Оптимизация каналов распределения продукции
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Основные
понятия логистики как науки. 6
1.1. Сущность и функции
логистики. 6
1.2. Проблемы развития
логистики. 11
1.3. Уровни развития
логистики. 14
1.4. Теория
распределительной логистики. 19
1.4.1. Понятие
распределительной логистики. 19
1.4.2.Задачи
распределительной логистики. 22
1.5. Логистика и
маркетинг. 29
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «МИЛАВИЦА». 39
2.1. История развития
фирмы.. 39
2.2.Организационная
характеристика фирмы.. 44
2.3.Финансовый анализ. 51
2.4.Анализ каналов
распределения. 61
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА
ОПТИМАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73
ЛИТЕРАТУРА.. 78
В связи со становлением рыночных отношений в России в последние
годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление
— логистика. Интерес, который проявляют к логистике отечественные ученые,
преподаватели вузов, научно-технические работники, менеджеры предприятий
промышленности и транспорта, инженеры и бизнесмены, объясняется не только
новым для отечественной экономики и непривычно звучащим термином, но и,
главное, — теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря
применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран.
Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически
важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов,
добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в
руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное
управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми,
сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными
затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные
функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами,
закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка)
интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав
стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического
менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды
запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость
оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в
дистрибью-ции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в
качестве товаров и сервиса.
В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют
логистические ассоциации, организации и сообщества. Выходит большое количество
периодических изданий по различным аспектам логистики. Так, в США существует
около двадцати подобных изданий. Активно развиваются межгосударственные и
транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение
через границы информации, товаров, капитала и людей. Периодически проводятся
всемирные и европейские конгрессы по логистике. Отечественная экономика
переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из
затянувшегося кризиса.
Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является
построение логистических систем. Для России формирование и развитие
логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем
имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей
страны в мировое экономическое и информационное пространство. Уже сегодня наша
страна активно участвует в международных проектах TEDIM, UNCTAD, TACIS по созданию
региональных транспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети
логистических центров в торговле и на транспорте.
Разработан и внедряется ряд федеральных и региональных программ и
проектов, элементами которых являются логистические системы (федеральные
программы: «Возрождение торгового флота», «Дороги России», «Терминал»,
«Российская сеть региональных информационно-аналитических центров» и др.).
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся
наукой и сферой бизнеса. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату
и терминологии, по мере развития рыночных отношений постоянно уточняются и
изменяются, наполняясь новым содержанием. Наиболее интенсивное развитие за
рубежом логистика получила за два последних десятилетия. Именно тогда возникли
современные логистические концепции и технологии, такие как «Integrated Supply Chain Management»
(Интегрированное управление логистической цепью), «Lean Production» («Стройное»
производство), «Time-based Logistics» (Логистика
ведущего времени), «E-Logistics» (Электронная логистика)
и др.
За последние три года произошел определенный прорыв в
отечественных публикациях по логистике — вышло несколько десятков книг и
монографий, подготовленных в основном преподавателями различных отечественных
вузов.
Все это указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы.
Объектом исследования выбрана фирма «МИЛАВИЦА», одна из ведущих
производителей женского белья.
Логистика
происходит от греческого слова «logistike», что означает
«искусство вычислять, рассуждать». История возникновения и развития
практической логистики уходит далеко в прошлое.
Известно,
что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул
«логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. По
мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского
военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение
логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика
включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как
планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а
также строительство мостов, дорог и т.д.
Однако
как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Логистика
стала активно применяться в период второй мировой войны. Четкое взаимодействие
военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта
позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию
поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужных количествах.
Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу
эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие
методы прикладной математики, логистика постепенно стала переходить из военной
области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый
вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в
сфере обращения, а затем и производства.
В
предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные
специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики.
Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е.
управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке
товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более
широким подходом: кроме управления товаро-движенческими операциями, оно
включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и
предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию
интересов участников процесса товародвижения.
Логистика,
с одной стороны, — это планирование, управление и контроль поступающего на
предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока
материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие
специалисты исследуемой области отдают предпочтение экономической стороне
логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью
получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в
установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная
потребность в данной продукции.
Логистика,
кроме того, определяется как некая система, выработанная для каждого
предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения
движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от
закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая
поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи
информационную систему.
В ряде
определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них
трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и
деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и
готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до
момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. В других
определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих
внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле.
Обобщая
вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку
управления материальными потоками от первичного источника до конечного
потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и
относящимся к нему потоком информации.
В
современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная
логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или
распределительную, логистику). Выделяют также и транспортную логистику,
которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики.
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие
логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о
товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей
готовой информации.
В
логистической цепи (рис. 1) выделяют следующие главные звенья: поставка
материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство
товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;
потребление готовой продукции.
Каждое
звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует
материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся
транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и
управления. Логистическая система, естественно, охватывает кадры, т.е. тех
работников, которые выполняют все последовательные операции.
Рис. 1. Логистическая цепь
Усложнение
производства и обострение конкуренции в 90-х гг. нашего столетия потребовали
более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также
активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро
реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики
стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое
способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению
ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Разумеется,
ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось
выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и
рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках
рыночной стратегии.
Одна из
основных задач логистики заключается также в создании интегрированной
эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных
потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей
самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг
другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком
и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии
физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями
движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение
между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
В
соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций:
оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с
непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере
снабжения, производства и распределения и, по существу, мало, чем отличается от
функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере
снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей
или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к
производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе
производства функцией логистики становится управление запасами, включающее
контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии
производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые
склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции
охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя
к потребителям.
К числу
функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в
материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на
которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников
этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.
1.2. Проблемы развития логистики
Интерес
к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был
связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда
рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных
связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей
сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и
сокращения затрат в данной сфере.
Развитие
логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат,
связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:
1. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к
качественным характеристикам процесса распределения;
2. создание гибких производственных систем.
Значительное
воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку
покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии
производства и системах товародвижения. Если в допереходный период решение о
выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что
фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то
в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании
производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного
спроса.
Приспособление
к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь,
потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия,
и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение
времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика
поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал
определять успех функционирования предприятия на современном рынке.
Далее
необходимо указать на усложнение проблем реализации при одновременном росте
требований к качеству процесса распределения. Это вызвало у фирм-продуцентов
аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге
образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая
потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и
сбыта. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений
товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов,
определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем
маршрутов перевозок и т.д. Как известно, замена традиционных конвейеров
роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных
структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции
рентабельной. Появилась возможность для крупных предприятий перестраивать свою
работу с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками,
малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность. В
свою очередь, работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие
изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта
готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья,
полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто
не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости
на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими
партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в
значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|