1) непосредственно,
когда в них выражено то, что воспринимается,
2) опосредованно –
путем умозаключений или рассуждений.
Процесс мышления –
это прежде всего анализ, синтез и обобщение Анализ – это выделение в объекте
тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.
Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следователь
мысленно делит это поведение по каким-то критериям на отдельные части.
Объединение
выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза
происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен
познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство
между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе
Сравнение состоит в
сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так,
чтобы решить вопрос о том, является или не является данное лицо подозреваемым
по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение индивида на
отдельные признаки – действия и сличить их по возможности с эталонными
признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несовпадение признаков
служит основой для принятия решения.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах –
в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных
объектов свойства бывают двух видов:
1)
общие как сходные признаки;
2)
общие как существенные признаки.
Следовательно,
всякое существенное свойство является между тем и общим для данной группы
однородных предметов, но не наоборот не всякое общее (сходное) свойство
является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки
выделяются, в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Отметим, что
закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние
специфические закономерности мышления.
В современной психологии
выделяют в основном три вида мышления:
1)
наглядно-действенное,
2)
наглядно-образное,
3)
отвлеченное (теоретическое) мышление1.
Наглядно-действенное
(предметное) мышление проявляется в практической
жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития; человек
прибегает к помощи мимики и жестов, анализируя и синтезируя объекты своей
деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ
действия или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением.
Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или
операторской деятельности юриста-практика.
Наглядно-образное
мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает
мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Например, при проведении
следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь
в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он
анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения
транспорта и пешеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу.
Чем полнее и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме,
квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут
проявляться образы ситуаций, тем правильнее он сможет принять решение.
Образное мышление
способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц,
помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление
аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление
способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной
деятельности юриста-практика.
Отвлеченное
(теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там,
где для совершения мыслительных операций требуется использовать
абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется
главным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу
уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе
общения
В процессе
жизнедеятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом
мышления изолированно, работник юридического труда не является исключением.
Практическое
мышление осуществляется путем использования общих мыслительных операций
(анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) и
классификации, систематизации, структурирования1. Практическое мышление
носит творческий характер.
Кратко остановимся
на качествах творческого мышления.
1. Проблемный
характер подхода к изучаемым явлениям – это качество
творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению,
исследованию, проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все
в расследуемом деле просто. Например, следователь использует на стыке
реконструктивной и поисковой деятельности проблемный характер мышления.
2. Динамичность
мышления – способность быстро, творчески
ориентироваться в расследуемом деле, выделить, что достойно первостепенного
внимания и от чего следует отвлечься, быстрота схватывания информации и
определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии
версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как
допрос.
3 Оперативность
мышления – включение умственных операций
(наблюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных
доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы, оперативность
мышления необходима и в поисковой деятельности следователя для разумного сочетания
наблюдательности, воображения и интуиции.
4. Широта
мышления – это продуктивность творческой работы при
решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и
судьям, расследующим или рассматривающим хозяйственные преступления, где нужна
большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в
процессе познавательной деятельности.
5. Глубина
мышления проявляется в выявлении существенных
свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным
выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина
мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше
свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.
6.
Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу – в качественной проработке. Смелость, оригинальность и
обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в
процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования.
Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную
версию при переборе вариантов, чем другой, который не обладает этими
качествами.
7. Логичность мышления – это развитие последовательности мыслительного процесса, строгость и
«проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных
и разнообразных юридических фактов.
8. Критичность и
непредвзятость (объективность) мышления – стержень
мыслительного процесса работника юридического труда, без которого он не может
установить истину.
Специфической
особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции.
Интуицию обычно
рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия
прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается
разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений
и доказательств как промежуточных звеньев познания. Эффективность принятия
интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт
судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их
психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на
генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность,
растерянность низводят интуицию до уровня беспредметного гадания. Интуиция,
кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека.
Одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень
часто полагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является
опыт, и ее сила или слабость коренятся в прошлом опыте.
Экспериментальные
исследования процесса мышления показали наличие устойчивой корреляции между
мышлением, памятью, вниманием и восприятием. Наиболее показательны корреляции
между мышлением и различными сторонами памяти. Для развития мышления важны
также навыки чтения, общения, обобщения, сравнения, анализа, синтеза и т. д.
Таким образом, для того, чтобы формировать и развивать мышление, нужно как
можно активнее тренировать все структурные компоненты интеллекта.
Особое значение для
развития творческого мышления имеет работа над проблемными задачами. Проблемная
задача – это запуск мыслительных операций. Она характеризуется тем, что создает
определенное противоречие между знаниями, которыми обладает человек, и
явлениями, которые он не может объяснить в рамках имеющихся у него знаний.
Появление этого затруднения порождает активизацию мышления, воли, эмоций.
Человек ищет решение задачи, и в процессе поиска формируются профессиональные
качества мышления.
1.3.
Речь в юридической работе
Речь в деятельности юриста выступает в качестве носителя информации и
как средство воздействия. Воздействия при помощи речи бывают разных типов:
воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию
и др.
Речевая
деятельность работника юридического труда – это главным образом воздействие
человека на человека и человека на группу1.
Изучение практики
показывает что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться
вне связи с общим поведением человека, во-вторых, звук голоса неотделим от индивидуальности,
в-третьих, воспитание тембра голоса нельзя рассматривать только как работу над
голосовыми связками и, в-четвертых, голосовой аппарат необходимо тренировать не
только специальными упражнениями, но и обыденной речью.
Речевую деятельность
юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и
внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную,
подготовленную и неподготовленную.
Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно
осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи
важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают,
что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко
снижается.
Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной
обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных
документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит
лингвистические средства для выражения результатов своего мышления. Письменная
речь должна быть грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг
письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями
и соответствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными
стилями русского языка.
Внутренняя речь служит для воспроизведения в сознании различных образов, отражающихся
на поведении человека (в мимике, походке и т. д.) Бесконтрольное возникновение
образов у одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному
наблюдателю) объективные данные для определенных выводов. Работник юридического
труда должен обязательно научиться управлять своей внутренней речью.
Внешняя речь, это по существу, – обычная устная или письменная речь. Она генерируется
спонтанно, однако в ряде случаев ей предшествует этап внутренней речи.
Разновидностью
устной речи является диалогическая речь. Семантика ее зависит от
того, как воспринимается сказанное собеседником. Одно и то же слово, фраза
могут произноситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское замечание,
порицание, выговор и т. п.
В
самых разнообразных формах может быть представлена работником юридического
труда монологическая речь. Это выступление перед аудиторией,
чтение вслух, устный отчет и т. д. Такой вид речевой деятельности получил в
юридической практике большое распространение. Овладение техникой монологической
речи предполагает усвоение основ ораторского искусства.
Живое
общение людей осуществляется посредством обыденной речи. Она очень
выразительна, понятна. Большое значение здесь имеют интонация и акцент. На
людей большое влияние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая
искусством обыденной речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и
стилистике языка. Особенно это важно при работе с представителями
интеллигенции.
Профессиональная речь требует определенного
образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и
юристов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональной
речи лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и
т. д.
В
деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется
повсеместно заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах, заранее
продуманный монолог в беседе на допросе и т. д. Предварительная работа над
содержанием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима.
Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту
сковывает творческое мышление работника юриспруденции, делает его догматичным.
Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать
и импровизацию.
К импровизации
очень близка неподготовленная речь. В сущности, импровизация представляет собой
один из сложных процессов творческого использования опыта. Без предварительной
кропотливой работы над темой выступления, например в суде, или при проведении
дискуссии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать
определенным этапом в развитии речевой деятельности, которому предшествует
этап подготовленной речи.
1.4. Профессиональная наблюдательность
Юридическая
профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением
людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.
Под наблюдением
понимается процесс целенаправленного восприятия людей, предметов, событий и
явлений. Главным в наблюдении является умение визуально или с помощью слуха
подмечать те или иные изменения в наблюдаемом явлении, связывать их с другими
явлениями и делать логические выводы. Наблюдательные люди способны подмечать
даже незначительные детали и делать по ним важные выводы наблюдательность присуща
всем лицам, обладающим центральной нервной системой. Но это не означает, что
все люди владеют этими качествами в одинаковой степени. Слабое умение подмечать
явления, отсутствие плана в наблюдении приводят к тому, что лица то слабо
развитой наблюдательностью при решении служебных задач будут допускать
существенные промахи. Для юридической работы нужны люди с высоким уровнем
наблюдательности.
Психологами
доказано, что наблюдательность развивается в процессе конкретной деятельности.
Вместе с тем ее развитию способствуют специальные тренировочные упражнения, а
также тренировки с абстрактными объектами Наблюдательность как качество
личности формируется путем воспитания определенных психических функций человека
ощущения, восприятия.
Юрист-практик
должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом,
обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность.
В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности.
Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии
наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.
Формирование
навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Под ним в психологии
понимается направленность и сосредоточение психики на тех или иных наблюдаемых
предметах или явлениях жизни. Внимание входит в качестве необходимого
компонента во все виды психической деятельности человека. Без внимания
невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.
Наблюдательность
как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы
стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это
только одна из ступеней развития этого свойства. Для превращения умения в
стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая
тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического
труда, а также с помощью специальных упражнений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|