Основы совершенствования управления предприятием
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Теоретические основы
совершенствования системы управления
предприятием
1.1.Особенности организации управления на предприятии
1.2.Организационная структура управления промышленными фирмами
1.3. Основные направления перестройки организационных структур управления
2.
Организационно-экономическая
характеристика ЗАО «Новокубанское»
2.1. Организационно-правовые условия прозводства
2.2. Общая экономическая характеристика предприятия
2.3. Организационная структура управления
3. Анализ особенностей управления ЗАО "Новокубанское"
3.1. Анализ организационной структуры производства и управления
3.2. Анализ труда и заработной платы ЗАО "Новокубанское"
4. Пути совершенствования организационной системы управления ЗАО
"Новокубанское"
4.1. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию организационной
структуры управления
4.2. Возможности внедрения маркетинговой службы на предприятии
4.3. Экономическая эффективность совершенствования организационной
структуры управления на ЗАО "Новокубанское"
Заключение
Список использованной литературы
РЕФЕРАТ
страниц, таблиц, рисунков, источников
МЕНЕДЖМЕНТ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ,
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Целью дипломной работы является изучение проблемы
управления предприятием в условиях рынка и разработка практических рекомендаций
по его совершенствованию.
Объект исследования - ЗАО "Новокубанское".
В дипломной работе освещены теоретические вопросы управления предприятием в
рыночных условиях, проведён анализ управления предприятием и показателей его
деятельности за 2001-2003 год. Разработаны рекомендации по совершенствованию
управления предприятием ЗАО "Новокубанское" в современных условиях.
Введение
Переход к рыночным
отношениям и перестройка всей экономической системы предъявляют новые
требования к специалистам, работающим в менеджерских и экономических службах.
Они должны быть умелыми организаторами, расчетливыми хозяевами производства,
уметь четко определить основные пути повышения эффективности деятельности
фирмы.
Более рациональная
организация экономических служб и производственных подразделений, научный подход
к управлению и постоянное улучшение, и совершенствование технологии
производства и управления персоналом дадут ощутимый результат в повышении
эффективности деятельности предприятия и будут способствовать улучшению ее
экономического положения.
В рамках структуры управления протекает
управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений),
между участниками которого распределены задачи и функции управления, а
следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций
структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации
управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления,
направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Таким образом, структура управления включает
в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми
обеспечивают координацию отдельных действии по их выполнению. Поэтому ее можно
рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования
(как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь
структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом,
механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее
огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры
всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору
типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке
их соответствия решаемым целям и задачам.
В связи с этим тема дипломного проекта
«Совершенствование структуры управления ЗАО «Новокубанское» актуальна на
сегодняшний день.
Цель дипломного проекта – разработать
целостную систему управления, ориентированную на конечные результаты и
основанную на использование творческого потенциала трудового коллектива, новых
методах и техники управления.
Задачи исследования:
-
рассмотреть элементы и
связи структуры управления;
-
определить связь
структуры с целями, задачами и функциями управления;
-
показать принципы
построения структуры управления организацией;
-
разработать рекомендации
по совершенствованию организационной структуры управления.
Предмет исследования – организационная
структура управления промышленным предприятием.
Объектом исследования является ЗАО
«Новокубанское».
Дипломный проект состоит из введения,
четырёх глав и заключения.
В первой главе даны теоретические основы
организационной структуры управления, раскрыты цели, функции, методы
управления, основы построения организационных структур. Во второй главе дана
организационно-экономическая характеристика предприятия. В третьей главе
проанализирована организационная структура управления ЗАО «Новокубанское»,
организации заработной платы, обеспечение ее зависимости от количества и
качества труда. Рекомендации по совершенствованию системы управления ЗАО
«Новокубанское» представлены в четвёртой главе.
1. теоретические
ОСНОВЫ сОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ системы УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Особенности
организации управления на предприятии
Управленческая деятельность – один из важнейших
факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной
экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с
объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением
хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании
технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также
изменения в организационных формах и характере деятельности фирм. [8, стр. 81]
Особенностью современной экономики является
направленность ее на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне
фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких
конечных результатов с минимальными затратами, преодоление малой эффективности
регулирования производства административными методами, ускорение перехода к
интенсивному характеру развития производства. Предприятие в современных
условиях поставлено в сложные условия хозяйствования. С одной стороны,
несовершенство законодательства, высокие налоги, разрыв производственных связей
как с поставщиками, так и с покупателями дестабилизировали положение на рынке.
С другой – устаревание оборудования, моральный и материальный износ, отсутствие
средств на ремонт , замену и модернизацию.
Изменение условий производственной деятельности, необходимость
адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на
совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления
по уровням ответственности, формам их взаимодействия.
Речь идет прежде всего о такой системе управления
(принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена
объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования,
связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных потребностей,
обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах,
растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений,
широким использованием достижений научно-технической революции. Все это требует
от промышленных фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления
возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом прогресса.
В этих условиях становятся актуальными вопросы
изучения построения организаций. Рыночная экономика требует быстрого
реагирования на изменение спроса, совершенствование и видоизменение продукции,
технологий и способов управления и построения организаций. Не секрет, что
каждая организация возникает и живет по разному, по разному реагирует на
происходящие перемены. Совершенствование организационных форм управления – одна
из важнейших задач, стоящих перед руководством.
Важной функцией управления является функция
организации, которая заключается в установлении постоянных и временных
взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и
условий функционирования фирмы. [27, стр. 24]
Функция организации реализуется в фирме посредством
составления положений об отделах и экономических службах организации. Это очень
важный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства. Хорошо
продуманная организация экономических служб предотвращает конфликтные ситуации,
способствует налаживанию плодотворной и оперативной работы. С другой стороны,
ошибки в организации порождают "силы", которые стремятся разорвать
организацию, создают препятствия в работе.
Функция организации реализуется двумя путями: через
административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление
предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и
распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и
установление ответственности между работниками аппарата управления.
Это предполагает то, что формируется организационная
структура фирмы, определяются факторы и методы построения организационной
структуры. То есть происходит процесс создания или улучшения организационной
структуры, взаимосвязка входящих в нее экономических служб, их интеграция и
дезинтеграция. На этом этапе также происходит расстановка руководящих кадров
экономических служб и подразделений, происходит процесс формирования
должностных инструкций, а также разграничения полномочий и ответственности,
выделяются линейные и штабные экономические службы.
Оперативное управление обеспечивает функционирование
фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или
непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами,
намеченными планом, и последующей их корректировкой. Оперативное управление
тесно связано с текущим планированием. [30, стр. 94]
Этот путь реализации функции организации предполагает то, что в
организации должна быть создана система оперативного реагирования на изменения
в короткий промежуток времени. В эту систему могут входить такие экономические
службы или отделы, как например: диспетчерская служба, плановый отдел,
экономический отдел, бухгалтерия и тому подобное. Отличительной особенностью
этой системы будет служить то, что руководитель будет иметь постоянно
информацию по положению дел в подразделениях и если потребуется – комплекс необходимых
мер, которые следует принять в том или ином случае.
В рамках структуры управления протекает
управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений),
между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно
– права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления
можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой
деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на
достижение намеченных целей менеджмента. [4, стр. 46]
Структура управления включает в себя все цели,
распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают
координацию отдельных действий по их выполнению (схема 1.1).
Схема 1.1. Факторы, определяющие организационную структуру
Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для
управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и
свойства:
-
четкая
ориентация на определенный интервал времени;
-
конкретность
и измеримость;
-
непротиворечивость
и согласованность с другими целями и ресурсами;
-
адресность
и контролируемость.
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей,
которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими
целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и
оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные,
научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными
проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д.
Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице
1.1) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать
соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. [29,
стр. 62]
Таблица 1.1 Классификация целей
|