Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности древнескандинавской мифологии

По скандинавским представлениям все умершие воины попадали в Вальхаллу, своего рода воинский рай. Северные воины храбро сражались не щадя своей жизни, совершали различные подвиги, которые потом были описаны в сагах, потому, что они верили, что их душа не умрет, она продолжит жить, а они сами отправятся в Вальхаллу к верховному Богу Одину. Норманнами ценилась смелость и отвага, граничащая с безрассудством, и эти качества вдохновляли народ на подвиги и победы. В Вальхалле было пятьсот сорок ворот, по которым враз могли пройти восемьсот шестнадцать воинов, и вел туда мост Биврёст - «танцующая дорога». Этот мост имел особенность, что если недостойный человек решится пробежать быстро по нему, то он только будет отдаляться. Там жарят вепря Сэхримнира, а когда он заканчивается, на утро он снова оказывается целым, воины пьют пиво и мёд, доставляемые всегда доящимися козами, в зале, построенном из копий и устланном щитами. Им прислуживают валькирии, имена которых - Мист-Туманная, Хильд- Сражение, Херфьётур- Опутывающая войско, Хлёк- Шум битвы, а Один на своем троне Хлидскяльв пьет  вино. Ради потехи они сражаются между собой, но в час обеда они воскресают. И в назначенный час, когда наступит Рагнарёк, Один поведет свое войско в последнюю битву с ётунами, врагами людей и Богов. Следует добавить, что с пришествием христианства в скандинавские земли воинов Одина Эйнхери стали принимать за различных призраков и нечистую силу.  Были воины, которых посвящали в эйнхери, занятых служением Одину при жизни. Для этого необходимо было повисеть на дереве, и когда человек находится уже на границе между жизнью и смертью, перерезали веревку. Все остальные мужчины, умершие в старости, как трусы или преступники попадали в Нифльхейм - царство Хелль. Женщины попадали к Фрейя, девушки к Гевьон, отделившей остров Зеландия от полуострова Сконе. Умершие рабы были вверены попечениям бога Тора, живущего в постоянных заботах[12].

Существует миф о происхождении сословий. Когда асу Хеймдалю пришлось путешествовать по Срединному миру, он остановился у одной бедной четы стариков, они его накормили, за это Ас давал им мудрые советы как лучше вести хозяйство, и через некоторое время у них появился ребенок неказистый, черноволосый, с темной кожей. Это имя означало «раб», и от него пошел род рабов. Хеймдаль двинулся далее, и на следующею ночь он остановился в более богатой семьи, где в углу стоял красивый ларь, полный добра, а по бревенчатым стенам висели расшитые порывала. Три дня провел у них Ас. Рассказал, как умножить богатство, как снарядить торговый корабль, как решить любой спор по закону. Потом распрощался, и все повторилось: родила жена сына - краснощекого, рыжего, с живыми глазами. Назвали его Карлом - свободным. И пошел от него род свободных людей, землепашцев. А Ас шел все дальше наезженной широкой дорогой. И вновь дом ждал его на пути - залитый солнцем, входной дверью на юг, чтобы шли внутрь свет и тепло. Настежь была распахнута дверь, а пол был устлан соломой. Сновали вокруг проворные слуги - пасли скот, собирали камни с полей, возводили ограды. Не нужно было хозяину рубить дрова и унавоживать землю, а хозяйке - весь день готовить еду, шить, стирать, доить коров. Оттого тяжкий труд и нужда не состарили их прежде времени и называли их славными именами – Мать и Отец. Накормили они его лучше прежних, а как он ушел от них, то родила Мать сына, красивого, светловолосого и сильного и дали ему имя Ярл- Вождь Воинов[13]. Это миф, объясняющий социальное разделение в скандинавском обществе.

Локки - весьма противоречивая фигура в скандинавской мифологии, несмотря на то, что он много навредил Богам, он родил восьминогого коня Одина Слейпнира и привез много подарков от карликов. Вот как это получилось. Когда Тора не было в Асгарде, а Сив, его жена беззаботно спала, Локи решил попроказничать, отрезав ее прекрасные золотые волосы. Когда Тор вернулся, он хотел в гневе покарать Локи, но тот взмолился и пообещал принести Сив такие же. Он оправился в недра гор к лучшим мастерам гномам. Два брата гнома Ивальдри взялись сделать золотые волосы и получились у них они даже лучше, притом они прирастали, как только их примеривали, и росли как обычные волосы. Кроме волос, гномы сделали еще большой корабль в котором могли поместиться все асы и Один со своим войском, но в то же время  он мог складываться до маленьких размеров и помещаться в платок. Также они изготовили копье для Одина и назвали его «Гуннгнир». Тогда радостный Локи предложил остальным в следующий раз попробовать  сделать что-нибудь похожее,  если сумеют.

Но два гнома Брок и Синдри сказали, что они и сейчас смогут сотворить чудесные вещи. Они создали: вепря с золотой щетиной, кольцо Драупнир, которое могло на девятую ночь создавать восемь таких же колец, и молот Мьёлльнир  («Молния») для Тора, правда, получился он с коротковатой рукояткой, потому что во время работы Брока ужалил слепень за веко. Теперь Локи мог рассчитывать не только на прощение от Тора, но и на новое положение среди Асов. Тор получил хорошее грозное оружие, которое могло, как бумеранг, вернуться к владельцу после того, как он метнул молот во врага. Много раз Етуны пытались выкрасть это грозное оружие у Тора, но безуспешно. У Тора была колесница, запряженная двумя козлами. Он постоянно странствовал по Мидгарду и Ётунхейму и сражался и исполинами. Как-то раз его вызвал на поединок один великан Хунгнир, которому его соплеменники сделали большой щит из  скалы. Когда они подошли друг к другу, то Тор метнул в него свой молот, но Хунгнир то же метнул свое оружие-точило, и кусок его попал в череп асу[14].

В скандинавской мифологии крайне четко выражены эсхатологические воззрения. Эсхатологическая картина конца мира называется Рагнарёк. В источниках говорится, что волк проглотит луну и солнце, от своих пут вырвется волк Фенрир, на корабле Нагльфар с юга приплывут  люди Муспелля во главе с Суртом, и тот уничтожит жилище Богов и все сожжет, после того как исполины ворвутся в Асгард, обрушится мост Биврёст. Тогда о конце возвестит в свой рог Гьялархорн страж Асгарда Хеймдаль, Один пойдет спрашивать совета у черепа Мимира. На поле Вигрид сойдутся в поединке Один с волком Фенриром, и волк проглотит его, Тор сразится со змеем Ёрмунгандом, сын его Ёрд побьет змея, но пройдя девять шагов, сам падет от яда, Хеймдаль будет биться с Локки, и оба они  погибнут. Видар сын Одина отомстит за отца и убьет Фенрира. В «Прорицании Вельвы» это очень подробно описано с сорок пятого стиха и по пятьдесят восьмой. Вот отрывок описывающий Рагнарёк:

«52

Сурт едет с юга

с губящим ветви,

солнце блестит

на мечах богов;

рушатся горы,

мрут великанши;

в Хель идут люди,

расколото небо.

53.

Настало для Хлин

новое горе,

Один вступил

с Волком в сраженье,

а Бели убийца

с Суртом схватился,-

радости Фригг

близится гибель.

54

Гарм лает громко

у Гнипахеллира,

привязь не выдержит -

вырвется Жадный.

Ей многое ведомо,

все я провижу

судьбы могучих

славных богов.

55

Сын тут приходит

Отца Побед,

Видар, для боя

со зверем трупным;

меч он вонзает,

мстя за отца,-

в сердце разит он

Хведр

Тут славный приходит

Хлодюн потомок,

со змеем идет

биться сын Одина,

в гневе разит

Мидгарда страж,

все люди должны

с жизнью расстаться,-

на девять шагов

отступает сын Фьёргюн,

змеем сраженный -

достоин он славы.

57

Солнце померкло,

земля тонет в море,

срываются с неба

светлые звезды,

пламя бушует

питателя жизни,

жар нестерпимый

до неба доходит»[15].

Здесь описываются поединки Богов и великанов, последняя битва, в которой участвуют Боги и войско Одина.

Впрочем, это не конец, появится новый мир, воскреснет Бальдр вместе с Хёдом, и будет жить Видар. Некоторые ученные считают, что Рагнарёк, описанный в Младшей и Старшей Эдде - это огромный ядерный взрыв. Так умрет чудесный мир Богов и сверхъестественных различных существ, таких как гномы, исполины, тролли, эльфы и др. Об этом будем говорить в следующем параграфе.


2.2. Вера в низших духов и суеверия.


Скандинавы так же как многие языческие народы обожествляли природу и считали, что она заселенна различными духами, речными нимфами, водяными и лешими. Вообще все сверхъестественные существа называют фейри.

В «Младшей Эдде» говорится, что при сотворении мира из великана Имира из земли вышли первые ростки. Это были маленькие уродливые существа похожие на червей. Тогда Боги наделили их внешностью и разумом, и так появилась раса гномов – «раса отшельников», как их еще называют[16].

Однако в Старшей Эдде, в «Прорицании Вельвы» говорится не много другое. Карлики были созданы из крови Бримира и костей Блаина, вероятно, имена Имира. Зная, что кровь и кости Имира это моря и горы можно предположить, что они были созданы из воды и гор[17].

В германских странах гномов знают под разными именами: в Германии их называли Эрдлауты, или Стиллфолк (тихий народ), в Англии - Норнеки (домовые) или Лепрехунны, а в скандинавских странах - Бергфолк.

Их Боги наделили большей мудростью, чем людей, это - вторая по счету раса после исполинов),  и они древнее людей. Они жили возле гор, в пещерах, которые порой уходили глубоко под землю, возле холмов, вдалеке от людей. Гномы старались редко появляться, и на поверхность земли они выходили только ночью, потому что они не переносили дневного света. По поверью, если кто-либо из гномов посмотрит на солнце, так тут же он превращался в камень. Даже на далеких Фарерских островах, где было мало людей, - и там гномы старались держаться обособленно от людей. За это их прозвали расой отшельников. Еще они не любили человеческое любопытство, как только девушка-служанка или работник хотели увидеть, или узнать имя домового, который помогал им, то он тут же покидал этот дом и перемещался в соседнее имение.

Как-то раз один викинг, сошедший с корабля на один Фарерский остров в поисках торфа, натолкнулся на пещеру в горе, и там он увидел удивительную картину: у своих маленьких кузниц работали гномы, а на стенах висело много красивых мечей и топоров лучшей работы. И он наблюдал за их работой, пока они его не заметили. Тогда они оказались в расстеряности и взамен за то, чтобы он никому не рассказывал о виденном, гномы подарили ему нож, который никогда не тупится.

Когда Боги сотворили мир, они поставили четырех гномов поддерживать небосвод. Их имена были: Аудри, Судри, Нордри и Вестри. Собственно их имена означают: Запад, Юг, Север и Восток. Вот что говорится о них в «Прорицании Вельвы»:  

 «11

Нии и Ниди,

Нордри и Судри,

Аустри и Вестри,

Альтиов, Двалин,

Бивёр и Бавёр,

Бёмбур, Нори,

Ан и Анар,

Аи, Мьёдвитнир,

12

Гандальв и Вейг,

Виндальв, Траин,

Текк и Торин,

Трор, Вит и Лит,

Нар и Нюрад -

вот я карликов -

Регин и Радсвинн

всех назвала.

13

Фили и Кили,

Фундин, Нали,

Хефти, Вили,

Ханар, Свиор,

Фрар и Хорнбори,

Фрег и Лони,

Аурванг, Яри,

Эйкинскьяльди.

14

Еще надо карликов

Двалина войска

роду людскому

назвать до Ловара;

они появились

из камня земли,

пришли через топь

на поле песчаное».[18]

Здесь описываются имена гномов, которые связаны с действиями в мифологии.

Боги нередко прибегали к помощи гномов. Так, об этом сказано в уже описанной истории, когда Локи срезал волосы Сив и отправился к гномам, чтобы те сделали такие же. И кроме волос он получил от гномов еще много замечательных подарков. Здесь мы видим хорошие качества гномов: мудрость, навыки в кузнечном мастерстве, но в других историях можно проследить и плохие качества. Например, в уже ранее описанном эпизоде с медом поэзии два гнома убили сначала Квасура, а потом и двух исполинов, родителей Суттунга.

Считается, что известный в скандинавских сказаниях мастер Вёлунд тоже был гномом, сыном одного короля. Когда он и его два брата выросли, они отправились искать себе невест и поиски завершились удачно, так как они женились на трех валькириях - Слагвид на валькирии по имени Свануайт (что означает «белый лебедь»), Эгиль на Эльрун, а Вёлунд на Хервёр. Жили они вместе в Ульвдалире семь лет.

Но по истечению семи лет заскучали девы-воительницы по битвам и достали из сундуков свои доспехи и оружие и улетели. Слагвид отправился на юг искать свою жену, Эгиль на запад, а Вёлунд остался у себя в надежде, что Хервёр вернется. Чтобы время скоротать, он делал золотые кольца. И сделал их уже семьдесят. К тому времени конунг Нидуд узнал, что у озера живет известный мастер-кузнец и, поймал его. Его жена предложила ему перерезать Вёлунду жилы ниже колен, чтоб он не сбежал, и поместили его на одном острове на озере. Заставили его работать на конунга. Но, несмотря на, то, что он стал рабом и калекой, он сумел наказать конунга. Как- то раз к нему приплыли на остров два молодых сына Нидуда, и он им обещал, что даст любые сокровища, какие они пожелают. Кузнец открыл им большой сундук, чтобы они выбрали, а край крышки сундука был настолько остр, что, захлопнув крышку, она снесла сыновьям головы. После того из черепов он сделал кубки для питья и отправил конунгу; из глаз - ожерелья и отправил их матери; из зубов сделал бусы и отправил сестре погибших. Позже на остров приплыла дочь конунга, чтобы починить бусы, он ее усыпил и переспал с ней. На острове Вёлунд сделал рубашку из лебединых перьев и поднялся вверх. С высоты он увидел конунга Нидуда и сказал ему: «Обещай мне не трогать свою дочь», - «Обещаю». «В ней мой ребенок»- сказал Вёлунд. «А где мои сыновья?»- спросил конунг. «Я их убил, а из черепов сделал тебе кубки.» Вот еще одна история, в которой  гном совершает коварную жестокую, но и справедливую месть.

Часто гномы обладали большими сокровищами, и бывало, их проклинали. Как- то три Аса и в их числе Локи гуляли возле пруда и проголадавшись они поймали выдру и убили ее. А это оказался сын гнома в обличье рыбы. Гном потребовал в качестве выкупа столько золота, сколько поместится на шкурке выдры. Локи отправился к гному Андвари и забрал у него все золото и даже его любимое кольцо. Тогда Андвари проклял все это золото и сказал, что оно вместе с кольцом не будет приносить счастье никому из владельцев. Локи принес гному все золото, и пришлось еще отдать кольцо. Но это золото, как и предрекал Андвари, никому не приносило счастья,  и из-за него было совершено много преступлений, пока оно не попало в руки героя Сигурда. У него оно тоже долго не пробыло, так как Сигурда коварно убили.

Таким образом, гномы - это противоречивые существа, свои физические недостатки и уродство они компенсировали мудростью и кузнечным мастерством, но у них была своя гордость, и они были иногда весьма злобны.

Гномы оказались посвящены в тайны вселенной, скрытые даже от Богов. Ибо Боги были подвержены силам хаоса, которые находятся в трехслойном мироздании. На границах этой разделенной вселенной маячили великаны и монстры- творения бунта и беспорядка. Поскольку гномы были связаны с первобытным хаосом благодаря их происхождению, они обладали тонким пониманием первопричинных сил. Именно это понимание придавало им уверенность, помогая сдержать наступление хаоса.

Вот еще одна история, показывающая гордость гномов и умение держаться наравне с Богами. Был один мудрый гном по имени Альвис, и захотел он жениться не на простой девушки, а на дочери Тора. Когда он подошел к жилищу Тора, то Ас задавал ему различные вопросы, и Альвис постоянно отвечал на них, держался с достоинством и даже нагло, не побоясь потребовать руки у дочери самого Бога. Так закончилась ночь и вышло солнце, а гном забыл, что ему надо спешить и, посмотрев на солнце, он превратился в камень. Таким образом, поплатился гном за свою наглость и уверенность в себе. В Старшей Эдде об этом подробно написано:

« 9

Альвис, скажи мне,-

про все, что есть в мире,

наверно, ты знаешь,-

названьем каким

зовется земля

в разных мирах".

10

[Альвис сказал:]

"Землей - у людей

и Долом - у асов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.