Меню
Поиск



рефераты скачать Организация материально-технического снабжения

Таблица 2.4.2.

Отпуск структурным подразделениям за 2005 год

НОДХ

2004 год

2005 год

% в общем объеме реа­лизации в 2004 г.

% в общем объеме      реализации в 2005 г.

Кол-во ваго­нов отправ. В адрес НОДХ с НХГ

1 (Пенза)

350467,9

344979

30,4

29,2

194

4 (Дема)

482427

444420

34,2

37,6

198

5 (Ульяновск)

213585,4

177925

15,9

15,1

105

6 (Сызрань)

253734,7

213566

16,6

18,1

119

Абдулино

19210


2,9


24

Всего

1319425

1180890

100

100

640

Из гистограммы видно, что отпуск структурным подразделением снизился в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

3.            РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНО­СТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ЖЕ­ЛЕЗНОЙ ДОРОГИ


3.3.                 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ КОНТРОЛЯ СОСТОЯ­НИЯ ЗАПАСОВ


Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике.

Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производ­ства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс лич­ного или производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Виды материальных запасов.

Управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движе­ния этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запа­сов:

·        Запасы производственные;

·        Запасы товарные.

Каждый, из которых в свою очередь делится на три вида:

·        Запасы текущие;

·        Запасы страховые;

·        Запасы сезонные.

Основные виды запасов представлены на рис. 3.1.1.

Охарактеризуем каждый из названных видов запасов. Запасы  производ­ственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, сферы матери­ального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность произ­водственного процесса.

Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий изготовите­лей, а так же запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготови­тельных организациях и запасы в пути.

 


Запасы сезонные

 

Запасы страховые

 

Запасы текущие

 

Производственные

запасы

 

Товарные

запасы

 

Рис. 3.1.1. Основные виды запасов


Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Например, за­пасы готового металлопроката на складах службы материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги относятся к товарным запасам средств производства. Как уже отмечалось, и производственные, и товарные за­пасы делят на текущие, страховые и сезонные.

Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или тор­гового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов по­стоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производ­ственного или торгового процесса).

Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения мате­риалами или товарами производственного или торгового процесса в случае не­предвиденных различных обстоятельств, например, таких, как:

·        отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмот­ренных договором;

·        в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при дос­тавке от поставщиков;

·        в случае непредвиденного возрастания спроса.

Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет чувствовать себя комфортно и не «набивать шишек на ухабах плохо отрегулированных хозяйственных отношений и точного прогноза». Од­нако за комфорт положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, по­требления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный ха­рактер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Се­зонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием посто­янно функционирующих дорог.

Управление запасами предусматривает организацию контроля их факти­ческого состояния.

Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование уровня запа­сов производственно-технического назначения, изделий народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия, оперативных мер к ликвидации отклонений.

Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотрен­ные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенный периоды.

Контроль состояния запасов на предприятии может осуществляться с по­мощью информационных технологий.

Примерная классификация систем контроля запасов представлена на рис. 3.1.1.

Запас материалов на складе является изменяющейся величиной. Ее рост или снижение зависит от объема поступления и отпуска материалов. Каждому материальному складу устанавливается норма запаса, которая рассчитывается в денежном и натуральном выражении, а также в днях среднего срока хранения материалов на складе. От величины запаса зависит потребность в складской площади и оборудовании для хранения и транспортирования материалов. Запас материалов постоянно должен находится в пределах установленного норматива. В противном случае могут образоваться сверхнормативные запасы или будет ощущаться нехватка материалов и перебои в снабжении ими производства.

Таблица 3.1.1.

Запасы товарно-материальных ценностей Куйбышевской железной дороги

Запасы ТМЦ

Запасы на начало года

2004 год

2005год

% роста, снижения

Материалы

% к общим запасам

1053828

61%

1003963

47,4%

95,3%

-13,6%

Топливо

% к общим запасам

120453

7%

194956

9,2%

161,9%

2,2%

Смазка

% к общим запасам

290401,7%

35405

2%

121,9%

0,3%

Материалы верхнего строения путей сообщения (МВСП)

% к общим запасам

524025


30,3%

883515


41,7%

168,6%


11,4%

Итого запасы

1727346

2117839

122,6%


В целом по дороге запасы товарно-материальных ценностей 2004 года возросли на 22,6% по сравнению с предыдущем годом. Рост топлива к общему объему 2004 года составил 2,2%, смазка – 0,3%, материалы верхнего строения путей сообщения – 11,4% по отношению к 2003 году. Рост запасов связанные с накоплением МВСП, которые необходимы для проведения летних путевых ра­бот.

Средний остаток материалов на складе исчисляют как среднеарифмети­ческую величину за рассматриваемый период времени месяцы,


Оср =  О1 + О2 + О3 + … + Оn

                                 n                       ;  где

О1 + О2 + О3 + … + Оn  средние остатки материалов за соответствующие месяцы;

n – число месяцев в периоде.


4. ПРОГРАММА РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОАО «РЖД» НА

                                                   2006-2008 гг


За два года реформирования железнодорожной отрасли ОАО «РЖД» уда­лось достичь значительных успехов в налаживании системы материально-техни­ческого снабжения отрасли, отмечает директор Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» А. А. Мерсиянов. К 2005 году благодаря заключенным долгосрочным контрактам и проведенной на промышленных предприятиях модернизации про­изводства Росжелдорснабу практически удалось снять дефицит по основной но­менклатуре запасных частей для ремонта грузовых вагонов и другой техники. Однако при этом техническая база служб материально-технического снабжения (МТС) не получала средств на обновление с начала 90-х годов и в настоящее время находится в критическом состоянии, что негативно отражается на эффек­тивности их работы. Часть зданий находится в аварийном состоянии, не соответ­ствует нормам противопожарной безопасности, требует утепления, оснащения средствами контроля за сохранностью. Средний уровень износа складских по­мещений всех служб материально-технического снабжения составлял 66%. Износ погрузочно-разгрузочной тех­ники в среднем составлял 78%, а по ряду дорог превышал 90%. Эксплуатация механизмов с таким износом приводит к частым простоям и задержками, пере­расходу денежных средств в случае их ремонта и привлечения посторонней гру­зоподъемной техники. Стоимость запасных частей и ремонта в некоторых слу­чаях превышает стоимость новых механизмов. Сложившаяся ситуация в сфере материально-технического снабжения железных дорог требует обновления и мо­дернизации основных фондов, парка подъемно-транспортного оборудования, а также совершенствования организации и использования автоматизированной системы управления материально-техническим снабжением железных дорог.

Для приведения системы материально-технического снабжения  Росжелдорснабом в соответствие с суще­ствующими и перспективными требованиями была разработана целевая инве­стиционная программа по ее реконструкции и модернизации.

Данная программа соответствует Стратегической программе развития ОАО «Российские железные дороги», в которой в числе основных целей обозна­чены повышение производственно-экономической и финансовой эффективности деятельности. Так, программа предусматривает приведение в соответствие мощ­ностей и структуры основных фондов масштабам бизнеса ОАО «РЖД»; замеще­ние выбывающих основных средств на современные высокоэффективные ана­логи с увеличением их фондоотдачи; снижение износа основных фондов на ос­нове наращивания объемов капиталовложений и повышения эффективности проводимой инвестиционной политики. И это, в частности, было еще раз под­тверждено на недавней встрече главы ОАО «РЖД» с президентом страны, в ходе которой говорилось об итогах работы компании в ушедшем году и задачах на будущее.

Среди этих задач Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин назвал одной из важнейших именно снижение износа основных средств.

В соответствии с целевой программой общий объем планируемых на 2006-2008 гг. инвестиций составит 748,8 млн. рублей без учета НДС, в том числе по годам реализации:

2006 – 230 млн. руб.

2007 – 250,8 млн. руб.

2008 – 268 млн. руб.

Основной объем выделяемых инвестиций будет направлен на финанси­рование приобретения машин и оборудования (66% от общего объема) и строи­тельно-монтажные работы (34% от общего объема). Реализация программы по­зволит сократить себестоимость складской обработки грузов за счет экономии эксплуатационных расходов. Модернизация технической базы служб матери­ально-технического снабжения по­зволит снизить расходы в среднем на 16% по сравнению с расходами на эксплуа­тацию морально и физически изношенных фондов, сократить затраты на теку­щий и капитальный ремонт объектов на 79%, сократить возможные убытки от ненадлежащего хранения товарно-материаль­ных ценностей, ликвидации последствий пожаров, аварий.

Выполнение инвестиционной программы было начато уже в 2005 году, в частности, на закупку оборудования по дорогам было затрачено 170 млн. руб. В среднем, каждая служба материально-технического снабжения железной дороги получила оборудования на сумму от 8 до 16 млн. руб.

Для служб материально-технического снабжения железных дорог закупалась в основном грузоподъемная техника и автотранспорт. В частности, были закуплены 134 дизельных автопо­грузчика грузоподъемностью 1,5, 3 и 5 тонн; мостовые, козловые и башенные краны, автокраны, всего 18 единиц; 17 грузовых автомобилей КАМАЗ, 23 грузо­вых и легковых автомобилей ГАЗ.

Оснащение складских хозяйств современными погрузочными механиз­мами позволило увеличить скорость погрузо-разгрузочных работ, ускорить обо­рот вагонов и грузов, снизить эксплуатационные расходы, значительно улучшить условия труда работников складов. При этом централизованная закупка техники позволила снизить стоимость приобретения техники до 20% за счет объединения заказов всех служб в один лот и унификации номенклатуры закупаемой техники.

Порядка 150 млн. руб. в 2005 году было направлено на строительство и реконструкцию зданий и сооружений. Основные объекты, введенные в 2005 году – два склада на Забайкальской железной дороге, реконструкция зданий админи­стративно-бытового комплекса Северо-Кавказской и Южно-Уральской железных дорог, главный материальный склад Свердловской железной дороги. На эти объ­екты было направлено 100 млн. руб., на остальные средства было проведено отопление и пожарная сигнализация на склады служб материально-технического снабжения других дорог.

Как отмечает служба Северной железной дороги в результате примене­ния новой техники – козлового крана и восьми автопогрузчиков - время погрузо-разгрузочных работ на складах службы сократилось на 13%, простой вагонов со­кратился на 19%. Схожие результаты отмечают и на других дорогах, при этом изношенность техники и расходы на ее ремонт снизились в среднем на 12-15%.

Уже первый неполный год работы по централизованной программе пока­зал значительное улучшение экономических показателей, при этом следует учи­тывать, что осуществление ряда проектов, особенно в строительстве, требует бо­лее длительных циклов реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Процесс изготовления изделий на предприятии невозможен без поступ­ления материалов и орудий труда. Перебои в снабжении приводят, особенно в поточном производстве, к нарушению ритмичной работы. Поэтому основными задачами материально-технического обеспечения являются:

а) четкая организация комплексного снабжения всеми материальными средствами предприятий;

б) рациональное использование средств и предметов труда, контроль за соблюдение установленных норм;

в) рациональная организация складского хранения всех материальных ценностей.

Организация и планирование материально-технического обеспечения должны способствовать выполнению задач, стоящих перед ним. Поэтому необ­ходимо:

а) определить потребность предприятия в предметах материально-тех­нического обеспечения в планируемом периоде;

б) мобилизовать внутренние резервы, заменить дефицитные и дорого­стоящие материалы другими (без ухудшения качества продукции);

в) экономно использовать материальные ресурсы;

г) обеспечить своевременное поступление сырья, материалов и метал­лов в производство;

д) способствовать внедрению передовых, прогрессивных норм расхода материальных средств на единицу продукции, основанных на передовом опыте и разработке плана организационно-технических мероприятий по вне­дрению этих прогрессивных норм;

и) определить размер потребных предприятию складских запасов то­варно-материальных ценностей в планируемом периоде.

Для составления плана материально-технического снабжения большое значение имеет своевременное проведение подготовительных работ, в том числе выявление номенклатуры материальных средств, потребных предприятию в пла­нируемом периоде; разработка плановых цен (с учетом расходов по заготовке и доставке) и ценников на предметы материально-технического снабжения; уста­новление норм расхода исходных материалов на единицу готовой продукции; анализ отчетных данных по материально-техническому снабжению и разработка исходного первоначального варианта плана организационно-технических меро­приятий по повышению эффективности производства, направленных на улучше­ние использования средств на предприятии и рациональную организацию мате­риально-технического снабжения.

Номенклатура материальных средств, которые необходимы предприятию для нормального функционирования и выполнения производственного задания в планируемом периоде, зависит от номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и принятой методики её производства.

Ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции, а также методика производства могут подвергаться изменениям в различные отрезки планируе­мого периода под влиянием тех или иных организационных и технических меро­приятий. Поэтому номенклатура предметов материально-технического снабже­ния на предприятиях может изменяться и обычно изменяется в отдельные от­резки планируемого периода в соответствии с изменением номенклатуры и ас­сортимента продукции, а также и технологии ее производства.

Перечень потребных предприятию в планируемом периоде и в отдельных его частях материальных средств должен быть точным и исчерпывающим, отра­жающим возможность замены одних материалов другими.

Учитывая целесообразность обособленного хранения, все потребные для работы материальные ресурсы разбивают на следующие группы: сырье и основ­ные материалы; вспомогательные материалы; топливо (твердое, жидкое, газооб­разное); запасные детали машин, малоценный инвентарь и инструменты; тара и упаковочные материалы; смазочные материалы; конторские и хозяйственные ма­териалы; спецодежда; ремонтно-строительные материалы.

Большое значение имеет разграничение всех материалов в пределах ука­занных групп на фондируемые, централизованно планируемые, получаемые по предварительным заявкам и приобретаемые в порядке самозаготовок. Такое де­ление позволяет руководству предприятия наметить план конкретных действий по обеспечению своевременного поступления материалов на склады предпри­ятия и организовать контроль работы отдела снабжения.

Деление всех исходных материалов на основные и вспомогательные при­ведено в отраслевых инструкциях, которыми и надлежит руководствоваться.

На основании работ, проведенных в подготовительном периоде разра­ботки плана материально-технического снабжения, составляется проект кон­трольных показателей по материально-техническому снабжению предприятия, представляемый в хозяйственную вышестоящую организацию.

После проведения подготовительной работы и получения контрольных показателей по материально-техническому снабжению приступают к составле­нию плана снабжения. Для этого определяют количество материальных ресур­сов, которое должно быть предоставлено в распоряжение производственных це­хов в планируемом периоде (расходное количество); рассчитывают ожидаемые остатки материальных ценностей на складах предприятия на начало, а находя­щиеся в пути – на начало и конец планируемого периода; определяют количе­ство материальных средств, которое должно быть заготовлено в планируемом периоде (заготовительное количество); составляют окончательный вариант плана организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение организации снабжения и использования материальных ресурсов на предпри­ятии.

Расчет расходного количества основных материалов, необходимого для выполнения производственного задания в планируемом периоде и обеспечения нормального течения производственного процесса, является наиболее важным этапом в планировании материально-технического снабжения предприятия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.            Адамова Н.А., Йохна В.А., Малова Т.Л., Пенкин Т.Е. Организация и планирование производства швейной промышленности, - Киев: “Высшая школа”, - 1994.

2.            Ким С.А., Пушкин П.С., Овчинников С.И. Организация и планирова­ние промышленного производства, - Минск: “Вышэйшая школа”, - 1980.

3.            Кожекин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства, - Минск: ИП “Экоперспектива”, - 1998.

4.            Кокеткин П.П., Доможиров Ю.А., Никитина И.Г. Планирование и управ­ление на швейных предприятиях (Справочник), - Москва: Легпромбытиз­дат, - 1986.

5.            Организация и планирование машинно-строительного производства, - Под ред. М.И. Ипатова, В.И. Постникова, М.К. Захаровой, - Москва: “Высшая школа”, - 1988.

6.            Организация, планирование и управление деятельностью промышлен­ных предприятий, - Под ред. С.Е. Каменицера, Ф.Ф. Русинова, - Москва: “Выс­шая школа”, - 1984.

7.            Организация, планирование и управление деятельностью промышлен­ных предприятий, - Под ред. С.Е. Каменицера, - Москва: “Высшая школа”, - 1976.

8.            Сергеев И.В. Экономика предприятия, - Москва: “Финансы и стати­стика”, - 1997.



[1]  РАСПОРЯЖЕНИЕ 501у. О ПОРЯДКЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «РЖД».

В целях формирования эффективной системы управления материально-техническим обеспечением ОАО «РЖД», сокращения затрат на приобретение материально-технических ресурсов (далее МТР) на основе укрупненных оптовых закупок:

1. подготовить и утвердить перечень материально-технических ресурсов, подлежащих поставке за счет централизуемых денежных средств через Росжелдорснаб – филиал ОАО «РЖД» и довести его до сведения филиалов ОАО «РЖД»,

2. обеспечить заключение договоров на закупку МТР на основе конкурсного отбора и их поставку филиалам ОАО «РЖД» в заявленных ими объемах и в рамках платежного баланса, обеспечив при этом общий уровень централизации не ниже 70%, а по закупкам не ниже 100%,

3. при заключении договоров поставки и осуществлении закупок руководствоваться ценами, рекомендованными ценовой комиссией ОАО «РЖД», а также, сложившимися в ходе проведения при заключении договоров поставки и осуществлении закупок руководствоваться ценами, рекомендованными ценовой комиссией ОАО «РЖД», а также, сложившимися в ходе проведения конкурсных процедур,

4. не допускать без согласования с Росжелдорснабом ОАО «РЖД» случаев самостоятельной закупки МТР, входящих в перечень, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения,

5. направлять ежеквартально, не позднее, чем за 30 дней до начала планируемого квартала поставки, в Росжелдорснаб ОАО «РЖД» по установленной им форме полную потребность в МТР закупаемых в централизованном порядке,

6. осуществлять децентрализованные закупки МТР только через службы материально-технического обеспечения филиалов ОАО «РЖД»,

7. предоставлять сведения о произведенных децентрализованных закупках МТР предоставлять в Росжелдорснаб ОАО «РЖД» ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем каждого квартала,

8. при формировании платежного баланса филиала планировать, согласовывать с Росжелдорснабом ОАО «РЖД» и представлять на утверждение в аппарат управления ОАО «РЖД» расходы на централизованную закупку МТР через Росжелдорснаб ОАО «РЖД», а также средства на возмещение железнодорожного тарифа поставщикам МТР,

9. обеспечить контроль за исполнением пунктов 4 и 8 настоящего распоряжения структурными подразделениями филиалов,

10. предоставить в Росжелдорснаб ОАО «РЖД» перечень номенклатуры МТР, поставляемых филиалами ОАО «РЖД» для нужд ОАО «РЖД» (внутриотраслевая кооперация),

11. не допускать закупки МТР с нарушением порядка, предусмотренного настоящим распоряжением,

12. при формировании платежных балансов филиалов ОАО «РЖД» предусматривать отдельной строкой денежные средства для оплаты МТР, закупаемых через Росжелдорснаб ОАО «РЖД» за счет централизуемых ресурсов и возмещения стоимости железнодорожного тарифа поставщикам МТР,

13. в целях бесперебойного централизованного обеспечения филиалов ОАО «РЖД» МТР осуществлять своевременное перечисление денежных средств в объемах, утвержденных платежными балансами филиалов ОАО «РЖД».



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.