2.3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И
ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА НА
ПОСТАВКУ
Прежде чем приступить к
составлению договора на поставку товарно-материальных ценностей необходимо
решить с поставщиком будет ли он выставлять транспортные накладные или
железнодорожный тариф. От этого обоюдного решения зависит, какой вид договора
будет у исполняющего инженера.
После выбора договора
оформляем его, со своей стороны поставщик ставит печати, инженер делает лист
обоснования к договору, где указан номер протокола решения конкурсной комиссии
(он выиграл лот) к договору готовиться спецификация, соответствующая лоту
(цена, продукция, количество), а также график поставки на всю продукцию, указанную
в спецификации.
На листе обоснования
необходимо согласовать данный договор с начальниками: зам. начальника дороги
по экономике, зам. начальника дороги по финансам, главный бухгалтер дороги,
отдел ценообразования, отдел экономической защиты, юристы управления, главный
инженер дороги. После этого юрист управления дороги дает номер договора, и
только после этого можно производить оплату поставщику. Но, прежде всего оплата
поставщику производиться только при наличии груза по факту поставки. До
подписания договора на поставку поставщик имеет право на завоз товарно-материальных
ценностей потребителям согласно решения конкурсной комиссии, но оплата только
при наличии номера договора.
2.3.1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ЗАКУПКИ П и НДРП.
Закупками материалов для
верхнего строения пути занимаются службы П (Дистанция пути) и НДРП (Дирекция по
ремонту пути).
Они также заключают договора
на поставку через конкурсную комиссию тендерный комитет. Имеют поставку,
централизованную через Росжелдорснаб и децентрализованную по договорам, под
выделенные лимиты финансирования.
Службы сами занимаются сбором
заявок от линейных предприятий обобщают их и предоставляют в службу НХ, для
того чтобы, при сдачи общей заявки в Росжелдорснаб она была полной, т.е. в ней
присутствовали, полнота потребности Куйбышевской железной дороги в которую
входит: товарно-материальные ценности, топливо и МВСП (материалы верхнего
строения пути).
В противном случае
Росжелдорснаб без хотя бы одной заявки не примет общую дорожную заявку.
Но всеми отчетами по материалам
верхнего строения пути (МВСП) занимаются службы: Дистанция пути (П) и Дирекция
по ремонту пути (НДРП), служба материально-технического снабжения (НХ) является
в этом случае, связывающем звеном по дороге между товарно-материальными
ценностями, топливом, и материалами верхнего строения пути (МВСП).
2.3.2. ЗАКУПКИ В СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
Если имеется в виду линейные
предприятия, то они имеют право закупать продукцию, как, например кислород,
канцелярские товары, строительные материалы, или мелкий инструмент основную
номенклатуру под все виды ремонта. Они подают заявки в службу
материально-технического снабжения - служба НХ, но они должны обязательно
учитывать свои лимиты (оставлять лимит на то, что они хотят закупить
самостоятельно), потому что лимит финансирования (предварительный) дается плановой
экономической службой (НН) на всю продукцию, в которой они нуждаются.
2.3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК
Сначала Росжелдорснаб
уведомляет дорогу о том, что необходимо сдать заявку в срок до определенного
числа. Плановая экономическая служба НН совместно с финансовой службой
сообщает предварительные лимиты финансирования допустим на 1 квартал
определенного года. Нашим экономистам в службе НХ, а также всем службам и
линейным предприятиям.
В свою очередь линейные
предприятия, получив лимиты финансирования, начинают составлять заявку
квартальную (или годовую) согласно видов ремонта, норм, остатков и запасов.
Заявка представляет собой форму с обязательным указанием кода СКМТР (десятизначного)
наименования, чертежа, ГОСТА, размера, единицы измерения, кода статьи
платежного баланса, цены (действующей на момент составления заявки), количества
1 месяца, стоимость 1 месяца и т.д. и общей квартала (или года).
После в программе R-3 каждое из линейных предприятий
создает на своем уровне заявку набивая номенклатурные номера (код СКМТР) после
того как она полностью готова и соответствует выделенному лимиту финансирования,
данному предприятию, предприятие ставит подтверждение того, что заявку он свою
закончил с учетом норм расходов, остатков и запасов.
Если это предприятие
находится во главе НОДХа (отдел материально-технического снабжения отделения
дороги), то НОДХа начинает проверку данного предприятия, после чего если нет
замечаний подтверждает на своем уровне правильность составления заявки по всем
параметрам. После чего НОДХ собирают своды по всем своим предприятиям, для того
чтобы показать службе НХ, что их подразделения готовы к сдачи заявки в НХ.
После сдачи на всех уровнях
заявки открываются в системе для рассмотрения их в службе НХ, к каждому
инженеру службы привязана номенклатура (группа закупок) каждый из инженеров
проверяет правильность заполнения, составления заявки переносит по указанию
501-р продукцию, подлежащую централизованной поставке через Росжелдорснаб.
После чего собирается свод по
дороге по всей номенклатуре, добавляем заявку П и НДРП по МВСП и в установленной
форме отправляем заявку в Росжелдорснаб.
Конечно, после этого
допускаются корректировки, исправления ошибок до приезда в Росжелдорснаб на
защиту заявки.
Функции подразделений и
структур в процессе закупок.
Служба также перед сдачей
заявки от линейного предприятия проводят проверку правильности заявленной
продукции в количестве по нормам ли заявлена, нет ли остатков, проверяют
лимиты финансирования и оставили ли предприятия для себя запас лимита, который
им необходим на самостоятельные закупки.
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
Сырье, материалы,
полуфабрикаты, топливо и прочие материальные ценности на заводах и фабриках
хранятся на складах. Состав, число и размеры последних зависят от номенклатуры
и количества потребляемых материальных ценностей. На крупных предприятиях
количество складов нередко достигает нескольких десятков.
Виды складов.
Фабрично-заводские склады
подразделяются на материальные, производственные, сбытовые и др. Материальные,
или снабженческие склады предназначены для хранения поступающих извне сырья,
материалов, топлива и полуфабрикатов.
В производственных складах
хранятся полуфабрикаты собственного производства, инструменты, запасные части
для оборудования.
Сбытовые склады предназначены
для хранения готовой продукции и отходов производства. Прочие склады
используются для хранения резервного оборудования и для других надобностей.
Количество, состав, емкость и
специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия.
Организация складов, их техническое оснащение и размещение на территории
завода и фабрики имеют существенное значение для работы и экономики
предприятия. Организация складского хозяйства оказывает влияние на пропускную
способность складов, трудоемкость и себестоимость складских работ, на величину
внутризаводских транспортных расходов и т. д.
По уровне специализации
материальные склады подразделяются на специализированные и универсальные.
Обычно склады оснащаются стеллажами, которые размещаются таким образом, чтобы
эффективно использовать всю их кубатуру. Материалы хранятся в стандартной
таре, которая удобно размещается на стеллажах и легко перевозится с помощью
транспортеров и штабелеукладчиков.
Организация складских работ.
Осуществляемые на
материальных складах работы можно свести к следующим основным операциям:
приемка материалов, размещение их, хранение, подготовка к производственному
потреблению, отпуск производственным и другим участкам предприятия и учет
материальных ценностей.
Поступающие на склад
материалы проходят количественную и качественную приемку. Количественная
приемка заключается в проверке соответствия фактического наличия материалов
указанному в сопроводительных документах. Первоначальная проверка поступающих
извне грузов производится представителем предприятия на железнодорожной
станции. Здесь проверяется число прибывших мест, целость упаковки, иногда вес
груза. Если устанавливается расхождение между фактическим наличием и тем,
которое указано в сопроводительных документах, то на железнодорожной станции
составляется так называемой коммерческий акт для предъявления претензий
виновнику недостачи — поставщику или транспортной организации.
Если же количество
поступившего материала по наружному осмотру не вызывает сомнения, то вес его на
станции прибытия обычно не проверяется. Такой материал выборочным путем проверяется
на складе предприятия. При обнаружении в результате проверки расхождения между
количеством по документам и фактическим наличием составляется акт для
предъявления его поставщику.
Наряду с количественной
проверкой на складах проводится качественная приемка. Она осуществляется
органами технического контроля с привлечением в необходимых случаях
лабораторий. Качественной проверкой устанавливается соответствие полученных материалов
стандартам или техническим условиям. При несоответствии материала стандарту
или техническим условиям вызывается представитель поставщика и составляется акт
о непригодности материала. Если же партия непригодного материала невелика или
представитель поставщика не может прибыть, то акт о непригодности составляется
комиссией предприятия с привлечением представителя незаинтересованной
организации. Акт направляется поставщику с одновременным запросом, как
поступить с забракованным материалом. Последний, до указания владельца
находится у потребителя на ответственном хранении в особо отведенном месте.
Как правило, качественная проверка материалов и полуфабрикатов проводится
только по особо ответственным их видам, так как громадное большинство
поставщиков само проверяет качество своей продукции перед ее отправкой.
Принятые на склад материалы
размещаются с соблюдением определенных требований учета и хранения. При этом
каждый материал должен размещаться на складе с учетом того, чтобы обеспечить
сохранение количества и качества материалов. Материалы одинакового
наименования размещаются на одном участке, материалы тяжелые и громоздкие
должны размещаться ближе к месту выдачи.
На большинстве промышленных
предприятий при материальных складах существуют специальные участки подготовки
материалов к производству. Так, в централизованном порядке на многих заводах и
фабриках организован раскрой черных металлов, леса и других материалов. Это
дает возможность более экономно использовать материал, применяя методы комбинированного
раскроя, используя отходы для производства более мелких деталей и т. д.
Одним из видов подготовки
материалов к производству является комплектование материалов и полуфабрикатов
перед отпуском их производственным цехам. Отпуск материала цехам осуществляется
на основании установленных лимитов для каждого цеха. В зависимости от типа
производства и характера материалов применяется разный порядок отпуска
материалов.
Основные материалы в массовом
и крупносерийном производстве отпускаются по планкартам. Планкарта
представляет документ, составляемый отделом снабжения или планово-производственным
отделом, в котором указывается установленный цеху месячный лимит по каждому
виду материала, а также сроки и партии подачи. В соответствии с планкартами
склад своими транспортными средствами доставляет каждому цеху в установленные
сроки партии материалов и полуфабрикатов. Отпуск материалов оформляется
приемо-сдаточными накладными.
На предприятиях серийного и
единичного производства основные и вспомогательные материалы, а также
вспомогательные материалы в массовом и крупносерийном производстве отпускаются
по разовым требованиям в соответствии с лимитными картами и ведомостями.
Отпуск оформляется накладными или расписками получателя в лимитных картах или
ведомостях.
Для обеспечения нормальной
работы предприятия очень важно организовать оперативное регулирование запасов.
С этой целью устанавливается контроль за состоянием гарантийных запасов на
складах. Если часть гарантийных запасов начинает выдаваться в цехи, то это
служит сигналом того, что нормальный ход производства может быть нарушен. Об
этом ставятся в известность органы материально-технического снабжения. Такую
же реакцию должны вызывать факты превышения размеров запасов, установленных
по категориям материальных ресурсов. Таким образом, склады не только выполняют
функции хранения и подготовки материалов к выдаче их в производство, но и
помогают оперативно регулировать их потребление.
Служба
материально-технического снабжения дороги в непосредственном подчинении имеет Главный
материальный склад Куйбышевской железной дороги (см. рис.2.4.1.), который в
свою очередь находится на станции Самара и занимает общую площадь длиной около
5 км( см. рис. 2.4.2.).
Рис. 2.4.2. Главный материальный склад
Наименование объектов:
1 – склад
электрооборудования;
2 – склад металлопроката;
3 – склад спецодежды;
4 – склад лаки, краски,
химреактивы;
5 – склад СЦБ, связь;
6 – склад стройматериалов;
7 – склад запчастей;
8 – склад инструмента;
9 – склад оборудования;
10 – склад (новый корпус);
11 – гараж
электропогрузчиков;
12 – гараж автотранспорта;
13 – административный корпус;
14 – подсобное помещение;
15 – мастерские;
16 – металлоплощадка;
17 – тросомоталка;
18 – трансформаторная
подстанция;
19 – насосная пожаротушения;
20 – красный уголок;
21 – пост охраны;
22 – проходная ГМС.
Кладовые НОДХ
Рис. 2.4.1. Организационная структура органов
материально-технического обеспечения железной дороги
Рассмотрим отпуск
товарно-материальных ценностей по кладовым за 2005 год таблица 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Отпуск товарно-материальных ценностей по кладовым за 2005 год
№
кладовой
|
Отпуск ТМЦ
|
В т.ч. НОДХ
|
Другим
организациям
|
% в общ.
объеме
|
1
|
143703,4
|
95247
|
48456,4
|
8
|
2
|
89051
|
63595
|
25456
|
4,9
|
3
|
138158,9
|
102307
|
35851,9
|
7,7
|
4
|
105468
|
66647
|
38821
|
5,9
|
5
|
196378,4
|
134245
|
62133,4
|
10,9
|
6
|
85497
|
59466
|
26031
|
4,7
|
7
|
761100,5
|
529147
|
231953,5
|
42,3
|
8
|
280804,8
|
130236
|
150568,8
|
15,6
|
Всего
|
1800162
|
1180890
|
619272
|
100
|
Отпуск товарно-материальных
ценностей по складу в адрес НОДХа составил 65,6% от общего объема отпуска
товарно-материальных ценностей рассмотрим гистограмму 2.4.1.
Гистограмма 2.4.1.
Отпуск товарно-материальных ценностей по складу в адрес НОДХа
Из гистограммы видно, что обороты товарно-материальных
ценностей в 7 кладовой превышают, по сравнению с другими кладовыми, так как в
этой кладовой находятся запчасти для локомотивов, пассажирских поездов и
другого железнодорожного транспорта.
Рассмотрим таблицу 2.4.2., сколько было отпущено структурным
подразделениям за 2005 год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|