Меню
Поиск



рефераты скачать Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ

Перед нами позиция В.И. Вернадского, в которой намечены пути утверждения общечеловеческой ценности России и которая акцентирует внимание на таких всем известных общечеловеческих ценностей, как свобода, социальное равенство, национальное братство, человечность и сострадание, внимание к старикам, женщинам и детям, любовь к ближнему и природе. Понятно, что идеология России должна носить гуманистический характер, проявляющийся в неоспоримой первоценности человеческой личности, когда каждый человек имеет все цивилизованные права и их защиту, когда каждый человек обладает возможностями для образования, творческого развития и духовного самовыражиния, когда у каждого человека сформировано развитое чувство гражданина и чувство общественного долга и т. д. Именно такого рода идеология российского общества и государства должна проводиться в жизнь отечественными масс-медиа, независимо от форм собственности.

Поскольку идеология включает в себя нравственность, постольку обеспечение безопасности индивида и общества в России от аксиологически негативного влияния СМИ предполагает возрождение и укрепление отечественных нравственных ценностей. Ведь полученные недавно российскими исследователями результаты в области компьютерной оперативной психосемантической диагностики показывают возможность коррекции человеческой психики посредством разработанной ими психотехнологии. Один из этих исследователей И.В. Смирнов подчеркивает мощь этой психотехнологии следующим образом: «С помощью психосемантического анализа мы узнаем, что нарушено в психике и почему, - и корректируем. Мы влезаем в святая святых человека – его душу. И впервые это сделано не с помощью интуиции, психологического обаяния, гипноза, а с помощью инструмента, железки. Мы придумали скальпель для душ! Это, конечно, страшно, поэтому приходится быть очень осторожным»[74].

В данном случае используются методы компьютерной оперативной психосемантической диагностики, посредством которых позволяют получить данные об электрических потенциалах человеческого мозга. Затем компьютер обрабатывает полученную информацию и выводит на дисплей в виде реконструкции картину неосознанной психической деятельности индивида. На этой основе составляется текст внушения (фабула), состоящий иногда из одного слова и длиться всего 4 или 7 секунд. Далее происходит кодирование посредством музыки или шума и осуществляется запись на аудиокассету. Составление текста внушения предполагает знание менталитета конкретной группы, к которой принадлежит индивид, родной язык, вероисповедание и присущие этому человеку ключевые слова, действующие на его подсознание. Аудиокассета носит индивидуальный характер, ее можно слушать дома и даже во время сна. Отсюда не следует, что при помощи такого рода психотехнологии можно заставить человека сделать все, что угодно, в том числе причинить вред другим индивидами. «Создать фабулу, - подчеркивает И.В. Смирнов, - способную причинить вред, особенно группам людей, - невероятно сложно: в каждом человеке генетически заложены нравственные критерии, которые не позволяют сделать из человека злобного зомби. Сколько человеку ни внушай: «Иди и убей», он никогда этого не сделает, если у него нет к этому предрасположенности». Не случайно, сейчас рассматривают нравственность как стратегический ресурс выживания человечества.

Результаты, полученные методами компьютерной психотехнологии, свидетельствуют о том, что существует органическая взаимосвязь между нейрофизиологическими, психическими структурами и социальными ценностями. Действительно, следует принимать во внимание то обстоятельство, что на нейрофизиологической основе формируются психические структуры общественного человека, без которых невозможно существование этических норм и ценностей. Сегодня структурно-функциональные отношения, определяющие индикативную функцию конкретной психической структуры, представляют собою центральную проблему неврологических наук. Наиболее распространенная модель постулирует, что на уровне нейронов каждую психическую структуру можно отождествить с тем или иным физическим состоянием нейронной сети мозга, образуемой в результате физической и/или электрической активности постепенно формирующейся группы четко определенных, хотя и разнесенных в пространстве, нейронов. Значимость всего изложенного состоит в том, что фундаментальная предрасположенность человеческого мозга к моральным суждениям коренится в его способности создавать психические структуры, участвующие в опенке «себя как другого»[75].

В основе этических ценностей лежат такие базовые эмоции, как предвкушение (или аффективное поведение), гнев, страх и паника (или дистресс), а также «ингибитор насилия» и эмпатия. Известно, что моральные суждения часто в явном виде соотносятся с удовольствием или страданием, одним словом, с испытываемыми эмоциями. «Здесь перед нами снова внутренние репрезентации, но очень специфического качественного типа. Эти репрезентации субъективны и пассивны, приятны либо неприятны и постоянно обновляются. Они передаются в ходе социальных контактов, прежде всего посредством мимики»[76]. Данная нейрофизиологическая модель эмоций в значительной степени подтвердилась, она высветила связи между «цепями мысли» (кора), «цепями движения» (прежде всего базальные ганглии) и «цепями ощущений», или лимбической системой. «Эти эмоции могут формировать варианты схемы тела в контексте конкретных взаимодействий организма с окружающим миром и играют важную роль в самооценке, обеспечивающей глобальную адаптацию поведения. Возможно, в такой самооценке участвуют «соматические маркеры», в которых репрезентируются оценки, основанные на предшествующем опыте»[77]. Следует отметить, что человеческий мозг естественно «предрасположен» к этическим ценностям в силу способности создавать психические структуры, репрезентации природного и социального мира, испытывать моральные чувства типа симпатии или ингибирования агрессии, эпигенетического «складирования» социальных конвенций и этических норм, рассуждать в пределах сознательного пространства и выбирать согласующиеся с нравственными ценностями планами действия. В целом «рост симпатии и подавление насилия могут составлять «сырье» для нормативных основ человеческой моральности». Эти основы, как известно были четко сформулированы Мо Цзы и Конфуцием в древнекитайской традиции и П. Кропоткиным в его эволюционной, естественнонаучной перспективе, что следует разрабатывать дальше, т.е. проблема нейрофизиологических оснований этики только начинает разрабатываться. Несомненно одно: в ходе разработки мероприятий по обеспечению защиты человека и общества от аксиологически негативного влияния следует принимать во внимание исследования в сфере нейрофизиологии, психологии и социальных наук.

3.5. О возможности оптимизации ценностных ориентиров

В гипотезе[78] была предложена схема работы мозга в общем виде: каждый орган чувств создаёт в мозгу своё собственное описание окружающего мира. Органы чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, чувство тела (включая осязание), мышечное чувство. Одновременная запись на различных языках мозга должна вестись одним механизмом, одним записывающим импульсом. Этот механизм можно отыскать, исследуя мышечную речь – движения. Человеческий скелет рассматривается как открытый многозвенник, и анализ ведётся методами механики. Психические и социальные процессы находят более рациональное объяснение.

Схема позволяет предметно рассмотреть локализацию эмоций и возможную оптимизацию ценностных ориентиров.

Информация от зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых рецепторов обрабатывается в соответствующих управляющих отделах мозга. Там же локализируются и эмоции. Не вызывает возражения и мысль о локализации чувства самосохранения, гомеостаза (особенно ощутительно нездоровье) в части мозга, отвечающей за чувствительность тела. Вполне понятно, что именно отсюда прорастает «любовь и всё-такое». А где локализуются наши обычные постоянные эмоции? Радости и огорчения, печали и надежды, всё то, что ощущаем и в том случае, когда находимся в телесном комфорте? Не очень быстро, в несколько приёмов, задачу можно решить.

Шаг первый.

Базой для анализа служат собственные эмоции, полученные в обычных и экстремальных ситуациях, в процессе самовоспитания и самоконтроля, в общении. Следует воспользоваться «каталогом эмоциональных состояний человека» - художественной (и не только!) литературой. Все читавшие запоем знают, в конце – концов, наступает момент, когда появляется ощущение, вполне объективное, что вся литература прочитана. В мозгу все эмоциональные состояния выстраиваются в дерево, каждая следующая книга практически ничего нового в образ дерева не добавляет.

Шаг второй.

Как было сказано ранее*, возможно построить древовидную структуру мышечного управления. Для этого надо освоить на хорошем уровне несколько видов человеческой физической деятельности; выбрать вид физической деятельности, удобный для исследования, освоить его таким образом, чтобы знать положение звеньев тела и работу мышц в любой момент совершения движения в этом виде деятельности (здесь, при помышечном анализе, сталкиваемся с двумя системами движений), перевести «мышечное знание» на словесное описание; в процессе оптимизации движений построить дерево управления движениями.

Шаг третий.

При поисках соответствий психических явлений системам движений человека нас удивляет однозначное соответствие деревьев эмоциональных состояний человека и мышечного управления. Легко представить, что имеем дело с одним деревом, а не с двумя. Иными словами, наши постоянные эмоции являются продуктом деятельности части мозга, управляющего движениями.

Далее несложно.

Будем исходить из того, что человеческие действия направлены на получение удовольствия, удовлетворения. Для каждого органа чувств есть свой комфортный уровень сигналов, который часть мозга, управляющая органом чувства, воспринимает как удовольствие. Мозг (вместе с нами) получает удовлетворение, если научается строить из полученной чувственной информации сложную систему и пользоваться ею.

Напомним, что предлагаемая схема позволяет рассматривать все психические и социальные процессы с несколько иной точки зрения, по-новому. Впрочем, именно это обстоятельство как раз и обязывает быть кратким. Смотреть же надо по принципу «наблюдай и соображай».

К примеру, наше внутреннее «Я» - это результат непрерывного сравнения - отражения (как в своеобразных зеркалах) шести разночувственных моделей одного окружающего мира. Можно утверждать, имея в виду работы по искусственному интеллекту, что на одном органе чувств построение личности невозможно.

Или, о появлении потребности в алкоголе и наркотиках. Для снятия избыточного напряжения в мозгу от физической работы надо ослабить или отключить контроль рассудочной части мозга. Здесь удобен алкоголь. В случае недостатка двигательной информации (физической работы) возникает потребность возбудить двигательный центр и тому способствует наркотик. Алкогольное и наркотическое привыкание – это уже отдельный этап. Представляется, что существующее противодействие наркотикам – борьба с последствиями, а не причиной.

Всестороннее развитие позволяет человеку получить наибольшее удовлетворение от жизни. Избегать физической работы – ошибка для индивидуума, а недооценка её роли вредна для общества. Наиболее социумобразующим фактором являлся физический труд и даже в условиях энергонасыщенности роль физического труда останется фундаментальной. Вывод может быть подтверждён научными методами, что, в конечном счёте, позволит отвернуть от ценностных ориентиров общества материального потребления, приводящих к экстенсивному использованию ресурсов планеты.

Осознаем, что рецепт от Л.Н.Толстого – четыре часа физической работы ежедневно – великолепен. А библейское «В поте лица твоего будешь есть хлеб, …» - выглядит констатацией факта, не наказанием.

Заключение

В ходе проведенного исследования можно резюмировать следующее:

Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.

Ценностные ориентиры представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентиров.

Ценностные ориентиры определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентиров, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентиров личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Ценностные ориентиры формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.

Исследования ценностных ориентиров, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу.

Библиографический список

Монографии, учебники или учебные пособия

1.            Печчеи А. Человеческие качества. / Пер. с англ. О.В.Захаровой. – М.: Прогресс, 1985. – С. 302.

2.            Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1999.

3.            Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2000.

4.            Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 2002.

5.            Бехтерева Н.П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб., 1997. С. 5-6

6.            Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000

7.            Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2001.

8.            Волков Ю.Г. Социология. М., 2001. С. 132.

9.            Выбор профессии. М. Знание 2002.

10.    Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. Просвещение 2002.

11.    Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 414

12.    Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1980.

13.    Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. С. 6.

14.    Залесский Г.Е. психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 2002.

15.    Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 2002.

16.    Зиновьев А. Глобальный человейник. М., 2000.

17.    Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М., 1996. С. 311-313.

18.    К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В.С.Мухиной. М., Мысль 1999.

19.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 349,

20.    Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: история развития человеческого интеллекта. М., 1983. С. 120.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.