|
Рассчитаем: индекс физического объема товарооборота Iф = (5 х 300 + + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055; индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800)= 1,333; индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = =(2400: 1900) = 1,263. Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемыми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263. Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количества реализованных товаров и изменения цен на них. В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 – 1800). За счет изменения реализации товаров товарооборот увеличился на 100 млн. руб. (рi0 – рi1): в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 – 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение – 400 млн. руб. (8 х 50 – 8 х 100). За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб. (p i1 qi1 – p i0qi1) в том числе по товару "А" – на 300 млн. руб. (6 х 300 – 5 х 300), по товару "Б" – на 200 млн. руб. (12 х 50 – 8 х 50). Для наглядности сведем полученные данные в таблицу 2:
Таблица 2. Влияние отдельных факторов на изменение объема товарооборота | |||||||||||||||||||||
Факторы |
Товар "А" |
Товар "Б" |
Итого |
|||||||||||||||||||
Изменение объема реализации Изменение продажных цен Итого |
+500 +300 +800 |
-400 +200 -200 |
+100 +500 +600 |
Проведение анализа производственно-торговой деятельности универсама затруднено в связи с недостатками в планировании, учете и отчетности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливают в целом по предприятию без их подразделения по товарным группам. Не составляют планы по поступлению и прочему выбытию сырья и покупных товаров. Многие предприятия вообще не составляют планы хозяйственной и другой деятельности. В отчетности отсутствует информация о поступлении отдельных видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоемкие расчеты, выборки и не всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведении анализа хозяйственной деятельности.
Если в течение изучаемого периода изменились розничные цены и наценки, а отсюда и продажные цены, то анализ товарооборота и выпуска собственной продукции должен проводиться как в действующей, так и в сопоставимой оценке. Для определения товарооборота (выпуска собственной продукции) в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем с момента действия новых продажных цен разделить на средний индекс цен. Розничный товарооборот является составной частью товарооборота города (района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику их товарооборота следует изучать в увязке с анализом развития розничного товарооборота города и покупательской способности населения. Анализ товарооборота проводят по общему его объему и составу.
Магазин «Перекресток» имеет следующие показатели.
План по общему объему товарооборота перевыполнен на 5,2%, или на 445 млн. руб., в том числе по розничному товарообороту – на 5,1%, или на 407 млн. руб. Высокими темпами растет товарооборот в действующих ценах и в динамике. На развитие товарооборота большое влияние оказало повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на товары в отчетном году к прошлому составил 1,27 раза. Математически и экономически правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарооборот отчетного года в цены прошлого года, что позволяет точнее измерить влияние ценового фактора на его объем и изучить темпы изменения физического объема товарооборота. Иначе говоря, стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятий должны изучаться в ценах базисного года (периода). Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 7,088 млн. руб. (9,002 : 1,27). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот универсама увеличился на 1,914 млн. руб. (9,002 – 7,088), что составляет 27,4% к товарообороту прошлого года (1,914 : 6,978*100). Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 1,6%; в сумме его объем возрос на 0, 11 млн. руб.
Аналогично пересчитывают товарооборот в сопоставимые цены по отдельным его видам реализации.
Анализ динамики товарооборота должен проводиться не только в сравнении с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах). Экономисты РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья рекомендуют изучать динамику товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий не менее, чем за три года. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары по ассоциации универсама составил: прошлый год к предыдущему– 1,33 раза, отчетный год к предыдущему – 1,69 раза (1,33 • 1,27). Рассчитаем фактический объем товарооборота в сопоставимых ценах:
за прошлый год 6,978 : 1,33 = 5,247 млн. руб.;
за отчетный год 9,002 : 1,69 = 5,327 млн. руб.
По сравнению с предыдущим годом общий объем товарооборота ассоциации универсама возрос как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Однако розничный товарооборот в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 0, 032 млн. руб., или на 0,6%.
План розничного товарооборота предприятие выполнило по общему объему и составным частям. Более низкими темпами росла розничная реализация покупных товаров. В результате их доля в розничном товарообороте уменьшилась как по сравнению с планом, так и в динамике, что с положительной стороны характеризует производственно-торговую деятельность предприятия.
Организация торгово-технологического процесса в универсаме
3.1.Ознакомление организацией ТТП
Понятие торговых и технологических процессов
Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.
К данным принципам относятся
обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров,
обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания,
соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов,
достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения,
сохранение физико-химических свойств товаров
Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.
Рис. 1. Организация торгового
и технологического процессов в магазине
Рис. 2. Технологический процесс движения тары в магазине
Приемка товаров
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"1, если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров
Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим актом
Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат) Проводят в установленные инструкциями сроки При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт
Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.
3.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование
Используются несколько показателей подобного типа.
• Отношение торговой площади к общей:
K= Sm / Sо
где Sm – торговая площадь;
Sо – общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая площадь универсама «Перекресток» составляет 3200 м2, из них 1200 м2 – торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:
К = 1200/3200 ≈0,38.
Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживание покупателей.
• Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:
Kу= SТ.ОБ. / SТ.З..
где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;
SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3–0,32.
В универсаме становочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) – 408 м2. Находим установочный коэффициент:
Куст = 408/1200 = 0,34.
Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Рабочее место – это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.