Таблица 2.4.2.
Отпуск структурным подразделениям за 2005 год
НОДХ
|
2004 год
|
2005 год
|
% в общем объеме реализации в 2004 г.
|
% в общем объеме реализации в 2005 г.
|
Кол-во вагонов отправ. В адрес НОДХ с НХГ
|
1 (Пенза)
|
350467,9
|
344979
|
30,4
|
29,2
|
194
|
4 (Дема)
|
482427
|
444420
|
34,2
|
37,6
|
198
|
5 (Ульяновск)
|
213585,4
|
177925
|
15,9
|
15,1
|
105
|
6 (Сызрань)
|
253734,7
|
213566
|
16,6
|
18,1
|
119
|
Абдулино
|
19210
|
|
2,9
|
|
24
|
Всего
|
1319425
|
1180890
|
100
|
100
|
640
|
Из гистограммы видно, что отпуск структурным подразделением
снизился в 2005 году по сравнению с 2004 годом.
3.
РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГИ
3.3.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗАПАСОВ
Понятие материального запаса является одним из ключевых в
логистике.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях
производства и обращения продукция производственно-технического назначения,
изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс
личного или производственного и торгового процесса при минимальных расходах на
содержание запасов.
Виды материальных запасов.
Управление запасами на каждом из участков имеет свою
специфику.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего
движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида
запасов:
·
Запасы
производственные;
·
Запасы
товарные.
Каждый, из которых в свою очередь делится на три вида:
·
Запасы
текущие;
·
Запасы
страховые;
·
Запасы
сезонные.
Основные виды запасов представлены на рис. 3.1.1.
Охарактеризуем каждый из названных видов запасов. Запасы
производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, сферы
материального производства, предназначенные для производственного потребления.
Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного
процесса.
Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий
изготовителей, а так же запасы на пути следования товара от поставщика к
потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в
заготовительных организациях и запасы в пути.
Рис. 3.1.1. Основные виды запасов
Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы
товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления.
Например, запасы готового металлопроката на складах службы
материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги относятся к
товарным запасам средств производства. Как уже отмечалось, и производственные,
и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
Запасы текущие – основная часть производственных и товарных
запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или
торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно
меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производственного
или торгового процесса).
Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения
материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае непредвиденных
различных обстоятельств, например, таких, как:
·
отклонения
в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
·
в случаях
возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
·
в случае
непредвиденного возрастания спроса.
Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором,
который позволяет чувствовать себя комфортно и не «набивать шишек на ухабах
плохо отрегулированных хозяйственных отношений и точного прогноза». Однако за
комфорт положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового
процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
Запасы сезонные – образуются при сезонном характере
производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера
производства может служить производство сельскохозяйственной продукции.
Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной
страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием
постоянно функционирующих дорог.
Управление запасами предусматривает организацию контроля их
фактического состояния.
Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование
уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного
потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия,
оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена
повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки,
предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе
данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенный
периоды.
Контроль состояния запасов на предприятии может
осуществляться с помощью информационных технологий.
Примерная классификация систем контроля запасов представлена
на рис. 3.1.1.
Запас материалов на складе является изменяющейся величиной.
Ее рост или снижение зависит от объема поступления и отпуска материалов.
Каждому материальному складу устанавливается норма запаса, которая
рассчитывается в денежном и натуральном выражении, а также в днях среднего
срока хранения материалов на складе. От величины запаса зависит потребность в
складской площади и оборудовании для хранения и транспортирования материалов.
Запас материалов постоянно должен находится в пределах установленного
норматива. В противном случае могут образоваться сверхнормативные запасы или
будет ощущаться нехватка материалов и перебои в снабжении ими производства.
Таблица 3.1.1.
Запасы товарно-материальных ценностей Куйбышевской железной
дороги
Запасы ТМЦ
|
Запасы на начало года
|
2004 год
|
2005год
|
% роста, снижения
|
Материалы
% к общим запасам
|
1053828
61%
|
1003963
47,4%
|
95,3%
-13,6%
|
Топливо
% к общим запасам
|
120453
7%
|
194956
9,2%
|
161,9%
2,2%
|
Смазка
% к общим запасам
|
290401,7%
|
35405
2%
|
121,9%
0,3%
|
Материалы верхнего строения путей сообщения (МВСП)
% к общим запасам
|
524025
30,3%
|
883515
41,7%
|
168,6%
11,4%
|
Итого запасы
|
1727346
|
2117839
|
122,6%
|
В целом по дороге запасы товарно-материальных ценностей 2004
года возросли на 22,6% по сравнению с предыдущем годом. Рост топлива к общему
объему 2004 года составил 2,2%, смазка – 0,3%, материалы верхнего строения
путей сообщения – 11,4% по отношению к 2003 году. Рост запасов связанные с
накоплением МВСП, которые необходимы для проведения летних путевых работ.
Средний остаток материалов на складе исчисляют как
среднеарифметическую величину за рассматриваемый период времени месяцы,
Оср = О1 + О2 + О3 + … + Оn
n ; где
О1 + О2 + О3 + … + Оn средние остатки материалов за
соответствующие месяцы;
n – число
месяцев в периоде.
4. ПРОГРАММА
РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОАО
«РЖД» НА
2006-2008 гг
За два года
реформирования железнодорожной отрасли ОАО «РЖД» удалось достичь значительных
успехов в налаживании системы материально-технического снабжения отрасли,
отмечает директор Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» А. А. Мерсиянов. К 2005
году благодаря заключенным долгосрочным контрактам и проведенной на промышленных
предприятиях модернизации производства Росжелдорснабу практически удалось
снять дефицит по основной номенклатуре запасных частей для ремонта грузовых
вагонов и другой техники. Однако при этом техническая база служб
материально-технического снабжения (МТС) не получала средств на обновление с
начала 90-х годов и в настоящее время находится в критическом состоянии, что
негативно отражается на эффективности их работы. Часть зданий находится в
аварийном состоянии, не соответствует нормам противопожарной безопасности,
требует утепления, оснащения средствами контроля за сохранностью. Средний
уровень износа складских помещений всех служб материально-технического
снабжения составлял 66%. Износ погрузочно-разгрузочной техники в среднем
составлял 78%, а по ряду дорог превышал 90%. Эксплуатация механизмов с таким износом
приводит к частым простоям и задержками, перерасходу денежных средств в случае
их ремонта и привлечения посторонней грузоподъемной техники. Стоимость
запасных частей и ремонта в некоторых случаях превышает стоимость новых
механизмов. Сложившаяся ситуация в сфере материально-технического снабжения
железных дорог требует обновления и модернизации основных фондов, парка
подъемно-транспортного оборудования, а также совершенствования организации и
использования автоматизированной системы управления материально-техническим
снабжением железных дорог.
Для приведения
системы материально-технического снабжения Росжелдорснабом в соответствие с существующими
и перспективными требованиями была разработана целевая инвестиционная
программа по ее реконструкции и модернизации.
Данная программа
соответствует Стратегической программе развития ОАО «Российские железные
дороги», в которой в числе основных целей обозначены повышение
производственно-экономической и финансовой эффективности деятельности. Так, программа
предусматривает приведение в соответствие мощностей и структуры основных
фондов масштабам бизнеса ОАО «РЖД»; замещение выбывающих основных средств на
современные высокоэффективные аналоги с увеличением их фондоотдачи; снижение
износа основных фондов на основе наращивания объемов капиталовложений и
повышения эффективности проводимой инвестиционной политики. И это, в частности,
было еще раз подтверждено на недавней встрече главы ОАО «РЖД» с президентом
страны, в ходе которой говорилось об итогах работы компании в ушедшем году и
задачах на будущее.
Среди этих задач
Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин назвал одной из важнейших именно
снижение износа основных средств.
В соответствии с
целевой программой общий объем планируемых на 2006-2008 гг. инвестиций составит
748,8 млн. рублей без учета НДС, в том числе по годам реализации:
2006 – 230 млн.
руб.
2007 – 250,8 млн.
руб.
2008 – 268 млн.
руб.
Основной объем
выделяемых инвестиций будет направлен на финансирование приобретения машин и
оборудования (66% от общего объема) и строительно-монтажные работы (34% от
общего объема). Реализация программы позволит сократить себестоимость
складской обработки грузов за счет экономии эксплуатационных расходов.
Модернизация технической базы служб материально-технического снабжения позволит
снизить расходы в среднем на 16% по сравнению с расходами на эксплуатацию
морально и физически изношенных фондов, сократить затраты на текущий и
капитальный ремонт объектов на 79%, сократить возможные убытки от ненадлежащего
хранения товарно-материальных ценностей, ликвидации последствий пожаров,
аварий.
Выполнение
инвестиционной программы было начато уже в 2005 году, в частности, на закупку
оборудования по дорогам было затрачено 170 млн. руб. В среднем, каждая служба материально-технического
снабжения железной дороги получила оборудования на сумму от 8 до 16 млн. руб.
Для служб материально-технического
снабжения железных дорог закупалась в основном грузоподъемная техника и
автотранспорт. В частности, были закуплены 134 дизельных автопогрузчика
грузоподъемностью 1,5, 3 и 5 тонн; мостовые, козловые и башенные краны,
автокраны, всего 18 единиц; 17 грузовых автомобилей КАМАЗ, 23 грузовых и легковых
автомобилей ГАЗ.
Оснащение
складских хозяйств современными погрузочными механизмами позволило увеличить
скорость погрузо-разгрузочных работ, ускорить оборот вагонов и грузов, снизить
эксплуатационные расходы, значительно улучшить условия труда работников
складов. При этом централизованная закупка техники позволила снизить стоимость
приобретения техники до 20% за счет объединения заказов всех служб в один лот и
унификации номенклатуры закупаемой техники.
Порядка 150 млн.
руб. в 2005 году было направлено на строительство и реконструкцию зданий и
сооружений. Основные объекты, введенные в 2005 году – два склада на Забайкальской
железной дороге, реконструкция зданий административно-бытового комплекса
Северо-Кавказской и Южно-Уральской железных дорог, главный материальный склад
Свердловской железной дороги. На эти объекты было направлено 100 млн. руб., на
остальные средства было проведено отопление и пожарная сигнализация на склады
служб материально-технического снабжения других дорог.
Как отмечает
служба Северной железной дороги в результате применения новой техники –
козлового крана и восьми автопогрузчиков - время погрузо-разгрузочных работ на
складах службы сократилось на 13%, простой вагонов сократился на 19%. Схожие
результаты отмечают и на других дорогах, при этом изношенность техники и
расходы на ее ремонт снизились в среднем на 12-15%.
Уже первый
неполный год работы по централизованной программе показал значительное
улучшение экономических показателей, при этом следует учитывать, что осуществление
ряда проектов, особенно в строительстве, требует более длительных циклов реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс изготовления изделий
на предприятии невозможен без поступления материалов и орудий труда. Перебои в
снабжении приводят, особенно в поточном производстве, к нарушению ритмичной
работы. Поэтому основными задачами материально-технического обеспечения
являются:
а) четкая
организация комплексного снабжения всеми материальными средствами предприятий;
б) рациональное
использование средств и предметов труда, контроль за соблюдение установленных
норм;
в) рациональная
организация складского хранения всех материальных ценностей.
Организация и планирование
материально-технического обеспечения должны способствовать выполнению задач,
стоящих перед ним. Поэтому необходимо:
а) определить
потребность предприятия в предметах материально-технического обеспечения в
планируемом периоде;
б) мобилизовать
внутренние резервы, заменить дефицитные и дорогостоящие материалы другими (без
ухудшения качества продукции);
в) экономно
использовать материальные ресурсы;
г) обеспечить
своевременное поступление сырья, материалов и металлов в производство;
д) способствовать
внедрению передовых, прогрессивных норм расхода материальных средств на единицу
продукции, основанных на передовом опыте и разработке плана
организационно-технических мероприятий по внедрению этих прогрессивных норм;
и) определить
размер потребных предприятию складских запасов товарно-материальных ценностей
в планируемом периоде.
Для составления плана
материально-технического снабжения большое значение имеет своевременное
проведение подготовительных работ, в том числе выявление номенклатуры
материальных средств, потребных предприятию в планируемом периоде; разработка
плановых цен (с учетом расходов по заготовке и доставке) и ценников на предметы
материально-технического снабжения; установление норм расхода исходных
материалов на единицу готовой продукции; анализ отчетных данных по
материально-техническому снабжению и разработка исходного первоначального
варианта плана организационно-технических мероприятий по повышению
эффективности производства, направленных на улучшение использования средств на
предприятии и рациональную организацию материально-технического снабжения.
Номенклатура материальных
средств, которые необходимы предприятию для нормального функционирования и
выполнения производственного задания в планируемом периоде, зависит от
номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и принятой методики её
производства.
Ассортимент и номенклатура
выпускаемой продукции, а также методика производства могут подвергаться
изменениям в различные отрезки планируемого периода под влиянием тех или иных
организационных и технических мероприятий. Поэтому номенклатура предметов
материально-технического снабжения на предприятиях может изменяться и обычно
изменяется в отдельные отрезки планируемого периода в соответствии с изменением
номенклатуры и ассортимента продукции, а также и технологии ее производства.
Перечень потребных
предприятию в планируемом периоде и в отдельных его частях материальных средств
должен быть точным и исчерпывающим, отражающим возможность замены одних
материалов другими.
Учитывая целесообразность
обособленного хранения, все потребные для работы материальные ресурсы разбивают
на следующие группы: сырье и основные материалы; вспомогательные материалы;
топливо (твердое, жидкое, газообразное); запасные детали машин, малоценный
инвентарь и инструменты; тара и упаковочные материалы; смазочные материалы;
конторские и хозяйственные материалы; спецодежда; ремонтно-строительные материалы.
Большое значение имеет
разграничение всех материалов в пределах указанных групп на фондируемые,
централизованно планируемые, получаемые по предварительным заявкам и
приобретаемые в порядке самозаготовок. Такое деление позволяет руководству предприятия
наметить план конкретных действий по обеспечению своевременного поступления
материалов на склады предприятия и организовать контроль работы отдела
снабжения.
Деление всех исходных
материалов на основные и вспомогательные приведено в отраслевых инструкциях,
которыми и надлежит руководствоваться.
На основании работ,
проведенных в подготовительном периоде разработки плана материально-технического
снабжения, составляется проект контрольных показателей по материально-техническому
снабжению предприятия, представляемый в хозяйственную вышестоящую организацию.
После проведения
подготовительной работы и получения контрольных показателей по
материально-техническому снабжению приступают к составлению плана снабжения.
Для этого определяют количество материальных ресурсов, которое должно быть
предоставлено в распоряжение производственных цехов в планируемом периоде
(расходное количество); рассчитывают ожидаемые остатки материальных ценностей
на складах предприятия на начало, а находящиеся в пути – на начало и конец
планируемого периода; определяют количество материальных средств, которое
должно быть заготовлено в планируемом периоде (заготовительное количество);
составляют окончательный вариант плана организационно-технических мероприятий,
направленных на улучшение организации снабжения и использования материальных
ресурсов на предприятии.
Расчет расходного количества
основных материалов, необходимого для выполнения производственного задания в
планируемом периоде и обеспечения нормального течения производственного
процесса, является наиболее важным этапом в планировании материально-технического
снабжения предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Адамова
Н.А., Йохна В.А., Малова Т.Л., Пенкин Т.Е. Организация и планирование
производства швейной промышленности, - Киев: “Высшая школа”, - 1994.
2.
Ким С.А.,
Пушкин П.С., Овчинников С.И. Организация и планирование промышленного
производства, - Минск: “Вышэйшая школа”, - 1980.
3.
Кожекин
Г. Я., Синица Л. М. Организация производства, - Минск: ИП “Экоперспектива”, -
1998.
4.
Кокеткин
П.П., Доможиров Ю.А., Никитина И.Г. Планирование и управление на швейных
предприятиях (Справочник), - Москва: Легпромбытиздат, - 1986.
5.
Организация
и планирование машинно-строительного производства, - Под ред. М.И. Ипатова,
В.И. Постникова, М.К. Захаровой, - Москва: “Высшая школа”, - 1988.
6.
Организация,
планирование и управление деятельностью промышленных предприятий, - Под ред.
С.Е. Каменицера, Ф.Ф. Русинова, - Москва: “Высшая школа”, - 1984.
7.
Организация,
планирование и управление деятельностью промышленных предприятий, - Под ред.
С.Е. Каменицера, - Москва: “Высшая школа”, - 1976.
8.
Сергеев
И.В. Экономика предприятия, - Москва: “Финансы и статистика”, - 1997.
[1] РАСПОРЯЖЕНИЕ 501у. О ПОРЯДКЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО
«РЖД».
В целях формирования эффективной системы
управления материально-техническим обеспечением ОАО «РЖД», сокращения затрат на
приобретение материально-технических ресурсов (далее МТР) на основе укрупненных
оптовых закупок:
1. подготовить и утвердить перечень
материально-технических ресурсов, подлежащих поставке за счет централизуемых
денежных средств через Росжелдорснаб – филиал ОАО «РЖД» и довести его до
сведения филиалов ОАО «РЖД»,
2. обеспечить заключение договоров на
закупку МТР на основе конкурсного отбора и их поставку филиалам ОАО «РЖД» в
заявленных ими объемах и в рамках платежного баланса, обеспечив при этом общий
уровень централизации не ниже 70%, а по закупкам не ниже 100%,
3. при заключении договоров поставки и
осуществлении закупок руководствоваться ценами, рекомендованными ценовой
комиссией ОАО «РЖД», а также, сложившимися в ходе проведения при заключении договоров
поставки и осуществлении закупок руководствоваться ценами, рекомендованными
ценовой комиссией ОАО «РЖД», а также, сложившимися в ходе проведения конкурсных
процедур,
4. не допускать без согласования с
Росжелдорснабом ОАО «РЖД» случаев самостоятельной закупки МТР, входящих в
перечень, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения,
5. направлять ежеквартально, не позднее,
чем за 30 дней до начала планируемого квартала поставки, в Росжелдорснаб ОАО
«РЖД» по установленной им форме полную потребность в МТР закупаемых в
централизованном порядке,
6. осуществлять децентрализованные
закупки МТР только через службы материально-технического обеспечения филиалов
ОАО «РЖД»,
7. предоставлять сведения о произведенных
децентрализованных закупках МТР предоставлять в Росжелдорснаб ОАО «РЖД» ежеквартально,
не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем каждого квартала,
8. при формировании платежного баланса
филиала планировать, согласовывать с Росжелдорснабом ОАО «РЖД» и представлять
на утверждение в аппарат управления ОАО «РЖД» расходы на централизованную
закупку МТР через Росжелдорснаб ОАО «РЖД», а также средства на возмещение
железнодорожного тарифа поставщикам МТР,
9. обеспечить контроль за исполнением
пунктов 4 и 8 настоящего распоряжения структурными подразделениями филиалов,
10. предоставить в Росжелдорснаб ОАО
«РЖД» перечень номенклатуры МТР, поставляемых филиалами ОАО «РЖД» для нужд ОАО
«РЖД» (внутриотраслевая кооперация),
11. не допускать закупки МТР с нарушением
порядка, предусмотренного настоящим распоряжением,
12. при формировании платежных балансов
филиалов ОАО «РЖД» предусматривать отдельной строкой денежные средства для оплаты
МТР, закупаемых через Росжелдорснаб ОАО «РЖД» за счет централизуемых ресурсов и
возмещения стоимости железнодорожного тарифа поставщикам МТР,
13. в целях бесперебойного
централизованного обеспечения филиалов ОАО «РЖД» МТР осуществлять своевременное
перечисление денежных средств в объемах, утвержденных платежными балансами
филиалов ОАО «РЖД».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|