Меню
Поиск



рефераты скачать Организация технологии работы магазина

Индекс рассчитывают по формуле:

 

 

где    р0 – цена i-го товара в базисном периоде;

          р1, – цена i-го товара в отчетном периоде;

q0 – количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;

q1 – количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;

i вид товара;

п – число видов товаров.

Индекс товарооборота в фактически действовавших (теку­щих) ценах отражает изменение совокупной стоимости продан­ных товаров за анализируемый период. На состояние показа­теля влияют два фактора – количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:

 

 

Использование индекса цен в анализе товарооборота в усло­виях заметного влияния инфляционных процессов на эконо­мическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обес­ценения денег и роста цен, приобретает исключительное зна­чение. Индекс цен показывает изменение совокупной стои­мости определенного количества товаров в течение рассматри­ваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:

 

 

Между рассмотренными индексами существует математи­ческая зависимость:

 

 

Таблица 1.

 

Исходная информация для расчетов


 

Показатели

 

 

 

Базисный

период

 

Отчетный

период

Объем реализации товаров первой группы

200

300

Объем реализации товара второй группы

100

50

Продажная цена товара "А", млн. руб.

5

6

Продажная цена товара "Б", млн. руб.

8

12

 

Рассчитаем:

индекс физического объема товарооборота Iф = (5 х 300 + + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055;

индекс товарооборота в фактически действовавших (теку­щих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800)= 1,333;

индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = =(2400: 1900) = 1,263.

Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемы­ми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263.

Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количе­ства реализованных товаров и изменения цен на них.

В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 – 1800).

За счет изменения реализации товаров товарооборот увели­чился на 100 млн. руб. (рi0 рi1):

в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 – 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение – 400 млн. руб. (8 х 50 – 8 х 100).

За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб.

(p i1 qi1p i0qi1)

в том числе по товару "А" – на 300 млн. руб. (6 х 300 – 5 х 300), по товару "Б" – на 200 млн. руб. (12 х 50 – 8 х 50).

Для наглядности сведем полученные данные в таблицу 2:

 

 

 

Таблица 2.

Влияние отдельных факторов на изменение объема товарооборота

Факторы

Товар "А"

Товар "Б"

Итого

Изменение объема реализации

Изменение продажных цен

Итого

+500

+300

+800

-400

+200

-200

+100 +500 +600

 

Проведение анализа производственно-торговой деятельнос­ти универсама затруднено в связи с недостатками в планировании, учете и отчетности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливают в целом по предприятию без их подразделения по товарным группам. Не составляют планы по поступлению и прочему выбытию сырья и покупных товаров. Многие предприятия вообще не составляют планы хо­зяйственной и другой деятельности. В отчетности отсутствует информация о поступлении отдельных видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоемкие расчеты, выборки и не всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведе­нии анализа хозяйственной деятельности.

Если в течение изучаемого периода изменились розничные цены и наценки, а отсюда и продажные цены, то анализ товаро­оборота и выпуска собственной продукции должен проводиться как в действующей, так и в сопоставимой оценке. Для определе­ния товарооборота (выпуска собственной продукции) в сопоста­вимых ценах необходимо фактический его объем с момента действия новых продажных цен разделить на средний индекс цен. Розничный товарооборот является составной частью товарооборота города (района) и в определен­ной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику их товарооборота следует изучать в увязке с анализом развития розничного товарооборо­та города и покупательской способности населения. Анализ то­варооборота проводят по общему его объему и составу.

Магазин «Перекресток» имеет следующие показатели.

План по общему объему товарооборота перевыполнен на 5,2%, или на 445 млн. руб., в том числе по розничному товаро­обороту – на 5,1%, или на 407 млн. руб. Высокими темпами растет товарообо­рот в действующих ценах и в динамике. На развитие товарообо­рота большое влияние оказало повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на товары в отчетном году к прошлому составил 1,27 раза. Математически и экономически правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарообо­рот отчетного года в цены прошлого года, что позволяет точнее измерить влияние ценового фактора на его объем и изучить темпы изменения физического объема товарооборота. Иначе говоря, стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятий должны изучаться в ценах базисного года (перио­да). Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 7,088 млн. руб. (9,002 : 1,27). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот универсама увели­чился на 1,914 млн. руб. (9,002 – 7,088), что составляет 27,4% к то­варообороту прошлого года (1,914 : 6,978*100). Темпы роста това­рооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 1,6%; в сумме его объем возрос на 0, 11 млн. руб.

Аналогично пересчитывают товарооборот в сопоставимые цены по отдельным его видам реализации.

Анализ динамики товарооборота должен проводиться не только в сравнении с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах). Экономисты РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья рекомендуют изучать динамику товарооборота и других показателей хозяй­ственной деятельности предприятий не менее, чем за три года. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары по ассоциации универсама составил: прошлый год к предыдущему– 1,33 раза, отчетный год к предыдущему – 1,69 раза (1,33 • 1,27). Рассчита­ем фактический объем товарооборота в сопоставимых ценах:

за прошлый год  6,978 : 1,33 = 5,247 млн. руб.;

за отчетный год 9,002 : 1,69 = 5,327 млн. руб.

По сравнению с предыдущим годом общий объем товарообо­рота ассоциации универсама возрос как в действую­щих, так и в сопоставимых ценах. Однако розничный товаро­оборот в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 0, 032 млн. руб., или на 0,6%.

План розничного товарооборота предприятие вы­полнило по общему объему и составным частям. Более низкими темпами росла розничная реализация покупных товаров. В результате их доля в розничном товарообороте уменьшилась как по сравнению с планом, так и в динамике, что с положительной стороны характеризует производственно-торговую деятельность предприятия.



Организация торгово-технологического процесса в универсаме

 

 

3.1.Ознакомление организацией ТТП


Понятие торговых и технологических процессов

 

Оперативные (торгово-технологические) процессы в мага­зине – это совокупность торговых и технологических процес­сов, последовательно взаимосвязанных, целью которых явля­ется доведение товаров в широком ассортименте и надлежаще­го качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и поку­патели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, фор­мы продажи, вида и типа магазина.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хра­нение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торго­вом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.


Принципы организации оперативных процессов

 

К данным принципам относятся

обеспечение комплексного подхода к выработке оптималь­ных вариантов продажи товаров,

обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания,

соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру­довых процессов,

достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения,

сохранение физико-химических свойств товаров

Организация торгового и технологического процесса в ма­газине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.

 

 

Рис. 1. Организация торгового

и технологического процессов в магазине

 

 

 

Рис. 2. Технологический процесс движения тары в магазине

 

 

 

Приемка товаров


Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продук­ции производственно-технического назначения и товаров на­родного потребления по количеству", "О порядке приемки про­дукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"1, если в договорах постав­ки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров

Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транс­портная накладная). Проводят в определенные сроки, указан­ные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим ак­том

Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, марки­ровки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ве­теринарный сертификат) Проводят в установленные инструк­циями сроки При обнаружении недоброкачественных или не­комплектных товаров приемку приостанавливают и составля­ют коммерческий акт

Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат вре­мени и труда на его выполнение Технологические карты при­емки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, ко­личество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.

3.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование

Технико-экономические показатели здания магазина

Используются несколько показателей подобного типа.

Отношение торговой площади к общей:


K= Sm / Sо


где Sm торговая площадь;

Sо общая площадь.


Этот коэффициент показывает, какую часть общей площа­ди магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

Общая площадь универсама «Перекресток» составляет 3200 м2, из них 1200 м2 – торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:


К = 1200/3200 ≈0,38.


Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.

В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее прием­лемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обу­словлено функциями розничного торгового звена – реализа­ция товара и обслуживание покупателей.

Показатель рациональности расстановки оборудования (эф­фективности использования торговой площади) – устано­вочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная пло­щадь), к общей площади торгового зала:

 

Kу= SТ.ОБ.  / SТ.З..


где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;

SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно состав­лять 0,3–0,32.

В универсаме становочная площадь различных видов торгового оборудова­ния (стационарного, немеханического, контейнеров, холодиль­ников и др.) – 408 м2. Находим установочный коэффициент:

 

Куст = 408/1200 = 0,34.

 

Следовательно, 34% торговой площади занято установлен­ным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест до­полнительного обслуживания покупателей, продвижения то­варов.

 

Рабочее место в магазине

 

Рабочее место – это зона работы одного человека или груп­пы людей, ограниченная определенной площадью и оснащен­ная оборудованием, предназначенным для совершения различ­ных операций, связанных с обслуживанием покупателей (ра­бочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консуль­танта и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.