По скандинавским
представлениям все умершие воины попадали в Вальхаллу, своего рода воинский
рай. Северные воины храбро сражались не щадя своей жизни, совершали различные
подвиги, которые потом были описаны в сагах, потому, что они верили, что их
душа не умрет, она продолжит жить, а они сами отправятся в Вальхаллу к
верховному Богу Одину. Норманнами ценилась смелость и отвага, граничащая с безрассудством,
и эти качества вдохновляли народ на подвиги и победы. В Вальхалле было пятьсот
сорок ворот, по которым враз могли пройти восемьсот шестнадцать воинов, и вел
туда мост Биврёст - «танцующая дорога». Этот мост имел особенность, что если
недостойный человек решится пробежать быстро по нему, то он только будет
отдаляться. Там жарят вепря Сэхримнира, а когда он заканчивается, на утро он
снова оказывается целым, воины пьют пиво и мёд, доставляемые всегда доящимися
козами, в зале, построенном из копий и устланном щитами. Им прислуживают
валькирии, имена которых - Мист-Туманная, Хильд- Сражение, Херфьётур-
Опутывающая войско, Хлёк- Шум битвы, а Один на своем троне Хлидскяльв пьет  вино.
Ради потехи они сражаются между собой, но в час обеда они воскресают. И в
назначенный час, когда наступит Рагнарёк, Один поведет свое войско в последнюю
битву с ётунами, врагами людей и Богов. Следует добавить, что с пришествием
христианства в скандинавские земли воинов Одина Эйнхери стали принимать за
различных призраков и нечистую силу.  Были воины, которых посвящали в эйнхери,
занятых служением Одину при жизни. Для этого необходимо было повисеть на дереве,
и когда человек находится уже на границе между жизнью и смертью, перерезали
веревку. Все остальные мужчины, умершие в старости, как трусы или преступники
попадали в Нифльхейм - царство Хелль. Женщины попадали к Фрейя, девушки к
Гевьон, отделившей остров Зеландия от полуострова Сконе. Умершие рабы были
вверены попечениям бога Тора, живущего в постоянных заботах[12].
 
Существует миф о
происхождении сословий. Когда асу Хеймдалю пришлось путешествовать по
Срединному миру, он остановился у одной бедной четы стариков, они его
накормили, за это Ас давал им мудрые советы как лучше вести хозяйство, и через
некоторое время у них появился ребенок неказистый, черноволосый, с темной кожей.
Это имя означало «раб», и от него пошел род рабов. Хеймдаль двинулся далее, и
на следующею ночь он остановился в более богатой семьи, где в углу стоял
красивый ларь, полный добра, а по бревенчатым стенам висели расшитые порывала.
Три дня провел у них Ас. Рассказал, как умножить богатство, как снарядить
торговый корабль, как решить любой спор по закону. Потом распрощался, и все
повторилось: родила жена сына - краснощекого, рыжего, с живыми глазами. Назвали
его Карлом - свободным. И пошел от него род свободных людей, землепашцев. А Ас
шел все дальше наезженной широкой дорогой. И вновь дом ждал его на пути -
залитый солнцем, входной дверью на юг, чтобы шли внутрь свет и тепло. Настежь была
распахнута дверь, а пол был устлан соломой. Сновали вокруг проворные слуги -
пасли скот, собирали камни с полей, возводили ограды. Не нужно было хозяину
рубить дрова и унавоживать землю, а хозяйке - весь день готовить еду, шить,
стирать, доить коров. Оттого тяжкий труд и нужда не состарили их прежде времени
и называли их славными именами – Мать и Отец. Накормили они его лучше прежних,
а как он ушел от них, то родила Мать сына, красивого, светловолосого и сильного
и дали ему имя Ярл- Вождь Воинов[13]. Это миф, объясняющий социальное
разделение в скандинавском обществе. 
Локки - весьма
противоречивая фигура в скандинавской мифологии, несмотря на то, что он много
навредил Богам, он родил восьминогого коня Одина Слейпнира и привез много
подарков от карликов. Вот как это получилось. Когда Тора не было в Асгарде, а
Сив, его жена беззаботно спала, Локи решил попроказничать, отрезав ее
прекрасные золотые волосы. Когда Тор вернулся, он хотел в гневе покарать Локи,
но тот взмолился и пообещал принести Сив такие же. Он оправился в недра гор к
лучшим мастерам гномам. Два брата гнома Ивальдри взялись сделать золотые волосы
и получились у них они даже лучше, притом они прирастали, как только их
примеривали, и росли как обычные волосы. Кроме волос, гномы сделали еще большой
корабль в котором могли поместиться все асы и Один со своим войском, но в то же
время  он мог складываться до маленьких размеров и помещаться в платок. Также
они изготовили копье для Одина и назвали его «Гуннгнир». Тогда радостный Локи
предложил остальным в следующий раз попробовать  сделать что-нибудь похожее, 
если сумеют. 
Но два гнома Брок
и Синдри сказали, что они и сейчас смогут сотворить чудесные вещи. Они создали:
вепря с золотой щетиной, кольцо Драупнир, которое могло на девятую ночь
создавать восемь таких же колец, и молот Мьёлльнир  («Молния») для Тора,
правда, получился он с коротковатой рукояткой, потому что во время работы Брока
ужалил слепень за веко. Теперь Локи мог рассчитывать не только на прощение от
Тора, но и на новое положение среди Асов. Тор получил хорошее грозное оружие,
которое могло, как бумеранг, вернуться к владельцу после того, как он метнул
молот во врага. Много раз Етуны пытались выкрасть это грозное оружие у Тора, но
безуспешно. У Тора была колесница, запряженная двумя козлами. Он постоянно
странствовал по Мидгарду и Ётунхейму и сражался и исполинами. Как-то раз его
вызвал на поединок один великан Хунгнир, которому его соплеменники сделали
большой щит из  скалы. Когда они подошли друг к другу, то Тор метнул в него
свой молот, но Хунгнир то же метнул свое оружие-точило, и кусок его попал в
череп асу[14].  
В скандинавской
мифологии крайне четко выражены эсхатологические воззрения. Эсхатологическая
картина конца мира называется Рагнарёк. В источниках говорится, что волк
проглотит луну и солнце, от своих пут вырвется волк Фенрир, на корабле Нагльфар
с юга приплывут  люди Муспелля во главе с Суртом, и тот уничтожит жилище Богов
и все сожжет, после того как исполины ворвутся в Асгард, обрушится мост
Биврёст. Тогда о конце возвестит в свой рог Гьялархорн страж Асгарда Хеймдаль,
Один пойдет спрашивать совета у черепа Мимира. На поле Вигрид сойдутся в
поединке Один с волком Фенриром, и волк проглотит его, Тор сразится со змеем
Ёрмунгандом, сын его Ёрд побьет змея, но пройдя девять шагов, сам падет от яда,
Хеймдаль будет биться с Локки, и оба они  погибнут. Видар сын Одина отомстит за
отца и убьет Фенрира. В «Прорицании Вельвы» это очень подробно описано с сорок
пятого стиха и по пятьдесят восьмой. Вот отрывок описывающий Рагнарёк: 
«52 
Сурт едет с юга 
с губящим ветви, 
солнце блестит 
на мечах богов; 
рушатся горы, 
мрут великанши; 
в Хель идут люди, 
расколото небо. 
53. 
Настало для Хлин 
новое горе, 
Один вступил 
с Волком в
сраженье, 
а Бели убийца 
с Суртом
схватился,- 
радости Фригг 
близится гибель. 
54 
Гарм лает громко 
у Гнипахеллира, 
привязь не
выдержит - 
вырвется Жадный. 
Ей многое ведомо, 
все я провижу 
судьбы могучих 
славных богов. 
55 
Сын тут приходит 
Отца Побед, 
Видар, для боя 
со зверем
трупным; 
меч он вонзает, 
мстя за отца,- 
в сердце разит он 
Хведр 
Тут славный
приходит 
Хлодюн потомок, 
со змеем идет 
биться сын Одина, 
в гневе разит 
Мидгарда страж, 
все люди должны 
с жизнью
расстаться,- 
на девять шагов 
отступает сын
Фьёргюн, 
змеем сраженный - 
достоин он славы. 
57 
Солнце померкло, 
земля тонет в
море, 
срываются с неба 
светлые звезды, 
пламя бушует 
питателя жизни, 
жар нестерпимый 
до неба доходит»[15]. 
Здесь описываются
поединки Богов и великанов, последняя битва, в которой участвуют Боги и войско
Одина. 
Впрочем, это не
конец, появится новый мир, воскреснет Бальдр вместе с Хёдом, и будет жить
Видар. Некоторые ученные считают, что Рагнарёк, описанный в Младшей и Старшей
Эдде - это огромный ядерный взрыв. Так умрет чудесный мир Богов и сверхъестественных
различных существ, таких как гномы, исполины, тролли, эльфы и др. Об этом будем
говорить в следующем параграфе. 
 
2.2.
Вера в низших духов и суеверия. 
 
Скандинавы так же
как многие языческие народы обожествляли природу и считали, что она заселенна
различными духами, речными нимфами, водяными и лешими. Вообще все
сверхъестественные существа называют фейри. 
В «Младшей Эдде»
говорится, что при сотворении мира из великана Имира из земли вышли первые
ростки. Это были маленькие уродливые существа похожие на червей. Тогда Боги
наделили их внешностью и разумом, и так появилась раса гномов – «раса
отшельников», как их еще называют[16]. 
Однако в Старшей
Эдде, в «Прорицании Вельвы» говорится не много другое. Карлики были созданы из
крови Бримира и костей Блаина, вероятно, имена Имира. Зная, что кровь и кости
Имира это моря и горы можно предположить, что они были созданы из воды и гор[17].
 
В германских
странах гномов знают под разными именами: в Германии их называли Эрдлауты, или
Стиллфолк (тихий народ), в Англии - Норнеки (домовые) или Лепрехунны, а в скандинавских
странах - Бергфолк.  
Их Боги наделили
большей мудростью, чем людей, это - вторая по счету раса после исполинов),  и
они древнее людей. Они жили возле гор, в пещерах, которые порой уходили глубоко
под землю, возле холмов, вдалеке от людей. Гномы старались редко появляться, и
на поверхность земли они выходили только ночью, потому что они не переносили
дневного света. По поверью, если кто-либо из гномов посмотрит на солнце, так
тут же он превращался в камень. Даже на далеких Фарерских островах, где было
мало людей, - и там гномы старались держаться обособленно от людей. За это их
прозвали расой отшельников. Еще они не любили человеческое любопытство, как только
девушка-служанка или работник хотели увидеть, или узнать имя домового, который
помогал им, то он тут же покидал этот дом и перемещался в соседнее имение.  
Как-то раз один викинг,
сошедший с корабля на один Фарерский остров в поисках торфа, натолкнулся на
пещеру в горе, и там он увидел удивительную картину: у своих маленьких кузниц
работали гномы, а на стенах висело много красивых мечей и топоров лучшей
работы. И он наблюдал за их работой, пока они его не заметили. Тогда они оказались
в расстеряности и взамен за то, чтобы он никому не рассказывал о виденном,
гномы подарили ему нож, который никогда не тупится.  
Когда Боги
сотворили мир, они поставили четырех гномов поддерживать небосвод. Их имена
были: Аудри, Судри, Нордри и Вестри. Собственно их имена означают: Запад, Юг,
Север и Восток. Вот что говорится о них в «Прорицании Вельвы»:   
 «11 
Нии и Ниди, 
Нордри и Судри, 
Аустри и Вестри, 
Альтиов, Двалин, 
Бивёр и Бавёр, 
Бёмбур, Нори, 
Ан и Анар, 
Аи, Мьёдвитнир, 
12 
Гандальв и Вейг, 
Виндальв, Траин, 
Текк и Торин, 
Трор, Вит и Лит, 
Нар и Нюрад - 
вот я карликов - 
Регин и Радсвинн 
всех назвала. 
13 
Фили и Кили, 
Фундин, Нали, 
Хефти, Вили, 
Ханар, Свиор, 
Фрар и Хорнбори, 
Фрег и Лони, 
Аурванг, Яри, 
Эйкинскьяльди. 
14 
Еще надо карликов 
Двалина войска 
роду людскому 
назвать до
Ловара; 
они появились 
из камня земли, 
пришли через топь 
на поле песчаное».[18] 
Здесь описываются
имена гномов, которые связаны с действиями в мифологии. 
Боги нередко
прибегали к помощи гномов. Так, об этом сказано в уже описанной истории, когда
Локи срезал волосы Сив и отправился к гномам, чтобы те сделали такие же. И кроме
волос он получил от гномов еще много замечательных подарков. Здесь мы видим
хорошие качества гномов: мудрость, навыки в кузнечном мастерстве, но в других
историях можно проследить и плохие качества. Например, в уже ранее описанном
эпизоде с медом поэзии два гнома убили сначала Квасура, а потом и двух
исполинов, родителей Суттунга. 
Считается, что
известный в скандинавских сказаниях мастер Вёлунд тоже был гномом, сыном одного
короля. Когда он и его два брата выросли, они отправились искать себе невест и
поиски завершились удачно, так как они женились на трех валькириях - Слагвид на
валькирии по имени Свануайт (что означает «белый лебедь»), Эгиль на Эльрун, а
Вёлунд на Хервёр. Жили они вместе в Ульвдалире семь лет. 
Но по истечению
семи лет заскучали девы-воительницы по битвам и достали из сундуков свои
доспехи и оружие и улетели. Слагвид отправился на юг искать свою жену, Эгиль на
запад, а Вёлунд остался у себя в надежде, что Хервёр вернется. Чтобы время
скоротать, он делал золотые кольца. И сделал их уже семьдесят. К тому времени
конунг Нидуд узнал, что у озера живет известный мастер-кузнец и, поймал его.
Его жена предложила ему перерезать Вёлунду жилы ниже колен, чтоб он не сбежал,
и поместили его на одном острове на озере. Заставили его работать на конунга.
Но, несмотря на, то, что он стал рабом и калекой, он сумел наказать конунга.
Как- то раз к нему приплыли на остров два молодых сына Нидуда, и он им обещал,
что даст любые сокровища, какие они пожелают. Кузнец открыл им большой сундук,
чтобы они выбрали, а край крышки сундука был настолько остр, что, захлопнув
крышку, она снесла сыновьям головы. После того из черепов он сделал кубки для
питья и отправил конунгу; из глаз - ожерелья и отправил их матери; из зубов
сделал бусы и отправил сестре погибших. Позже на остров приплыла дочь конунга,
чтобы починить бусы, он ее усыпил и переспал с ней. На острове Вёлунд сделал
рубашку из лебединых перьев и поднялся вверх. С высоты он увидел конунга Нидуда
и сказал ему: «Обещай мне не трогать свою дочь», - «Обещаю». «В ней мой
ребенок»- сказал Вёлунд. «А где мои сыновья?»- спросил конунг. «Я их убил, а из
черепов сделал тебе кубки.» Вот еще одна история, в которой  гном совершает
коварную жестокую, но и справедливую месть. 
Часто гномы
обладали большими сокровищами, и бывало, их проклинали. Как- то три Аса и в их
числе Локи гуляли возле пруда и проголадавшись они поймали выдру и убили ее. А
это оказался сын гнома в обличье рыбы. Гном потребовал в качестве выкупа столько
золота, сколько поместится на шкурке выдры. Локи отправился к гному Андвари и
забрал у него все золото и даже его любимое кольцо. Тогда Андвари проклял все
это золото и сказал, что оно вместе с кольцом не будет приносить счастье никому
из владельцев. Локи принес гному все золото, и пришлось еще отдать кольцо. Но
это золото, как и предрекал Андвари, никому не приносило счастья,  и из-за него
было совершено много преступлений, пока оно не попало в руки героя Сигурда. У
него оно тоже долго не пробыло, так как Сигурда коварно убили. 
Таким образом,
гномы - это противоречивые существа, свои физические недостатки и уродство они
компенсировали мудростью и кузнечным мастерством, но у них была своя гордость,
и они были иногда весьма злобны. 
Гномы оказались
посвящены в тайны вселенной, скрытые даже от Богов. Ибо Боги были подвержены
силам хаоса, которые находятся в трехслойном мироздании. На границах этой
разделенной вселенной маячили великаны и монстры- творения бунта и беспорядка.
Поскольку гномы были связаны с первобытным хаосом благодаря их происхождению,
они обладали тонким пониманием первопричинных сил. Именно это понимание
придавало им уверенность, помогая сдержать наступление хаоса. 
Вот еще одна история,
показывающая гордость гномов и умение держаться наравне с Богами. Был один
мудрый гном по имени Альвис, и захотел он жениться не на простой девушки, а на
дочери Тора. Когда он подошел к жилищу Тора, то Ас задавал ему различные
вопросы, и Альвис постоянно отвечал на них, держался с достоинством и даже
нагло, не побоясь потребовать руки у дочери самого Бога. Так закончилась ночь и
вышло солнце, а гном забыл, что ему надо спешить и, посмотрев на солнце, он
превратился в камень. Таким образом, поплатился гном за свою наглость и
уверенность в себе. В Старшей Эдде об этом подробно написано: 
« 9 
Альвис, скажи
мне,- 
про все, что есть
в мире, 
наверно, ты
знаешь,- 
названьем каким 
зовется земля 
в разных
мирах". 
10 
[Альвис сказал:] 
"Землей - у
людей 
и Долом - у асов, 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 
   
 |