Система управления качеством в ОАО «ММРЗ» как таковая отсутствует. Отдел
технического контроля, созданный на заводе, выполняет лишь одну функцию–
контроль качества ремонтируемых изделий. Современные фирмы сосредотачивают
внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном
контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в
соответствии с концепцией «регулирования качества».
Теория и практика управления качеством в России имеет многолетнюю
историю применения широкого диапазона форм и методов на различных этапах
развития производительных сил общества. Управление качеством прошло
Эволюционный путь развития – от простых операций контроля параметров
изделий до комплексных систем управления качеством продукции и производством.
На отечественных предприятиях зародились и последовательно применялись такие
системы управления, как БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ и другие. Комплексный,
системный подход, учет всех факторов, влияющих на качество, использование основ
теории управления, средств и методов стандартизации, метрологии, контроля
качества обеспечили широкое и эффективное применение этих систем и
распространение их принципов на более высокие иерархические уровни управления –
на отрасли и административные территории (город, область, республика).
В условиях рыночной экономики комплексные системы управления качеством
не утратили своей актуальности и могут с успехом применяться при внедрении
стандартов ИСО серии 9000, разработчики которых взяли на вооружение все ценное
и полезное из отечественного опыта. Принципиальное отличие создаваемых на
предприятиях систем качества заключается в их четкой направленности на
удовлетворение конкретных запросов потребителей. Поэтому при разработке систем
качества должны учитываться такие не предусмотренные ранее аспекты, как защита
потребителей от опасной продукции, участие предприятий в конкурентной борьбе за
рынки сбыта. И другие.
Зарубежный опыт управления качеством базируется на единых подходах и
методах работы. Наиболее распространенные статистические методы контроля
качества включены в международный стандарт ИСО 9004-4 и рекомендованы для
широкого применения [17, с. 368]. На многих фирмах зарубежных стран большое
внимание уделяется кружкам качества, позволяющим активизировать творческий
потенциал трудящихся и успешно решать возникающие на производстве проблемы
качества. В то же время каждая страна имеет характерные особенности в
практическом применении общих принципов управления качеством.
Американский подход отличается жестким контролем качества изготовления
продукции на основе математико-статистических методов, планирования
производства по количественным и качественным показателям с системой
административного контроля за исполнением планов, большой пропагандисткой
работы на национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей и
созданию им благоприятных условий на рынке.
Японский опыт характеризуется широким внедрением научных разработок в
области технологии и управления, высокой степенью компьютеризации всех операций
контроля, анализа и управления производством, максимальным использованием
возможностей человека благодаря применяемым мерам по стимулированию творческой
активности, воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и
повсеместному обучению персонала.
Страны Западной Европы в последние годы проводят единую политику в
области качества, целью которой является достижение превосходства европейских
товаров на мировом рынке. Отличительные особенности европейского подхода:
создание законодательной базы для проведения всех работ, связанных с оценкой и
подтверждением качества, гармонизация требований национальных стандартов,
правил и процедур сертификации, развитие региональной инфраструктуры и сети национальных
организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем
качества, аккредитации испытательных лабораторий и регистрации специалистов по
качеству. Реализация указанных мероприятий позволяет защитить единый
общеевропейский рынок от недоброкачественной продукции и случайных, ненадежных
производителей.
Опыт работы в КНР по управлению качеством показывает, что основой для
достижения требуемого качества в условиях этой страны является стандартизация и
надзор за соблюдением стандартов. Вместо с тем, в Китае успешно применяются и
такие «рыночные» методы управления качеством, как сертификация продукции,
внедрение систем качества, но для их реализации требуется международное
признание действующих в стране правил и процедур, чего и добивается Китай в
последние годы.
Обобщение прогрессивного мирового опыта позволило выработать принципы
всеобщего управления качеством, которые наиболее полно реализованы в критериях
и требованиях национальных премий по качеству. Поэтому деятельность фирм оценивают
на соответствие указанным требованиям. Возможны два варианта такой оценки:
-прямое участие в конкурсе на премию, когда оценка деятельности фирмы
производится независимыми, уполномоченными на это экспертами;
-проведение обследования предприятия собственными силами с целью
самооценки ее соответствия критериям премии по качеству и разработки на этой
основе мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы.
Внедрение принципов всеобщего управления качеством на российских
предприятиях осуществляется по нескольким направлениям. Прежде сего ведется
разработка систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии
9000. Наличие систем качества становится важным фактором повышения
конкурентоспособности отечественной продукции и необходимым условием для выхода
на мировой рынок. Инструментом для этого становятся методы самооценки фирм на
соответствие критериям национальных премий по качеству. Поэтому важным и
перспективным направлением работ по качеству является широкое участие
предприятий в конкурсах не только на премию Правительства Российской Федерации
в области качества, но и в Европейском конкурсе, а также в региональных
конкурсах, которые учреждены в ряде регионов России – к примеру, в
Санкт-Петербурге. Критерии премий должны служить не только стимулом улучшен я
качества, но и ориентиром в оценке возможностей и достижений предприятий в
зависимости от степени удовлетворения ими требований общества и успешного
бизнеса.
Для успешного освоения принципов всеобщего управления качеством в ОАО
«ММРЗ» требуется не только проведение комплекса мероприятий внутри предприятия,
но и создание благоприятных внешних условий: законодательной базы, координации
усилий всех заинтересованных сторон, использования оправдавших себя методов и
средств воздействия на качество. Интеграция всех участников процесса и
реализация необходимых мер по многим направлениям деятельности возможны в
рамках региональных систем управления качеством, создающихся в субъектах
российской Федерации, а также в рамках единого механизма управления качеством в
масштабах всей страны. Разработка системы качества на ОАО «ММРЗ» возобновит
участие завода в конкурентной борьбе за рынки сбыта, вовлечет всех работников в
принятие решения и достижение положительных результатов в работе. Дальнейшее
развитие системы управления качеством в ОАО «ММРЗ» позволит перейти к созданию
системы общего управления предприятием, целью которой является оптимизация
соотношения между качеством, затратами и сроками выхода на рынок с
конкурентоспособной продукцией.
3. Направления по
совершенствованию организации контроля качества ремонтируемых изделий
в ОАО «Майминский
мотороремонтный завод»
3.1. Совершенствование службы
технического
контроля ОАО «ММРЗ»
Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации
службы качества предприятия, в которой целесообразно объединить не только
подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по
организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также
стимулирования качества.
Контроль качества в ОАО «ММРЗ» осуществляют изготовители продукции и
производственные мастера, работники отдела технического контроля, рабочие,
переведенные на самоконтроль, представители заказчика на предприятии, если это
оговорено в договоре на поставку.
Система технического контроля (объекты контроля, контрольные операции и
их последовательность, техническое оснащение, режимы, методы, средства
механизации и автоматизации контрольных операций) является неотъемлемой частью
производственного процесса, разрабатывается одновременно с разработкой
технологии производства службой главного технолога (главного металлурга,
главного химика и т.д.). Отдел технического контроля предприятия возглавляется
начальником отдела, который подчиняется непосредственно директору предприятия.
Одно из направлений совершенствования работы отдела технического
контроля ОАО «ММРЗ» - его структурная перестройка. На рис. 11 представлен
вариант структуры ОТК.
Рис. 11. Вариант структуры отдела технического контроля ОАО «ММРЗ»
Руководством ОАО «ММРЗ» четко не обозначены обязанности отдела
технического контроля. Поэтому представим вариант определения обязанностей ОТК
для ОАО «ММРЗ», который нужно утвердить приказом руководителя предприятия
(таблица 6) [16, с. 61].
Таблица 6
Обязанности отдела технического контроля ОАО «ММРЗ»
|