Какова же роль следователя и
оперативного работника в построении первичных розыскных версий? Она обусловлена
характером информации, который каждый из них располагает в результате осуществления
своих функций при осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего
информацию об изменениях в материальной обстановке осматриваемого места,
которые появились там в результате преступления и по которым можно разыскать
лицо, его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от
потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.
Указанное разделение информации на два вида в
достаточной степени условно, так как на практике оперативный работник может
участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому
получать сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в
ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей.
После завершение осмотра, взаимодействие следователя и
оперативного работника продолжается вплоть до момента, пока следователь,
возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и
оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать результаты
осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и
розыскные действия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет
средства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следователь -
если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает
производство необходимых следственный действий.
Таким образом, взаимодействие следователя и органа
дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по
раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная
организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и
следственно-оперативной группы.[25]
В большой степени результат этой работы зависит от
инициативности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть
сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации
выезда следственно-оперативной группы на место происшествия и его
квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов
следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установления
преступника.
Итогом взаимодействия следователя и
органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие
следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об
отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по
посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета
делается соответствующая запись.
4.4. Взаимодействие следователя и органа
дознания в стадии предварительного расследования
За возбуждением уголовного дела следует такая стадия
уголовного процесса как предварительное расследование, в ходе которой
тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого
законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное
следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия. Дополнение следственных действий оперативно-розыскными
мероприятиями необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств,
влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причиненного
ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.
Процессуальными формами взаимодействия являются:
1.
поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных
действий
2.
содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных
действий
3.
уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам,
переданным ему органом дознания до установления преступника[26]
Поручение следователя органу дознания о производстве
розыскных действий является наиболее важной процессуальной формой их
взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном
использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах
следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия.
Основаниями проведения оперативно-розыскных
мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12.08.95. является:
1.
Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения
оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения
криминальных задач;
2.
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершенного или
совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих
или совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях, содержащих угрозу
государству, экономике или экологической безопасности РФ;
в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия
и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;
г) о лицах без вести пропавших и обнаружении
неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы:
1.
непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ
"Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.)[27]
2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)
В следственной практике встречаются различные варианты
оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие
следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи
материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,
следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,
противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным
путем.
В оперативно-поисковом деле
сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц,
подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого
оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со
следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о
заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по
раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным
начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать
разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализирует
представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает
постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших
мероприятий.
В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной
службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на ФСБ возложена обязанность добывать
информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности РФ. Однако данные сведения могут
быть обнаружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в
процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного
обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на
основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» эти данные
должны быть переданы в соответствующие подразделения ФСБ.
Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной
деятельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих
оперативный интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к.
она может быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения
сомнительной достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее
искажение (воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника
оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки
правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно указывающих
на противоправное деяние, которое профессионально грамотной оперативный
работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости проведения дознания,
предварительного следствия, разбирательства по факту административного
правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В связи с этим, все
поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения перепроверяются за
счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения
взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта. Для этого
необходимо:
а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на
самом деле или же операппарат введен в заблуждение;
б) установить, является ли деятельность подозреваемого
лица противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифицирована;
в) не только подтвердить или опровергнуть первичные
данные, но и получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен
для правильного решения вопроса о дальнейших мерах, которые следует
предпринять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат
применительно как к основному объекту проверки, так и в иных целях (пополнение
картотек, совершенствование различных аспектов оперативной работы).
В зависимости от содержания информации, общественной опасности
лиц и фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник
определяет виды оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проведению в этом
случае.
По общему правилу оперработник, осуществляющий
предварительную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать
информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду,
а также излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты
проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы,
получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной
оперативной проверки.
Производство по делу предварительной оперативной
проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель
проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли
скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли
иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение
непосредственного руководителя оперработника по прекращению рассматриваемого
дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив.[28]
Предварительная оперативная проверка может завершаться
использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения
объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к
преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих
реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения,
например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.
Поручение следователя органу дознания о производстве
следственных действий также является важной процессуальной формой их
взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы
определяются:
1.
пределами самих поручений;
2.
кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по
делам, находящимся в производстве у следователя.
Прямых указаний о пределах поручений
уголовно-процессуальный закон не содержит.
Совершенно очевидно, что для наиболее эффективного
использования возможностей следователь в процессе расследования преступлений
непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в
производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих
функций.
В случае, когда необходимо взаимодействие, выход
следует искать в разумном целесообразном привлечении работников органов
дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым
следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и
оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом
сказывается на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изобличения
всех виновных лиц и установление всего объема их преступной деятельности.
Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко значительный объем следственной
работы по делам находящимся в производстве у следователей, без достаточных к
тому оснований выполняется работниками органами дознания. Такую практику никак
нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных
следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают
заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Подобная практика является ни
чем иным, как злоупотреблением со стороны следователей своими процессуальными
правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких
поручений оперработниками нередко относятся формально.
На практике нередко имеют место случаи, когда
следователи поручают оперработникам производство того или иного следственного
действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами
оперработники проявляют инициативу в получении поручений подобного рода,
выполняют их исключительно добросовестно, быстро и, как правило, при
надлежащем качестве.
Под пределами поручений
следователя органам дознания о производстве следственных действий нужно
понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в
рамках которых достигается наиболее эффективное и целесообразное привлечение
органов дознания к участию в предварительном следствии, причем без ущерба для
выполнения и других возможных на них законом функций. Речь идет о случаях,
когда возникает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и тех
же следственных действий, когда они непосредственно вытекают из розыскных или
следователь по тактическим соображениям считает проведение данного
следственного действия лучше органом дознания, либо когда оно будет выполнено
органом дознания быстрее, оперативнее и без ущерба для своей основной работы.
Что касается следственных действий, то в принципе их
производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от
конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач.
Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей
производились работниками органов дознания по 76% изученных архивных уголовных
дел, допросы потерпевших - по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки - по 6 %,
задержания в порядке ст. 122 УПК - по 18%, освидетельствование - по 3,7 % и
поручение образцов для сравнительного исследования - по 2 % дел.[29]
На практике имеют место случаи,
когда (особенно при производстве розыскных действий) возникает срочная
необходимость провести следственные действия и в то же время не представляется
какой-либо возможности немедленно установить связь со следователем и получить
от него соответствующее поручение.
Вправе ли тогда работники органов дознания выйти за
пределы поручения, то есть совершить следственные действия, не указанные в
поручении, но связанные с ним?
Не трудно представить себе те нежелательные
последствия, к которым может привести отрицательный ответ на этот вопрос.
Например, выполняя поручение следователя о выявлении соучастников обвиняемого
в квартирной краже, оперработники устанавливают одного из них в момент
реализации или части похищенного. То, что такое лицо необходимо задержать и
произвести его личный обыск, не вызывает сомнений. Если же они начнут
изыскивать возможности для установления связи со следователем и получения от
него соответствующих указаний, то за это время преступник может благополучно
скрыться.
О причинах производства того или иного следственного
действия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним,
оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководителя органа
дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами,
относящимися к выполненному заданию Этот рапорт и будет объяснять причину, по
которой оно выполнялось.
Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод:
следователь не может поручить органам дознания производство следственных
действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных
следственных действий следователь вправе поручить органу дознания . Работник
органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе в пределах
своей компетенции совершить диктуемые сложившейся ситуацией неотложные
следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если
не представляется возможным немедленно установить связь со следователем и получить
от него соответствующее поручение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|