную
сакрализацию знаний. Ведь текст сам по себе с древнейших времен был сакральным
знанием, вызывающим уважение и веру. Широкое применение печатных текстов
зафиксировано в истории мировой культуры как всеобщий процесс десакрализации
знаний, но знаний духовных и научных.
С повседневными знаниями, фактами чисто
мирскими с приходом в общество масс-медиа произошло прямо противоположное
явление - их мирская сакрализация. Ведь именно на явлении сакрализации информации
и строится феномен сенсации, воздействующей на сознание как масс, так и
индивида. Через печатное слово, породившее в обществе особый род веры в факты,
опубликованные в СМИ, это явление распространилось на вербальные, а потом и
аудиовизуальные способы передачи фактов. Факт как фундаментальная
информационная единица несет достоверные знания о том или ином - с актуальной
точки зрения общества - явлении в его органическом единстве рационального и
чувственного моментов познания действительности.
Однако не все факты ложатся в основу
формирования ценности, поскольку они сами по себе различны по степени общности
и сложности, во времени (освещение от прошлого к настоящему и их комбинации),
по динамике (факт, как знание о свершившемся, отражение процесса или формирование
тенденции, как первичное отражение действительности или отражение отражения),
по своему образному воплощению, по соотношению элементов рационального и
чувственного. Кроме того, фактам, отобранным СМИ, свойственна индивидуальная
окраска автора, в связи с чем крайне необходимо при изучении
аксиологически-креативных функций их прослеживать авторское влияние. Существует
учение о ценности (аксиологический трансцендентализм), разработанное
Виндельбандом и Риккертом, которое «выходит в осознании источника ценностей на
уровень единства исторически преднаходимой культуры с ее общезначимыми
предпосылками и уникальным отличием от природы»[15].
Это значит, что науки о культуре имеют своим предметом индивидуальную
действительность, и что в противоположность наукам о природе они пользуются
индивидуализирующим методом. Это наблюдение необходимо учитывать при изучении
СМИ, прослеживая творчество отдельных авторов. Если можно спорить о роли
личности в истории, то в значении творческой личности в журналистике немыслимо
сомневаться. Ценности создает общество, а личности, принимая или отрицая их,
транслируют в социальные группы. Отдельные имена в СМИ - это «наиболее удачные
формулы» коллективной жизни[16].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|