Путями - у ванов,
Зеленой - у турсов,
Родящей - у
альвов,
у богов она -
Влажная".
11
[Тор сказал:]
"Альвис,
скажи мне,-
про все, что есть
в мире,
наверно, ты
знаешь,-
названьем каким
небо зовется
в разных
мирах".
12
[Альвис сказал:]
"У людей это
- Небо,
а Твердь - у
богов,
Ткач Ветра - у ванов,
Верх Мира - у
турсов
и Кровля - у
альвов,
Дом Влажный - у
карликов".
13
[Тор сказал:]
"Альвис,
скажи мне,-
про все, что есть
в мире,
наверно, ты
знаешь,-
как месяц
зовется,
что люди видят,
в разных
мирах".
14
[Альвис сказал:]
"Месяц он у
людей,
Луна - у богов,
а в Хель -
Колесо,
у карликов -
Светоч,
Спешащий - у
турсов,
у альвов - Счет
Лет».[19]
В этом отрывке
видно, как мудрый гном отвечает на все вопросы Тора, но не замечает, как
восходит солнце и Тор говорит ему: «но хитростью мощной тебя обманул я, ты в
доме застигнут солнечным светом!»[20]
Другим
сверхъестественным существом, в которого верили скандинавы, да, собственно, и
многие другие народы, были драконы. Драконы - это существа хаоса, связанные со
стихиями огня, воды и ветра. Они были обычно до семи метров, имея одной голове,
но были такие драконы, которые в воображении скандинавов доходили до ста сорока
метров и обладали сотней голов. Все они имели крылья и огненное дыхание.
У скандинавов в искусстве
и в орнаменте часто фигурирует образ змеи, равно как и в мифологии. В мифологии
имели место два мировых змея, один из которых - Ёрмунганд вступил в борьбу с
Тором, когда тот рыбачил в море, но Тор, победив, выпустил его. Второй раз они
сошлись в битве во время Рагнарёка.
Тор убил змея, но
немного отойдя, он сам пал на землю от ядовитого дыхания. И кроме Ёрмунганда
был еще змей Нидхёг, который грыз корни Иггдрасиля. Известный эпический герой
Беовульф после своей победы над троллем Гренделем стал королем Гаутов. И уже
когда король достиг преклонного возраста, в его королевстве появился дракон,
который разорял и сжигал жилища крестьян. Тогда Беовульф отправился со своими
двенадцатью самыми храбрыми воинами в курган, где обитало чудовище. Он его
рубил по чешуе, но дракону было нипочем. Дракон уже изрядно подпалил короля,
когда тот, увидев пятнышко на брюхе, вместе со своим воином Виглафом стали
колоть мечами его в то место, пока он ни сдох. Будучи при смерти Беовульф
назначил следующим королем Виглафа.
«Клад не зарытый
стал достоянием
Старого змея,
гада голого
Гладкочешуйного».[21]
У драконов были
уязвимые места (обычно у брюха), в которые их можно было легко поразить.
Драконы были, представлялись в двух ипостасях - бескрылые, ползучие, а также
обыкновенные змеи с крыльями. Драконы, жившие недалеко от человечьих жилищ, не
могли сравниться с описанными в легендах чудовищами. Но они тоже внушали ужас
людям, ведь эти звери были огромны, свирепы, невероятно прожорливы и при этом
обладали необычайной мощью и коварством. В них были заключены некоторые из
стихийных сил первозданного хаоса, из которого они вышли.
Будучи
порождением ветра, воды или бури, существа эти, подобно стихиям, отличались непоследовательностью
даже в самом своем естестве, а всякая непоследовательность противна
организованному человеческому сообществу. Многие драконы явно принадлежали к
животному миру, но они умели разговаривать, к тому, же они летали, хотя и не
были птицами. Многие драконы умели становиться не видимыми, иные принимали
чужое обличье, и почти все имели огненное дыхание.
Привычка драконов
сторожить сокровища была замечена людьми. Само драконоборчество диктовалось не
одним лишь желанием защитить себя и других людей.
Часто в бой с чудовищами
вступали именно в надежде отнять у него драгоценный клад.
Во всех
знаменитых эпосах герои вели борьбу с драконами. Это уже описанная истории в
эпосе «Беовульф», а также в «Песне о Нибедунгах». Сигурд боролся с драконом
Фафниром, хранителем сокровищ карлов Нибелунгов. Он спрятался, когда дракон шел
на водопой и, найдя уязвимое место на брюхе, всадил туда меч по самую рукоять.
Потом он искупался в драконьей крови и стал неуязвим для оружия, и еще научился
понимать птичью речь.
Со временем в
сознании скандинавов стало наблюдаться представление об измельчании этих
змеев: из космических гигантских чудовищ они превратились в существа, одолеть
которых было под силу человеку.
Следует так же
упомянуть, что викинги на свои корабли помещали деревянную голову дракона и
судна назывались «дракарры»- «драконьи корабли». И у многих воинов были
штандарты с драконьими головами.
Сюжет
драконоборчества существует у многих народов, как у европейских, так и у
жителей Азии. У восточных славян мы знаем миф оЗмее Горыныче, которого победил
Добрыня Никитич.
Еще одно
мифическое существо, известное в Скандинавии, - Тролль. Они огромного роста,
наделены необычайной силой и непроходимой тупостью. Живут они обычно в пещерах,
где хранят свои сокровища. Тролли ближе к смертным, чем их дальние родственники
- ётуны и занимаются тем, что вредят человеку: похищают скот и красивых
девушек, крадут младенцев и тому подобное. Тролли, так же как и карлики, боятся
солнечного света, который превращает их в камень. У них рыжие волосы, ходят они
в темных штанах и красных шапках. Троллей пугает шум: они думают, что за ними
пришел с молотом сам Тор.
Одним из первых
подвигов Беовульфа была победа над огромным троллем Гренделем. Короля данов
Хродгара постоянно донимал тролль Грендель. Он убивал его дружииков. Тогда
приплыл Беовульф со своей дружиной, поймал тролля и без оружия оторвал ему
руку, отчего он и умер. Потом ему пришлось еще сразиться с его матерью.
По преданиям,
конунг Олаф решил освободить от троллей высокую гору, внутри которой они жили.
«Велит он
построить и с берега столкнуть
Ладью отменой
оснастки.
Отсель мы
отправимся, что задать
Нечистой силе
острастке!
Кормщик взобрался
на груду добра.
«Стоянка с худою
славой
У Хорнелуммера:
эта гора
Захвачена троллей
оравой.
Множество лет
живет на земле
Старшой их, по
прозвищу Аред.
Наши ладьи с
молодцами в скале
Замыкает злодей и
скаред.
Пышут кострами
гляделки его.
Ногти чернее
дегтя,
Загнуты вроде
козлиных рогов,
Длиной не менее
локтя.
Его бородища у
самых колен
Треплется конской
гривой.
Тошно глядеть на
когти его
И видеть хвост
шелудивый».[22]
Но конунг не
испугался и не отказался от своего намерения. Только ладья подошла к горе, как
навстречу конунгу вышел сам Аред.
«Скажи мне, Рыжая
Борода,
Как ты со страху
не умер?
Большая тебя
ожидает беда!
Помнишь ты
Хорнелуммер!
Никто не
причаливал к нашей земле!
Вот собью с тебя
спесь:
В скалу одной
рукой засажу
Ладью, что
болтается здесь!»
Аред попытался
выполнить угрозу, но лишь увяз в скале по колена. Он воскликнул:
«Я в камне завяз,
но хребта и рук
Ничуть не утратил
силу.
На собственной
шкуре испробуешь ты
Мою молодецкую
жилу!»
Конунг ответил:
«Каменной глыбой,
нечистый дух,
На глазах у
крещеного люда
Ты простоишь до
судного дня,
Никому, не делая
худа!».[23]
А остальных
маленьких троллей он запер в пещере.
Таким образом,
люди боролись с троллями, но прежде всего это вменялось в обязанность конунгам.
Вот почему, как считали скандинавы, к эпохе викингов троллей уже было мало.
К низшим духам
принадлежали различные оборотни. Скандинавские Варги - это оборотни-волки,
известные у славян как волколаки, а у литовцев как вилктаки. Считалось, что они
ходили со шкурой волка и в любой момент могли превратиться в зверя, а если сжечь
его шкуру, то превращаться он больше не будет.
Как и все древние
языческие народы, скандинавы были суеверны, верили в различные приметы и в
перечисленных выше сверхъестественных существ, и эти суеверия сохранились у
народа задолго после христианизации, потому что новая чужая религия не могла
уничтожить все образы и архетипы, которые существовали в памяти народа сотни и
тысячи лет.
Глава
2 Древнегерманский культ и жречество.
2.1.
Руны и рунная магия.
Как известно,
чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе — ясене Иггдрасиль — девять
ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из
песен «Старшей Эдды» — «Речах Высокого»:
«Девять ночей я качался на дереве,
Под ветром повешен в ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан —
Себе же - я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.
Никто не давал мне питья и питания
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я —
Долу упал я тогда.
Стал я расти и познания множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.
Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, —
Один у асов, и Дваин у альвов,
Двалин у карлов, у ётунов Альсвинн;
Многие резал и я.
И дальше идет очень важное предостережение:
Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закластъ?
Знаешь ли, как сожигать?
Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награжденья за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры»[24].
В процитированном
фрагменте сказано о том, как, провисев, на собственном копье девять дней, и
девять на ясене Иггдрасиль, Один получил знание рун. Получил он их благодаря
страданьям и голоду, а вырезанные им первые восемнадцать рун он передал, как
важное знание, людям. Альвов обучил рунам Дваин, Карлов - Двалин, а ётунов -
Альвсин. И Один предупреждает, что тому, кто неучен в рунной магии, не стоит их
и вырезать, так как действие может произойти обратное.
Не случайно до
нас — даже в памятниках средневековой литературы — не дошли более подробные
толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые — например, С.
Свириденко и Г. фон Лист — считают, что в той же песне «Речи Высокого» дается
иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их
толкования:
«146
Заклинанья я знаю
-
не знает никто
их,
даже конунгов
жены;
помощь - такое
первому имя -
помогает в
печалях,
в заботах и
горестях.
147
Знаю второе,-
оно врачеванью
пользу приносит.
148
Знаю и третье,-
оно защитит
в битве с
врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны.
149
Четвертое знаю,-
коль свяжут мне
члены
оковами крепкими,
так я спою,
что мигом спадут
узы с запястий
и с ног кандалы.
150
И пятое знаю,-
коль пустит
стрелу
враг мой в
сраженье,
взгляну - и
стрела
не долетит,
взору покорная.
151
Знаю шестое,-
коль недруг
корнями
вздумал вредить
мне,-
немедля врага,
разбудившего гнев
мой,
несчастье
постигнет.
152
Знаю седьмое,-
коль дом
загорится
с людьми на
скамьях,
тотчас я пламя
могу погасить,
запев заклинанье.
153
Знаю восьмое,-
это бы всем
помнить полезно:
где ссора
начнется
средь воинов
смелых,
могу помирить их.
154
Знаю девятое,-
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.
155
Знаю десятое,-
если замечу,
что ведьмы
взлетели,
сделаю так,
что не вернуть им
душ своих старых,
обличий
оставленных.
156
Одиннадцатым
друзей оберечь
в битве берусь я,
в щит я пою,-
побеждают они,
в боях невредимы,
из битв невредимы
прибудут с
победой.
157
Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле
повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать
будет.
158
Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить,-
не коснутся мечи
его,
и невредимым
в битвах он
будет.
159
Четырнадцатым
число я открою
асов и альвов,
прозванье богов
поведаю людям,-
то может лишь
мудрый.
160
Пятнадцатое
Тьодрёрир пел
пред дверью
Деллинга;
напел силу асам,
и почести -
альвам,
и Одину - дух.
161
Шестнадцатым я
дух шевельну
девы достойной,
коль дева мила,
овладею душой,
покорю ее
помыслы.
162
Семнадцатым я
опутать смогу
душу девичью;
те заклятья,
Лоддфафнир,
будут тебе
навек неизвестны;
хотя хороши они,
впрок бы принять
их,
на пользу
усвоить.
163
Восемнадцатое
ни девам, ни
женам
сказать не смогу
я,-
один сбережет
сокровеннее
тайну,-
тут песня
пресеклась -
откроюсь, быть
может,
только жене
иль сестре расскажу»[25].
Здесь описываются
первые восемнадцать рун и цели, для которых их можно было использовать.
Именно Гвидо фон
Лист (1848–1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель
школы рунической магии, является родоначальником так называемого «рунического»
возрождения XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной
силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что
вышеприведенный отрывок из «Старшей Эдды» является доказательством существования
первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун[26].
Руны в своем
изначальном — восемнадцатизнаковом — виде были явлены ему в одном из видений,
которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по
удалению катаракты, когда он почти ослеп.
Его система, на
которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название
арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма — расистскими
теориями нацистской Германии.
Высказываются
даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна
S — символ власти и силы.
«Футарк» —
старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии.
Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко
II–VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах,
копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или
деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или
нескольких слов.
Название свое —
«футарк» — старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и
состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек[27].
Футарк — не
алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков,
разбитых на 3 «семейства». Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит
соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра[28].
Рунический ряд в
полном своем составе вырезан на брактеате из Вадстены (около V века), где знак
современного двоеточия отделяет одно «семейство» от другого.
Каждая руна имеет
собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы),
выражающее и ее внутреннее – магическое – значение: F- fehu- богатство, добро, скот; U-urz- мелкий дождик или железный
дом; TH- thurs- турс (военная руна); A - ansur- асы (Боги); R- raido- путешествие, путь; K- kana- рана; G- gebo- дар; V- vinjiu- радость, счастье; H- hagalar- град; N- naud- нужда; I - isa- лед; J- jara- урожай; P- perthu-скрытые знания; EI- eihwar- руна символизирующая
Мировое Древо; R- algir- руна зашиты; S- sowilo- солнце, сила; T- teiwaz- руна нападения; B- berkana- береза; E- ehwar- лошадь; M- mannar- человек; L- lagur- вода; Ng- ing- Ингвар (Бог-прародитель); D - dagaz- день; O- odal- имущество, усадьба передаваемая по наследству[29].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|