В содержание рассматриваемой формы взаимодействия
включается также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение
следственных и розыскных версий и определение путей их проверки.[18]
Ознакомление следователя с данными, полученными
оперативно-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными
оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако,
для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю
материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов
их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю
лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных
действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете,
наметить наиболее рациональные пути расследования.
Следователь должен изучить
поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки,
установленные УПК РФ. Критерием оценки готовности оперативных материалов для
возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных,
указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место, способ
совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к
преступлению.
Если содержащиеся в оперативных материалах данные не
позволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь
(начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением
обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий,
подлежащих выполнению для устранения пробелов. Выполнив указания следователя ,
органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при
первоначальном их направлении.
Если же принимается решение о возбуждении уголовного
дела, следователь и оперативный работник составляют совместный план, в котором
помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению
оперативным путем, а также сроки и конкретные исполнители,
Таким образом, взаимодействие следователя и органа
дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и
раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, организующей
роли следователя в проведении расследования, самостоятельности органа дознания
в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и
непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную,
организованную и плодотворную работу следователя и органа дознания, позволяет
экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных органов.[19]
4.3. Взаимодействие следователя и органа
дознания в стадии возбуждения уголовного дела
Общность и сложность стоящих перед
органами дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений на
начальном этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними
взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами
взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью
начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о
преступлении, подследственном следователю.
В органах внутренних дел сложилась
четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется
ведомственными нормативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении
сообщения о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него
реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя,
оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. специалистов и их
незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления
по горячим следам и задержании преступника.
В настоящее время дежурные части оснащены необходимой
техникой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной
почтой, укомплектованы подготовленными кадрами сотрудников, что позволяет на
высоком профессиональном уровне сразу же по поступлении сигнала о преступлении
целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб,
непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи с этим
подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся
преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в дежурные части
органов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о
преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и
представителей общественных организаций.[20]
По поступившему заявлению или сообщению о преступлении
в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в
срок не более десяти суток (ст. 144 УПК) должно быть принято решение о
возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о
производстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.
Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного
процесса, которая создает необходимые основания для дальнейших следственных
действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что
правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или
ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается
множество государственных служб и граждан.
С выявлением повода орган дознания, следователь,
прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения
уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные
о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств,
исключающих производство по делу.
Следовательно, своевременность и обоснованность
возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые
предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела.[21]
УПК РФ определяет, что одним из следственных действий
является осмотр места происшествия. При этом одной из предпосылок успешного
раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем является
быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы для осмотра
места происшествия и принятия всех необходимых мер для задержания преступника.
В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел
подчинены постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и мед
вытрезвители, которые он информирует обо всех происшествиях на обслуживаемой
территории и организует их взаимодействие.
Первостепенная и неотложная
задача дежурного при поступлении сообщения о преступлении - пресечь
преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника.
Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о
преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежурных частей
своих обязанностей, определенных ведомственными нормативными актами.
Правильная и своевременная
организация выезда на место происшествия, его квалифицированный осмотр
следователем - непременное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр
места преступления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер
является одним из наиболее эффективных способов собирания информации о
преступлении и преступнике, умелое использование которой обеспечивает в
большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а
нередко способствует и раскрытию преступления по «горячим следам». Существует
тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места преступления и
содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых
зависят от полноты и качества осмотра
Результативность
осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых
являются быстрота и своевременность выезда на место совершения преступления;
знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование
специальных средств и методов представителями различных служб и подразделений
органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу
взаимодействующих лиц.[22]
Поскольку успех работы на месте совершения
преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и
других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной организационной
формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому
важным вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание
взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью.
Ведомственными нормативными актами закреплено, что
следователь является руководителем следственно-оперативной группы, выезжающей
на место происшествия. Он осуществляет руководство в период осмотра,
определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее
членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников
осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении.
Перед осмотром, в
зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей,
наступивших последствий и т.п. следователь должен проверить, соответствует ли
состав группы объекту и особенности предстоящей работы, и при необходимости по
согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных
работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при
осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД,
эксперт-автотехник, а при осмотре места пожара в следственно-оперативную
группу должны входить сотрудники государственной противопожарной службы и
специалисты-электрики, химики, строители и т.п.
В
ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра,
дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в
области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую
координацию следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно
использовать в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы
преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия.
Таким образом,
при осмотре места происшествия большое значение имеет правильное распределение
обязанностей среди лиц, участвовавших в его проведении, четкое определение
характера их действий, своевременное взаимное информирование.
Тактические особенности места осмотра состоят в том,
что место происшествия исследуется членами следственно-оперативной группы с
разных точек зрения и с применением различной методики. Иными словами, это
исследование носит комплексный характер.[23]
В осмотре места происшествия специфическая роль
отводится специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными
актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии,
упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе
сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.
Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной
криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических
средств и методов.
Специалист-криминалист осуществляет свои функции под
руководством следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех
или иных действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь
лишь исследования. Методику, тактику исследования и применения
научно-технических средств при выявлении и фиксации материальных следов
преступления определяет сам специалист.
Члены группы первоначальную информацию о совершенном
преступлении получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными
актами закреплено, что участковый инспектор милиции прибывает первым на место
происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда
следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о
происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его
обстоятельствах. Он информирует следователя и оперативных работников и
характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах,
представляющих оперативный интерес; исполняет поручения руководителя
следственно-оперативной группы.
Обязанность следователя собрать воедино разнообразные
данные осмотра, проанализировать их в связи с полученными результатами решить
вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и оперативно
определить обстоятельства, при которых было совершено преступление.
Следователь обязан решить и другую задачу - в зависимости от результатов
осмотра места происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению
и задержанию преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение
участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий
(преследование по горячим следам, выявление очевидцев преступления и т.п.).
Основная работа по установлению и розыску преступников
возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную
часть. Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места
происшествия осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по
обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев,
способных дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике,
организует розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя
производит следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ведомственными нормативными актами
взаимодействие с дежурной частью в период осмотра возглавляется на оперативного
работника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере
преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные,
имеющие значение для поиска и задержания преступников.
Таким образом, в ходе осмотра, следователь
взаимодействует с дежурной частью опосредованно - через оперативного работника.
Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное
на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной
взаимодействия.[24]
В соответствии с ведомственными нормативными актами,
дежурный по органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных,
постовых, сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на
транспорте и при необходимости информируются дежурные части других
горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника,
маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует перекрытие
путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного
реагирования.
В ходе осмотра следователь, оперативный работник,
эксперт-криминалист и участковый инспектор информируют друг друга и дежурную
часть о данных, имеющих значение для выявления подозреваемого и установления
обстоятельств совершенного преступления. По делам, по которым следователь
выезжает на место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает
необходимость в решении организационных и тактических вопросов, связанных как
с самим выездом, так и с производством других, вытекающих из результатов
осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных действий. Большое
значение приобретает оперативность использования информации с целью проверки
полученных данных, особенно по горячим следам. Как показывает практика,
наиболее быстро реализуются устные поручения. При осмотре места происшествия,
когда следователь и оперативный работник находятся рядом, эта форма задания является
самой целесообразной.
Совместное обсуждение непосредственно
перед осмотром и в его начальной стадии является первоначальной формой обмена
информацией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план
следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии
оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в
связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для
сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные
версии и составляется единый план первоначальных следственных и
оперативно-розыскных действий.
Неправильно было бы думать, что
осмотр и выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам
отделены друг от друга во времени. В действительности очень редко бывает так,
чтобы члены следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении,
а потом обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти
два рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение
получаемой информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него
сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых
розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгладились
в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы обстоятельно их
обсудить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|