Расчет лимита осуществляется
по формуле:
Л = Р Рнз.
п + Нз – О, где
Л — лимит данной номенклатуры
продукции;
Р — потребность цеха в
материалах для выполнения производственной программы;
Рнз п —
потребность цеха в материалах для изменения незавершенного производства (+
увеличение, — уменьшение);
Нз — норматив
цехового запаса данной продукции;
О — расчетный ожидаемый
остаток данной продукции в цехе на начало планового периода.
Расчет выполняется в
натуральных показателях. Потребность в материалах для выполнения
производственного задания определяется путем умножения программы производства
на нормы расхода по соответствующим изделиям. Таким же образом рассчитывается
потребность в материалах для изменения незавершенного производства, т.е. путем
умножения производственных норм расхода на изменение программы незавершенного
производства в плановом периоде.
Цеховой запас определяется в
необходимых случаях и зависит от величины партии продукции, доставляемой в
цех, среднесуточного ее расхода, а также от цикличности производства.
Расчетный ожидаемый остаток
материальных ресурсов в цехе определяется по результатам работы цеха в
периоде, предшествующем плановому:
О = Оф + Вф – (Ро.п + Рэ.н
+ Рнз. п + Рбр), где
Оф — фактический остаток на
первое число по данным инвентаризации или бухгалтерского учета;
Вф — количество отпущенных
цеху материалов за весь период;
Ро.п — фактический расход на
основное производство;
Рэ.н — фактический расход на
ремонтно-эксплуатационные нужды;
Рнз. п — фактический
расход на изменение незавершенного производства;
Рбр — расход на брак
(оформленный актом списания).
Фактический расход на
основное производство и ремонтно-эксплуатационные нужды рассчитывается путем
умножения фактических объемов работ на действующие в данном периоде нормы
расхода материальных ресурсов.
Установленный лимит
фиксируется в планкарте, лимитной карте, лимитной или заборной ведомости,
которые направляются складу и цеху-потребителю.
Планкарта обычно применяется
в массовом и крупносерийном производстве, т.е. в условиях стабильной
потребности и четкой регламентации производства. В ней указываются
установленный цеху лимит по каждому виду материалов, сроки и величина подачи
партии. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами
доставляет партии материалов каждому цеху в установленные сроки. Отпуск их
оформляется приемно-сдаточными накладными. В бланке планкарты ведется текущий
учет выполнения плана поставок.
Лимитная карта используется в
тех случаях, когда жесткая регламентация поставок внутри месяца по срокам и
объемам затруднительна (серийное и индивидуальное производство). В лимитной
карте указываются месячная потребность в материале, величина запаса и месячный
лимит расхода.
В случаях появления
необходимости принятия решений по изменению лимита службой снабжения
оформляется разовое требование или требование на замену, которое согласовывается
с технической службой и подписывается ответственным лицом (главным инженером,
главным конструктором, главным механиком и т.д.).
В лимитную ведомость
включаются обычно группа однородных материалов или все получаемые с данного
склада материалы.
Заборные ведомости (карты)
вводятся при лимитировании расхода вспомогательных материалов, обычно в
случаях, когда потребность в них неравномерная и отсутствуют достаточно
точные нормы расхода. Отпуск материалов по заборным картам (ведомостям) регламентируются
заранее установленными сроками (обычно раз в месяц или квартал). В заборной
карте указываются количество материала, который может расходовать цех, и сроки
его получения.
Служба снабжения отвечает за
своевременную и качественную подготовку материальных ресурсов к
производственному потреблению, для чего выполняет работы по распаковке,
расконсервации, комплектовке, которые согласовываются с технологической службой
предприятия.
Целенаправленный и экономный
расход материальных ресурсов в цехах находится под постоянным контролем службы
снабжения и периодически проверяется путем ревизии материального учета. По
результатам проверки принимаются конкретные меры по устранению вскрытых
недостатков.
Работа органов материально-технического
обеспечения прямо или косвенно влияет на уровень основных
технико-экономических показателей предприятия.
К числу показателей материально-технического
обеспечения относятся количественные и качественные показатели плана завоза
материальных ресурсов (номенклатура, количество и стоимость материальных
ресурсов); транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов
до станции примыкания — расходы на доставку материалов до склада предприятия;
наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару и т.п.); расходы
на хранение, выдачу в производство и отгрузку потребителю материальных
ресурсов; административно-хозяйственные расходы (расходы на содержание аппарата
отдела материально-технического обеспечения) и т.п.
Основанием для положительной
оценки деятельности органов материально-технического обеспечения служат:
отсутствие перебоев в снабжении производства, сверхнормативных запасов и
неликвидов, своевременное заключение договоров, снижение снабженческих затрат
и т.д.
Своевременное обеспечение
производства материальными ресурсами зависит от величины и комплектности
производственных запасов на складах предприятия.
Производственные запасы — это
средства производства, поступившие на склады предприятия, но еще не вовлеченные
в производственный процесс. Создание таких запасов позволяет обеспечивать
отпуск материалов в цехи и на рабочие места в соответствии с требованиями
технологического процесса. Следует отметить, что на создание запасов отвлекается
значительное количество материальных ресурсов.
Уменьшение запасов сокращает
расходы по их содержанию, снижает издержки, ускоряет оборачиваемость оборотных
средств, что, в конечном счете, повышает прибыль и рентабельность
производства. Поэтому очень важно оптимизировать величину запасов.
Управление производственными
запасами на предприятии предполагает выполнение следующих функций:
-
разработку
норм запасов по всей номенклатуре потребляемых предприятием материалов;
-
правильное
размещение запасов на складах предприятия;
-
организацию
действенного оперативного контроля за уровнем запасов и принятие необходимых
мер для поддержания нормального их состояния;
-
создание
необходимой материальной базы для размещения запасов и обеспечения
количественной и качественной их сохранности.
Нормирование
производственных запасов — это определение их минимального размера по видам
материальных ресурсов для бесперебойного обеспечения производства. При
нормировании производственных запасов сначала определяются нормы производственных
запасов в днях, а затем в натуральном и денежном выражении.
Норма запаса в днях
устанавливается на основе следующих данных.
1. Нахождение материалов в
пути (транспортный запас Нтр). Определяется как разница между
временем пробега груза от поставщика к потребителю и временем оборота платежных
документов.
2. Приемка, разгрузка,
складирование и анализ качества поступающих материалов (подготовительный запас
Нп). Определяется на основе расчетного или фактического времени за
отчетный период, скорректированного с учетом организационно-технических мероприятий
по механизации погрузо-разгрузочных работ.
3. Технологическая подготовка
материалов к производству (технологический запас Нт). Образуется в
том случае, если до начала производства требуется предварительная обработка
материалов (сушка древесины на мебельных фабриках). Определяется на основе
нормативов времени для данных операций.
4. Пребывание материалов на
складе (текущий запас Нтек). Удовлетворяет текущую потребность
производства, обеспечивает ритмичную работу между очередными поставками материалов.
Определяется умножением среднесуточной нормы потребления материала на плановый
кратный интервал между двумя очередными поставками.
5. Резерв на случай перебоев
в снабжении и увеличения выпуска продукции (страховой или гарантийный запас Нс).
Характеризуется относительно постоянной величиной и восстанавливается после
получения очередной партии материалов. Норматив страхового запаса материалов
определяется по интервалу отставания поставок или по фактическим данным о
поступлении материалов.
Общая норма производственных
запасов по видам материальных ресурсов в днях определяется суммированием указанных
видов запасов:
Ндн = Нтр + Нп + Нт
+ Нтек + Нс.
Норматив производственных
запасов в натуральном выражении по каждому виду материальных ресурсов Ннат
определяет произведение норматива в днях на их однодневный расход Мдн
в натуральном выражении:
Ннат = Ндн . Мдн
Норматив в денежном выражении
Нст, т.е. норматив собственных оборотных средств на сырье,
основные материалы, покупные полуфабрикаты, определяется произведением стоимости
однодневного расхода сырья, основных материалов и полуфабрикатов (См)
на норматив в днях.
Нст = Ндн
. См = Ндн . Мдн .
Ц
Стоимость однодневного
расхода См определяется путем умножения среднедневного расхода в
натуральном выражении на цену материальных ресурсов, включая заготовительные
расходы и стоимость отходов Ц по плановым нормам.
1.1.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Служба материально-технического
снабжения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги»
(далее Служба) является подразделением органа управления Куйбышевской железной
дороги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги».
В своей деятельности Служба
материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги (МТС)
руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом ОАО «Российские Железные
Дороги», приказами и другими нормативными документами ОАО «Российские Железные
Дороги», а также настоящим положением.
Служба имеет печать, штампы и
иные реквизиты со своим наименованием.
Предметом деятельности службы
является:
·
снабжение
предприятий и организаций, дороги материально-техническими ресурсами путем
централизованных поставок, осуществляемых службой материально-технического
снабжения дороги и по прямым договорам с другими поставщиками;
·
складская
переработка материально-технических ресурсов, хранение и комплектование;
·
хранение,
учет и обновление материально-технической продукции государственного запаса;
·
создание
текущего страхового запаса товарно-материальных ценностей для бесперебойного
снабжения дороги;
·
контроль
за хранением и использованием материально-технических ресурсов на
материальных складах всех предприятий и организаций дороги;
·
виды
деятельности, требующие специального разрешения (лицензирования) могут быть реализованы
только при наличии таких разрешений (лицензий).
Распоряжение имуществом,
находящимся в пользовании Службы, производится в порядке, установленном ОАО
«РЖД» и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Служба материально-технического
снабжения организует и обеспечивает бесперебойное материально-техническое
снабжение всех подразделений и предприятий Куйбышевской железной дороги.
Основными задачами и
функциями материально-технического снабжения являются:
·
создание
условий для бесперебойного снабжения и организация обеспечения материально-технических
ресурсами (МТР) деятельности железной дороги и при наличии экономической
целесообразности, функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в пределах
границ железной дороги;
·
организация
и осуществление мероприятий по снижению затрат на закупку потребляемых материально-технических
ресурсов и содержание инфраструктуры складского хозяйства;
·
координация
деятельности структурных подразделений железной дороги по вопросам материально-технического
снабжения;
·
организация
работы по управлению качеством материально-технического снабжения железной
дороги;
·
обеспечение
линейных предприятий организаций структурных подразделений отделений
Куйбышевской железной дороги оборудованием, материалами, запасными частями и
другими изделиями по установленной номенклатуре;
·
своевременная
и полная реализация выделенных фондов, как с главного материального склада,
так и от предприятий промышленности и снабженческих организаций;
·
определение
общей и специфицированной потребностей предприятий структурных подразделений
отделений Куйбышевской железной дороги в материалах, оборудовании, запасных
частях, разработка технико-экономических расчетов и обоснований этой потребности,
прием и рассмотрение заявок;
·
рассмотрение
составленных спецификаций на материалы, оборудование и запасные части по
выделенным предприятиям структурных подразделений отделений Куйбышевской
железной дороги;
·
разработка
годовых заданий с распределением по кварталам планов товарооборота по
заготовке и завозу материалов в подразделении для предприятий и организаций
подразделений отделений Куйбышевской железной дороги;
·
разработка
нормативов переходящих запасов материалов и оборудования, запасных частей и
изделий в подразделении;
·
складская
переработка товарно-материальных ценностей, организация и осуществление
количественной и качественной приемки, хранения, отпуска и учета материалов,
оборудования, запасных частей и изделий, поступающих в подразделение, обеспечение
сохранности материальных ценностей;
·
сбор
балансов доходов и расходов подразделений, планов капитального;
·
контроль
за состоянием учета, правильным использованием и хранением материальных
ресурсов, своевременной и качественной разработкой дифференцированных норм
расхода материалов и запасных частей по отделениям;
·
выявление
сверхнормативных остатков материалов, оборудования и запасных частей на
складах подразделений Куйбышевской железной дороги и перераспределение их
между предприятиями Куйбышевской железной дороги и реализации излишних и ненужных
материалов в установленном порядке;
·
утверждение
расчетов по определению размеров складских наценок на товарно-материальные
ценности;
·
разработка
и осуществление мероприятий по улучшению складского хозяйства, внедрение
технически обоснованных норм. Обеспечение техники безопасности и охраны труда
работающих, противопожарной безопасности и охраны подразделения;
·
организация
и проведение отделом кадров материально-технического снабжения работу по повышению
технической квалификации работников подразделения и изучению ими новой
техники и технологий, внедряемых на железнодорожном транспорте, а также подбор
и правильное использование трудовых ресурсов;
·
проведение
эффективной экономической политики, повышающей рентабельность работы и
конкурентоспособность железной дороги;
·
оказание
коммерческих, посреднических услуг, посредническая деятельность по
складированию, хранению, транспортировке, экспедированию товарно-материальных
ценностей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|