Меню
Поиск



рефераты скачать Организация и структура малого битзнеса

6,1

Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности

17,0

Привлечение к выполнению госзаказов

17,8

Облегчение доступа к неиспользуемым производственным площадям

9,4

Содействие в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями

4,5

Информационная поддержка

9,2

Упрощение налогообложения

37,2

Общее снижение налоговых ставок

35,8

Отмена (упрощение) лицензирования

7,3

Обучение ведению бизнеса, учета и т. д.

3,3

Защита прав собственности, улучшение работы суда

7,1

Ничего не надо, пусть хотя бы не мешают

14,5

Иное

1,9

Примечание: общее число ответов превышает число опрошенных, так как было возможно до 3-х ответов.

8. Заключение:


 В реферате рассмотрены особенности организации малых и средних предприятий, этапы создания новой организации, кратко описана правовая база, дан обзор по проблемам малого бизнеса в современной России. Использованы и представлены стаистические данные, полученные из современных источников.

Также дан обзор льготных форм бизнеса и намечены перспективы развития МБ в России. В приложении содержится краткая историческая справка.


10.Список использованных источников:

 

1)                www.os.bishelp.ru

2)                www.becon.ru

3)                www.nisse.ru : Малый бизнес в России

4)                www.edu.novgorod.ru

5)                :Организация малого бизнеса – Лекции  Андрей Константинов


Приложение А.

 

История малого бизнеса, малый бизнес в современной России

350 лет назад родился первый отечественный предприниматель Никита Демидов .

Сам Пётр I повелел ему начать производство. Далее предпринимательство  развивалось без особых потрясений (нас не коснулась и буржуазная революция) вплоть до октябрьского переворота 1917 года (я склоняюсь к версии  переворота, а не революции).Как мы знаем, после переворота были национализированы предприятия крупной средней и частично мелкой промышленности, ликвидированы товарные и фондовые биржи. Но через несколько лет правительство повело «новую экономическую политику», заключавшуюся в стимулировании  товарно-денежных отношениё , предприимчивости, инициативы. С 22-го года были разрешены акционерные общества, полные товариществыа и товарищества с ограниченной ответственностью, что способствовало восстановлению сельского хозяйства, да и повышению уровня жизни в целом.

Но пришёл сталинизм со своей коллективизацией и прочими мрачными мерами по построению светлого будущего для всей страны, все демократические предпосылки были перечёркнуты.

Предпринимательство заглохло, а точнее зашло в темнейшую уголовнейшую тень на долгие – долгие годы(Хотя многим ли лучше сейчас, когда теневой бизнес, по некоторым оценкам достигает 40 %от бизнеса в целом и когда успешный бизнес в России свелся к опустошению недр и дележу госсобственности? ). Из проявлений легальной экономической активности со времён нэпа до перестройки можно отметить лишь торговлю продуктами с приусадебных участков.

. Наряду с общим оживлением в жизни общества перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК. Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленных на расширение прав местных советов народных депутатов, и переходе в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.Тогда и появились первые кооперативы в стране.

Не буду вдаваться в историю и политику, отмечу только распространённое мнение о том что в восьмидесятых годах в России открыть свой бизнес было значительно проще чем в наше время.

Так утверждает, например, Антон Мальцев, бывший в 1988 году молодым самарским инженером и вставшим в первые ряды кооператорства: «Ты не поверишь, но я не дал ни одной взятки, чтобы открыть свой кооператив. С нами вообще в те годы носились как с писаной торбой. Показывали по телевизору и называли надеждой коммунистической экономики. Надо было только придумать свой устав и прийти с ним на комиссию, которые были при каждом райсовете. И все, ты уже кооператор! Даже денег на начало собственного дела могли дать!»

Но и кооператорству суждено было быть задушенным: После распада советского строя через открытые границы хлынул поток дешёвых китайских вещей, хоть и некачественных, но абсолютно нового для советского гражданина ассортимента,  с которыми молодые предприниматели и их неокрепшие предприятия конкурировать были не в силах.

Если в начале 1992 г. на прилавках лежало немало товаров, произведенных российскими кооперативами, то уже к его концу это был в основном импорт.

В то же время снятие административно-уголовных запретов на элементарные виды предпринимательской деятельности способствовали бурному росту числа малых предприятий по всей стране: 1992 г. был годом самых высоких с середины 80-х гг. и по сей день темпов роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых на них.

В определенном смысле этот факт феноменален, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга значительно подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, продолжающийся по настоящее время.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых предприятий стала в то время сфера науки и научного обслуживания - здесь число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (в 2,9 раза). Близок к этим данным и рост числа малых предприятий в сфере народного образования (в 2,8 раза).

Можно констатировать, что в условиях провозглашения начала рыночных реформ российский МБ продемонстрировал свои позитивные возможности. Его важнейшими функциями стали обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через «самозанятость», предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто лишь формальной занятости) средств к существованию. В основном речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве, на которые приходилось более 50% малых предприятий.

Бурное развитие торгово-посреднической деятельности стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы МБ.

Все более широкое распространение получал так называемый «челночный» бизнес. Десятки тысяч людей выезжали за товарами за рубеж. Функционировали каналы транспортировки самих «челноков» за границу и закупаемых ими товаров обратно в страну. В Турции, Китае возникли целые крупные поселения, жители которых стали специализироваться на мелкооптовом снабжении российских «челноков» местной продукцией. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

В 1992 г. произошло существенное сокращение доли малых предприятий в промышленности и строительстве. Но относительное сокращение производственного сектора в российском МБ не может оцениваться только как отрицательное явление. Дело в том, что прекратилась деятельность полукриминальных малых предприятий, созданных ранее при советских государственных предприятиях лишь для того, чтобы получать исходное сырье и материалы по низким государственным ценам, а продавать продукцию по свободным высоким ценам. Либерализация цен сделала существование таких малых «производственных» предприятий бессмысленным.

В целом в 1992г. малое предпринимательство было составным элементом массового процесса «учредительства». Через него несколько веков назад прошли все ныне высокоразвитые рыночные страны. Через него уже проходила царская Россия. В 1993 г. процесс бурного «учредительства» выразился в увеличении количества малых предприятий примерно на 2/3. Примерно на миллион человек возросло число полностью занятых в МБ, достигнув рекордной величины в 8,З млн. человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного уменьшилась доля сферы производства. Сложилась относительно устойчивая региональная структура российского малого бизнеса: по численности малых предприятий абсолютным лидером стал Центральный экономический район (36%) во главе с Москвой - (23%). На Северо-запад приходилось 7% малый предприятий.

В статистических данных тех лет обращают на себя внимание значительные отличия отраслевой структуры количества малых предприятий от структуры числа занятых на них. В рамках последней абсолютным лидером оказывалось строительство; ненамного отставала от него промышленность; на торговлю и общественное питание, а также общекоммерческую деятельность приходилось менее 30% среднесписочного состава российских малых предприятий. Но этот, казалось бы, странный факт легко объясняется. Все эти различия и статистические противоречия проистекали из повсеместного уклонения малых предприятий от учета результатов своей деятельности и, конечно, от контроля за своими доходами, включая заработную плату. Конечно, в сфере торговли и посредничества делать это намного проще, чем в производственной сфере. Использование рабочей силы без какого-либо документального оформления носило тогда массовый характер. Скрывать доходы от налогообложения там было также проще.

Кроме того, само правительство сверхжестким налогообложением толкало предприятия на нарушение налогового законодательства. Складывалась ситуация, при которой почти любого представителя МБ можно было привлечь к ответственности за нарушение тех или иных законов или нормативных актов. Правда, такого рода привлечение к ответственности было крайне редким вследствие слабости самих государственных контролирующих структур, включая налоговые органы. В этих условиях криминальные структуры брали на себя то, что государство было не в состоянии исполнить. Бандиты оказывались в роли судей и судебных приставов, обеспечивали охрану от «чужих» и, самое главное, присваивали себе функции сборщиков налогов. Характерно, что их «налоги» обычно не превышали государственные.

Это положение, в целом характерное для исторических периодов первоначального накопления капитала во всем мире, базировалось на сверхвысокой российской норме прибыли. Не вдаваясь в анализ общих источников сверхприбылей (отметим, что они не имели никакого отношения к эффективной хозяйственной деятельности), можно лишь констатировать, что финансовые структуры тогда легко давали фантастический для современных развитых рыночных хозяйств доход в 60 и более процентов годовых в валюте, а торговля приносила невиданный доход в 300-400% годовых. Такая норма прибыли создавала иллюзию всеобщего благоденствия. Реальная конкуренция (борьба) шла в основном между криминальными группами за право контроля над сферами влияния (ограбления малых предприятий) и за регулярный передел этих сфер.

Для торгово-посреднического малого бизнеса это были «условно-благодатные» времена. Он не очень нуждался в особой государственной поддержке. Основная проблема для таких предприятий в тот период заключалась в нарастании давления со стороны криминала.

Как показывает мировой исторический опыт, период «учредительства» всегда ограничен во времени. В новой России он оказался сверхкоротким. В 1994г. резко замедлились темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная численность занятых в МБ. Причины остановки роста числа российских малых предприятий условно можно подразделить на глубинные и лежащие на поверхности. Если начать с последних, то основные из них - это сужение характерных для начала 90-х гг. источников облегченного получения в сфере МБ относительно больших доходов, исчерпание психологических ожиданий широчайших финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Что же касается глубинных причин замедления роста числа малых предприятий, то они непосредственно проистекали из общеэкономической политики нового российского правительства во главе с B.C.Черномырдиным. Основной упор в ней был сделан на укрепление и содействие развитию ориентированного на экспорт топливно-энергетического комплекса. А рядом с этим комплексом наблюдался рост банковско-финансового сектора. Началось широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.

В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%). Падение темпов прироста малых предприятий по-разному проявилось в отдельных отраслях. Впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось число малых предприятий в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995г.). В торговле и общественном питании произошло снижение числа предприятий примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. В этом наглядно проявилось исчерпание прежних, казалось, безграничных возможностей торгово-посреднической деятельности малых предприятий.

Следует, правда, признать усиление в период 1995-1996гг. влияния фактора перерегистрации и ликвидации неработающих предприятий на динамику МБ. В 1995 г. был введен в действие новый Гражданский кодекс (ГК) РФ. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имевшие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны были переоформить свои учредительские документы и преобразовать свои предприятия в соответствии с требованиями ГК. Однако не стоит и переоценивать значимость этого фактора в общем абсолютном сужении сферы российского МБ. В 1996г. произошла еще большая, чем ранее, концентрация малых предприятий в Центральном районе России во главе с Москвой.

Провозглашенный правительством B.C. Черномырдина курс на финансовую стабилизацию перевел в разряд «выживающих» уже все российские малые предприятия. До этого к «выживающим» относились предприятия преимущественно производственного сектора. Но в этом были и свои положительные моменты. Политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, вызвала значительное замедление темпов роста количества малых предприятий, но с другой - имела выраженный санкционный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для МБ в рыночной экономике.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.