Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности древнескандинавской мифологии

Видные миссионеры, такие, как Вилиброрд - «апостол Англии» и Бонифаций - «апостол Германии» при крещении собственноручно уничтожали капища, вырубали священные рощи и истребляли идолов. Естественно, когда уничтожали родовые капища, на которых поколения за поколениями совершали обряды, то это вызывало гнев у народа и ответную реакцию. Само сопротивление новообращенных христиан, сохранявших приверженность к язычеству, нередко принимало острые формы в виде убийства миссионеров и разрушения церквей. Некоторые авторы выделяют следующие разновидности христианства: 1) миссия «огнем и мечом»; 2) миссия путем деяний; 3) миссия через убеждения и проповедь.

Распространение христианства среди язычников в раннем средневековье дало церкви новый тип мученика —  миссионера, погибшего от рук язычников. Главным источником о ходе распространения христианства среди населения являлись жития служителей церкви.

Христианство насаждалось преимущественно сверху и встречало более или мене явное сопротивление масс населения. Сопротивление новой религии возглавляли жрецы, они противостояли священникам.

Олаф Трюггвасон, а потом и Олаф Святой, казнили много колдунов и жрецов, потому что они противостояли распространению новой религии.

Когда в Упсале строился христианский храм, то уничтожили священную рощу, а в 1100 году уничтожили знаменитый языческий храм. В Норвегии также частично церкви строились на месте старых храмов, а частично на месте уже разрушенных древних храмов.

Для крестьян новая религия была также обременительна и в материальном плане, так как церковь накладывала очень большие на них десятины. Если во времена язычества жрецам платили один процент годового дохода, это шло только на то, чтобы им самим прокормиться и выжить. А церковь облагала значительными платежами, сами церкви содержали золотую утварь, а в источниках нередко отмечают, что епископы не всегда подавали пастве высоконравственный образ жизни, проводя время в пьянстве и разврате, и так заканчивая свой жизненный путь. Народ поднимался на борьбу с церковной эксплуатацией: например, восстание саксонских крестьян Стирлинга в 841- 841 гг., или полабских славян в 983 году из-за роста податей. Также полабское восстание Мстивоя (1018 год) в Альденбурге, во время которого были убиты все христиане, а захваченным священникам на голове вырезали крест[109].

Таким образом, в борьбе с новой религией язычество в Скандинавии держалось до начала XII века (1100 год- разрушение языческого храма), а славянское язычество - до второй половины XII века— 1168 год пал полабский город Аркона на острове Рюген с центральным храмом Световита. Этот крестовый поход возглавил датский король Вальдемар, позже названный святым, но взять этот город он не мог двадцать лет. А его епископ Абсалом приказал разрушить храм Свентовита[110].

Заключение.


Показав систему обрядов и скандинавскую мифологию, мы можем сказать, что эта религия очень соответствовала суровому храброму народу, находящемуся на определенной стадии развития, которую некоторые историки называли военной демократией или переходным этапом от поздневарварского строя к новому, дифференцированному в социальном плане обществу.  Одним из факторов экспансии викингов на Европу была их религия, побуждающая скандинавов не страшиться смерти, веря в то, что после смерти они попадут в войско Одина. Они особым образом уповали на судьбу, отважно устремляясь ей навстречу, что не походило на позиции пассивного фатализма. Поэтому викинги совершали различные подвиги в походах, бросались на врага без доспехов и с тогдашним развития вооружения побеждали его.

Ко времени эпохи викингов наступил апогей развития религиозной языческой системы. В конце этой эпохи стали совершать языческие обряды в храмах; знаменитый храм в Упсале в Швеции, описанный Адамом Бременским и в 1060 году разрушенный христианами. Большинство первых церквей стояли на месте древних капищ и люди продолжали ходить туда, как и их предки, только поклоняясь уже другому богу. Сами походы викингов можно назвать отчасти противостоянием языческого мира новому христианскому. Влияние христианства все больше усиливалось в Европе. К IX-X вв. языческими оставались лишь Скандинавия с Финляндией, Прибалтика и Русь. Викинги совершали нападения на европейские страны, не щадя монастыри, тем более, они пользовались бессилием монахов и священников перед викингами, а также и потому, что в церквях и монастырях хранилось много ценных вещей. Скандинавы презирали тех, кто не может защитить свои святые места с оружием в руках. Но язычество изживало себя под воздействием новых общественных отношений, потому что в то время (с конца IX в.) стали создаваться в Скандинавии государства, а язычество не являлось государственной религией. Язычество - это религия племенного общества, строящегося на принципах первобытной свободы и равенства. А христианство - религия классового общества, где власть короля и крупных землевладельцев считалось священной, и поднимать бунты строго возбранялось. Вообще священники были той силой, которая не давала восстать недовольным крестьянам. Поэтому скандинавские конунги и ярлы принимали христианство, чтобы увеличить престиж своей власти. Были такие короли, которые рьяно принимались за свое дело, например, как я уже писал, Олаф Святой и Харальд Суровый много сожгли языческих жрецов. Также по их приказам уничтожали древние капища, отнимали земли  у представителей старой знати, которая оставалась верна древней религии.  После крещения Скандинавии (которое проводили Олаф Святой и Харальд Суровый) северная агрессия стала испытывать упадок, и после неудачного похода Харальда Сурового на Англию (1066г) эпоха викингов считается законченной. При самом крещении народ во главе со жречеством оказывал усиленное сопротивление навязанной им новой религии, совершались убийства миссионеров, сожжение церквей и даже восстание против церковной эксплуатации. Миссионеры с особым рвением уничтожали языческие капища, и все, что было связано с древней религией.

Зачастую доходило до нелепостей, например, на Руси в XV веке церковь пыталась запретить печь блины - традиционное славянское блюдо, запрещала произносить старые, доцерковные, названия праздников т.д.  Но, несмотря на всевозможные противодействия со стороны церкви, древние традиции сохранились, особенно  в традициях фольклора и эпоса, в праздничной культуре. Рунным письмом в шведских деревнях писали вплоть до семнадцатого века, долго сохранялся древний, восходящий к язычеству, обычай похорон. Еще в XIX веке похоронный обряд был такой же, как и тысячу лет назад в эпоху викингов. До XIX века сохранялся обычай класть инвентарь вместе с умершим. Если раньше туда клали оружие, щит, еду, а вместе с богатым человеком клали  лошадь и других животных, то в XIX веке клали любимые вещи покойника, например, его трубку.

Примечания.


[1] Младшая Эдда. / Под ред. О. Смирницкой, М. И. Стеблин-Каменского. Л., 1970. Ч.1. С. 25.

[2] Там же. Ч. 1. С. 31.

[3] Стеблин-Каменский М. И. Миф. / АН СССР. Серия: Из истории мировой культуры Л., 1976. С. 20.  

[4] Там же. С. 21.

[5] Младшая Эдда. Ч. 1. С. 52.

[6] Сага об Инглингах. // Славяно-Арийские Веды. Омск, 2007. Кн. 1. С. 38.

[7]Старшая Эдда, древнеисландские песни о богах и героях. / Перевод А. Корсуна, под ред. Стеблин-Каменского. М., 1963. С. 56.

[8] Стеблин-Каменский М. И. Указ. соч. С. 78.

[9] Младшая Эдда. Ч.1. С. 82.

[10] Старшая Эдда. С. 120.

[11] Стрингольм А. Походы викингов / Пер. с нем. А. Шемякина. М., 2002. С. 17.

[12]  Там же. С. 24.

[13] Младшая Эдда. Ч. 1. С. 41.

[14]  Там же. Ч.1. С. 77.

[15] Старшая Эдда. С. 134.

[16] Младшая Эдда. Ч. 1. С. 89.

[17] Старшая Эдда. С. 100.

[18] Там же.  112.

[19] Там же.  112-114.

[20] Там же.  117.

[21]Беовульф// Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 71.

[22] Сага об Олуфе и тролле// Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 45.

[23] Там же. С. 47-49.

[24] Старшая Эдда. С. 118.

[25] Там же. С. 124.

[26] Легенды и мифы народов мира. / Сост. И. и Н.Будур. М., 1999. С. 10.

[27] Там же. С. 12.

[28] Там же. С. 12-13.

[29] Там же. С. 14.

[30] Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Тацит Корнелий.  Сочинения в двух томах. / Перевод А.С.Бобовича. Л., Наука, 1969. Т.1. Гл. 10.  Далее в тексте: Тацит. Германия.

[31] Стрингольм А. Указ. соч. С. 35.

[32] Там же. С. 36.

[33] Сага об Эгиле // Исландские саги в 2 т. / Под общ. ред. О.А. Смирницкой. СПб, 1999. Т. 1. С. 43.

[34] Там же. С. 45.

[35] Легенды и мифы народов мира. С. 14.

[36] Стеблин-Каменский М. И. Указ. соч. С. 68.

[37] Старшая Эдда. С. 16.

[38] Там же. С. 103.

[39] Сага об Эгиле. С. 56.

[40] Легенды и мифы народов мира. С. 16.

[41] Сага об Эгиле. С. 61.

[42] Легенды и мифы народов мира. С. 17.

[43].Дэвидсон  Х. Древние скандинавы. М,2008. С. 10.

[44] Там же. С. 11.

[45] Там же. С. 12.

[46] Там же. С. 12-13.

[47] Там же. С. 13.

[48] Там же. С. 14.

[49] Дряхлов В. В Священных рощах Вотана. Киров, 2002. С. 28.

[50] Страбон. География. // Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. / Под ред. академика С.Л. Сказкина. М.,  1961.  Т.1. C. 12.

[51] Дряхлов В. Указ. соч. С. 21.

[52] Гуревич А.Я. Викинги // Гуревич А.Я. Избранные труды. В 4-х т.т. М-СПб, 1999. С. 171.

[53] Тацит. Германия. Гл. 14.

[54] Салическая Правда.  // Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. / Под ред. академика С.Л. Сказкина. М.,  1961. Т.1. С. 30.

[55] Дряхлов В. Указ. соч. С. 17.

[56] Там же. С. 18.

[57] Стрингольм А. Указ. соч. С. 23.

[58] Ёрвар Одд сага // Исландские саги в 2 т. / Под общ. ред. О.А. Смирницкой. СПб, 1999. Т. 1. С. 50.

[59] Стрингольм А. Указ. соч. С. 80.

[60] Там же. С. 82.

[61] Григорий Турский. История франков / Перевод В.Д. Савукова. М., 1987. Кн. 9. С. 246.

[62] Дряхлов В. Указ. соч. С. 37.

[63] Там же. С. 39.

[64] Тацит. Германия. Гл. 9.

[65] Дэвидсон  Х. Указ. соч. С. 29.

[66] Карл Великий. Капитулярий Падерборнский об областях Саксонии (785 г.) // История Средних веков: От Карла великого до Крестовых  походов (768-1096 гг.) / Сост. М.М. Стасюлевич. М-СПб, 2001.

[67] Дряхлов В. Указ. соч. С. 43.

[68] Беда Достопочтимый. Жизнь отцов-настоятелей Веармута и Ярроу. Житие св. Катберта. Церковная история народа англов [в отрывках] /  Перевод М.Р. Ненароковой // Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. М., 1998. С. 77.

[69] Цит. по: Дряхлов В. Указ. соч. С. 52.

[70] Дэвидсон  Х. Указ. соч. С. 46.

[71] Там же. С. 50.

[72] Там же. С. 51.

[73] Там же. С. 51-52.

[74] Дряхлов В. Указ. соч. С. 79.

[75] Старшая Эдда. С. 32.

[76] Стрингольм А. Указ. соч. С. 104.

[77] Там же. С. 105.

[78] Старшая Эдда. С. 145.

[79] Стеблин-Каменский М. И. Указ. соч. С. 36.

[80] Старшая Эдда. С. 158.

[81] Там же. С. 160.

[82] Стрингольм А. Указ. соч. С. 200.

[83] Там же. С. 210.

[84] Старшая Эдда. С. 167.

[85] Тацит. Германия. Гл. 14.

[86] Цит. по: Стрингольм А. Указ. соч. С. 114.

[87] Там же. С. 115.

[88] 60.

[89] Там же. С. 137.

[90] Там же. С. 136.

[91] Песнь о Нибелунгах // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 98.

[92] Старшая Эдда. С. 199.

[93] Там же. С. 101.

[94] Там же. С. 205.

[95] Там же. С. 206.

[96] Песнь о Нибелунгах. С. 110.

[97] Гуревич А.Я. Указ.соч. С. 131.

[98] Там же. С. 143.

[99] Гладковский. И. Роль Новгорода в христианизации Скандинавии // Истина и Жизнь. № 3. 2007. С. 14.

[100] Там же. С. 18.

[101] Гуревич А.Я. Указ.соч. С. 176.

[102] Гладковский. И. Указ. соч. С. 18.

[103] Джаксон Т. Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI в. СПб, 2000. С. 27.

[104] Там же. С. 35.

[105] Там же. С. 67.

[106] Гладковский. И. Указ. соч. С. 12.

[107] Там же. С. 14.

[108] Лебедев И.И. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 57.

[109] Там же. С. 58.

[110] Там же. С. 59.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.