Меню
Поиск



рефераты скачать Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. М...


1.2. отечественные системы контроля качества

 

Движение за улучшение качества продукции в России существова­ло с периода проведения индустриализации. С течением времени ста­новилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции

Факторы

Технические

Организационные

Экономические

Социальные

- вид изготавливаемой продукции и серий-ность ее производства;

- состояние техничес-кой документации;

- качество технологи-ческого оборудования, оснастки, инструмента;

- состояние испыта-тельного оборудования;

- качество средств измерения и контроля;

- качество исходных материалов, сырья, комплект. изделий

-обеспеченность материалами, сырьем и

-техническое обслу-живание оборудова-ния, оснастки и т.п.;

-планомерность и ритмичность работы;

-организация работ с поставщиками;

-организация информа-ционного обеспечения;

- научная организация труда, культура производства;

-организация питания и отдыха

-форма оплаты труда и величина зарплаты;

-премирование за высококачественную работу и продукцию;

-удержание за брак;

-соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой;

-организация и проведение хоз. расчета

-состояние воспи-тательной работы;

-подбор, расстановка кадров и перемеще-ние кадров;

-организация учебы и повышение квалификации;

-организация и прове-дение соц. соревн-я;

- взаимоотношения в коллективе;

-жилищно-бытовые условия;

- организация отдыха в нерабочее время

Только путем системного и комплексно­го, взаимосвязанного существования технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадий жизненного цикла продукции качества. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену. Достижение определенного качества требует затрат. Величина  затрат на качество - важнейшая характеристика, отражающая управление качеством. Но затраты на качество еще не характеризуют потенциал достижения качества. Могут быть затраты очень высокими, но качество низким, потому что затраты не всегда имеют непосредственную и прямую отдачу. Они иногда служат лишь последовательному формированию потенциала качества, например, затраты на повышение квалификации работников, инфраструктуру производства. Поэтому в управлении качеством большое значение имеет формирование потенциала качества, который включает культуру деятельности, социально - психологическую атмосферу, квалификацию и образование работников, технологию, техническую вооруженность, тип организации деятельности .

Повышение качества продукции осуществляется в рамках Единой системы государственного управления качеством. Главной целью этой системы является планомерное всемерное использование научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей, чтобы постоянно улучшать качество всех видов продукции в интересах роста эффективности производства и экспорта.

Последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции  в отечественной практике представлена в таблице 3.

Таблица 3

 

Последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в России

 

Название системы

Дата и место создания

Основная суть системы

Критерий управления

Объект управления

Область применения

1

2

3

4

5

6

1.

БИП

1955 г.

Саратов

Строгое выполнение технологи-ческих операций

Единичный: соответствие требованиям НТД;

Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления

Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей

Производство

2. СБТ

1961 г.

Львов

Высокий уровень выполнения операций всеми работниками

Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям; Обобщенный: коэффициент качества труда

Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей

Любая стадия жизненного цикла продукции

3. КАНАР-СПИ

1958 г.

Горький

Высокий уровень конструкции и технологи-ческой подготовки производства

Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям

Качество изделия и качество труда коллектива

Проектиро-вание, техно-логическая подготовка производства

 производство

4.

НОРМ

1964 г.

Ярос-лавль

Повышение технического уровня и качества изделий

Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании

Качество изделия и качество труда коллектива

Весь жизненный цикл продукции

5.

КС УКП

1975 г.

Львов

Управление качеством на базе стандар-тизации

Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники

Качество изделия и качество труда коллектива

Весь жизненный цикл продукции

6.

КС УКП

И ЭИР

1980 г. Днепро-

петровск

Управление качеством продукции с учетом рациональ-ного исполь-зования ресурсов

Ресурсосбереже-ние и эффектив-ность производст-ва, достигаемые за счет повышения качества

Качество продукции, экономия материальных ресурсов, экономические показатели предприятия

Весь жизненный цикл продукции

7.

КС ПЭП

1980 г.

Красно-дар

Управление эффектив-ностью про-изводства, включая качество продукции

Эффективность производства, достигаемая за счет лучшей организации всей деятельности и повышения качества

Качество продукции, экономические показатели предприятия

Весь жизненный цикл продукции

Условные обозначения систем:

БИП – бездефектное изготовление продукции;

СБТ – система бездефектного труда;

КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий;

НОРМ – научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

КС УКП – комплексная система управления качеством продукции;

КС УКП и ЭИР – комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов;

КС ПЭП – комплексная система повышения эффективности производства

 

На протяжении не­скольких десятилетий создавались и совершенствовались сис­темы качества. На современном этапе принята система качества, уста­новленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к системе качества дополняют технические требования к продук­ции. Фундаментальным понятием в учении о системе качества является поня­тие жизненного цикла продукции (ЖЦП).

Жизненный цикл продукции представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных процессов изменения состояния продук­ции при ее создании и использовании. Существует понятие эта­па жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непре­рывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП. Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «процессами жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к системе качества состоит в том, что управление ка­чеством должно охватывать все этапы ЖЦП.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов, ис­пользуемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.

Управленческий подход базируется на требованиях стандар­тов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента«скоординированной деятельности по руководству и управле­нию организацией». В широком смысле она охватывает орга­низационную структуру организации, документацию, произ­водственные процессы и ресурсы для достижения целей в обла­сти качества продукции и удовлетворения требований потребителей.

Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: содействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества,  информация о качестве, разработка мероприятий,  принятие решений о реализации мероприятий.

Все функции логически взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация образует непрерывный процесс управления качеством продукции в масштабе всего предприятия, который должен охватывать все  этапы производства и может быть изображен в виде функциональной схемы (рис. 2), отображающей концептуальную модель управления качеством.

Конку-ренты, прогресс

 

Контроль качества

 

Внешняя среда

 

Рис. 2. Модель процесса управления качеством

 

На схеме приведен процесс, включающий два аспекта управления: административное управление (общее руководство) качеством и оперативное управление качеством. Эти аспекты управления образуют два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс управления качеством называют петлей качества, и этот термин включен в словарь Европейской организации по качеству и в стандарт ИСО 8402 по терминологии.

Вертикальная петля включает следующие функции: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений. Эти функции относятся к пол­номочиям высших руководителей предприятия и решают задачу административного управления качеством.

Горизонтальную петлю управления составляют функции: контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие стратегических решений и их реализация. Эти функции играют роль оперативного управления качеством.

Во второй половине двадцатого века методы  управления качеством в нашей стране прошли эволюционный путь развития от чисто технических операций контроля параметров изделий до комплексной социально-экономической оценки эффективности деятельности организаций. В приложении 1 представлены основные этапы этого развития с указанием методов и форм, опирающихся на директивные решения (государственное регулирование).

Преимущество системы качества заключается в сокращении общих затрат на качество, улучшении оперативности управления, эффективности удовлетворения запросов потребителей.

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо принять комплекс экономических, правовых и социальных, организационно-технических мер, направленных на коренное улучшение качества. Специалистами Госстандарта, с участием других ведомств и ученых Российской Академии Наук, была разработана концепция управления качеством, структура которой представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура концепции управления качеством


Система управления качеством продукции включает следующие функции:

         функции стратегического, тактического и оперативного управления;

функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.