Профессиональная
юридическая деятельность – в основном, деятельность государственная.
Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и
задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Государство создает
специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования
правоохранительных и судебных органов. Эти требования по мере роста
юридической культуры всех членов общества повышаются как по отношению ко всей
правоохранительной системе, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.
Труд многих
юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и
других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий,
наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим
правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное
чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.
Основная задача
психологии юридического труда – выявление рациональных соотношений между
требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих
закономерностей психология юридического труда опирается на методы,
теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и
дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, права и
т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс
деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с
учетом всех участвующих в нем элементов.
Ответственный и
сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные
требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными,
хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного
представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не
представляют, какие требования будут предъявляться к ним.
Юридическая
деятельность – это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды
в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная
деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и
т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения,
терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем
соблюдении закона.
Для большинства
юридических профессий характерной чертой является организационная сторона
деятельности, имеющая два основных аспекта:
1) организация
собственной работы в течение рабочего дня, недели; организация работы по
конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня;
2) организация
совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и
т.д1.
В судопроизводстве поиск истины – это
творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда
необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний
мир человека и т.д.
Психологический
анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов,
через которые происходило движение к конечной цели – установлению истины. В
этой деятельности выделяются следующие стороны: познавательная,
коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная.
Психологическое изучение профессий является необходимым условием
научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности
психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической
деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности,
охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых
для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического
труда, указать пути их приобретения и совершенствования.
Повышение качества труда юриста невозможно
без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных
качеств объективным требованиям данной профессии.
Одним из главных
результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться
создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное
отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств личности, которые
в ней реализуются.
Деятельность
каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие
стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную,
организационную и удостоверительную.
1. Социальная
деятельность. Охватывает политический аспект в деятельности
следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного
учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им
участке. Включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в
перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.
2. Поисковая
деятельность заключается в собирании исходной информации,
необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности
наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника,судьи.
3.
Реконструктивная деятельность. Это текущий и
завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее
синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование
работы есть также результат реконструктивной деятельности.
4.
Коммуникативная деятельность заключается в получении
необходимой информации в процессе общения1. Особенно большой
удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности
адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.
5.
Организационная деятельность заключается в волевых
действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется
на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении
профессиональной задачи.
6.
Удостоверительная деятельность – приведение всей
полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму
(постановление, протокол, приговор и т.д.).
В основе
профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует
стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной
информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности
следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в
вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следов,
оставленных преступлением, орудий преступником и т.п.), которая дает
следователю возможность с достоверностью представить событие преступления с
такой степенью точности как этого требует закон. Язык и речь, т.е.
коммуникативная сторона деятельности – главные инструменты в следственной
работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и
взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить
необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с
ними. На допросах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы
других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные
знания в области психологии и тактики допроса, его профессиональное
мастерство.
Следователю постоянно приходится испытывать
на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и
неправомерным воздействиям, противодействию заинтересованных лиц, действовать
иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения
нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь организовать свое
психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей
волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость – стержневое качество воли –
выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности
длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все свои
силы для ее достижения.
Следователь –
организатор расследования, принимает ответственные решения, он добивается их
реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих
людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и
организованности.
Реконструктивная
сторона деятельности следователя проявляется в переработке информации и
принятии решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать:
уголовное право, уголовный процесс, криминалистику, криминологию и психологию,
бухгалтерский учет, судебную баллистику и.д. От следователя требуется
разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура.
В структуре
профессиограммы следователя имеется еще социальная сто-рена, в которой он
предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем
районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин,
условий и принятия мер к их ликвидации.
Работа следователя
требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе
целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей
работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие
внимания, могут оказаться безрезультатными.
Криминалистическая
наблюдательность – при осмотре места происшествия – это планомерное,
целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в
психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех
органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала
осмотра всегда важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная
информация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться,
однако она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра,
приступить к построению мысленной модели случившегося.
Психологическая
наблюдательность – это необходимая предпосылка предвидения человеческого
поведения и управления им в нужных для следователя целях. Она бывает особенно
важна при производстве тех следственных действий, где источником
доказательственной информации выступают люди, и выбор оптимальных тактических
приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая
наблюдательность необходима следователю и при проведении других мероприятий
для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. Например,
умении диагностировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски
спрятанных им предметов1.
При анализе
различных уровней оперативно-розыскной и следственной деятельности, образующих
их структуру, особенно выделяется коммуникативная сторона. Исследование ее
структуры, познание психологических закономерностей общения в особых условиях
уголовно-процессуального регулирования дает возможность разработать
рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом
уровне. Коммуникативный аспект в деятельности следователя является одним из
доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь, должен иметь незаурядные
способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных, порой,
экстремальных условиях.
В соответствии с
нормами уголовно-процессуального закона следователь наделен правом давать
поручения, обязательные для исполнения органами дознания; следователь
определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования
преступления. Часто следователю приходится выступать как руководителю
коллективов, осуществляющих действия в трудных, а иногда экстремальных
условиях: обыск и задержание нескольких лиц, осмотр сложного транспортного
происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т.д.
Для следственной
работы необходимы следующие организационные качества:
1.
Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечиваю- . щие
целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.
2. Ответственность,
требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве
коллективами людей в ходе расследования уголовного дела.
3. Выдержка,
самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в
отношениях с коллегами и руководством.
Личность следователя,
как видно из изложенного выше, отличается многогранностью и сложностью. Она
складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих
факторов, но главным и определяющим является личность человека, который избрал
профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей.
Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка
и профессиональная деятельность, которые предъявляют сложный комплекс требований
к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развитию и закреплению
их в структуре личности.
Профессия судьи исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество
специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему,
органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий
потенциал и индивидуальный стиль деятельности.
Профессиональная
деятельность судьи детально четко регламентирована законом. Судья наделен
властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает
профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих
действий. Вырабатывается это на основе высоких моральных качеств,
правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности
своей деятельности перед обществом и государством.
В своей
деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими
законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации,
общепринятыми нормами нравственности, правилами поведения, способствовать
утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и
независимости суда. Он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет
судебной власти. Судья не должен причинять ущерб престижу своей профессии в
угоду личным интересам или интересам других лиц.
Постоянная
ответственность судьи перед обществом предельно стимулирует его познавательные
способности, анализ всей получаемой информации, требует от него четкости и
ясности в принятии решений. «Судьей должен быть человек, который своим личным
поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек,
который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях
и еще должен быть культурный человек».
В практической
деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:
-
формируют у граждан правосознание;
-
уголовные процессы создают
социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;
-
при высокой культуре судебных процессов создают
непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального
осуждения;
-
судебные процессы стимулируют общественное мнение к
выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Поведение, облик
судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех
присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать
сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается
одна из основных специфических особенностей коммуникативных свойств личности
судьи.
Главное в коммуникативных свойствах
личности судьи – не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом
показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах
данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом,
является стимулом для всех участников процесса тщательно и подробно излагать
факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуникативных
качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция,
раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья
обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежливость,
сдержанность в манерах поведения, эмоциях и речи.
Особенность деятельности судьи заключается
и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям,
так и всем иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании
глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого
участника процесса дает возможность в конечном итоге правильно познать истину,
принять правильное решение.
Судье важно
развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он
сможет на основании главным образом словесной информации мысленно воссоздать
модель прошедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном
заседании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|