Рисунок 1.10. Схема структуры аппарата
управления предприятием
Любую перестройку структуры управления
необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед
ней целей В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики
реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования
системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными
факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение
технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих
решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены
на создание условий для выживания организации за счет более рационального
использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к
требованиям внешней среды. [29, стр. 115]
В целом рациональная организационная структура управления предприятием
должна отвечать следующим требованиям:
-
обладать функциональной
пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех
уровнях;
-
быть оперативной, не
отставать от хода производственного процесса;
-
иметь минимальное
количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
-
быть экономичной,
минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.
1.3. Основные направления
перестройки организационных структур управления
В настоящее время выделены следующие
основные направления перестройки организационных структур управления на
современном этапе: [23, стр. 209]
1. В принципах управления: периодическое соотношение
между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением
стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности взаимодействия
между подразделениями, усиление программно-целевого управления для консолидации
ресурсов компании на более передовых направлениях научно-технических
исследований или на разработке и выполнении крупномасштабных проектов,
требующих объединения специалистов одного профиля в одном подразделении.
2. В аппарате управления: перегруппировка
подразделений; изменение взаимосвязей между ними, характера взаимодействия,
распределения полномочий и ответственности; реорганизация внутренних структур в
результате поглощения других фирм или продажи производственных предприятий, в
нее не вписывающихся; выделение в самостоятельные хозяйственные подразделения
программно-целевых проектных групп венчурного характера или создание на их базе
новых подразделений; изменение характера межфирменных связей путем частичного
взаимопроникновения, участия в акционерном капитале; усиление интеграции
формально независимых небольших компаний в научно-производственные комплексы
крупных корпораций; усиление активности в реорганизации научно-производственных
комплексов наукоемких отраслей; создание в аппарате управления все большего
числа промежуточных управленческих звеньев специализированных подразделений,
курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж
продукции и прибыль, и у которых возникают проблемы взаимодействия с другими
хозяйственными подразделениями и административными службами.
3. В функциях управления: усиление стратегического
планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной
экономической и технической политики; усиление контроля за качеством продукции
на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска; придание
приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы
на основе совершенствования учета и отчетности на базе всестороннего применения
электронно-вычислительной техники; придание большего, чем раньше, значения
вопросам производства и управления персоналом; привлечение работников к участию
в акционерном капитале фирмы путем приобретения акций, участия в решении
вопросов на заседаниях Совета директоров; поощрение работников за разработки
новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и
внедрения новой продукции; усиление внимания к социально-психологическим
аспектам управления; усиление внимания в области маркетинговой деятельности к
разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов,
намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению,
на усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с
функциональными службами; повышение эффективности затрат на проведение
маркетинговой деятельности.
4. В хозяйственной деятельности: изменение
технологического процесса; применение гибких автоматизированных технологий,
широкого использования роботов, станков с числовым программным управлением;
углубление межфирменного сотрудничества на международном уровне в области
специализации и кооперирования производства, выполнения крупных совместных
научно-производственных программ и соглашений об экономическом и
научно-техническом сотрудничестве; создание совместных производственных
предприятий не только в области разработки природных ресурсов, но, в
особенности, в наукоемких перспективных отраслях развитых стран.
Согласно классической теории организации, структура
организации должна разрабатываться сверху вниз. Нет ничего удивительного, что
последовательность разработки организационной структуры схожа с
последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководители
должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить
конкретные задачи – подобно тому, как в планировании сначала формулируются
общие задачи, а потом составить конкретные правила. [21, стр. 32]
Последовательность действий структуры организации
следующая:
1. Осуществить деление организации по горизонтали на
широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по
реализации стратегии.
2. Установить соотношение полномочий различных
должностей.
3. Определить должностные обязанности как
совокупность определенных задач и функций и поручите их выполнение конкретным
лицам.
Появившаяся в итоге разработки организационная
структура – это не застывшая форма. Поскольку организационные структуры
основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать
соответствующих изменений в структуре.
Оперативное управление производством характеризуется
принятием управленческим персоналом решений в реально складывающейся
производственной ситуации. В этих условиях разработанные плановые задания или
решения руководителей производственных подразделений должны обеспечить строгий
и четкий во времени порядок выполнения запланированных работ.
На межцеховом уровне оперативное управление
осуществляется для решения принципиальных вопросов снятия, замены запущенных в
производство изделий, включения в программу выпуска новых изделий, обеспечения
внешних поставок комплектующих изделий, использования внутренних материальных,
трудовых и финансовых ресурсов.
В настоящее время процедуры оперативного управления
все больше переплетаются с технологией и регулированием (диспетчеризацией)
производства. [28, стр. 58]
Оперативное управление производством осуществляется
на основе непрерывного слежения за ходом производства, оказывая
целенаправленное воздействие на коллективы.
Это достигается:
- строгим распределением работ на короткие периоды
времени;
- четкой организацией сбора и обработки информации о
ходе производства;
- комплексным использованием средств вычислительной
техники для подготовки вариантов управленческих решений;
- повседневным анализом и владением управленческим
персоналом производственной ситуацией в каждом звене предприятия;
- своевременным принятием решений и организацией
работы по предупреждению нарушений в ходе производства или для быстрого его
восстановления в случае отклонения от запланированной траектории управления.
На структуру управления влияет значительное число
факторов, к важнейшим из которых относятся: отраслевая принадлежность
предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых
технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и
комбинирования предприятия. От степени рациональности структуры управления в
значительной степени зависит уровень технико-экономических показателей
производства. Правильно построенная структура управления предприятием создает
предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы его
структурных подразделений.
2. оРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА заО "нОВОКУБАНСКОЕ"
2.1.Организационно-правовые условия
производства
Закрытое акционерное общество «Новокубанское» образовано трудовым
коллективом совхоза «Новокубанский» в порядке его реорганизации в соответствии
с Постановлением правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года №
708, зарегистрировано Постановлением Главы администрации Новокубанского района
№ 243 от 17 марта 1997 года.
ЗАО «Новокубанское» расположено в пригороде города Новокубанска и в 225 км
от краевого центра города Краснодара. Землепользование ЗАО состоит из трех
участков. В хозяйстве три производственных отряда. Связь с железнодорожной
станцией Армавир, вторым подразделением и краевым центром осуществляется по
асфальтированным дорогам, а между другими подразделениями и земельными
массивами по гравийным и улучшенным грунтовым дорогам. Пункты сдачи
сельскохозяйственной продукции и базы снабжения находятся в Новокубанске.
Территория хозяйства входит во второй агроклиматический район, который
характеризуется умеренно-континентальным климатом. По количеству выпадающих
осадков территория хозяйства относится к району неустойчивого увлажнения; по
теплообеспеченности – к умеренно-жаркому.
ЗАО «Новокубанское» действует в порядке, предусмотренном Федеральным
законом «Об акционерных обществах» от 25.12.1995 г., Гражданским кодексом
Российской Федерации, учредительными документами.
Общество действует на принципах хозяйственной самостоятельности, отвечает
по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество самостоятельно осуществляет права владения, пользования и
распоряжения своим имуществом, которое состоит из основных фондов и оборотных
средств, материальных и нематериальных ценностей и денежных средств, переданных
акционерами, полученных доходов и иного имущества, приобретенного на законных основаниях.
Основными направлениями деятельности ЗАО «Новокубанское» являются:
-
производство,
переработка, заготовка и сбыт сельскохозяйственной продукции;
-
производство
виноматериалов, спирта, коньячного, коньяков и другой винодельческой продукции
из отходов виноделия;
-
розлив коньяков,
напитков, вин в бутылки различного объема и формы;
-
организация и
эксплуатация фирменных магазинов, кафе, дегустационных залов.
Форма собственности ЗАО «Новокубанское» – частная (общедолевая). Земля
принадлежит обществу на праве коллективно-долевой собственности в соответствии
с действующим законодательством.
Выделение в натуре земельной доли и имущественного пая лицам, вышедшим из
состава общества, не производится, а осуществляется выплата их стоимости в
денежном выражении. Уставный капитал образован за счет вкладов его учредителей
и составляет 273 378 тысяч рублей и разделен на 273 378 акций с номинальной
стоимостью 1 000 рублей.
Все акции общества являются именными и распределяются между учредителями
пропорционально их вкладов в Уставный капитал.
Выручка от продажи определяется по мере отгрузки продукции. Выручка для
целей налогообложения – по мере оплаты.
Переоценка основных средств производится согласно постановлений, с
применением коэффициентов и привлечением профессиональных специалистов.
Затраты по текущему, среднему и капитальному ремонту основных средств,
выполненные хозяйственным способом, списываются на себестоимость продукции без
образования резервных фондов.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности
один раз в год в ЗАО «Новокубанское» производится инвентаризация, не позднее
декабря текущего года.
На нефтебазе и складах ГСМ, винодельческой продукции, в цехе розлива
готовой продукции инвентаризация проводится ежемесячно.
Списание товарно-материальных ценностей в производство осуществляется по
методу средней себестоимости.
В ЗАО «Новокубанское» создается резервный фонд, фонд накопления и фонд
потребления.
Основные культуры растениеводства: виноград, зерновые культуры, кукуруза,
овощи, бахчевые, подсолнечник. Животноводство представлено двумя основными
категориями: скотоводство и свиноводство. Кроме того, ЗАО «Новокубанское»
производит коньяки: «Новокубанский», «Большой приз», «Русь великая» и др.
Две трети продукции поставляется по долгосрочным прямым договорам.
Основными потребителями продукции являются: ОАО «Кубарус-Молоко», ОАО
«Новокубанское», администрация Верхнекубанского сельского округа, ООО
«Армавирский пищекомбинат», ЗАО КСП «Дружба», ООО «Восток», ЗАО «Хаос» и др.
Высшим органом управления ЗАО «Новокубанское» является общее собрание
акционеров, которое изменяет и дополняет Устав общества, избирает членов Совета
акционеров и ревизионной комиссии, утверждает годовые отчеты, бухгалтерские
балансы.
Органом, осуществляющим общее руководство деятельностью общества, является
Совет акционеров общества, который определяет стратегические направления
предпринимательской деятельности общества, создает структурные подразделения,
определяет направления и конкретных участников долгосрочных хозяйственных
связей, определяет правила работы с персоналом, в том числе внутреннего
трудового распорядка.
Из числа акционеров общее собрание избирает генерального директора.
Генеральный директор обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров,
осуществляет оперативное руководство работой общества.
2.2. Общая экономическая характеристика
предприятия
Основные показатели деятельности ЗАО «Новокубанское» приведены в таблице
2.2.1.
Таблица 2.2.1 – Анализ основных показателей деятельности ЗАО
«Новокубанское»
|