Алтайский край.
Началом развития алтайских
жилищных товариществ можно считать май 1994 г., когда было подписано
постановление администрации города Барнаула № 227 "Об экспериментальном
создании товариществ домовладельцев" на базе четырех жилых домов (один
стоял бесхозным уже более двух лет, три дома были построены на средства
инвесторов, а потому не принимались в муниципальную собственность). Правовой основой
образования первых товариществ стали Закон РФ №4218-1[27] и Указ Президента РФ
№ 2275[34] .
Сегодня в крае действует 156
ТСЖ, на балансе которых находится около 770 тыс. кв. м жилья (7 % от общего
объема муниципального и государственного жилищного фонда края), из них форму
самообслуживания выбрали 67 % товариществ.
Возможность образования ТСЖ в
жилищном фонде различных типов позволила собственникам единиц кондоминиума
выбирать наиболее удобные формы управления и обслуживания домовладения в
каждом конкретном случае. Так, из 156 зарегистрированных товариществ
образовались:
на стадии строительства
................................................………. 3
во вновь построенном жилом доме
........................………….. 43
на базе муниципального жилищного
фонда.................……… 31
на базе ведомственного жилищного
фонда ...................……….-
на базе ЖСК, МЖК,
ЖК....................................………….......... 76
в поселках индивидуальной
застройки …………………………. 1
в бывших общежитиях при
изменении статуса жилого дома .... 2
Изменилось и правовой положение
жилищных товариществ, основой которого стал Федеральный закон № 72-ФЗ[28],
разграничивший понятия "кондоминиум" и "товарищество
собственников жилья". Немаловажное значение имеет Программа развития
товариществ собственников жилья в Алтайском крае на 1997 и последующие годы,
принятая постановлением администрации Алтайского края и включающая перечень
мероприятий по правовой и финансовой поддержке создаваемых ТСЖ.
Идея программы такова,
необходимо передать приватизированный жилищный фонд а управление объединениям
собственников, т. е. ТСЖ. Ведь никто лучше самих жильцов не сможет
распорядиться совместным имуществом, решая при этом вопросы безопасности
проживающих, так как подъезд становится продолжением квартиры, а не улицы.
Средства, которые житель платит
на содержание абстрактного жилого комплекса района или города, при создании
жил-товариществ остаются в распоряжении конкретного дома, так как ТСЖ является
управляющей организацией земельно-имущественного комплекса, называемого
кондоминиумом.
Сложившаяся в прошлом политика
замораживания тарифов на жилищные и коммунальные услуги для населения при
систематическом недофинансиравании из бюджетов ремонтно-эксплуатационных нужд
привела к обветшанию жилищного фонда, снижению надежности инженерных систем.
Устарели технологии эксплуатации, особенно расточительно расходуются
топливно-энергетические ресурсы.
Невысокий уровень участия
населения в оплате издержек предприятий по обслуживанию жилищного фонда и
производству коммунальных услуг (в 1990 г. - около 2 % от реальных затрат) не
способствовал воспитанию бережного отношения к жилищной собственности, породил
привычку у отдельных групп собственников жилья к иждивенчеству. Взяв от
приватизации самое "лакомое" - права, собственник "забыл",
что у него появилась масса обязанностей, которые он охотно возложил на местные
органы самоуправления.
Решение социально-экономических,
правовых и организационных проблем формирования кондоминиумов в крае, создания
и деятельности товариществ собственников жилья - чрезвычайно важный элемент
дальнейшего развития реформы ЖКХ, эффективного управления недвижимостью в
жилищной сфере, развития конкуренции в сфере ЖКХ, снижения бюджетных затрат за
счет применения энергосберегающих технологий, жесткого учета потребляемых
коммунальных услуг. Реформа в жилищной сфере превратила огромное количество
квартиросъемщиков в собственников жилых помещений и привела к изменению
отношений собственности в пределах одного конкретного дома.
Существуют проблемы с внедрением
нового, но, как любой творческий процесс, это нормальное явление, которое требует
поэтапного решения, и этим должны заниматься органы местного самоуправления.
Непонимание важности создания
товариществ и их деятельности, недостаточная поддержка администраций отдельных
городов и районов края, а иногда и прямое противодействие их бюрократических
структур, недостаточная информированность населения о преимуществах
самоуправления, низкая активность в создании ТСЖ могут привести в тупик. В
бюджете нет средств на содержание жилья, износ жилищного фонда велик, освоение
объемов, капитального ремонта составляет 4 % от запланированных.
Законодательная база уже сегодня
позволяет найти выход из этого тупика, так как органы местного самоуправления
имеют право регистрировать кондоминиумы по заявлению балансодержателя. Согласия
собственников на эту регистрацию не требуется, так как кондоминиум - совладение
собственностей, он сложился фактически в результате приватизации, что и подтверждается
регистрацией.
Следующий этап - избрание
собственниками формы управления зарегистрированным кондоминиумом. Это либо образованно
ТСЖ, либо передача функций по управлению на договорной основе Службе единого
заказчика. Кондоминиум может обслуживаться также по выбору собственников: либо
непосредственно службой товарищества (самообслуживание), либо по договору с
организацией любой формы собственности, имеющей соответствующую лицензию. Этот
процесс ускорит развитие конкуренции в сфере управления и обслуживания жилья,
Тормозят развитие товариществ
собственников жилья на сегодняшний день тарифы на текущее содержание жилфонда.
Проблема в том, что житель независимо от формы собственности жилья оплачивает
только 30-40 % от фактических затрат на его содержание, разница должна
возмещаться предприятию - поставщику услуг из местного бюджета. Если
муниципальные предприятия ЖКХ получают эту компенсацию (в целом или частично),
товарищества положенных по закону средств не видят, т. е. изначальное
неравноправие полностью дискредитирует идею создания ТСЖ.
Проверки технического и
санитарного состояния жилищного фонда ТСЖ показали заметное отличие его от
муниципальных домов: чистота и порядок на лестничных клетках, постоянное освещение
подъездов, рабочее состояние тепло-, электро-, сантехнического и лифтового
оборудования. подготовленные к зиме подвалы и технические этажи,
отремонтированные детские площадки и элементы благоустройства, своевременно
выполняемые заявки, упрощенная схема получения справок по месту жительства и
оформление документов в паспортной службе.
Учитывая что штат специалистов
ТСЖ нанимается преимущественно из числа его жильцов (для достижения оперативности
и качества выполнения заявок), имеющих необходимую квалификацию, решается еще
и вопрос создания новых рабочих мест, т.е. проблема безработицы в конкретном
доме.
Общность забот по обустройству
домовладения, сохранности общедолевой собственности, улучшению ее состояния делает
проживающих под одной крышей жильцов в полном смысле соседями, которые
стремятся действовать совместно, предлагая свои идеи и помощь во благо дома.
Например, по предложению членов товариществ "Оптимист",
"Вэлма", "Энергетик" были оборудованы вахты с круглосуточно
работающими консьержами, в ТСХ "Инициатива" на подоконниках
лестничных клеток жильцы выращивают цветы, ТСЖ "Западный" выиграло
городской конкурс на лучшую ледовую горку, а "Орбита" и
"Вэлма" получили дипломы 3-й степени Всероссийского конкурса на
лучшую организацию ЖКХ в своей номинации. Товарищества собственников жилья
Индустриального района Барнаула образовали уже целый микрорайон, Они известны
не только в Алтайском крае, но и в соседних областях как пример нового
управления жилищным фондом, в котором гармонично развивается новое
строительство и ведется эффективное управление построенным.
Вместе с тем за последний год
отмечен спад в образовании товариществ собственников жилья, основные причины
которого заключаются в следующем:
отсутствует механизм
государственной регистрации кондоминиума, предусмотренный в Федеральном законе
№ 72-ФЗ[28] ;
не осуществляется бюджетное
финансирование возмещения стоимости текущего содержания жилья до уровня муниципального
жилищного фонда;
отсутствует единая схема
налогообложения и бухгалтерского учета в ТСЖ,
возникают проблемы во
взаимоотношениях с предприятиями - поставщиками коммунальных услуг, являющимися
естественными монополистами;
плохо информируется население о
реализации прав и обязанностей по содержанию и эксплуатации приватизированного
жилищного фонда.
Новочеркасск.
Администрация города поставила
перед собой задачу улучшить состояние жилищного фонда, развивая альтернативный
муниципальному способ управления жилыми домами, через создание товариществ
собственников жилья. Собственники жилья, заинтересованные в хорошем состоянии и
качественной эксплуатации своего недвижимого имущества, объединившись в
товарищество, могут не только обеспечить эффективное управление и обслуживание
общего имущества, входящего в состав кондоминиума, но и получить выгоду от его
использования.
В Новочеркасске сложилась
благоприятная обстановка для создания ТСЖ. Во-первых, в городе высока доля
приватизированного жилья в муниципальном жилищном фонде (более 60 %), что
значительно превышает среднероссийский уровень. В домах хорошего и
удовлетворительного состояния этот показатель еще выше. Во-вторых,
администрация города проводит разумную тарифную политику. Повышение уровня
платежей населения одновременно сочетается с социальной защитой
малообеспеченных семей.
В 1994 году после выхода
Временного положения о кондоминиуме, Утвержденного указом Президента РФ, в
Новочеркасске начали работать над созданием местной нормативно-законодательной
базы. В 1995 году были зарегистрированы 15 ТСЖ.
С 1997 года организацией и
координацией деятельности ТСЖ занимается отдел в составе четырех человек в
структуре Комитета по жилищной реформе администрации города. Это был первый
шаг. ТСЖ нужно помочь организоваться и зарегистрироваться, все финансовые
расходы, связанные с регистрацией, берет на себя администрация города.
Администрация города в полной мере осознала потребность подготовки профессиональных
управляющих недвижимым имуществом.
В августе 1997 года в городе был
создан межрегиональный консультационно-методический центр, одной из функций
которого является проведение обучающих семинаров для председателей и
управляющих ТСЖ. Председатели, управляющие и бухгалтера зарегистрированных ТСЖ
в обязательном порядке, бесплатно проходят курс обучения в этом центре.
Комитет по жилищной реформе
совместно с товариществами подготовил программу ресурсосберегающих мероприятий
для ТСЖ, на первом этапе которой были установлены водо- и теплосчетчики в шести
кондоминиумах. Что позволило жильцам сэкономить средства.
Очевидно, что деятельность ТСЖ в
Новочеркасске успешна во многом благодаря доброй воле и активной работе
администрации города. Оказывая организационную и финансовую поддержку развитию
общественного самоуправления, администрация активно включает домовладельцев в
процесс реализации их прав по управлению недвижимым имуществом.
Сейчас в Новочеркасске с
населением 210 тыс. человек активно действуют товарищества, созданные на базе
домов всех форм собственности: муниципальной, ведомственной, кооперативной и
домов- новостроек. Практически более 10% городского жилого фонда управляется
товариществами.
Изучение и анализ создания и
функционирования товариществ собственников жилья в РФ показал, что сегодня идея
организации управления жильем в РФ на основе товариществ собственников жилья
активно поддерживается многими организациями, объединяющими членов бывших ЖСК,
ЖК и образованных товариществ собственников жилья. На основе положительного
опыта деятельности товариществ, которым удалось добиться реализации предусмотренных
законодательством правомочий видно, что это стало возможным в результате
активной общественной поддержки, а также целенаправленных действий органов
власти отдельных регионов Российской Федерации и местных властей, которые способствуют
созданию кондоминиумов и деятельности ТСЖ.
В общей сложности, по данным
Госкомстата России в 2001 году в России насчитывалось более 4.5 тыс. товариществ
собственников жилья, большая часть из которых пока формируется на базе
жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) в новом строительстве. В меньшей
степени этот прирост обеспечивает создание товариществ собственников жилья на
базе государственного, муниципального и кооперативного жилищного фонда.
Таким образом, приходится
констатировать, что процесс создания кондоминиумов в большинстве регионов и
городов России идет медленными темпами. В настоящее время численность
зарегистрированных кондоминиумов, товариществ собственников жилья, составляет
менее одного процента в общем объеме жилищного фонда, и более того, не все товарищества
взяли на себя бремя управления принадлежащей им собственностью. Как правило,
эти функции по договору передаются тем же ЖЭКам, трестам, МУПам, несмотря на
признание эффективности управления недвижимостью в жилищной сфере объединениями
домовладельцев за счет снижения затрат на ее обслуживание и повышения качества
представляемых коммунальных услуг.
Анализ показывает, что серьезной
причиной, сдерживающей развитие этой формы самоорганизации жителей, является
отсутствие у граждан опыта самоуправления, психологическая их неготовность и
боязнь взять на себя ответственность за будущее жилого дома и другие факторы
основанные на недостаточном знании, понимании вопроса управления домовладением,
а также экономической и политической нестабильностью в обществе.
2.3 Особенности управления
жилым фондом в РБ.
Сегодня в республике создано 64
товарищества собственников жилья, в том числе в городах Уфе, Стерлитамаке,
Нефтекамске, Агидели, Туймазы, Октябрьском, Дюртюли, Ишимбае, п. Уптино
Уфимского района, и Приютово Белебеевского района, п.Раевка Альшеевского
района. На их обслуживании находится дома общей площадью 1167,6 тыс. кв.
метров.
В настоящее время товарищества
собственников жилья становятся основной формой управления в домах-новостройках,
где большая часть квартир принадлежит частным лицам, в домах ведомственного
фонда и ЖСК, члены которых полностью выплатили пай за квартиру.
Однако создание ТСЖ в
большинстве районов и городов республики идет медленными темпами. Существует
ряд проблем, затрудняющих создание и деятельность жилищных товариществ:
- недостаточна поддержка
администраций отдельных городов и районов в создании и функционировании ТСЖ, а
иногда встречается и прямое противодействие их бюрократических структур;
отсутствует
финансово-организационный механизм распределения и перевода бюджетных
дотаций (на эксплуатацию жилья, его текущий и капитальный ремонт, отдельные
виды коммунальных услуг и др.) непосредственно на счет ТСЖ;
- не разработан механизм
предоставления товариществам прав пользования и распоряжения нежилыми
помещениями и частями земельного участка кондоминиума;
недостаточна информированность
населения обо всех положительных примерах деятельности ТСЖ и преимуществах
самоуправления, поэтому низка его активность в создании товариществ.
С целью активизации деятельности
товариществ собственников жилья Кабинет Министров Республики Башкортостан
принял постановление № 274[33]. В соответствии с которым Министерствам
строительства, жилищно-коммунального хозяйства: осуществлять организационное и
нормативно методическое обеспечение ТСЖ, а также координацию действий
администраций городов и районов по созданию и участию в деятельности ТСЖ.
Рекомендовать главам
администрации городов и районов способствовать созданию ТСЖ как одной из форм
управления жилым фондом, для чего необходимо:
Предоставлять
ТСЖ дотации из местных бюджетов за счет средств предусматриваемых на содержание
объектов жилищно – коммунального хозяйства, финансирование затрат по
содержанию, текущему и капитальному ремонту, компенсации (субсидии) отдельным
членам товариществ, имеющих право на соответствующие льготы и субсидии, на
основании договора о целевом бюджетном финансировании ТСЖ.
Назначить представителей города
и района, ответственных за создание и деятельность ТСЖ, которые должны
оказывать им практическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью.
Жилищно - эксплутационным
организациям обеспечить на договорной основе прием домов ТСЖ на техническое
обслуживание по действующим на соответствующий период ценам и тарифам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|