Срок предварительного
расследования уголовным процессуальным законодательством России равен 2
месяцам, в этот срок предварительное следствие должно быть законченно. Он
исчисляется с момента возбуждения уголовного дела.
В случае особой сложности дела
этот срок может быть продлен прокурором города, района, области военным
прокурором до трех месяцев.
При возвращении судом дела для
дополнительного расследования. Возобновление приостановленного или
прекращенного дела срок предварительного следствия устанавливается прокурором,
осуществляющим надзор за следователем, в пределах одного месяца с момента
принятия дела к производству.
Дальнейшее продление срока
следствия осуществляется на общих основаниях.
Выводы:
1.
предварительное
расследование осуществляется в двух формах которые имеют между собой
определенные сходства и различия.
2.
В зависимости от подследственности
уголовных дел дознание подразделяется на два порядка.
3.
Являясь основным звеном в
обнаружении и раскрытии преступления, органы дознания наделены большими правами
проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных
действий.
4.
Широкие полномочия
следователя и большие возможности органов дознания позволяют объективно и
быстро устанавливать обстоятельства совершенного преступления.
Глава 3. Следователь
3.1. Общее понятие
Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять
предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия,
предусмотренные УПК. Предварительное следствие, безусловно, является основной
формой расследования. Предварительное следствие производится следователями
прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и
следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ. Компетенция между ними распределяется в соответствии с
установленной законом подследственностью уголовных дел (ст. 151). Однако
независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены одинаковыми
полномочиями.
Принято считать, что следователь
процессуально самостоятелен. Однако эта самостоятельность не абсолютна. Более
того, комментируемый УПК значительно сузил самостоятельность следователя. Так,
он теперь должен согласовывать с прокурором свое решение о возбуждении дела.
Однако закон позволяет следователю оценивать собранные им доказательства по
своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном
исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом
и собственным правосознанием.
Указания прокурора, за небольшим
исключением, обязательны для следователя. Если следователь не согласен с ними,
то может обжаловать вышестоящему прокурору, но выполнить все равно обязан.
Исключение из этого правила содержится в этой же части комментируемой статьи.
Часть 4 рассматриваемой статьи предоставляет вышестоящему прокурору право
выбора: либо отменить указание нижестоящего прокурора либо поручить
производство расследования другому следователю (с учетом особенностей п. 8 и 9
ч. 2 ст. 37 УПК). Такое решение прокурор может принять в любом случае
обжалования следователем поведения надзирающего прокурора.
Письменные поручения следователя о
проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных
следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об
аресте, о производстве иных процессуальных действий обязательны для органа
дознания. При этом следователь лишь формулирует задачу, а организация ее
исполнения - функция органа дознания. Орган дознания сам определяет, кто
конкретно будет производить требуемые действия. Следователь может обратиться к
органу дознания (письменное обращение адресуется руководителю) с просьбой
оказать содействие при осуществлении процессуальных действий.
В материалах уголовного дела
обязательно должно сохраняться данное поручение, иначе все произведенные
органом дознания следственные действия будут считаться незаконными, а полученные
в результате доказательства утратят свое значение.
Согласно ст. 7 Федерального
закона от 12 августа 1995 г. N 3181-1 "Об оперативно-розыскной
деятельности" следователь по уголовным делам, находящимся в его
производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных
мероприятий. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий,
следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих
выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
При этом он не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для
этого выполнены.
Производство оперативно-розыскных
мероприятий органом дознания осуществляется самостоятельно. Вместе с тем если
подозреваемый установлен, то дальнейшие мероприятия по нему оперативные
работники могут проводить лишь по поручению или с разрешения следователя. Если
же совершившее преступление лицо не установлено, то розыскные мероприятия
оперативно-розыскное подразделение осуществляет самостоятельно.
Статья 38 УПК РФ не устанавливает
срока, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или
указание следователя. Однако ст. 152 УПК обязывает выполнять поручение
следователя в 10-дневный срок. При этом следует иметь в виду, что выполнение
поручений и указаний, даваемых следователем в порядке ст. 38, нередко
предполагает довольно длительную деятельность органа дознания, не
укладывающуюся в рамки десятидневного срока. В этом случае лицо, исполняющее
поручение, должно по истечении 10 дней сообщить о проделанной работе и
продолжить выполнение задания. Срок исполнения поручения или указания
следователя органами дознания должен быть определен следователем с учетом
обстоятельств конкретного уголовного дела.
Ныне действующий УПК отнес фигуру
следователя к стороне обвинения. Однако это не означает, что он должен собирать
только доказательства вины подследственного. Осуществляя уголовное
преследование, он должен в первую очередь руководствоваться принципами
судопроизводства (гл. 2 УПК), в том числе презумпцией невиновности и
необходимостью защиты личности от необоснованного обвинения и ограничения прав
и свобод.
Следователь по находящимся в его
производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном
уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в
качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК
следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые
позволяют установить необходимые фактические данные по делу.
Начальник следственного отдела
Начальник следственного отдела в
соответствии с п. 18 ст. 5 УПК - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее
следственное подразделение. При этом надо учитывать, что руководители
следственных подразделений различных ведомств кроме процессуальных полномочий
наделены и административными. То есть между начальником следственного отдела и
следователем одновременно с уголовно-процессуальными существуют
административные отношения "начальник-подчиненный". Смешение этих
правоотношений недопустимо, и в отношениях между следователями и начальниками
следственных подразделений должны строго соблюдаться правила о процессуальной
самостоятельности следователя по вопросам, указанным в законе.
Начальники следственных
подразделений различных правоохранительных органов осуществляют ведомственный
процессуальный контроль за производством предварительного следствия, проводимого
подчиненными им следователями. В свою очередь деятельность руководителей
следственных подразделений (их заместителей) указанных органов поднадзорна
прокурорам.
Содержащийся в УПК РФ перечень
процессуальных прав руководителей следственных подразделений по контролю за
производством предварительного следствия является исчерпывающим.
При несогласии следователя с
указаниями руководителя следственного подразделения о привлечении в качестве
обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела
для назначения судебного заседания или о прекращении дела, о производстве
следственных действий, допускаемых только по судебному решению, следователь
вправе представить дело надзирающему прокурору с письменным изложением своих
возражений (ч. 4). Вместе с тем, следователь может обратиться за помощью к
вышестоящему лицу со статусом начальника следственного отдела.
Начальник следственного
подразделения, осуществляя контроль за расследованием преступлений, не обладает
процессуальной самостоятельностью следователя и не вправе приостановить
исполнение указаний прокурора. В случаях, когда начальник следственного
подразделения осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, он
пользуется полномочиями следователя (ст. 38) в полном объеме.
Считая решения и действия
следователя неправильными, начальник следственного отдела дает соответствующие
письменные указания. Самостоятельно отменить он вправе лишь необоснованное
постановление о приостановлении предварительного следствия, а в остальных случаях
при нежелании следователя самостоятельно исправить ошибку начальник
следственного отдела может лишь ходатайствовать перед прокурором об отмене
незаконных или необоснованных постановлений следователя.
3.
2. Полномочия и процессуальные
функции следователя.
Закон, предоставляет следователю широкий круг
процессуальных прав, обеспечивающих его процессуальную самостоятельность.
Все решения по делу, следователь принимает
самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда необходимо получить
согласие суда, либо санкцию прокурора.
Лицо, производящее дознание, все основные решения по делу
принимает только с согласия начальника органа дознания.
Кроме этого, уголовно-процессуальный закон разделяет компетенцию всех органов
расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то
есть определяет подследственности.
Назначение и роль следователя, содержание и формы его деятельности
могут быть раскрыты во всей их полноте, подвергнуты анализу и правильно поняты
лишь при условии проникновения во внутреннюю структуру этой деятельности,
изучения всех её составных частей в отдельности и в органической взаимосвязи
между собой. Такой подход представляется вполне возможным и реальным, если
использовать в качестве научного инструмента категорию процессуальных функций
как определённых направлений, особым образом отграниченных сторон
уголовно-процессуальной деятельности, различающихся по своим ближайшим целям и
формам осуществления.
В теории уголовном процесса можно считать утвердившейся
концепцию, согласно которой каждый субъект уголовно-процессуальной деятельности
выступает носителем конкретных функций, причём функции таких субъектов, как
следователь, прокурор, составляют основу уголовного процесса, определяют его
структуру и принципы построения. Однако вопрос о понятии процессуальных функций
и их видах является едва ли не самым спорным. Одни учёные указывают на наличие
в уголовном судопроизводстве определённых уголовно-процессуальных функций, осуществляемых
участниками (субъектами) уголовно-процессуальной деятельности. Другие,
напротив, отрицают существование в уголовном процессе каких-либо обособленных
друг от друга процессуальных функций , полагая что уголовно-процессуальтное
законодательство не даёт оснований для строгого размежевания
уголовно-процессуальной деятельности на различные функции.
Однако и среди сторонников концепции уголовно-процессуальных
функций отсутствует совпадение точек зрения по целому ряду существенных
моментов, например о самом понятии процессуальных функций, об их сущности, о
количестве их в уголовном процессе. Более того, в понятие даже одноимённых
функций разные авторы нередко вкладывают различное содержание. Шимановский
исходит из того, что нет и не может быть уголовно-процессуальных функций,
которые осуществляются в равной мере разлиными субъектами
уголовно-процессуальной деятельности. Каждый участник процесса осуществляет
свою, присущую только ему уголовно-процессуальную функцию, и соответственно под
процессуальными функциями понимается основная процессуальная обязанность, в
которой проявляется главное назначение и которой определяется процессуальная
роль каждого из участников процесса. Вместе с тем общность основных
процессуальных задач, стоящих в равной мере перед всеми участниками процесса,
не исключает того, что эти задачи государственные органы в процессе выполняются
разными, специфическими для каждого из них способами, в различных
процессуальных формах. [1]
Что касается процессуальных функций,
выполняемых в угловном судопроизводстве следователем как самостоятельным
участником уголовно-процессуальной деятельности то, М.С. Строгович полагает,
что следователь одновременно осуществляет три функции: обвинения, защиты и
разрешения дела, - и отмечает, что функции обвинения (уголовного преследования)
и защиты у следователя возникают лишь после появления в процессе обвиняемого.
Вся же деятельность следователя до этого момента, есть следственная
деятельность, предварительное следствие, в котором ещё не расчленены
процессуальные функции, и эта деятельность представляет собой необходимую
подготовку к уголовному преследованию, но не само уголовное преследование. [2] В результате этого весьма
ответственная деятельность следователя на протяжении нередко довольно
значительного периода производства предварительного следствия до предъявления
обвинения остаётся как бы обезличенной и не охваченной какой-либо
процессуальной функцией. Тем самым большая часть, кропотливая, порой решающая,
работа следователя, направленная на раскрытие преступления, обнаружение и
изобличение преступника, не находит своего должного отражения в теории
процессуальных функций.
Л.Н. Гусев считает, что у следователя имеется
одна процессуальная функция – это всестороннее, полное и объективное
исследование обстоятельств дела. [3]
С этим мнением также нельзя согласиться, ибо исследование дела является не
функцией, присущей лишь следователю, а процессуальным методом установления
истины по уголовному делу, в равной мере используемым судом, прокурором,
следователем и органом дознания.
Л.А. Мариупольский и Г.Р. Гольст наделяют следователя пятью
функциями в том числе такими, как привлечение общественности к борьбе с
преступностью и функция воспитания. [4]
Аналогично Шимановскому вопрос о процессуальных функциях
решают Рахунов Р.Д. и П.С. Элькинд, усматривающие в деятельности следователя
осуществление одной основной функции – функции расследования. Сторонники этого
мнения, считатют что расщепление единой по своему характеру и сущности
процессуальной деятельности следователя по производству расследования уголовных
дел на целый ряд самостоятельных функций, присущих в основном другим участникам
процесса, является искусственным. Наименование процессуальной функции
следователя, включащей в себя различные стороные его деятельности по
расследованию уголовных дел, не может совпадать, как иногда полагают, с
наименованием какой-либо определённой стадии уголовного процесса, ибо
осуществление этой функции следователем распространяется на весь досудебный
этап движения уголовного дела либо охватывает лишь определённый период в
стадиях возбуждения уголовного дела или предварительного следствия.[5]
Несколько новый взгляд на функции осуществляемые следователем
во время расследования уголовного дела высказал Ларин А.М., наделив
следователя следующими функциями, сообразно целям в уголовно-процессуальной
деятельности: исследования обстоятельств дела, уголовное преследование, защита,
устранение и возмещение вреда, возражения против гражданского иска, обеспечение
прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, предупреждение преступлений,
процессуальное руководство и разрешение дела. Эти функции автор выделил исходя
данного им определения процессуальным функциям: процессуальные функции – это
виды (компоненты, части) уголовно-процессуальной деятельности, которые
различаются по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства
по делу.[6]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|