В наибольшей мере эффективность аппарата управления
зависит от работы линейных и функциональных служб предприятия. При анализе
работы различных служб и отделов структуры управления было установлено, что
такие функциональные звенья, как диспетчерская служба и отдел сбыта и снабжения
не выполняют в должной мере обязанности, возложенные на них. Часто по их вине
завод имеет трудности с реализацией продукции, а также простои оборудования
из-за нескоординированных действий диспетчерской службы завода. Анализируя
деятельность диспетчерской службы предприятия, выявлен ряд существенных
недостатков:
-
руководителем
данной службы является человек, не имеющий должной квалификации и опыта работы
в данной области;
-
отсутствует
хранение информации;
-
анализ
информации производится вручную, что замедляет скорость и точность ее
обработки;
-
информация,
выдаваемая службой, часто бывает уже устаревшей;
-
нет
взаимодействия с различными отделами, службами и производственными
подразделениями завода.
Для устранения данных недостатков предлагается
вместо диспетчерской службы создать информационно-аналитический отдел. Он будет
являться самостоятельным структурным подразделением и находится в подчинении у
генерального директора завода.
Обязанности данного отдела будут заключаться в
следующем:
-
получать
информацию от всех производственно-хозяйственных подразделений о ходе
выполнения и фактическом состоянии работ, также выдавать информацию в любое
время суток;
-
осуществлять
оперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальное
использование производственных мощностей, сдачи готовой продукции, ритмичности
и своевременной отгрузки готовой продукции, координировать действия по приему и
реализации сырья;
-
контролировать
обеспеченность основного производства сырьем,
-
необходимыми
материалами, погрузочно-разгрузочными средствами;
-
составлять
отчетные рапорты и другую информацию о ходе производства, участвовать в работе
по анализу и оценке деятельности подразделений комбината, выявлению
внутрипроизводственных резервов.
Основные преимущества информационно-аналитического
отдела по сравнению с диспетчерской службой будут заключаться в следующем:
-
высокой
скорости и точности обработки информации;
-
быстрым
поиском необходимой информации;
-
свободный
доступ к информации прямо из отделов, служб;
-
сокращением
потери рабочего времени;
-
сокращением
рабочих мест, что сократит затраты на оплату труда.
Введение информационно-аналитического отдела на
заводе приведет к сокращению значительного числа работников аппарата
управления.
В каждом отделе, службе аппарата управления
предприятием существует ряд функций, выполняемых работниками вручную, это
приводит к тому, что данные работы выполняются медленно, зачастую
неквалифицированно, с большим числом грубых ошибок.
Документация, проходящая через все эти отделы, очень
часто вовремя не попадает к нужному адресату. Из-за чего наблюдаются большие
потери рабочего времени ряда служащих предприятия. С введением
информационно-аналитического отдела отпадает необходимость в выполнении ряда
функций. Все эти функции будут выполняться в отделе, что приведет к неизбежному
сокращению целого ряда работников аппарата управления. Предлагаю провести
следующие сокращения:
1.
В
производственно-техническом отделе сократить одного инженера-конструктора.
2.
В
отделе главного энергетика сократить начальника КИПиА.
3.
В
цехе виноматериала: мастера оператора и инженера-механика.
4.
В
расчетном отделе необходимо сократить младшего бухгалтера и
бухгалтера-калькулятора, т. к. их функции заменит компьютер.
5.
Отдел
снабжения: начальника отдела и четырех экспедиторов.
6.
Диспетчерская
служба ликвидируются полностью, при этом сокращаются 4 человека.
7.
В
отделе кадров: табельщика.
8.
В
экономическом отделе отпадает необходимость в инженере по организации и
нормированию труда.
Итак, общее количество сокращенных составит 17
человек. Данные сокращения не повлекут за собой снижение эффективности
управления заводом, наоборот, они будут способствовать:
-
уменьшению
бюрократических барьеров;
-
снижению
затрат на аппарат управления;
-
повышению
скорости прохождения информации;
-
сокращению
потерь рабочего времени, ввиду большой загруженности работников.
Эффективное функционирование любого предприятия, в
частности его организационная структура, зависит от состояния и развития
трудовых ресурсов. Эффективность деятельности работников зависит от состояния
социально-психологического климата в коллективе. Учитывая важность социального развития
коллектива в современных условиях, предлагается на заводе ввести службу
психолога, в функции которого будут входить все вопросы, связанные с подбором
кадров, разрешением возникающих конфликтов совместно с руководителями
подразделений; принятие участия в формировании бригад и трудовых коллективов,
консультирование руководителей предприятия по социально-психологическим
проблемам управления производством.
Совершенствование организационной структуры управления персоналом
предприятия лишь по отдельным ее элементам не приведет к достижению желаемого
результата, т.е. способность структуры адаптироваться к различного рода
изменениям и способствовать повышению эффективности производства. Для того,
чтобы структура управления персоналом предприятия могла свободно адаптироваться
к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования
организации, необходимо ее комплексное совершенствование.
Для этого предполагается внедрить адаптационную систему повышения
эффективности управления предприятием.
Суть адаптационной системы заключается в повышении эффективности
функционирования предприятия, через приспособления структуры управления к
новым рыночным условиям. Данная система будет охватывать все уровни
предприятия: производственные единицы, отделы, участки, рабочие места.
Основной целью системы является выработка способностей адаптации
организационной структуры управления к постоянно меняющимся условиям
функционирования предприятия. Эту цель можно достичь за счет следующих
основных задач:
- децентрализация управления;
- повышение личной ответственности служащих предприятия;
- организация комитетов коллегиальной выработки решений, объединяющих
отделы, службы предприятия в соответствии с их функциональной принадлежностью.
По моему мнению на заводе можно выделить следующие комитеты:
-
комитет по управлению
трудовыми ресурсами;
-
комитет по управлению
научно-техническим развитием производства;
-
комитет по управлению
качеством продукции;
-
комитет по управлению
оборотными средствами, материальными и финансовыми ресурсами;
-
комитет по управлению
основными фондами и капитальными вложениями;
-
комитет по управлению
социальным развитием коллектива.
Главная задача указанных комитетов - межфункциональная координация, т.е.
системное рассмотрение вопросов, связанных с соответствующей функцией и
привлечение тех руководителей, от которых в наиольшей степени зависит принятие
и выполнение тех или иных решений.
Комитеты должны работать на добровольной основе. Состав комитета
определяется стоящими перед ними задачами, но не менее 5 человек. Работают
постоянно, но собираются для обсуждения проблем один раз в неделю. Каждый
комитет будет иметь координатора. Эффективность деятельности данных комитетов
будет оцениваться по эффекту, полученному в результате реализации предлагаемых
ими мероприятий. Для образования и контроля за функционированием данных
комитетов необходимо назначить ответственного в лице главного инженера
предприятия.
Одним из важных факторов функционирования адаптационной системы является
ее информационное обеспечение. В процессе функционирования адаптационной
системы необходимо обеспечить единство источников информации и образования
практически кратчайших, по возможности прямых каналов движения информационных
потоков. Это позволит в наибольшей мере скоординировать взаимодействие между
адаптационной системой, аппаратом управления и производственным процессом в
целом, а это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности производства.
4.2. Возможности внедрения маркетинговой
службы на предприятии
Совершенствованием организационной структуры
управления ЗАО «Новокубанское» будет введение маркетинговой службы вместо
отдела сбыта.
В обязанности руководителя отдела сбыта входит:
-
контроль
за своевременной и качественной подготовкой сырьевого цеха и бесперебойной
приемкой сырья, качественной подработке и сохранности поступающего сырья;
-
решает
вопросы материально-технического снабжения, реализации продукции;
-
решает
вопросы бесперебойной работы транспорта, в т.ч. эффективного использования
железнодорожных вагонов, недопущению сверхнормативного их простоя;
-
обеспечивает
безопасные условия труда работников в подчиненных ему подразделениях;
-
руководит
работой склада.
Как видно из должностной инструкции начальника по
сбыту, большая часть его обязанностей не связана с его деятельностью, что
влечет за собой трудности в реализации продукции предприятия. Вследствие
высокой его загруженности, а также низкого профессионально-квалифицированного
уровня, отсутствие стажа работы привели к тому, что завод перестал следить за
состоянием своих потребителей. С 2000г. отдел сбыта не проводил никаких
исследований рынков сбыта своей продукции. По этой причине завод имел большие
трудности со сбытом, что отразилось на показателях работы. В связи с этим на ЗАО
«Новокубанское», естественно, назрела обстановка для образования службы
маркетинга.
Задачами маркетинговой службы на заводе будут:
-
изучение
потребителя и его поведения на рынке; – анализ рыночных возможностей;
-
изучение
товара;
-
анализ
форм и каналов сбыта;
-
исследование
и выбор мероприятий по продвижению товара;
-
изучение
конкурентов.
В конечном счете, вся маркетинговая служба будет
направлена на расширение своей деятельности. Руководителем должен быть человек,
имеющий соответствующее образование и стаж работы не менее 3-х лет в этой
области. Экспертным методом было установлено, что с введением маркетинговой
службы рыночная доля ЗАО «Новокубанское» вырастет на 16% и составит 32%,
следовательно возрастет и норма прибыли.
Рассмотрим зависимость нормы прибыли от доли рынка ЗАО «Новокубанское»
на следующем графике (рис. 3.1).
Норма
прибыли, % 40
30
20
10
10 20 30 Рыночная доля, %
А - фактическое положение, В - положение после
введения маркетинговой службы.
Рисунок 4.1. Зависимость нормы прибыли от доли рынка
ЗАО «Новокубанское»
Из рисунка видно, что норма прибыли при увеличении доли рынка на 16 %
составит 28 %.
В условиях острой конкуренции увеличение доли рынка заводу будет даваться
с большим трудом. Для обеспечения этой задачи мы предлагаем использовать
дифференциальный подход к рынку с учетом конкретных его потребителей.
Серьезным препятствием для эффективной деятельности ЗАО «Новокубанское»
является отсутствие в организационной структуре маркетинговой службы. Поэтому
некоторые функции маркетинга выполняет отдел сбыта и отдел снабжения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|