Ошибочно думать,
что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений,
ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно
воздействовать на подсудимых, потерпевших, свидетелей, дающих ложные показания.
Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость,
логическую неоправданность поведения того или иного лица в суде. Опытного
судью в процессе всегда отличает беспристрастность и выдержка.
Реконструктивная
сторона деятельности судьи – это текущий и завершающий анализ всей собранной
по делу информации, окончательной целью которого является вынесение
справедливого в соответствии с действующим законодательством приговора или
решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный
интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить,
что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью,
конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют
только в оценке информации на начальных этапах расследования дела.
Необходимость
осуществления функций организации судебного процесса, деятельности многих
участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора
– дисциплинированности, собранности, целеустремленности, настойчивости,
организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные
функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе
аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей
структуры судебной деятельности.
Удостоверительная
деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение
всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы:
приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется
общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные
навыки в составлении письменных документов по делу.
Деятельность
работников прокуратуры многогранна и ответственна, она
конкретно связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно
нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны прокуратуры,
которая призвана обеспечивать соблюдение законов.
В Российской
Федерации существуют следующие отрасли прокурорского надзора:
1) надзор за
исполнением законов органами государственного управления, предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
2) надзор за
исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
3) надзор за
исполнением законов при рассмотрении дел в судах;
4) надзор за
исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного
заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом.
В своей
практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны
обладать определенными личностными качествами и, в частности, мышлением.
Прокурор должен
обладать незаурядными волевыми качествами. Профессиональная деятельность его
требует большой личной инициативы, целеустремленности, упорства,
настойчивости, хороших организаторских способностей.
Коммуникативная и
удостоверительная стороны деятельности прокурора связаны с использованием речи
в ее основных формах, как устной так и письменной.
Формирование мнения
прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела – сложный
процесс, где учитываются данные правового характера, предусмотренные законом,
а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле
практически с момента возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению
государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он всегда
высказывает его первым. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано
и убедительно аргументировано1.
Определенное
мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного
заседания, в особенности допросов членов организованной преступной группы,
занимавших в этой группе различное иерархическое положение.
Политическая
зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножает силы
и способности прокурора, помогает ему правильно ориентироваться в сложной
обстановке, предохраняет от узкопрофессионального отношения к своим
обязанностям.
Деятельность
инспектора уголовного розыска, находящегося на переднем
крае борьбы с преступностью, состоит в раскрытии, расследовании и
предупреждении уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма,
краж и т.д. Его деятельность протекает часто в условиях экстремальности и
отличается высокой эмоциональной напряженностью. Поэтому работа в уголовном
розыске требует от сотрудника большой находчивости, смелости, инициативы,
хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и хладнокровно принимать
решения, высокого уровня самоорганизованности и настойчивости.
Эта многообразная и
достаточно сложная работа, в большинстве случаев связанная с определенным риском,
регулируется законом, в рамках которого и действует сотрудник уголовного
розыска.
Разносторонняя
деятельность работников уголовного розыска осуществляется, в основном, в двух
формах.
Во-первых, вместе
со следователем инспектор уголовного розыска выезжает на место происшествия,
участвует в осмотре, обыске, задержании и других следственных действиях.
Во-вторых,
сотрудники уголовного розыска, используя профессиональные методы и приемы,
ставят своей задачей предупредить реализацию преступных замыслов. Работникам
уголовного розыска в этих случаях приходится с помощью специальных приемов
получать необходимую информацию о преступниках, их связях, местах нахождения и
намерениях. В большинстве случаев результатом этой деятельности является
неожиданное для преступника задержание его с поличным.
Как и в структуре
профессиограммы следователя, в деятельности инспектора уголовного розыска
активно проявляется поисковая сторона, которая заключается в выявлении следов
преступника и создании его психологического портрета, которые дают возможность
вести розыск и последующую идентификацию личности. Вычленяя необходимую
информацию на месте происшествия, инспектор уголовного розыска концентрирует
внимание на «критических фигурах» (место взлома, взрыва, труп и т.д.) и
«критических полях» (пути проникновения и пути ухода преступника и т.п.).
У инспектора
уголовного розыска наблюдение как психический процесс и форма деятельности
вырабатывает интеллектуальное качество – профессиональную наблюдательность,
которая становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту
наблюдательность можно назвать еще проницательностью – качеством, которое очень
важно для инспектора уголовного розыска.
Важным аспектом
психологической наблюдательности является умение наблюдать за собой,
анализировать свои поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их
исправлять.
В организации
получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах,
конкретных связях, возможном месте нахождения заключается коммуникативная
сторона деятельности инспектора уголовного розыска.
Сущность
удостоверительной стороны деятельности этого инспектора заключается в фиксации
добытой информации в специальной письменной форме.
Важна для
инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему
часто приходится выезжать на место происшествия, встречаться с большим
количеством людей, посещать различные учреждения и организации. Для этого
инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время,
организовать труд добровольных помощников и общественность, активно используя
их помощь и поддержку.
Реконструктивная
сторона деятельности инспектора заключается в мысленном воссоздании картины
преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана,
направленного на успешное раскрытие преступления. Он также должен стремиться
предупредить преступления, создать на своем участке обстановку, которая
препятствовала бы осуществлению преступных намерений со стороны подучетного
контингента лиц. Для этого инспектору необходимо вступать в контакт с людьми,
уметь учитывать быстро меняющуюся обстановку, проявлять находчивость и
выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых предписаний.
В практической
деятельности очень часто возникают сложные ситуации в момент задержания. Здесь
инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации,
учитывая при этом личность человека, которого необходимо задержать. Взгляд,
специфический оборот речи, движение не должны остаться незамеченными.
Деятельность
сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая,
внешне не эффективная. Однако никто другой не возвращает обществу и государству
такого большого количества материальных ценностей, как работники этих
подразделений. Преступники, с которыми им приходится иметь дело, как правило,
очень грамотные, достаточно квалифицированные и изворотливые люди. Результаты
своей преступной деятельности они умеют хорошо скрывать.
Работа этих
сотрудников отличается от работы уголовного розыска. В уголовном розыске в
основном работу ведут «от преступления» (убийства, изнасилования, кражи и
т.д.), а в борьбе с экономическими преступлениями инспекторам приходится «идти
к преступлению», отыскивая его по мало заметным признакам. Сотрудникам этой
службы приходится проверять заявления и жалобы граждан о нарушениях и
злоупотреблениях в системе торговли, об обмане покупателей, пересортице,
завышении цен, о жизни отдельных материально ответственных лиц «не по
средствам» и т.д. Необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний,
опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина
замаскированного хищения собственности.
Сотрудники борьбы с
экономическими преступлениями должны и хорошо знать бухгалтерский учет,
товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки,
транспортировки и хранения различных потребительских товаров с тем, чтобы
использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений.
В профессиограмме
работника борьбы с экономическими преступлениями выделяются социальная,
коммуникативная, поисковая, организационная и удостоверительная стороны
деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки,
обеспечивающие успех в его сложной работе. Главное для инспектора – умение
разбираться в людях, отличить честного человека от стяжателя, ориентироваться
в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое
звено, через которое можно было бы раскрыть сложное и достаточно
замаскированное хищение. Важно при расследовании этой категории дел выявить
мотивы, условия и цели, которые способствовали совершению конкретных хищений в
различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле
и т.д.
Основными задачами
участкового инспектора милиции являются обеспечение общественного порядка,
выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие
необходимых мер к их устранению на обслуживаемой территории. Участковый
инспектор охраняет права и законные интересы каждого гражданина, а также
организаций, учреждений и предприятий от преступных посягательств и иных
правонарушений.
В профессиограмме
участкового инспектора выделяются социальная, конструктивная, организационная,
удостоверительная, коммуникативная и поисковая стороны деятельности, в которых
реализуются личностные качества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его
нелегкой работе.
Деятельность
инспектора ГАИ связана в основном с регулированием
движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных происшествий на
улицах и дорогах. Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая
в себя ряд профессий. В первую очередь это профессия инспектора
правоохранительного органа, в которой, как указывалось выше, реализуются все
шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая,
коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная и
социальная. Работник ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными
средствами и для этого обладать качествами, входящими в профессиограмму
водителя. Он должен быть внимательным и решительным человеком, к тому же
обладать повышенным чувством ответственности за свои действия.
Сотрудник
таможенных органов борется с нарушениями таможенных
правил и контрабандой. Его деятельность непосредственно связана с пересечением
гражданами нашей страны и иностранцами Государственной границы Российской
Федерации. Как правило, таможни располагаются непосредственно вблизи границы,
а также в аэропортах, где заканчиваются заграничные рейсы самолетов, и в
морских портах. Характерной чертой деятельности инспектора таможни является
дефицит времени: в подавляющем большинстве случаев таможенный досмотр вещей и
пассажиров связан с расписанием движения самолетов, поездов, теплоходов и т.д.
Отметим, что в
деятельности любого инспектора таможни, а в особенности у оперативного
работника этого органа выделяются поисковая, организационная, коммуникативная
и конструктивные стороны. Особенно высок удельный вес поисковой деятельности,
которая обеспечивает успех при обнаружении контрабанды.
В практической
деятельности у талантливого инспектора очень велика поисковая доминанта,
которая обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Специфические
требования предъявляются также к коммуникативным, организационным и
интеллектуальным качествам работников таможни, так как их деятельность
протекает обычно в условиях строгого дефицита времени, постоянного общения с
большой массой людей и т.д. Кроме специальных знаний таможенный инспектор должен
владеть иностранными языками, знать экономику, товароведение, хорошо
разбираться в людях.
Заключение
Процесс подготовки
человека к юридической деятельности состоит из последовательных этапов:
профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и
усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике перечисленных этапов.
Профориентация – это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально
необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.
Профессиональный
отбор предполагает целенаправленную деятельность
вузов, органов прокуратуры и МВД по специализированному отбору на основе и с
учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии
качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора проводить
собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные
стороны личности. При проведении собеседования изучаются склонности и направленность
личности. В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стремление
к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность.
Одной из важных
задач органов прокуратуры, юстиции и суда, а также вузов является координация
своих действий по отбору абитуриентов, организация их обучения и воспитания.
Потребность в
самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к
окружающему миру, людям, к себе, своей деятельности и является одним из
внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление
к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает человека к
дальнейшему совершенствованию своих способностей, к активным действиям во имя
долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед обществом,
коллективом, самим собой.
Велика и ответственна в процессе обучения и
воспитания роль юридического вуза, который должен задатки обучающегося развить
в систему качеств, навыков и умений, необходимых личности будущего юриста для
добросовестного выполнения своих служебных задач.
Список
использованной литературы
1.
Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. – М.,
1965.
2.
Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 1991.
3.
Дулов А.В. Судебная психология. – Минск, 1975.
4.
Лук А. Н. Память и кибернетика. – М. , 1966.
5.
Макаренко А. С. Полн. собр. соч. в 7 тт. – М.,
1958. .
6.
Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.
7.
Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского.
– М., 1986.
8.
Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. – 2-е изд. – М.,
1955.
9.
Пекелис В. Твои возможности, человек. – М., 1973.
10. Психология / Под ред. А. П. Рудика. – М., 1974.
11. Психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1986.
12. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1867.
13. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
14. Сеченов И. М. . Избранные произведения. – М., 1958.
15. Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. –
1993. – № 12.
16. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. – М.,
1996.
17.
Чуфаровский Ю.В.
Юридическая психология. – М., 1995.
[1] Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития
психологии. – М., 1959, с. 23.
1 Лук А. Н. Память и кибернетика. – М. , 1966 , с. 80.
1 Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. –
М., 1965, с. 77.
1 Пекелис В. Твои возможности, человек. – М., 1973, с. 90.
1 Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. – 2-е изд. – М., 1955, с. 232.
1 Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. –
М., 1986, с. 342-343.
1 Психология / Под ред. А. П. Рудика. – М., 1974, с. 171-175.
1 Большакова С.Е. Основы речевой культуры
сотрудников органов внутренних дел. – М., 1992, с. 5.
1
Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. – М., 1952, с. 346.
1
Макаренко А. С. В 7 тт. – М., 1958. – Т. 4, с. 463.
2 Сеченов И. М. . Избранные произведения. –
М., 1958, с. 218.
1
Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974, с. 25.
1
Психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1986, с. 381-383.
1
Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 1991, с. 137.
1
Дулов А.В. Судебная психология. – Минск, 1975, с. 88.
1
Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1867, с. 92.
1
Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. – 1993. – №
12. – с. 11.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|