Организация и структура малого битзнеса
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Самарский Государственный
Аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва
Факультет экономики и
управления
Дисциплина: «Теория
организации»
Реферат по теме «Организация малого
бизнеса»
Выполнила: Мотовилова Н.В.
гр. Э-12
Проверил: Ходыкин В.В.
Самара
2006
Структура
реферата:
1.
Введение
2.
Социальные аспекты малого бизнеса. Социально –
экономическая значимость
3.
Субъекты малого предпринимательства
4.
Основные этапы создания фирмы
5.
Основы финансового управления малого предприятия
6.
Формы льготного предпринимательства
7.
Проблемы малого бизнеса в современной России
8.
Заключение
9.
Список использованных источников
Приложение А:
История малого бизнеса. Малый
бизнес в современной России
1. Введение:
Малые предприятия стали
неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Они
выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение
занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной
активности, смягчение социального неравенства.
В России крепнет понимание
того, что развитие малого бизнеса является необходимым условием
функционирования рыночной экономики.
В отечественной литературе широко используются термины «малое
предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», малые и средние
предприятия. В российском законодательстве официально принят термин «малое
предпринимательство». В англоязычной литературе под термином «small business» обычно понимают
мелкие и средние предприятия. В европейских странах и Японии принят термин
«мелкие и средние предприятия».
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, той
ролью, которую малые предприятия играют в современной экономике.
Основная цель работы состоит в рассмотрении форм и методов
организации малого бизнеса.
2. Социальные аспекты малого бизнеса: Значимость для
экономики.
В чём
значимость малого бизнеса? Малый и средний бизнес - сфера приложения труда и
источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть
рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой
квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день.
Часто только здесь могут найти работу женщины(странно почему в этом контексте,
мне кажется я встретила слово «инвалид», вместо «женщина»?), молодые люди, впервые
ищущие работу, лица, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта.
Являясь главным источником доходов не только значительной части людей, занятых
в его сфере, но и членов их семей, малый и средний бизнес может стать важным
фактором роста национального благосостояния.
МБ это
эффективное средство развития деловых навыков, адаптации к рыночным отношениям.
Как было отмечено ранее М.Б. в значительной мере формирует «средний класс», а
это социальный слой, который обеспечивает прогресс человечества, социальную
стабильность.
Малые и
средние предприятия повышают эффективность экономики, малому предприятию проще
реагировать на изменение спроса (руководители ближе к народу и дальше от
«Рублёвки», да и свернуть производство можно быстрее), при малом объёме выпуска
безболезненнее происходит перепрофилирование производства, что делает малое
предпринимательство особенно стабильным и устойчивым к изменениям настроения
покупателей, да и к форс-мажорным обстоятельствам, как на рынке , так и на
планете вообще. Кроме того, малые предприятия служат развитию крупных, т.к.
каждый крупный завод окружен сотрудничеством множество малых организаций. Также
они способствуют прогрессу и являются одним из главнейших направлений
разгосударствления экономики.
Кроме
того, даже в случае банкротства , катастрофических последствий для общества не
произойдёт.
Для
каждого конкретного человека малый бизнес это возможность начать «всё с нуля».
Для многих – единственный способ получать доходы.
Сравнительный
анализ преимуществ и недостатков малого бизнеса.
Преимущества:
1. Мобильность и гибкость управления
фирмой.
2. Малый управленческий персонал.
3. Простые организационные связи.
4. Высокая квалификация персонала.
5. Быстрая, высокая восприимчивость к
новшествам.
6. Учет местных условий и особенностей.
7. Использование сфер, которые невыгодны
крупному предпринимательству.
Недостатки:
1. Ограниченность
ресурсов всех видов.
2.
Большая
зависимость от рыночной конъюнктуры.
3.
Слабые
кредитные возможности.
4.
Подчинение
целям крупного производства.
5.
Перегрузка
рабочей недели.
Хуже возможности
для социальной защиты.
Зарплата ниже,
чем в крупных предприятиях.
В то же время для
крупных предприятий:
Преимущества:
1. Финансовая устойчивость.
2. Низкие удельные затраты.
3. Высокая техническая оснащенность.
4. Большая номенклатура выпуска.
5. Большие производственные мощности.
6. Возможность получения сверхприбыли.
7. Единство научных и производственных
процессов.
8. Возможности роста
конкурентоспособности на рынке.
9. Большие возможности для социальной
защиты.
Недостатки:
1. Организационная инерционность
структур.
2. Консерватизм к новшествам.
3. Сложные коммуникационные связи.
4. Большая численность управленческого
персонала.
5. Малодинамичные научные структуры.
3. Субъекты малого
предпринимательства
В
соответствии со ст. 3, п. 1 Федерального закона РФ от 14 июня 1995 года №
88-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого
предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале
которых:
1.
доля
участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не
превышает 25 процентов;
2.
доля,
принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого предпринимательства, не превышает 25 процентов;
3.
в которых
средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих
предельных уровней (малые предприятия):
o
в
промышленности - 100 человек;
o
в
строительстве - 100 человек;
o
на
транспорте - 100 человек;
o
в
сельском хозяйстве - 60 человек;
o
в
научно-технической сфере - 60 человек;
o
в оптовой
торговле - 50 человек;
o
в
розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
o
в
остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под
субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица.
Малые
предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),
относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя
за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с
учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам
гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально
отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других
обособленных подразделений указанного юридического лица.
Сегодня
многие эксперты признают, что закон 1995 г. устарел, и законодательная база,
регулирующая МБ, нуждается в обновлении. Поэтому Ресурсным центром малого
предпринимательства по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
в рамках разработки проекта нового Федерального закона "О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации" были разработаны
рекомендации по установлению новых критериев отнесения хозяйствующих субъектов
к сектору малого и среднего предпринимательства.
С
учетом анализа мировой практики концептуальным моментом при работе над
выработкой критериев является необходимость разграничения статистических и
«политических» критериев.
Статистический
критерий должен покрывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с
выделением наиболее типичных поведенческих групп, например, микро-, малый и
средний бизнес. Организация наблюдения за сектором малого предпринимательства
должна предусматривать, на основе использования различных фильтров на
показатели, возможность построения внутри статистических границ сектора
различного рода группировок субъектов хозяйствования: по числу занятых,
выручке, величине активов, структуре уставного капитала. Вводимый
статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов
Российской Федерации.
Предлагается
установить два типа пороговых значений для определения принадлежности к малому
или среднему бизнесу:
·
по
количеству занятых работников;
·
по объему
выручки.
С
учетом поведенческих особенностей субъектов хозяйствования, для выделения типов
бизнеса по числу занятых предлагаются следующие пороговые значения:
Таблица
1. Структура сектора малого и среднего предпринимательства по количеству
занятых работников
|