3)
ограждение граждан от
неосновательного обвинения в совершении преступления;
4)
обвинение в совершении
преступления;
5)
обеспечение возмещения
материального ущерба, причинённого преступлением, и исполнения приговора в
части конфискации имущества;
6)
пресечение преступлений и
принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению
преступления;
7)
розыск обвиняемого
(обвиняемых), место нахождения которых неизвестно;
8)
разрешение уголовных дел.
3.3. Взаимодействие следователя и других участников
процесса.
Процессуальные функции следователя представляют собой
взаимосвязанную систему. Эта связь проявляется, во-первых, в определённой
обусловленности одних функций результатом реализации других, во-вторых, в
одновременном осуществлении некоторых функций.
Взаимосвязь первого порядка проявляется в следующем. В
зависимости от результата реализации функции рассмотрения и разрешения
заявлений или сообщений о преступлении наступает либо не наступает
необходимость продолжать исследование обстоятельств дела. Это происходит тогда,
когда для разрешения сообщения производится проверка, позволяющая ответить на
вопрос о наличии или отсутствии признаков преступления.
После возбуждения уголовного дела функция исследования
обстоятельств дела осуществляется в обязательном порядке. Даже если реализация
её началась до возбуждения дела, на данном этапе она реализуется в значительно
большем объёме и иными процессуальным средствами. Реализация этой функции
приводит следователя к выводам либо о достаточности доказательств для
привлечения лица к уголовной ответственности ( и тогда реализуется функция
обвинения), либо о наличии оснований, в силу которых уголовное дело подлежит
прекращению (и тогда реализуется функция разрешения дела). В первом случае исследование
обстоятельств дела осуществляется вплоть до окончания следствия. В зависимости
от её результатов может быть окончательно реализована (в рамках
предварительного расследования) функция обвинения (когда дело направляется
прокурору с обвинительным заключением или с постановлением о направлении дела в
суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского
характера) либо функция разрешения дела (когда дело прекращается).
Если исследование обстоятельств дела показывает неосновательность
подозрения или обвинения лица в совершении преступления либо наличие
обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого, следователь принимает
законом меры ограждения обвиняемого от неосновательного обвинения.
Когда в процессе осуществления функций рассмотрения и
разрешения сообщения о преступлении и исследовании обстоятельств дела
становится известно, что преступные действия продолжаются или сохранилась
возможность их совершения, либо установлены обстоятельства, способствовавшие
совершению преступления, следователь принимает меры к пресечению преступления и
устранению названных обстоятельств, реализуя таким образом функцию
предупреждения преступлений.
Наконец, посредством исследования обстоятельств дела
устанавливается наличие либо отсутствие основания для реализации функции
обеспечения возмещения материального ущерба, причинённого преступлением, и
исполнения приговора в части конфискации имущества.
Реализация функции исследования обстоятельств дела в свою
очередь зависит от реализации и других функций, в частности обвинения и защиты.
Взаимосвязь процессуальных функций следователя проявляется
также в том, что многие из них осуществляются параллельно, а иногда даже в
одних и тех же формах. Например, обвинение, пресечение и предупреждение
преступлений, обеспечение возмещения материального ущерба и исполнения
приговора в части конфискации имущества могут осуществляться параллельно друг с
другом, а также с исследованием обстоятельств дела. То же самое можно сказать о
функции защиты. Розыск обвиняемого ведётся лишь при неизвестности места его
нахождения. Без успешного осуществления этой функции не могут быть полностью
реализованы многие другие, например обвинение, обеспечение возмещения
материального ущерба, разрешение дела, а иногда и такие, как исследование
обстоятельств дела, пресечение и предупреждение преступлений.
Функция разрешения дела тесно связана с другими функциями;
связь эта заключается не только в том, что разрешение логически вытекает из
реализации других процессуальных функций, но и в том, что функция разрешения
представляет как бы кульминацию осуществления функций исследования
обстоятельств дела, обвинения и защиты. Постановление о прекращении дела
содержит итоговый анализ собранных доказательств, который венчает исследование
обстоятельств дела (а следовательно, и реализацию данной функции). В выводах о
виновности или невиновности, степени виновности, формах и степени
ответственности реализуется функция обвинения, а иногда и защиты.
При прекращении дела по нереабилитирующим основаниям функция
обвинения реализуется при формулировании вывода о виновности лица в совершении
преступления, а функция защиты – вывода, уменьшающего обвинение или
констатирующего наличие обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого.
При прекращении дела по реабилитирующим основаниям
одновременно с функцией разрешения реализуется и функция защиты. Но обвинение
или защита отнюдь не являются обязательными элементами разрешения дела. В
частности, эти функции не осуществляются, когда уголовное дело, по которому нет
подозреваемого или обвиняемого, прекращается за отсутствием события
преступления, как, впрочем, и другие функции, кроме функций исследования
обстоятельств дела и разрешения дела.
Следователь осуществляет свои функции, взаимодействуя с другими
участниками процесса, роль которых определяется либо их специальным назначением
(свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, защитник), либо наличием
у них самостоятельного процессуального интереса (потерпевший, обвиняемый,
гражданский истец, гражданский ответчик). Не вдаваясь в детальное рассмотрение
роли перечисленных участников процесса, отметим, что их участие в расследовании
имеет производный характер. Они в той или иной форме содействуют установлению
обстоятельств дела и его правильному разрешению.
Специфичны, в частности, роли обвиняемого и защитника, которые
осуществляют функцию защиты. Причём для обвиняемого функция защиты и функция
содействия следователю в установлении обстоятельств дела являются
факультативными. Защитник же призван осуществлять только функцию защиты и, лишь
действуя в пределах этой функции, может содействовать установлению
обстоятельств дела и его правильному разрешению.
В исследовании обстоятельств дела не предварительном следствии
могут активно участвовать заинтересованные участники процесса и их
представители. Они вправе непосредственно представлять доказательства (ч.2 ст.
70 УПК), а так же ходатайствовать о допросе свидетелей, производстве экспертизы
и других следственных действий по собиранию доказательств. Закон (ст.ст 184 и
185 УПК) предусматривает возможность экспертизы (право знакомиться с
постановлением о назначении экспертизы, представлять дополнительные вопросы для
получения по ним заключения эксперта, знакомиться с заключением эксперта,
заявить отвод эксперту и т.д.).
При производстве осмотра следователь вправе привлечь к участию
обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля (ч. 1 ст. 179 УПК), делая
их тем самым активными участниками исследования обстоятельств. В законе нет
указания о возможности привлечения названных лиц к участию в обыске и выемке.
Но исходя из содержания и назначения указанной нормы можно по аналогии
привлекать этих участников процесса к производству обыска и выемки.
При выяснении характера и размера материального ущерба можно
использовать помощь самого потерпевшего (гражданского истца).
Важной предпосылкой успешного выполнения следователем его
процессуальных функций является возложение на участников предварительного
следствия определённых процессуальных обязанностей, соответствующих их роли в
уголовном процессе и корреспондирующих задачам и функциям следователя.
Глава 4. Взаимодействие
следователя и органа дознания
4.1. Понятие,
сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа
дознания.
Хорошо налаженное,
деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит
одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.
Взаимодействие - это взаимная связь предметов,
явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием основанная на законе совместная
или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных
лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного
судопроизводства.
Взаимодействие
призвано решать следующие задачи:
1.
Расследование и раскрытие преступлений;
2.
Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и
возмещение причиненного ими материального ущерба;
3.
Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и
принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания
обусловлено объективными предпосылками:
-
общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и
работники органа дознания по своему служебному положению обязаны
предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы в
конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин;
взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное
осуществление этих задач;
-
различием их полномочий.
Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа
дознания - главным образом на установление источников доказательственных
фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных
действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся
следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его
расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного
дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания
производства по делу.[9]
Следователь не вправе осуществлять
оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве
лица производящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению
следователя может производить следственные действия;
-
специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью. Деятельность
следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и
определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа
органа дознания слагается из административно-правовой, процессуальной (в виде
производства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя характерна
только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и
методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью
следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной
подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему
усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может
строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость
каждого из сотрудничающих органов;
-повышением
уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно
организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить
качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед
ними задач с минимальными затратами сил и средств.
Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб,
осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет
значительной дифференциации в правовом регулировании их деятельности, не
исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа,
осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и
орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие
наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие.
Принятые ими решения в отношении физических и юридических лиц обладают
властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом,
реализуемым решениям в процессе взаимодействия между органами дознания и
следствия присущ метод властных предписаний.
Взаимодействие является одной из функций
управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность
действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия
реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными
действиями.
Управление взаимодействием в борьбе с преступностью
предполагает наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание
этого режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях
обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной
деятельности.
Все это позволяет сделать вывод, что одним из
важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной
политики является как раз система управления борьбой с преступностью.[10]
Одной из задач взаимодействия органов дознания и следователя
является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать
единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль
каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия.
Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон,
порядок отношений, расстановку сил и средств.
Организация взаимодействия между органами дознания и
следователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя,
стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию,
которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений
по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и
следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения,
определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.
Взаимодействие между органами дознания и следствия
невозможно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточняются цели
и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается
тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат.
Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в
процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов
дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно
выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия,
конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный
результат деятельности.[11]
4.2.Правовые основы и формы взаимодействия
Решение всех возникающих вопросов
невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон.
Правовой основой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издаваемые
на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры
(соглашения) о сотрудничестве.
Правовые нормы, регламентирующие процесс
взаимодействия можно разделить на несколько групп:
1.
Конституция РФ;
2.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95г.;
3. Приказы
и указания Генерального прокурора РФ по вопросам организации следственной
работы;
4.
Межведомственные приказы, указания, инструкции, соглашения, которыми
определяются конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные
права и обязанности в ходе его осуществления;
5.
Нормативные документы, издаваемые правоохранительными органами по отдельным
проблемам взаимодействие, а также договоры и соглашения, заключенные с
конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую
конкретизацию с учетом местных условий.
Взаимодействие также можно определить как основанную
на законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя с
органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей
друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и
предотвращения преступлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|