Косвенные затраты на качество обычно
возникают из-за выполнения таких производственных
операций, которые можно исключить, и их существование
определяется неуверенностью производителя в качестве производимой
продукции.
Расходы поставщиков на качество должны
обязательно приниматься во внимание потребителем
сырья, т.к. они влияют на уровень закупочных цен.
Непредвиденные расходы выражаются в уменьшении объёма сбыта вследствие возникновения отрицательной реакции
покупателей на товары фирмы.
Затраты на аппаратуру и приборы, обеспечивающие информацию о качестве, очень возросли в связи с автоматизацией
контроля качества.
Расходам на качество, связанным с потребление
товара, фирмы уделяют много внимания, т.к. в конечном итоге они отражаются на
объёме сбыта продукции.
Следующей принципиальной особенностью
системы управления качеством является усиленное внимание к
обеспечению качества при проектировании и разработке
технических условий. Результатом этой работы должно стать производство таких
товаров, которые отвечают не только требованиям покупателей, но и реализуются по
доступной для них цене, а производителю
обеспечивают окупаемость расходов и прибыль.
При разработке проекта должны быть
гарантированы безопасность изделия и его экологическая
безвредность.
Для снижения степени риска появления брака
на стадии производства в системе предусматриваются
периодическая оценка и проверка соответствия проекта
требованиям, предъявляемым к качеству товара.
Периодическому анализу подлежат:
- требования потребителя и возможности их удовлетворения;
- технические условия на продукцию и требования к качеству услуг;
- требования к производству и техническому обслуживанию.
Система обеспечения качества на стадии
проектирования должна включать анализ готовности производства
к выпуску новой или усовершенствованной продукции.
В системе управления качеством необходимо так
же предусматривать обратную связь с потребителем, так как
его опыт эксплуатации товара и опыт, накопленный в
процессе производства, служат основой для внесения изменений в проект.
Последствия этих изменений, их влияние на качество товара также подлежат оценке.
В системе обеспечения качества предусмотрена
такая форма обратной связи, как надзор самого производителя
за качеством продукции. Обратная связь должна
существовать на протяжении всего срока службы изделия, что даёт возможность постоянно
контролировать степень удовлетворения потребностей покупателя качеством товара или услуги.
Стандарт ИСО9004-1 содержит также положения
по подготовке кадров. Предполагается, что подготовка
персонала охватывает все уровни от руководства до рабочих.
Ещё одна принципиальная особенность
современной системы управления качеством состоит в
обеспечении возможности снижения риска юридической
ответственности за качество. С этой целью должны быть предусмотрены:
- разработка и внедрение стандартов
безопасности (и на их основе -технических условий на
товары или услуги);
-проведение испытаний с целью проверки
опытного образца и проекта на безопасность;
-составление и анализ инструкций для
покупателей, этикирование и т.п.;
-разработка специальных способов слежения для
своевременного выявления характеристик изделия, не
соответствующих требованиям безопасности;
-проведение плановых исследований качества
продукции и услуг с целью обнаружения и устранения риска
нарушения требований безопасности.
В рассматриваемом международном стандарте
подчёркивается также, что условием успешной работы по
управлению качеством является применение статистических методов на всех стадиях
петли качества.
Таким образом, в рассмотренных стандартах ИСО
серии 9000 уделяется особое внимание удовлетворению запросов потребителя,
установлению ответственности, оценке возможных рисков и
преимуществ. Несомненно, что включение в систему
обеспечения качества на предприятии рассмотренных выше
составляющих будет способствовать её эффективности.
2. Контроль качества ремонтируемых изделий
машиностроительного предприятия на примере ОАО «Майминский мотороремонтный
завод»
2.1. Контроль качества продукции машиностроительного
предприятия и его правовая основа
Контроль качества
– это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это наиболее
объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество
работ в разных областях знания. Значение контроля качества заключается в том,
что он позволяет установить соответствие продукции заданным требованиям или
выявить допущенные отступления, чтобы исправить их перед поставкой продукции
заказчику [22, с. 57] .
Технический
контроль качества лежит в основе любого способа управления качеством как в
России, так и за рубежом.
Организация
контроля качества – это система технических и административных мероприятий,
направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей
требованиям нормативных документов.
Технический
контроль – это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим
требованиям.
Под контролем
качества понимается проверка соответствия количественных или качественных
характеристик продукции или процесса, от которого зависит соответствие
продукции установленным техническим требованиям. Основные термины и определения
контроля установлены ГОСТом 16-504-81. Классификация видов контроля дана на
рис.6 [17, с. 125].
Рис.
6. Классификация видов технического контроля
На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды
контроля качества:
в зависимости от места контроля и этапов работ:
-контроль проектирования;
-входной контроль материалов и комплектующих изделий;
-контроль за состоянием технологического оборудования;
-операционный контроль при изготовлении;
-авторский надзор за изготовлением;
-активный контроль приборами, встроенными в технологическое
оборудование;
-приемочный контроль готовой продукции;
-контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах;
в зависимости от охвата контролируемой продукции:
-выборочный контроль;
-сплошной контроль.
При контроле качества продукции используются физические,
химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие
и неразрушающие.
К разрушающим методам оценки качества относятся:
-испытания на растяжение и сжатие;
-испытания на удар;
-испытания при повторно-пременных нагрузках;
-испытания твердости.
К неразрушающим методам принадлежат:
-магнитные (например, магнитографические методы);
-акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
-радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и
гамма-лучей);
-органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).
Рассматривая функцию контроля, нельзя не сказать о
метрологическом обеспечении производства, без которого было бы невозможно
проведение какого-либо контроля. Поэтому метрологическая деятельность
традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении
качеством. При этом кроме обеспечения производства необходимыми средствами
измерений метрологическая служба должна путем проведения их периодической проверки
и калибровки обеспечить требуемую точность измерений.
Из нормативных документов, регламентирующих метрологическую
деятельность, в первую очередь является Закон РФ о единстве измерений и
международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении метрологической
пригодности измерительного оборудования.
Закон РФ «Об обеспечение единства измерения» был принят Верховным Советом
РФ в апреле 1993года. Обеспечение единства измерения в России до прихода к
рыночной экономике осуществлялось централизованным управлением. Все средства
измерения находились под государственным контролем. Это определило достаточно
высокий уровень поддержания единства измерения в нашей стране, но и требовало
значительных затрат. Переход к рыночным отношениям, повышения иных форм собственности,
кроме государственной, привели к возникновению противоречий между требованиями
к выполнению метрологических работ, которые были введены при централизованной
экономике, и требованием при переходе к рыночной экономике. Таким образом,
принятие закона РФ «Об обеспечение единства измерений» было обусловлено
необходимостью пересмотра правовых организационных и экономических основ
метрологической деятельности в соответствий с условиями перехода к рыночной
экономике. Основная цель закона - защита прав и законных интересов граждан,
установленного правопорядка и экономике РФ от отрицательных последствий
недостоверных результатов измерений. Такая широкая направленность закона, а
именно защита экономики, не свойственна законодательству зарубежных стран.
Однако в условиях сохранения значительного удельного веса государственного
сектора экономике России полный отказ от государственного регулирования
вопросов метрологии в производственной сфере был бы преждевременным.
Обеспечения единства измерения всегда было и есть важнейшей государственной
функцией. В соответствие с законом РФ «Об обеспечение единства измерений»,
государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ
осуществляет Комитет Российской Федераций по стандартизации и метрологии Гостстандарт
России. К компетенции Гостстандарта России относятся следующие функции:
-установление правил создания, утверждение и хранение эталонов единиц
физических величин;
-осуществление государственного метрологического контроля и надзора;
-руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных
государственных служб по обеспечению единства измерений;
- утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;
-утверждение государственных эталонов, которые находятся в ведении Гост
стандарта России;
-отнесение технических устройств к средствам измерении;
-организация деятельности государственных метрологических центров, государственной
метрологической службы и её органов, государственной службы стандартных
образцов, государственной службы стандартных справочных данных, координация их
деятельности;
-аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;
-утверждения типа средств измерения;
-введение государственного регистра;
-аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проверки
средств измерения и другое.
Однако деятельность по обеспечению единства измерений потерпела
существенные изменения. Закон разделил национальную систему измерений на сферу
государственного управления. Для введения в действие закона РФ «Об обеспечение
единства измерений» потребовалось разработка и принятие целого комплекса новых
нормативных актов и документов гостстандарта. Анализ нового и старого
законодательства в области метрологии показывает, что основные различия между
ними относятся к вопросам государственного метрологического контроля.
Основным элементом в системе контроля качества выпускаемой
продукций являются отделы технического контроля ОТК. Система технического
контроля является неотъемлемой частью производственного процесса и
разрабатывается одновременно с разработкой технологий при участий ОТК или по
согласованию с ним. Таким образом, система контроля на предприятии может
служить прообразом системы сертификаций, отличающейся от нее тем, что
сертификация предусматривает контроль третьей стороной, а ОТК - это элемент
производственной структуры предприятия, причем с более широкими функциями, чем
функций испытания и контроля. В настоящее время получает распространение
сертификация по такой схеме, при которой доказательством соответствия продукций
установленным требованиям является декларация о соответствии, подписанная
руководителем организаций - изготовителя, с прилагаемыми к ней подтверждающими
документами. Сертификация по такой схеме аналогична контролю качества продукций
представителями ОТК. К предпосылкам, благоприятствующим развитию системы
сертификаций в нашей стране, следует отнести также деятельность системы
государственного надзора. Государственный надзор за соблюдением технических
регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил
обязательной сертификаций, метрологических правил и норм является важной
контрольной и правоохранительной деятельностью. Его целью является защита
граждан, окружающей среды и товарного российского рынка от недоброкачественной,
в том числе импортируемой, продукции (услуг) и от отрицательных последствий
вызванных недостоверностью измерений и искаженной информацией о
потребительских свойствах товаров и нарушениями нормативных документов на всех
стадиях жизненного цикла продукций. Сертификация продукции - процедура
подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и
потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция
соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях
создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином
товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном
экономическом, научно- техническом сотрудничестве и международной торговле;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя
от недобросовестности изготовителя; контроля безопасности продукции для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей
качества продукции, заявленных изготовителем.
2.2. структура производства ОАО «ММРЗ»
Майминский
мотороремонтный завод организован в 14 августа 1969 года и подчинялся
Алтайскому краевому производственному объединению «Алтайсельхозремонт».
Мотороремонтный завод производил следующие важнейшие виды изделий: автокузова
ГАЗ-51, воздухонагреватели АВП-5. На заводе производили ремонт автомобилей,
двигателей ГАЗ-51, передних и задних мостов ГАЗ-51.
В период
перестройки, экономических и политических реформ в 90-е годы мотороремонтный
завод устоял и реорганизовался в 1992 году в ООО «Майминский Мотороремонтный
завод», а в 1996 году в ОАО «Майминский Мотороремонтный завод» (сокращенно –
ОАО «ММРЗ»). Значительно сократилось количество работающих. Если в 70-е годы
численность рабочих составляла 265 человек, то в 2002 году – 26 человек, в
2003 году – 35 человек. Сократился и объем работ. На рис. 7 представлена
структура производства ОАО «ММРЗ».
Рис.
7. Структура производства
ОАО
«Майминский Мотороремонтный завод»
На заводе
существует безцеховая система. Основной производственной единицей является
участок.
В настоящее время
ОАО «ММРЗ» занимается механизированными работами по обслуживанию предприятий
сельского хозяйства, ремонтом двигателей и тракторов, прицепов для предприятий
сельского хозяйства, изготовлением и восстановлением узлов и деталей для
сельхозмашин.
Для своих рабочих
заводом в селе Майма построены двухэтажные, трехэтажные жилые дома, общежития
по улицам Мира, Юбилейная, механизаторов. Квартиры работники завода получали по
очереди и бесплатно. На самом заводе имелась столовая, красный уголок, где
проводились собрания, чествования передовиков производства. Имелась бытовая
котельная, которая обслуживала большой жилмассив в селе Майма. В настоящее
время котельная передана на баланс МУП «ЖКХ», как и все жилье. На работу и с
работы рабочих завода развозит собственный заводской автобус.
В1975 году завод перешел на ремонт более современных автомобилей, таких
как ГАЗ-52 ,ГАЗ-53. На заводе в производственном процессе предусмотрено
функционирование следующих участков:
-разборо-моечный участок;
-гальванический участок;
-фрезерный участок;
-токарный участок;
-шлифовальный участок;
-медницкий участок;
-кузнечно-прессовой участок;
-комплектовочный участок;
-сборочный участок.
В разборо-моечный участок поступают машины
без кузовов, где машины разбираются и детали промываются специальными
растворами. Детали должны быть очищены от грязи, нагара и накипи, обезжирены,
промыты и высушены. Масляные каналы и отверстия в деталях должны быть промыты
под давлениям и продуты сжатым воздухом. По технологии не допускается промывка
деталей щелочными растворами из алюминиевых и цинковых сплавов, применяемых для
стальных и чугунных деталей, так как алюминий и цинк растворяются в щелочах.
детали, поступающие на сборку должны соответствовать чертежам завода
изготовителя и техническим условиям на контроль- сортировку деталей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|