Но в то же время некоторые
аспекты зарубежного опыта можно применить в Российской действительности:
-
введение конкуренции в
области обслуживания жилого фонда;
-
введение жесткого контроля
за предприятиями - естественными монополистами (газ, вода, электроэнергия, и
т.д.);
Глава II.
Функционирование ТСЖ в РФ и РБ
2.1 Истоки зарождения ТСЖ в
России.
Экономические преобразования в
России 90-х гг., приватизация недвижимости вызвали новые процессы, происходящие
в жилищной сфере. Появился отсутствующий ранее класс собственников жилья. Во
многих городах и поселках собственников сейчас большинство в общей массе
жителей. Но вместе с появлением нового класса собственников недвижимости
возникла и необходимость преобразований в жилищной сфере.
Жилищная реформа, проводимая, в
РФ предполагает, что в ближайшие годы население будет полностью оплачивать
содержание жилья и коммунальные услуги. За последние годы коммунальные платежи
действительно выросли во много раз, а качество обслуживания не улучшилось.
Всем известно все ухудшающееся состояние жилищного фонда. Люди и сами не
по-хозяйски относятся к своему дому, юридически став собственниками, фактически
не лелеют и не приумножают свою собственность.
Наиболее перспективной схемой
управления многоквартирными домами и регулирования правовых отношений между
владельцами общего имущества можно считать товарищество собственников жилья
(ТСЖ). ТСЖ позволяет объединить домовладельцев для управления, эксплуатации,
владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
В реформе ЖКХ именно
товарищество предусматривалось в качестве основной организационно-правовой
формы управления жилым домом, в котором большинство квартир оказалось в
частной собственности.
Слабая поддержка, а подчас и
противодействие местной администрации; боязнь хлопот и крупных расходов по
регистрации кондоминиумов и товариществ собственников жилья; не
информированность населения, неимение наглядных положительных примеров;
отсутствие профессионалов в области домовладения, всегда готовых прийти на
выручку; плачевное состояние дома - все это отпугивает людей от идеи создания
товарищества собственников жилья. Между тем, мы надеемся на лучшее. Ждем, что
именно наш дом станет объектом пристального внимания местных коммунальных
служб, и именно на него они обрушат свою любовь и заботу. А надежды так ими и
остаются. Собственники, по большому счету, сами должны заботиться о своем
имуществе, лишь тогда управление жилищным фондом будет эффективным. Это
показывает исторический опыт управления в жилищной сфере, зарубежная практика,
а также опыт деятельности первых отечественных товариществ собственников жилья.
Жилищная проблема возникла давно
и имеет множество вариантов решения. В ситуации двадцатых, как и сегодняшней,
была налицо хозяйственная разруха и стремление к восстановлению разрушенного.
Результаты мер и мероприятий проводимых тогда, оказались успешными и помогли
восстановить и даже нарастить жилищный потенциал страны. Современные попытки
пока не столь эффективны.
А начиналось все после голода и
разрухи гражданской войны, когда говорить о каком-либо качестве бытовых услуг
казалось просто нелепо. Средств на строительство нового жилья не было, поэтому
первоочередной задачей стало сохранение и восстановление существующего жилья.
На первый план выхолили амортизация, ремонтные работы и грамотная эксплуатация
жилого фонда.
Домовое хозяйство «проявило»
неэффективность государственного централизованного управления, при котором
невозможно было учесть обстоятельства и потребности конкретного дома. То, что
качественная домовая работа есть работа штучная, наглядно доказал краткий
период военного коммунизма. Изменение жилищной политики произошло в
последующий период НЭПа. Несмотря на многие ограничения именно тогда был
восстановлен жилищный фонд за счет высвобождения инициативы людей из-под
гнета государства.
НЭП сурово ограничивал величину
частного капитала и собственности. Не допускалась передача в частные руки
бывших доходных многоквартирных домов, которые оставались в собственности
местной власти, (муниципализированные жилые дома) Управлялись эти дома централизованно
и, при отсутствии интереса к управлению, находились в удручающем состоянии.
Однако выход был найден в
создании жилищных товариществ, коллективных арендаторов муниципальной
собственности, поскольку передать в управление жильцам многоквартирные здания
можно было только на условиях аренды. Для того чтобы передача домового
хозяйства в руки коллективов жильцов оказалась эффективной, необходимо было
восстановить платность жилья и коммунальных услуг, отмененные после революции,
в период военного коммунизма. Проблемой стала «утрата» населением привычки
платить за жилье и коммунальные услуги. Реальной опорой на первых шагах стал сохранившийся
средний класс и т.н. «нетрудовые элементы» (частные собственники имущества).
Возврат привычки оказался растянутым на десятилетия. Тем не менее, передача в
аренду жилых домов позволила на первых порах изыскать так необходимые средства
на восстановление жилья.
Восстановление платности жилья,
в необходимом объеме еще не означало решение проблемы (как это представляется
современным реформаторам). Для децентрализации домового хозяйства население
должно было осознанно взять на себя бремя забот, а для этого необходимо было
создать некоторые привилегии и привлекательные условия. Было отменено
административное выселение из домов жилищных товариществ, позволено «самоуплотнение»
излишков площади, дано право членам товариществ на первоочередное получение
площади в кооперативе, право сдачи свободных помещений в субаренду и др. Кроме
того, товариществам разрешено было коммерческое использование нежилых
помещений и получение кредитов банка. И все это открывало перспективу выкупа
здания в собственность.
Наконец, полагая ведение
домового хозяйства в условиях дефицита средств достаточно сложным делом,
коммунальщики усмотрели необходимость в подготовке специальных хозяйственных
кадров, работающих в товариществах жилищно-арендной кооперации (ЖАКТах) на
основе найма. Подготовка управдомов осуществлялась на паевых началах
ассоциациями тех же ЖАКТов. Все эти мероприятия способствовали массовому созданию
товариществ.
Ситуация в современной России
требует возрождения чувства Хозяина а Доме, бережного отношения к нашему
многострадальному жилищу. Опыт НЭПа убеждает нас в том, что это возможно. На
новом историческом этапе массовая приватизация жилья в России превратила
огромное число квартиросъемщиков в собственников жилья и привела к изменению
отношений собственности в пределах многоквартирного жилого дома. Остается
обратить себе в пользу новые отношения собственности. Следует приумножать свой
капитал в виде имеющихся у нас жилых помещений, выбрать наиболее эффективную
организационно-правовую форму объединения собственников.
В России, на федеральном уровне
и на уровне субъектов федерации, уже создастся необходимая законодательная
основа правового оформления кондоминиумов (совместной собственности) и
товариществ собственников жилья как формы управления совместной собственностью,
т.е. домом и придомовой территорией. Принят и действует Федеральный закон «О
товариществах собственников жилья», администрациями городов и районов
принимаются программы, предусматривающие организационно-правовые и экономические
меры по поддержке товариществ. Формируется положительный опыт деятельности
ТСЖ, которым удалось добиться осуществления предусмотренных законодательством
прав.
2.2 Опыт
муниципальных образований РФ в управление жильем.
Томск.
В марте 1999 г. при поддержке
отдела местного и территориального общественного самоуправления администрации
г. Томска было создано Томское некоммерческое партнерство "Центр
содействия защите прав и законных интересов объединений собственников
жилья", объединившее более сотни ЖСК и ТСЖ города, которое поставило перед
собой цели координации деятельности товариществ собственников жилья, обеспечения
их правовой защиты, осуществления взаимодействия объединений собственников
жилья с органами власти всех уровней, развития форм общественного
самоуправления ЖСК и ТСЖ в рамках партнерства.
Одновременно начинает меняться
отношение органов власти всех уровней к собственникам жилья. Вступил в силу
Закон Томской области от 25.10.2000 №45-03 "О социальной защите
домовладельцев и нанимателей жилых помещений в кондоминиумах", который
определяет правовые и финансово-экономические основы деятельности жилищно-строительных
кооперативов и товариществ собственников жилья и обеспечивает их социальную
защиту в процессе перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Следует отметить, что
департамент ЖКХ города в условиях реформирования жилищно-коммунальной системы
занял активную и последовательную позицию: идет демонополизация сферы
обслуживания с проведением конкурсов, внедряется муниципальный заказ, решается
проблема укрупнения муниципальных предприятий, контроля за их деятельностью и
расходованием муниципальных средств. Постоянно идет работа по повышению
качества предоставляемых населению услуг и оказывается содействие
самоуправлению жилыми помещениями, находящимися в частной собственности.
В департаменте ЖКХ города создан
отдел по работе с ЖСК и ТСЖ, разрабатывается нормативно-правовая база, регулирующая
их деятельность, которая должна ликвидировать "белые пятна" правовых
отношений. Так, подготовлено и вступило в силу постановление мэра г. Томска от
01.11.99 №720 "Об осуществлении прав муниципалитета г. Томска в
товариществах собственников жилья". Оно дает право департаменту ЖКХ представлять
муниципалитет в домах ЖСК и ТСЖ, где имеется муниципальный жилищный фонд.
Также постановлением мэра города утверждено Положение о порядке расчетов за
жилищно-коммунальные услуги и возмещения убытков от эксплуатации
муниципального жилья в ТСЖ (жилищно-строительных кооперативах),
зарегистрированных на территории г. Томска, в которых одно или более помещений
принадлежат на праве собственности муниципалитету г. Томска. С участием городской
администрации партнерством решен вопрос о возмещении расходов, связанных с
внутридомовым обслуживанием системы водоснабжения.
Несомненным успехом совместной
работы партнерства с органами власти является выделение в областном бюджете
2000 г. дотации на техническое содержание домов ЖСК, ТСЖ.
Ближайшей задачей является
создание рабочего механизма передачи владельцами функций по управлению
жилищным фондом уполномоченной управляющей компании.
Одним из важнейших направлений
работы становится стимулирование создания ТСЖ на базе муниципального фонда.
Партнерство с участием
представителей городской администрации осуществляет формирование базы данных
по характеристикам жилищного фонда каждого ТСЖ, ЖСК. Данная информация
позволит оперативно решать возникающие текущие проблемы и планировать
количество льгот и субсидий на коммунальные услуги.
Реформирование сферы ЖКХ невозможно
без повышения уровня квалификации участников данного процесса. С учетом этого
впервые было организовано обучение руководителей ЖСК и ТСЖ по наиболее
актуальным проблемам деятельности жилищных товариществ.
Москва.
В России Закон №72-ФЗ[28] был
принят только в 1996 г. С этого времени определяются нормы отношений
собственников в многоквартирных домах - там, где есть собственник -
государство, собственник - юридическое лицо и собственник - гражданин. В
дореформенный период гражданское законодательство России это запрещало: у нас
не могло быть одновременно собственности совместной или долевой - общей
собственности государственной и собственности физического лица. Сейчас это
узаконено: в одном доме могут быть различные субъекты этого права.
Как Закон исполняется в г.
Москве?
На сегодня, если говорить о
результатах, а не о процессе, на три миллиона квартир - 460 товариществ
собственников жилья. Но далеко не все они реально владеют жилищным фондом.
Инерционная государственная машина, когда всем жилищным фондом управляло
государство, продолжает действовать.
В августе прошлого года
Правительство Москвы приняло очередную программу формирования в городе
товариществ собственников жилья. И здесь есть несколько моментов, на которые
хотелось бы обратить внимание,
Территориальные органы района -
основное звено в системе управления города; они призваны содействовать и
разъяснять жителям условия процесса формирования объединений жителей.
Следующее звено по вертикали, также призванное содействовать этому процессу, -
префектуры города. Их десять, в соответствии с городской структурой. Вертикаль
заканчивается мэром. Сейчас в Москве действует программа "Мой двор - мой
подъезд"? которая, помимо задач сохранности жилья, направлена на развитие
инициативы граждан. И здесь есть еще один интересный момент: самоуправление
как таковое, с точки зрения государственного устройства, это вторая ветвь
власти. В нашей Конституции государство представлено органами власти и органами
местного самоуправления.
Самоуправление в жилищной сфере
- это управление имуществом. К сожалению, в нашем обществе вопросы имущественные
и вопросы чисто политические часто смешиваются. Сейчас есть опасность, что
функции органов, управляющих имуществом, начнут выполнять так называемые
территориальные общины, действующие на территории города, которые как раз
призваны следить за правами граждан и указывать органам власти на
несоответствие законам некоторых действий, в том числе и должностных лиц.
Смешение этих понятий может опять привести к тому, что институт самоуправления
как политическая структура не получит необходимого развития.
К сожалению, сегодня развитию самоуправления
препятствует определенный дисбаланс интересов жителей и органов администрации,
который заключается в следующем: система распределения жилья в прошлом была
такова, что в одном многоквартирном доме могли жить люди и состоятельные, и
социально незащищенные. Но в то время не было такого расслоения общества, и
это не было заметно. Сейчас в России в целом, и в Москве - особенно, имеется
колоссальное расслоение населения.
В этих условиях очень актуальный
становится вопрос о создании фонда социального использования, предназначенного
для проживания граждан, которые в соответствии с нормой Конституции требуют
определенных льгот, субсидий, дотаций. Граждане, имеющие возможность в полной
мере сами содержать имущество, предъявляют требования к состоянию жилищного
фонда, они хотят жить лучше, хотят, чтобы подъезд был чистый, красивый, даже
если это стоит дороже. Однако система распределений жилья инерционно
продолжает создавать дома без учета интересов и доходив жильцов. Это приводит к
конфликтам интересов. Это затрудняет объединение жителей и приводит к тому,
что полностью дотируются дома, где живут и богатые, и бедные, т. е. к тому, что
бюджетные средства расходуются нерационально.
И последнее, о чем хотелось бы
сказать, - это о развитии института управляющих жилищным фондом. Этот институт
может быть одной из наиболее доходных отраслей деятельности, но нужно
констатировать, что он также находится в зачаточном состоянии. В Москве
жилищным фондом в основном управляют государственные унитарные предприятия -
Дирекции единого заказчика. В соответствии с гражданским законодательством
унитарное предприятие управляет государственным имуществом. Имущество уже не
все государственное? Однако инерционно все продолжается по-прежнему. И
государственные дотации идут на эти государственные унитарные предприятия.
Реформа жилищно-коммунального
хозяйства в России предполагает развитие частной инициативы, частных
управляющих компаний, В Москве этот институт пока не получил достаточного
развития, хотя уже есть частные компании, которые управляют жилищным фондом. В
основном такие отношения складываются в новостройках, в которых
преимущественно проживают люди, купившие квартиры, а значит, имеющие средства
для выбора компании, где обслуживание будет дороже, но эффективнее, с их точки
зрения.
В настоящее время в
Юго-Восточном округе Москвы проводится эксперимент по передаче на конкурсной
основе 160 зданий в управление частным компаниям. Прогрессивное, безусловно,
явление, но слово "эксперимент" показывает, что это не носит
массового характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|