Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

 Профессиональная юридическая деятельность – в основном, деятель­ность государственная. Государство ставит перед правоохранительными ор­ганами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию пре­ступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных ор­ганов. Эти требования по мере роста юридической культуры всех членов об­щества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной систе­ме, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечислен­ных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответ­ственности за последствия своих действий.

Основная задача психологии юридического труда – выявление рацио­нальных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и эксперименталь­ные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, пси­хологии труда, юридической социологии, права и т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не представляют, какие тре­бования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность – это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное поня­тие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой от­ветственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой являет­ся организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта:

1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели; органи­зация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня;

2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д1.

 В судопроизводстве поиск истины – это творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда необходимы чуткость, вни­мание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к ко­нечной цели – установлению истины. В этой деятельности выделяются сле­дующие стороны: познавательная, коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономер­ности психической деятельности в следственной, судебной и иной юриди­ческой деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональ­ных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуаль­ных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объек­тивным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой дея­тельности, а также качеств личности, которые в ней реализуются.

 Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструк­тивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Охватывает политический аспект в дея­тельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступ­ностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприя­тия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для воз­вращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор­мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, опера­тивного работника,судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, ана­лиза и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование рабо­ты есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи­мой информации в процессе общения1. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном реше­нии профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной ин­формации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (пос­тановление, протокол, приговор и т.д.).

В основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая ре­ализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды крими­налистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступником и т.п.), которая дает следователю возможность с до­стоверностью представить событие преступления с такой степенью точнос­ти как этого требует закон. Язык и речь, т.е. коммуникативная сторона деятельности – главные ин­струменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко реша­ется судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области пси­хологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто­ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, противодействию заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряже­ния нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь органи­зовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навы­ками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость – стержневое качество воли – выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все свои силы для ее достижения.

Следователь – организатор расследования, принимает ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве ор­ганизатора деятельности многих людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и организованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в пе­реработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее вре­мя должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, крими­налистику, криминологию и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и.д. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сто-рена, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия на­правляются на выяснение причин, условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интере­са все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безре­зультатными.

Криминалистическая наблюдательность – при осмотре места происшес­твия – это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие об­становки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение бы­ло максимально эффективным, до начала осмотра всегда важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная информация неред­ко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Психологическая наблюдательность – это необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для сле­дователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех след­ственных действий, где источником доказательственной информации вы­ступают люди, и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюда­тельность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. На­пример, умении диагностировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов1.

При анализе различных уровней оперативно-розыскной и следственной деятельности, образующих их структуру, особенно выделяется коммуника­тивная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических за­кономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального ре­гулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуни­кативный аспект в деятельности следователя является одним из доминиру­ющих, так как он, пожалуй, в первую очередь, должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных, порой, экстремальных условиях.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следова­тель наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения орга­нами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю при­ходится выступать как руководителю коллективов, осуществляющих дейст­вия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание не­скольких лиц, осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т.д.

Для следственной работы необходимы следующие организационные ка­чества:

1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечиваю- . щие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.

2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовно­го дела.

3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство со­бственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Личность следователя, как видно из изложенного выше, отличается многогранностью и сложностью. Она складывается и формируется в основ­ном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определя­ющим является личность человека, который избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей. Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка и профес­сиональная деятельность, которые предъявляют сложный комплекс требо­ваний к его личностным качествам и профессиональным навыкам, разви­тию и закреплению их в структуре личности.

Профессия судьи исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, кото­рые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личнос­ти судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально четко регламентирова­на законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на ос­нове высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности своей деятельности перед общест­вом и государством.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Консти­туцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности, прави­лами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избе­гать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не дол­жен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стиму­лирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информа­ции, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей до­лжен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях и еще должен быть культурный человек».

В практической деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

-         формируют у граждан правосознание;

-         уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

-         при высокой культуре судебных процессов создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального осуждения;

-         судебные процессы стимулируют общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из основных специфи­ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи – не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно и подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуника­тивных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежли­вость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях и речи.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и всем иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса дает возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он сможет на основании главным образом словес­ной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обсто­ятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.