Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им
экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают
преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары
сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по
месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или
письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе
магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и
строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их
получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или
вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть
выполнены в течение 4-8 час. По непродовольственным товарам срок выполнения
заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его
исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших
населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или
автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары
длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные
пункты для их приобретения.
Независимо от применяемого метода продажи товаров
работники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в
основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными
продовольственными и непродовольственными товарами и в других документах
(санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользования
мерами и измерительными приборами и т. д.)
Помимо рассмотренных выше методов розничной
продажи товаров в зарубежной практике получили и другие, достаточно
эффективные методы продажи товаров. Растущая тенденция на Западе – приближение
розничного обслуживания к потребителю – нашла свое выражение в торговле через
автоматы. Наибольшее распространение она получила в США, где через автоматы
ежегодно реализуется свыше 1,5% розничного товарооборота. Здесь с помощью
автоматов продаются, кроме табачных и кондитерских изделий, книги, аптекарские
и косметические товары, канцелярские принадлежности и предметы домашнего
обихода. Имеются полностью автоматизированные магазины, где торговля
производится круглосуточно.
Торговля по почте – особая форма универсальной торговли без магазина.
Посылочная торговля получила большое распространение в высокоразвитых
капиталистических странах. В Великобритании эту форму торговли используют 18
млн. человек – почти треть населения страны.
В Германии с помощью посылочной торговли
осуществляется свыше 5% объема розничного товарооборота. Главное удобство
посылочной торговли для населения – это продажа товаров в кредит с рассрочкой
платежа. При покупке товара покупатель обязан уплатить 5% стоимости товара
(товар высылается на седьмой день после оформления заказа), а остальная сумма
погашается в течение 5-9 месяцев в зависимости от вида товара. Торговля по
почте особенно популярна среди работающих замужних женщин, а также в районах,
где недостаточно развита розничная торговая сеть.
В последние годы появляется новый вид
безмагазинной торговли, имеющей много общего с почтовой, – «электронная». Под
«электронной» торговлей понимается осуществление покупок на дому с помощью
персональных компьютеров. Здесь же при помощи специальных кредитных карточек
производится оплата за купленный товар.
Торговые услуги. Качество торгового обслуживания в значительной
степени определяется количеством и качеством дополнительных торговых услуг,
оказываемых магазинами покупателям товаров. В развитой торговле их удельный
вес весьма высок. Осуществление актов купли-продажи товаров обрастает
разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. Именно эти
дополнительные услуги по своей сущности становятся доминирующими по массе
затрачиваемого на них труда (раскрой купленных тканей, прием заказов на пошив
одежды, доставка товаров на дом, установка купленных технически сложных
товаров на дому у покупателей, прием заказов от покупателей на вязку и ремонт
трикотажных изделий, мелкая переделка и подгонка одежды, мелкий ремонт
технически сложных товаров, растяжка головных уборов и обуви, выполнение
граверных работ, комплектование и оформление подарков и т. д.).
Дополнительные торговые услуги можно
подразделить на три вида: во-первых, связанные с покупкой товаров;
во-вторых, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании
приобретенных товаров; в-третьих, связанные с созданием благоприятной
обстановки для посещения магазина.
Первая группа услуг включает: прием
предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку
товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.
Довольно обширен круг услуг, оказываемых
покупателям после приобретения товаров. К ним относят: раскрой купленных в
магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя
готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды,
столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому
у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников
и другие услуги.
В третью группу входят следующие услуги:
организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине;
ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или
уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей,
оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и
крытых площадок для детских колясок и др.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть
платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно
связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламная
информация, организация сборных касс ч т. д.).
Другие услуги, предоставление которых связано
для магазинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на
дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.
Наиболее благоприятные условия для оказания
дополнительных услуг имеются в универмагах, универсамах и крупных
специализированных магазинах.
При этом преимущественное распространение получили такие виды услуг: раскрой
тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя;
доставка товаров на дом; установка купленных в магазине технически сложных
товаров на дому у покупателей; организация коллективных выездов жителей
отдаленных населенных пунктов для приобретения товаров в универсальных и
специализированных кооперативных магазинах; организация при крупных магазинах
кафетериев и др.
Раскрой купленных в магазине тканей выполняет закройщик.
Для этих целей в торговом зале, в стороне покупательского потока, вне зоны
самообслуживания отводится часть торговой площади (до 12 м2), на
которой оборудуется рабочее место закройщика. Здесь устанавливают примерочную
кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хранения принятых в раскрой
тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней
одежды и т. д.
Раскрой тканей осуществляется по выбранному
покупателем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе покупателя
закройщик дает ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести
различные принадлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.).
Закройщик может выезжать в отдаленные населенные пункты с автомагазином и там
раскраивать ткани, приобретенные покупателями в автомагазине.
Крупные универмаги и специализированные
магазины проводят прием заказов на пошив одежды из приобретенных здесь
материалов. Для приема и выполнения заказов кооперативные организации
приглашают мастеров местных ателье или швейных мастерских.
Одним из распространенных видов услуг является
доставка товаров на дом покупателя. Доставке подлежат крупногабаритные
и тяжелые товары (мебель, телевизоры, холодильники, строительные материалы и т.
д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня
магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем.
Для доставки товаров используют транспорт городских или районных
транспортно-экспедиционных контор, либо транспортного хозяйства кооперативной
организации.
Установку купленных в магазине технически
сложных товаров на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п.) обеспечивают
преимущественно универмаги и крупные специализированные магазины.
Для жителей малых и отдаленных населенных
пунктов удобными являются коллективные выезды для приобретения товаров в
универмагах и крупных специализированных магазинах особенно для покупок
товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйственные универсама
выделяют транспорт. Выезд покупателей организуется по графикам.
Кафетерии организуют в крупных универмагах, универсамах и
специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и
оснащают холодильным оборудованием, кофеваркой, оборудованием для продажи
соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием.
В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и
т. д.
Кроме перечисленных дополнительных услуг в
магазинах могут оказываться и другие, удобные для покупателей услуги.
Например, в универмагах рекомендовано предоставлять и такие услуги, как:
комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов,
периодических изданий, лекарственных средств и др.; в продовольственных
магазинах прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей по
домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания
инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом).
Широкий набор торговых услуг, оказываемых
населению, позволяет привлечь в магазин большее количество покупателей и
увеличить получаемые доходы.
2. Общая организационно-экономическая
характеристика универсама
2.1. Понятие
розничного товарооборота
Под розничным товарооборотом понимают передачу
товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается –
он поступает в сферу потребления.
Как экономический показатель розничный
товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей
в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную
выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров.
Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и
потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах,
развитие торговой сети.
Согласно Инструкции Госкомстата Российской
Федерации1 розничным товарооборотом является
продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа
товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими
контингентов населения.
Розничный товарооборот как статистический показатель
отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в
официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом
характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в
промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение
благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и
оптового) имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота –
объем реализации в денежном исчислении, качественная – структура
товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля
отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного товарооборота классифицируют
по видам продаж:
•
выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах,
палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;
•
товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по
продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая
наценку;
•
выручка от реализации медикаментов в аптеках;
•
выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко разграничить понятия
"состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота
складывается из различных видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки,
сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету),
расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Структура товарооборота
Товарная структура розничного товарооборота
включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые
разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации
рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.
Структура продовольственных товаров состоит из
следующих ассортиментных групп:
мясо и мясопродукты;
рыба и рыбопродукты;
жиры;
молоко и молочные продукты;
яйца;
сахар;
кондитерские изделия;
чай;
соль;
хлеб и хлебобулочные изделия;
мука, крупа и макаронные изделия;
картофель;
овощи;
плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни;
другие продовольственные товары;
сопутствующие товары.
Система показателей товарооборота
К показателям, характеризующим товарооборот
торгового предприятия, относятся:
-
объем товарооборота в
стоимостном выражении в текущих ценах;
-
объем товарооборота в
стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
-
ассортиментная структура
товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты);
-
однодневный объем
товарооборота (руб.);
-
объем товарооборота в
расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
-
объем товарооборота на 1 м2
общей площади, в том числе торговой площади;
-
время обращения товаров,
дни оборота;
-
скорость товарооборота,
число оборотов.
2.2. Анализ
товарооборота
Задачи анализа товарооборота:
-
изучение динамики
показателя;
-
анализ и оценка
ассортиментной структуры;
-
определение и оценка
факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;
-
анализ
товарооборачиваемости.
Методы анализа:
-
построение динамических
рядов;
-
использование
относительных и средних величин;
-
сравнение;
-
индексный метод;
-
построение трендовых и
регрессионных моделей динамики;
-
цепная подстановка;
-
балансовая увязка
показателей;
-
построение графиков и др.
Анализ товарооборота начинают с определения
его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за
исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми
показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных
интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления
позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности
предприятия намеченной стратегии развития.
В процессе анализа динамики товарооборота
используют систему индексов:
индекс физического объема товарооборота (Iф);
индекс товарооборота в фактически
действовавших (текущих) ценах (Iт);
индекс цен (Iц).
Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и
структуры реализованных товаров на динамику показателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|