Кроме
вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики,
необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для
этого. К ним, вероятно, следует прежде всего отнести: — использование теории
систем и компромиссов для решения экономических задач; ускорение
научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику
фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения; унификацию
правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности,
устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию
технических параметров путей сообщения, подвижного состава и
погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные
связи между собой.
Безусловно,
важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл
технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более
высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов
товародвижения. Применение современных средств информационного отслеживания
материальных потоков способствуют внедрению «безбумажной» технологии. При такой
системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую
информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С
помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется
анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с
конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для
автоматического контроля, зависит от особенностей каждого предприятия, для
которого составляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек,
входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных потоков.
Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его
насыщенности товарами.
Признание
важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за
ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм
деятельности подразделений, ответственных за функционирование информационных
систем.
Примерно
в это же время были предприняты меры по регулированию международного
товародвижения с целью упростить, минимизировать или устранить факторы,
усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как: различия в национальных
стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и
перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям
с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных
ограничений, весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов,
разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и
т.д.
1.3. Уровни развития логистики
В
реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных
объединений по объективным причинам находятся на различных стадиях, или
уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики
неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития.
Анализ ведущих промышленных компаний различных капиталистических стран
позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития
логистических.
Для
первой стадии развития логистики характерен ряд следующих моментов. Компании
работают на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма
управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической
системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой
с предприятия, и ее транспортировку (рис. 2).
Система
действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания
спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работу системы логистики на
данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на
транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме
выручки от продажи.
1-й уровень
|
|
|
|
|
|
|
Сфера
закупок и снабжения
|
|
|
Управление
материалами в
сфере
производства
|
|
|
Сфера
физического распределения
|
|
2-й уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сфера
закупок
и
снабжения
|
|
|
Управление
материалами в
сфере
производства
|
|
|
Сфера
физического распределения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-й уровень
4-й уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сфера
закупок
и
снабжения
|
|
|
Управление
материалами в
сфере
производства
|
|
|
Сфера
физического распределения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2.
Уровни развития логистики на фирмах
Для
компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно
управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта
производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики
распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов,
хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой
продукции, перспективное планирование работы системы логистики. При выполнении
этих задач используются компьютеры, однако, соответствующие информационные
системы не отличаются, как правило, высокой сложностью. Работа логистической
системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных
затрат.
Системы
логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья
до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям
таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта,
производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами
сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики.
Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, — это
повседневное управление предприятием. Работа системы оценивается не путем
сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом
качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность
системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня.
Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а
основано на планировании упреждающих воздействий.
Число
компаний, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока
еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична
той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним
важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля
операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.
Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных
подразделений компании. Управление системой осуществляется на основе
долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с
учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют свою
деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном
или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют
частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию
расходов и удовлетворение требований заказчиков. Управление функциями
глобального распределения, а также потоком материалов и информации предъявляет
новые, повышенные требования к менеджерам логистики. Усиливается потребность в
привлечении других фирм («третьих участников» — таможенных и экспедиционных
агентств, банков) к участию в логистических процессах.
Практический
опыт работы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей
стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так
и — при возникновении благоприятных условий — скачкообразно. Такими условиями
могут быть слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы
(например, принятие закона о свободной торговле).
В
последние годы в странах с развитой рыночной экономикой развитие логистики
характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой
продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, т. е. внешним
агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии и позже в
США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным
изменениям в организации работы по перемещению продукции.
Логистика
по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение
самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании
по распределению продукции, включая транспортировку, хранение, управление
запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В
этом — одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного
разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено,
во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации
услуг, который отсутствует в производственной фирме; во-вторых, стремлением
последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных
производственных прибыльных функциях. Большинство из существующих
специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов
логистики от крупных корпораций. Другая их часть возникла путем реорганизации
некоторых транспортных компаний, взявших на себя такие функции, как, например,
упаковка, сборка, маркировка, сортировка, хранение, управление запасами,
стратегическое планирование распределения продукции.
Развитие
логистических систем осуществляется во взаимосвязи с эволюцией концепции
логистики и ее принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в
течение весьма длительного времени.
1.4. Теория распределительной логистики
1.4.1. Понятие распределительной логистики
Термин «распределение», использованный в названии изучаемой
функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке, так и
в практике.
В
логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное
содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав
собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются
основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в
распределительной логистике является рационализация процесса физического
распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому
маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли
посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.
Логистика
изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому
решать различные задачи распределительного характера, то есть делить
что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:
Ø распределяются заказы между
различными поставщиками при закупке товаров;
Ø распределяются грузы по
местам хранения при поступлении на предприятие;
Ø распределяются материальные
запасы между различными участками производства;
Ø распределяются материальные
потоки в процессе продажи и т. д.
Для того
чтобы очертить границы распределительной логистики, необходимо рассмотреть
схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три
стадии (рис. 3).
Рис. 3. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области
логистики
Как
видно из рис. 3, материальные потоки становятся объектом распределительной
логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции.
Понятие
распределительной логистики легко сформировать на основе общего определения
понятия логистики. Вспомним, что логистика определяется как наука
(деятельность) о сквозном управлении материальными
потоками, включающими в себя:
1. Доведение материального потока до производства:
2. Управление процессом прохождения потока внутри производства;
3. Управление процессом доведения готовой продукции до потребителя.
Специфика
логистики заключается в объединении управления материальным потоком на
названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках».
Распределительная
логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной
взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет собой науку
(деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием,
складированием и другими материальными и не материальными операциями,
совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии
с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки
соответствующей информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|