Появились
зачатки нормальной рыночной среды, характеризующейся конкурентной борьбой малых
предприятий на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Малые
предприятия в борьбе за выживание учились самостоятельно приспосабливаться к
сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они начали активно
диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины
предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г.
занимались еще и торговлей.
Впервые
за несколько лет в 1995 г. произошло увеличение численности занятых на одном
малом предприятии - на 0,8% по сравнению с 1994 г. Конечно, величина прироста
невелика, но иллюстрирует данные социологических опросов, в ходе которых
руководители малых предприятий говорили о необходимости численного расширения
своих предприятий. Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной
активности МБ. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос
в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза. В стране начался процесс
определенного реального укрепления российской государственности, выразившийся,
в том числе, в активизации налоговых служб. Перед малыми предприятиями, не по
своей воле находящимися под бандитской «крышей», встала острая дилемма: или
полностью легализоваться и любым способом избавиться от этой «крыши», или
совсем уходить в «тень».
В
1994-1996гг. российский МБ остро нуждался в поддержке и защите государства. Это
осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление
системы поддержки МБ происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в
субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития
МБ и создавались первые фонды его поддержки.
На федеральном
уровне первая программа поддержки МБ была принята только в 1994 г., но она так
и не была до конца выполнена. Федеральный закон о государственной поддержке МБ
был принят в 1995г., но его содержание оказалось полностью выхолощенным по
сравнению с проектами, разрабатываемыми с 1992г. На созданный в 1995 г.
Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ
(ныне ликвидирован) возлагались большие надежды, но конкретных дел было мало.
Работали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд
содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, но их
финансовые и организационные возможности были крайне малы. Ощущалась острейшая
нехватка финансовых средств для поддержки с трудом выживающих российских малых
предприятий.
Наметившаяся
еще в 1995г. тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г.
усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было связано с новыми
подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сократился круг
предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих
малых предприятий.
В
1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых предприятий, в
целом по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув наибольшего значения
в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении — 43%; в сельском
хозяйстве — 10,2, на транспорте — 8,6%. Меньше малых предприятий стало в сфере
науки и научного обслуживания — на 4.6%, материально-технического снабжения и
сбыта — на 0,8%.
Численность
индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля
1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по
совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования
юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн.
человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян.
Сложившаяся
отраслевая структура МБ за эти годы практически не изменилась.
Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной,
чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть малых предприятий работала в
сфере торговли и общественного питания — 43,2%; в строительстве и промышленности
функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне
объяснимо, во-первых, самой спецификой МБ как сектора экономики, а во-вторых —
мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной
сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе МБ за
эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе
российских малых предприятий незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г.
до 15,7% на начало 1999г. Доля строительных предприятий также увеличилась — с
13,8 до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным
питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от
общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. — 44,5%.
Общая
численность занятых на малых предприятиях уменьшилась за период с 01.01.1995 г.
по 01.01.1998 г. в 1,8 раза. Сокращение численности занятых было обусловлено
главным образом сменой критериев отнесения предприятий к категории малых.
Сокращению же числа работающих способствовали такие факторы, как интенсификация
предпринимательской деятельности и переключение бизнеса на ресурсосберегающий
режим функционирования. По итогам 1997 г, однако, впервые (начиная с 1995 г.)
был зарегистрирован прирост общей численности занятых в МБ — темп прироста
составил 1,8%. Правда, численность работающих на постоянной основе на малых
предприятиях всех отраслей за три года все же в целом уменьшилась в 1,3 раза,
но это сокращение затронуло постоянный персонал в меньшей степени, чем занятых
по совместительству и на условиях краткосрочного найма. Это — результат
кадровой политики руководителей малых предприятий, стремившихся в относительно
стабильной ситуации сохранить, прежде всего, основной состав работников.
Немаловажно и то, что с 1995 г. перестал действовать прогрессивный налог на
превышение фонда оплаты труда.
На
начало 1998г. на малых предприятиях России работали 8638,7 тыс. человек.
Преобладала занятость на постоянной основе, которая отражается в статистике как
среднесписочная численность. Доля среднесписочной численности (6514,3 тыс.
человек) в общей численности работников составила 75,4%. В целом средняя
численность занятых на одном малом предприятии составила 10 человек. Самыми
крупными были строительные предприятия, на каждом из которых в среднем работали
15 человек. По 14 человек работающих было на предприятиях промышленности,
сельского хозяйства, транспорта. Самые малочисленные предприятия — в сферах
торговли и общественного питания, информационно-вычислительного обслуживания,
общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: в
среднем на них работало по б человек.
Численность
постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям
составила 7 человек. По итогам 1998г. наибольшая занятость наблюдалась в трех
отраслях народного хозяйства: на промышленных предприятиях работали 22,1%, на
строительных — 25,3%, на предприятиях торговли и общественного питания — 28,3%
от общей численности работающих на малых предприятиях.
Численность
работающих на промышленных малых предприятиях сократилась за указанный период в
1,8 раза, в торговле и общественном питании — в 1,5 раза. В наибольшей мере, в
2,4 раза, уменьшилось число работающих на строительных предприятиях.
Увеличилось число занятых лишь в двух отраслях: в сельском хозяйстве (темп
прироста — 26%) и на транспорте (темп прироста — 28%). Отраслевая структура
постоянно занятых на малых предприятиях с начала 1995 г. изменилась следующим
образом. Уменьшилась доля постоянно работающих на предприятиях основных отраслей
материального производства: в промышленности — с 28,1 до 22,9%, в строительстве
— с 31,0 до 24,1%. Доля торговли и общественного питания в обеспечении
постоянной занятости в МБ, напротив, возросла с 24,8 до 31,7% (прежде всего,
это обусловлено сменой критериев отнесения предприятий к категории малых).
Отличительной
особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая его доля
в “теневом” секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50%
реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.
Cложившаяся
в последние годы ситуация в малом секторе экономики, а также необходимость
обеспечения его роста требует значительной активизации государственной политики
развития предпринимательства и ее направления на устранение факторов,
сдерживающих рост малого предпринимательства, и факторов, вынуждающих
предпринимателей уходить в "теневой" сектор экономики.
В современной
России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного
влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно -
развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю
приходится до 60% валового национального продукта.
Наблюдаемый
в 1999-2000 годах рост производства продукции (работ, услуг) на малых
предприятиях России, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост
налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских
тенденций и были обусловлены, с одной стороны - сложившейся благоприятной
экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса
населения, умеренными темпами инфляции и другими факторами), а с другой -
компенсационным эффектом после кризиса 1998 года. При этом рост носил
преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых
предприятий практически не увеличивалось.
По
данным Госкомстата России, на 01.01.2001 г. в России действовало 879,3 тыс.
малых предприятий, что на 1,3% ниже соответствующего показателя на 01.01.2000
г. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых
предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Уровень
данного показателя, который можно было бы сопоставить со странами Западной
Европы, достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24
соответственно).
С
2002 года наблюдается некоторая тенденция к росту субъектов малого
предпринимательства. В 2002 году по отношению к 2001 году произошел рост
количества малых предприятий на 4,7 процента. Однако в целом, доля малых
предприятий в общем количестве предприятий по всем отраслям экономики в 2002
году составила лишь 23%.
Малыми
предприятиями в 2002 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 1159,9
млрд. рублей, что хоть и составляет 136% к уровню 2001 года, не превышает 7% от
общего объема производства товаров и услуг в отраслях экономики России.
Инвестиции
в основной капитал малых предприятий остаются крайне малы. Инвестиции по
отраслям экономики в 2001 году составили 43,5 млрд. рублей, в 2002 году - 49,7
млрд. рублей (лишь 2,8% от общего объема инвестиций). В 2003 г. инвестиции
в основной капитал малых предприятий в фактически действовавших ценах немногим
превысили 40 млрд. рублей.
Вклад
предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей
суммарной величине для всех предприятий России в 2002 и 2003 гг.
составил:
|