Объектом
налогообложения для исчисления Е. с. н. признаются: для налогоплательщиков,
указанных выше в пункте (а), — выплаты, вознаграждения и иные доходы,
начисляемые работодателями в пользу гражданско-правового характера, в т. ч.
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским или цензионным
договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты
указанных налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков — физических
лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым
договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого
является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным
договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они
производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде
материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме,
производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей,
признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в
расчете на календарный месяц; для налогоплательщиков, указанных в
вышеприведенном пункте (б), — доходы от предпринимательской либо иной
профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, — объектом обложения является доход, определяемый исходя из
стоимости патента.
Налоговая
база налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), осуществляющих прием на
работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ
(оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяются
как сумма доходов, начисленных работодателями по всем основаниям за налоговый период
в пользу работников.
При
определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, не
подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной
или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных,
социальных или иных благ, или в виде иной материальной выгоды. Налоговым
периодом при уплате Е.с.н. признается календарный год, но налогоплательщики
производят уплату авансовых платежей отдельно в каждый государственный
внебюджетный фонд как соответствующую процентную долю налоговой базы.
Налоговым
кодексом предусмотрены для налогоплательщиков Е.с.н. налоговые льготы. Так, от
уплаты налога освобождаются: а) организации любых организационно-правовых форм
— с сумм дохода, не превышающих 100 тыс. pуб. в течение налогового периода,
начисленных работникам являющимся инвалидами I, II и III групп; б) следующие
категории работодателей — с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в
течение налогового периода каждого отдельного работника: общественные
организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80%; организации уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная
численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы
инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; учреждения, созданные
для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,
научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой
и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными
собственниками имущества которых являются указанные общественные организации
инвалидов. Указанные в этом пункте льготы не распространяются на организации,
занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров,
минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в
соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
11.
Налоги на имущество
Налог
на имущество предприятий – установлен федеральным законодательством.
Плательщиками налога являются предприятия, учреждения организации, являющиеся
юридическими лицами РФ: филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий
(учреждений, организаций), имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет,
компании, фирмы, любые организации, образованные в соответствии с
законодательством иностранных государств, имеющие имущество на территории РФ.
Налогом
облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты,
находящиеся на бланке предприятия. Основные средства, нематериальные активы,
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы при налогообложении учитываются по
остаточной стоимости. Для обложения налогом определяется среднегодовая
стоимость имущества предприятия.
Законодательством
РФ установлен перечень имущества, которое налогом не облагается: имущество
бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной)
и исполнительной власти; предприятий по производству, переработке и хранению
сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и
морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности
составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ,
услуг); специализированных протезно-ортопедических предприятий; предприятий
народных художественных промыслов; научно-исследовательских учреждений,
предприятий и организаций РАН и др. (ст. 4 Закона “О налоге на имущество
предприятий”)
Законодательством
РФ предусмотрено, что стоимость имущества, исчисленная для целей
налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость: объектов
жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично
находящихся на балансе налогоплательщика; объектов, используемых исключительно
для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; имущества,
используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной
продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; земли; мобилизационного
резерва и мобилизационных мощностей и др. (ст. 5 Закона).
Предельный
размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2%
налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с федеральным законом. Не
разрешается устанавливать ставку налога для отдельного предприятия. Исчисленная
сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (субъектов РФ,
местные бюджета по месту нахождения предприятия) в первоочередном порядке с
отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия, а по
банкам и другим кредитным организациям — на операционные и разные расходы.
12 . Налоги поступающие в дорожные фонды
В
настоящее время Законом РФ от 18 октября 1991 г. “О дорожных фондах в
Российской Федерации” предусмотрено взимание следующих налогов, служащих
источниками образования внебюджетных дорожных фондов:
·
налог на реализацию
горюче-смазочных материалов;
·
налог на пользователей
автомобильных дорог;
·
налог с владельцев
транспортных средств;
·
акцизы на легковые автомобили;
·
налог на приобретение
автотранспортных средств.
В Федеральный дорожный фонд зачисляются
налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), акцизы с продажи
автомобилей в личное пользование граждан, а также 0,25 ставки налога на
пользователей автомобильных дорог. Остальные налоги (в том числе и налог на
пользователей автомобильных дорог) зачисляются в территориальные дорожные
фонды.
Сумма платежей по налогу на пользователей
автомобильных дорог, налогу с владельцев транспортных средств и налогу на
приобретение автотранспортных средств включается плательщиками в состав затрат
по производству и реализации продукции (работ, услуг). Источником уплаты налога
на реализацию ГСМ является прибыль предприятия до исчисления и уплаты налога на
прибыль.
Порядок исчисления установленных Законом
РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации” налогов определяется Инструкцией
Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 “О порядке исчисления и уплаты
налогов, поступающих в дорожные фонды”. Данная инструкция определила многие
элементы налогов (сроки уплаты, порядок исчисления и т. д.), что нельзя
признать оправданным с точки зрения законности.
Плательщиками налога на реализацию
горюче-смазочных материалов являются объединения, предприятия, организации
независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и
организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения для
предприятий-изготовителей ГСМ является оборот по их реализации исходя из
фактических цен продажи без учета НДС. При перепродаже ГСМ объектом является
сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) и стоимостью приобретения
(без НДС).
Налог уплачивается по ставке 25%
ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально в зависимости от величины облагаемого
оборота.
Расчеты по налогу на реализацию ГСМ
представляются в налоговую инспекцию ежемесячно или ежеквартально (в
зависимости от периодичности уплаты налога).
Налог на пользователей автомобильных дорог
уплачивают предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами.
Некоммерческие организации являются плательщиками налога, если они имеют доходы
от предпринимательской деятельности.
Объектами налогообложения являются: при
производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг – выручка (валовой
доход) от реализации продукции (работ, услуг); при перепродаже покупных товаров
– товарооборот.
При исчислении налога из налогооблагаемой
базы исключаются НДС, акцизы и налог на реализацию ГСМ. Для ряда организаций
(биржи, религиозные организации, банки, иные кредитные организации,
инвестиционные фонды и т. д.) установлены некоторые особенности определения
налогооблагаемой базы.
Сумма налога на пользователей
автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского
учета и отчетности самостоятельно и вносится в дорожные фонды ежемесячно или
ежеквартально.
Льготы по налогу предусмотрены для
предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог общего пользования
(внегородских автомобильных дорог, являющихся собственностью Российской
Федерации), и фермерских хозяйств.
Налог с владельцев транспортных средств
уплачивают лица, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по
ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей.
Данным налогом облагаются транспортные
средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации в
Государственной автоинспекции, а также в других аналогичных органах с
получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 “О
государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов
самоходной техники на территории Российской Федерации”. Регистрация,
перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления
платежного документа не производятся.
Размеры ставок налога устанавливаются в зависимости от
типа и мощности двигателей.
От уплаты данного налога освобождаются
инвалиды всех групп; предприятия автотранспорта общего пользования и др.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено
право устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков.
Льготой в виде освобождения от уплаты налога пользуются граждане, приобретающие
автомобили в личное пользование, общественные объединения инвалидов,
предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования,
другие лица.
Предприятия, организации и учреждения в
сроки, установленные для предоставления квартального (годового) бухгалтерского
баланса, сдают в налоговый орган по месту своего нахождения ежегодный расчет по
установленной форме.
Плательщиками налога на приобретение
автотранспортных средств являются предприятия, организации и индивидуальные
предприниматели, приобретающие автотранспортные средства в собственность путем
купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Налог уплачивается в течение пяти дней со
дня приобретения автотранспортного средства, причем для предприятий и
организаций днем приобретения считается день зачисления этого средства в состав
основных средств, а для индивидуальных предпринимателей – день фактического
приобретения.
13. Отчисление и платежи за пользование
природными ресурсами
Платежи за природные ресурсы являются важным методом
формирования доходной базы бюджетов всех уровней.
Их Цель: экономическое регулирование природопользования, стимулирование
рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды.
Налогообложение природных ресурсов является одной из сложнейших проблем.
Платежи за право пользования природными ресурсами и недрами, а также
минерально-сырьевыми ресурсами включены в перечень федеральных и местных
налогов, и соответственно являются налоговыми платежами. Они зачисляются в
Федеральный и местные бюджеты. Правовые
и экономические основы, регламентирующие охрану недр и их комплексное
использование, установлены Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. С
введением Налогового кодекса РФ сохраняется положение, что природопользование
регулируется государством путем введения платежей за пользование недрами и
воспроизводство недр. Пользователями
недр могут быть индивид.
предприниматель, юридические лица. Платежи могут взиматься в форме денежных
платежей, в виде части добытого мин. сырья, зачета сумм платежей в
соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого
предприятия.
Система платежей
включает:1)сбор за участие в
конкурсе и выдачу лицензии. Размер сбора определяется с учетом стоимости
подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением лицензии;2)
плату за получение права на пользование недрами;3) плату за пользование
недрами, включающую затраты поиска и разведку месторождений, их добычу и
пользование недрами;4) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
также относятся к системе платежей за пользование недрами;5) платежи за право
на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а также
платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых и др.
Определение
размера платежей ведется с учетом условий геологии, гидрологии,
экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида
полезных ископаемых, климатических условий, уровня обжитости местности, инженерных
коммуникаций и транспорта, а также степени риска. Платежи могут быть как
разовыми, так и регулярными взносами.Платежи за право пользования природными
ресурсами взимаются со всех пользователей недр, исключая следующие категории
пользователей:1) собственников, владельцев земельных участков, осуществляющих
в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на
принадлежащем им или арендуемых земельных участках для своих нужд;2)
пользователей недр, ведущих работы научно-изыскательского характера без
нарушения целостности недр, а также получивших участки для образования особо
охраняемых геологических объектов.
Плата за пользование
недрами осуществляется в форме денежных платежей, части объема добытого сырья
или иной производимой продукции, выполнения работ или предоставления услуг,
зачета сумм предстоящих платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в
уставный фонд создаваемой организации.
Форма внесения платы,
размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в
лицензии.
Регулярные платежи за
право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимаются в течение
всего периода их проведения и зависят от продолжительности их выполнения и
площади, на которой они ведутся. Минимальная величина платежа составляет 1%, а
максимальная — 2% от договорной стоимости работ. Конкретный размер платежей
зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий
района.Условия взимания регулярных платежей за право на разведку месторождений
полезных ископаемых являются такими же, как и право на поиски, с той лишь
разницей, что минимальная ставка платежа 3%, максимальная — 5% от сметной
стоимости работ.При продлении срока поисковых или разведочных работ размер
ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза. После окончания
указанных работ размер платежей корректируется с их фактической сметной
стоимостью.Платежи за право на разведку полезных ископаемых в границах
площадей акваторий, предоставленных пользователю для добычи, не взимаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|