| Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. М... |
функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла
продукции;
функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим
и социальным факторам и условиям.
Стратегические функции включают: прогнозирование и анализ базовых
показателей качества; определение направлений проектных и конструкторских
работ; анализ достигнутых результатов качества производства; анализ
информации о рекламациях; анализ информации о потребительском спросе.
Таким образом,
проблема качества – комплексная, ее можно решить только при проведении
одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики,
техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы
производителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных
органов управления.
1.3. Квалиметрия: задачи,
объекты, история развития
Квалиметрия – научная область, объединяющая методы количественной оценки
качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии: обосновании
номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг,
разработка методов определения показателей качества объектов, оптимизация
типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения
обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в
задачах стандартизации и управления качеством [24, с. 7].
История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток
лет, причём ее развитие началось задолго до того, как она получила своё
название. Это обусловлено в первую очередь, тем, что результат любой
деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие
совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть
закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является
необходимость решения узловой задачи квалиметрии - определение номенклатуры
показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу
или услуги, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект
квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования
показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с
1923 годом- годом начала выпуска первого в нашей стране периодического издания
по стандартизации- «Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов».Сам комитет был
создан в 1922 году при Главной палате мер и весов.
Другой важный аспект квалиметрии - априорная оценка качества – получил
свое активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности
выполняемых ее функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения
при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного
цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики. Особое
внимание стали уделять методам оценки качества в связи с принятием руководящими
органами нашей страны в 1965 году постановление « О совершенствование
планирования и усиление экономического стимулирования промышленного
производства», предусматривающего введение государственной аттестации качества
продукции. При проведении аттестации требуется осуществлять сопоставление
продукции с отечественными и зарубежными аналогами, для чего необходимо иметь
соответствующие методики. В начале пятидесятых годов значительное внимание
привлекла к себе проблема обеспечения надежности технических устройств. Она
вызывала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого
единственно приемлемым оказался математически аппарат теории вероятностей,
является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за
катастрофических последствий, но и для объектов, применяемых в других,
потенциально менее опасных для людей и окружающей среды сферах деятельности
человека. Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объединения
различных методов решения задач по оценке качества различных объектов в одну
область знания, названную квалиметрией.
Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов,
ядро которого составляли работники научно- исследовательского института
стандартизации. Это объединение началось в конце шестидесятых годов. В
последующие годы был создан большой комплекс межотраслевых нормативных и
методических документов; устанавливающих единую терминологию содержащих
рекомендации по решению различных задач квалиметрии. Наиболее важным из них
являются следующие.
ГОСТ 15467-70 «Качество продукции Термины».
ГОСТ 17341-71. «Качество продукции. Основные понятия управления. Термины
и определения». «Методические оценки уровня качества промышленной продукции
1971». В последствии эта методика была переиздана в 1979 году под названием
«Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной
продукции» РД-149-79 .
«Методические указания по построению, содержанию и
изложению стандартов на номенклатуру показателей качества продукции»
МУ-64-76.Эти указания были переизданы спустя восемь лет под названием
«Методические указания по разработке государственных стандартов,
устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции»
РД-50-64-84. На основе этого документа было разработано около тысячи стандартов
«Системы показателей качества продукций», являющихся квалиметрической основой
регламентации качества продукций в нормативной документации ГОСТ 13377-67
«Надёжность в технике Термины и определения». Методические указания. Методика
выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств МУ
З-69.
В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были
сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности.
В 1994 году терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение
качества: качество-совокупность характеристик объекта, относящихся к его
способности удовлетворять установленным и предполагаемым.
Таким образом, квалиметрия – наука о способах измерения
и количественной оценке качества продукции и услуг, она позволяет давать
количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств
рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его
свойствах. Нужно учитывать и условия,
в которых продукт будет использован.
1.4. Международные стандарты серии
ИСО 9000 и их значение при разработке систем качества
Международная организация по стандартизации
(МОС или ИСО (англ. International Standart Orqanization - ISO)) - неправительственная
организация созданная в 1946 г. целью ИСО является
содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения
мирового товарообмена и взаимопомощи, для расширения
сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Для этого разработаны международные стандарты, отвечающие достигнутому мировому уровню, научно-техническому
прогрессу. Основным видом ИСО является разработка
международных стандартов. Разработка и пересмотр
стандартов по обеспечению качества осуществляются техническим
комитетом ИСО 176 «обеспечение качества».
Мировой опыт управления качеством был
сконцентрирован в пакете международных стандартов
ИСО 9000 принятых МОС в 1987 г.
К сегодняшнему дню объекты стандартизации
этой серии международных стандартов значительно
расширились и охватывают не только элементы систем качества,
критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы
проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты
международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения.
Значительная работа проделана в методическом
аспекте: принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих системы
обеспечения качества.
В связи с этим международные стандарты по
обеспечению качества теперь называют «семейством»
стандартов ИСО серии 9000 по версии 2002 г.(рис. 5).
Стандарты и проекты по элементам системы качества
|
ИСО 9000-2
|
Общие
руководящие указания по применению ИСО 9001 ИСО 9002 ИСО 9003
|
ИСО 9004 (МЭК 300-1)
|
Руководство
по управлению программой надежности
|
ИСО 9004-4
|
Руководящие
указания по улучшению качества
|
ИСО 10005
|
Руководящие
указания по программе качества
|
ИСО 10006
|
Руководящие
указания по качеству при управлении проектом
|
ИСО 10007
|
Руководящие
указания по управлению конфигурацией
|
ИСО 10012-1
|
Система
подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования
|
ИСО 10013
|
Управление
процессом измерения
|
ИСО/ПМК 10014
|
Руководящие
указания по разработке руководств по качеству
|
ИСО/ПСК 10015
|
Руководящие
указания по непрерывному обучению и подготовке кадров
|
ИСО/РП 10016
|
Протоколы
контроля и испытаний. Представление результатов
|
ИСО/РП 10017
|
Руководство
по применению статистических методов в семействе стандартов ИСО 9000
|
Рис. 5. Семейство
стандартов ИСО 9000
Международный стандарт ИСО 9000 имеет три
варианта: ИСО 9000-1 -руководящие указания по выбору и
применению конкретных стандартов; ИСО 9000-2 - общие
руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО
9002 и ИСО 9003; ИСО 9000-3 - руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 для программного обеспечения при его разработке, поставке и обслуживании [10, с. 75].
Стандарт ИСО 9000-4 представляет собой
руководство по управлению программой надёжности.
Методический стандарт ИСО 9004: ИСО 9004-1 -
это описание элементов системы обеспечения качества, ИСО
9004-2 - руководящие указания по системам качества услуг,
ИСО 9004-3 - руководящие указания по системам качества
перерабатываемых материалов, ИСО 9004-4 - руководящие указания по улучшению качества.
К этому добавились методические стандарты с
шифром 14000 .
Нормативные стандарты серии ИСО 9000
остаются основными моделями систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.
В ИСО 9000-1 подчёркивается, что внутри предприятия
обеспечение качества - предмет общего руководства. Но
если речь идёт о заключении контракта, то состояние
системы обеспечения качества у экспортёра служит мерой
доверия к нему со стороны контрагента. В связи с этим в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у
экспортёра на соответствие одному из стандартов ИСО 9001
- ИСО 9003 до заключения контракта. Оценка может не понадобиться, если система сертифицирована. В обновлённой версии стандарта ИСО 9000-1 определены четыре ключевых аспекта качества, обусловленного:
-определением спроса на продукцию;
-проектированием продукции;
-соответствием проекту;
-поддержанием параметров продукции на всех
стадиях её жизненного цикла.
Практика конкурентоспособных зарубежных фирм
показала, что качественный товар, соответствующий запросам
покупателя, может быть изготовлен лишь с учётом комплексного исследования рынка, и
этот опыт воплощён в стандарте: «петля
качества» начинается с маркетинга и им же и заканчивается.
Международные стандарты ИСО 9000
устанавливают степень ответственности руководства за
качество. Руководство фирмы отвечает за разработку политики
в области качества, за создание, внедрение и функционирование
системы управления качеством, что должно чётко определяться
и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся
подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного,
контрольно-измерительного и испытательного оборудования,
программного обеспечения ЭВМ. На руководителей фирмы возлагается
обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Руководство отвечает и за
определение целей, которые обуславливают решение о
производстве новых товаров или предоставлении новых услуг в
пользу потребителей.
Особенность современной системы управления качеством состоит в наличии в её структуре внутренней проверки
системы, анализа и оценки её эффективности.
Внутреннюю проверку осуществляют назначаемые
руководством фирмы компетентные специалисты. Они обязаны
оценить эффективность каждого элемента системы в отношении
реализации целей, поставленных перед системой
управления качеством. Такие проверки производятся планово или вследствие обнаружения дефектов,
организационных изменений на фирме.
Если внутренние проверки осуществляются
силами специалистов самой фирмы, то анализ и оценка эффективности системы
управления качеством должны производиться
компетентными независимыми специалистами, которых приглашает руководство компании.
Принципиально важная особенность системы,
предлагаемой стандартами ИСО, состоит в обязательных
определениях и оценках затрат на качество. Анализ затрат на
качество можно рассматривать как экономическую оценку
эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества. Чтобы этот элемент
системы работал, необходима чёткая классификация
расходов на качество.
В рамках систем управления качеством затраты на качество обычно классифицируют на расходы изготовителя и другие
расходы. Расходы изготовителя
складываются из предупредительных, оценочных, затрат из-за внутренних отказов, издержек из-за внешних
отказов.
Предупредительные затраты включают расходы,
связанные с планированием качества; организацией и
внедрением системы управления качеством; разработкой
требованием к контролю качества сырья и материалов; производственных
процессов и выпускаемой продукции; подготовкой методик, инструкций
и т.п.; анализом качества на допроизводственной стадии. Сюда же относятся затраты на контроль технологического процесса, контрольного и
испытательного
оборудования; расходы на создание программ обучения и подготовки кадров в области управления качеством: расходы на совершенствование систем обеспечения качества;
разного рода организационные
расходы.
Оценочные затраты складываются из расходов на
оценку качества. Это затраты на испытания и приемочный
контроль исходных материалов; командировочные расходы
специалистов, направляемых на заводы поставщиков для
проверки качества сырья; лабораторные испытания сырья и материалов;
проверки их ремонт; технический контроль; испытания, изделий
для оценки их технических характеристик; затраты времени рабочих на проверку
ими качества своей работы и техпроцесса, отбраковку в процессе производства; надзор за качеством и системами качества. К оценочным относятся также
расходы на аттестацию качества продукции; расходы на отгрузку продукции; испытание продукции в эксплуатации.
Затраты из-за внутренних отказов образуются
по причинам потерь качества, обнаруженных до отправки
изделий заказчику.
Издержки из-за внешних отказов включают: расходы на доработку товара в течении гарантийного срока по рекламациям
покупателей; расходы по устранению дефектов в процессе технического
обслуживания; штрафы за низкое качество в
рамках юридической ответственности за качество; расходы связанные с возвратом товара ненадлежащего
качества.
Другие расходы на качество, которые
учитываются в управлении качеством на фирмах, не несёт непосредственно
изготовитель, но они в значительной степени влияют на общие
расходы фирмы и нередко включаются в основные статьи затрат на
комплексные системы обеспечения качества продукции. К ним
относятся: косвенные расходы на качество; расходы поставщиков
на качество; непредвиденные расходы; расходы на аппаратуру в рамках
информационного обеспечения системы; затраты. Связанные с потреблением
продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|