Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
ЧФ ЮИ МВД РФ
ОЗО
Кафедра гуманитарных
дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика в
деятельности
сотрудников ОВД»
на тему (вариант 7):
Особенности формирования
психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
САРАТОВ
2000
ПЛАН
|
|
стр.
|
|
Введение
|
3
|
1.
|
Теоретические аспекты психологической
подготовки к юридической деятельности
1.1.
Память человека
1.2.
Мышление и интуиция
в решении задач
1.3.
Речь в юридической
работе
1.4.
Профессиональная
наблюдательность
1.5.
Воля и ее
воспитание
1.6.
Эмоциональная
саморегуляция
|
4
4
8
12
12
15
17
|
2.
|
Психологические особенности выполнения
служебных задач сотрудниками ОВД
|
21
|
|
Заключение
|
33
|
|
Список использованной литературы
|
34
|
Введение
Каждая конкретная наука отличается от
других наук особенностями своего предмета. Выяснение специфических
особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую
трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого
придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую
науку.
На современном
этапе общественного развития психология все настойчивее занимает ключевую
позицию в системе наук. В настоящее время ощущается потребность применения
психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при
решении конкретных юридических задач.
В деятельности юриста
главное – работа с людьми. В нее входит ряд взаимосвязанных аспектов: изучение
и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов,
оказание на них определенного влияния, обучения, воспитания и т.д.
Приобретение психологических знаний становится просто необходимостью для
работников любого юридического труда, в том числе сотрудников органов
внутренних дел.
Глубокое
исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и
юридической деятельности, которая опирается на изучение основных
психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой
сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная
направленность и другие характеристики личности).
Психологическая
культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов
системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые
обеспечивали бы им высокую культуру общения. Психологические знания повышают
эффективность юридической деятельности, способствуют ее гуманизации и
постоянному совершенствованию.
В практике
существует два способа применения психологических знаний: непосредственное и
опосредованное. В первом случае познанные закономерности непосредственно
используются при осуществлении той или иной деятельности. В частности,
непосредственно применяется и используется знание законов восприятия,
воображения, мышления, адаптации и т.д.
Чаще
психологические знания применяются опосредованно, так как познанные
закономерности не могут быть применены и использованы сразу. Требуется сначала
выявить, как видоизменяются эти общие закономерности в особых условиях
определенной деятельности, при выполнении ее задач. В прикладной психологии мы
имеем дело преимущественно с опосредствованным применением психологических
знаний[1].
1. Теоретические аспекты психологической
подготовки к юридической деятельности
1.1. Память человека
В
деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение
информации и ее запоминание является той основой, на которой строятся все
практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания
является одной из основных в системе психологической подготовки к
юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться
с учетом главных закономерностей памяти.
Память
представляет собой сложный психический процесс, включающий, в себя:
1)
запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.;
2)
сохранение в памяти того, что было запомнено;
3)
узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного.
Физиологической
основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших
полушарий головного мозга.
Воздействие
среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия
предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредовано через слово:
рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга
соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием
(узнавание) или же путем припоминания.
В
психологии различают четыре типа памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных,
слуховых, вкусовых, температурных и т. п. образов. Это может быть зрительное
представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, здания,
процесса общения и т.д. Наглядно-образная память имеет большое значение для
учебной и творческой деятельности человека.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей.
Этот тип памяти тесно связан с речью, т. к. любая мысль обязательно выражается
словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы
запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.
Двигательная память
зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих
проводящих путей и нервных клеток, например, следователь может очень четко представить
свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по
истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то
он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения.
Эмоциональная память
– это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило,
яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся.
Отличительными особенностями эмоциональной памяти являются широта обобщения и
глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства
эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.
Различают
следующие виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и
смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять,
какой, вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется
работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий
вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.
Различают
также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память
удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для
запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее
важен и наиболее сложный. Сведения о кратковременной и долговременной памяти
весьма значимы для следственной работы.
Протекание
процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется
тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее
значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно
запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее
основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может
быть более продуктивным, чем произвольное.
Следует
учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Он будет более продуктивным,
если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний.
Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность
свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна,
заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.
Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и
сохранению. Забывание – явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся
информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании
человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только
усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти ту часть
информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности.
«Движение мысли – пишет А. Н. Лук, – та нить, которая переводит необходимую
информацию из длительной памяти в оперативную»1. Таков и механизм
воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.
Большую роль при запоминании материала играет установка на
запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди,
которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного
быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает
с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность
материала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех
важной операции, то установка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда
следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени
важности.
В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую
информацию по плану:
1)
основная мысль (осмысливание запоминаемого),
2)
факты и события (что, когда и где происходит),
3)
причины происходящих событий,
4) выводы и источник информации
Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего,
подозреваемого, обвиняемого работникам правоохранительных органов и судьям
важно знать закономерности процесса развития памяти человека Память
развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют
развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая
деятельность. При этом развитие происходит как количественно, так и
качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных
функций происходят подъемы и спады в памяти человека.
Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память
обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем
постепенно начинает ослабевать1. Однако, если люди вовлечены в
активную деятельность, то этот спад может быть мало заметен. Если по роду
деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не
только не деградирует, а, наоборот, развивается.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают
события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут
наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного
состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся методом ассоциаций,
удается добиться того, что амнезия устраняется.
На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление
памяти связано с воспитанием воли, внимательности, наблюдательности с
применением осмысленных приемов заучивания Можно рекомендовать следующие приемы
развития памяти:
1. Повторение заученного. Известно, что К.
Маркс постоянно занимался повторением даже того, что им было хорошо усвоено.
«У него была привычка после продолжительных перерывов перечитывать свои
записные тетради и отмеченные в книгах места для того, чтобы закрепить их в
своей памяти. Он изощрял свою память с юных лет, выучивая по совету Гегеля
наизусть статьи на незнакомом языке»1. Работник юридической профессии должен
периодически освежать а памяти все, что было им усвоено в процессе деятельности
(перечитывать и просматривать источники, продумывать полученную информацию и т.
д.).
2. Целенаправленные упражнения. Все виды
памяти можно развить путем специальных упражнений:
а) заучивание цифрового материала,
б) заучивание прозы и стихов,
в) запоминание образов.
В последнем случае можно рекомендовать метод известного художника
Айвазовского.
К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы
запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз
подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с
тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. Постепенно зрительное
впечатление будет становиться все полнее и ярче. Если вам понадобится в
считанные секунды оценить обстановку или запомнить большой объем зрительной
информации, навыки запоминания, приобретенные с помощью этого метода, вам
очень пригодятся.
3. Тренировка наблюдательности. Чтобы
запомнить увиденное, надо развивать наблюдательность. Она способствует
улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать
регулярные упражнения по обдумыванию и запоминанию того, что имело
место за день, неделю, месяц и т. д.
Гигиена памяти
Память является
важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно работник
юридического труда должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно
рекомендовать следующее:
1) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими
напитками (чай, кофе, алкоголь). Вред этих «взбадриваний» заключается в том,
что избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления, а
длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;
2) при интенсивной умственной работе (чтение, составление документов,
подготовка к важным совещаниям, мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут
делать небольшие перерывы в работе на 10-12 минут. Необходимы также
продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;
3) существенное значение для памяти имеет правильное питание не реже
трех раз в день при обязательном употреблении, жиров и
углеродов.
Память – это та основа, на которой базируется любая профессиональная
деятельность
1.2.
Мышление и интуиция в решении задач
Юридическая
работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление как
психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся
в объективной реальности.
Мышлением
называется процесс отражения в сознании человека
сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и
общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из
чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность
юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от
его глаз.
Мышление
протекает на вербальной основе. Слова создают необходимую материальную
оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается
в словах и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление,
– писал ИП Павлов, – ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва
элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций.
Значит, каждая маленькая первая ассоциация – это есть момент рождения мысли»1.
Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают
общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|