Налоги Российской Федерации
1.Налоговая система России
В курсе " Налоговая система
России" изучаются сущность налогов, сборов и других платежей обязательного
характера, основные принципы построения налоговых систем, действующая налоговая
система Российской Федерации, элементы налогообложения, организация налогового
контроля, налоговая политика государства, реформы в сфере налогообложения,
важнейшие категории и понятия, используемые в России и ведущих странах с
развитой рыночной экономикой. Другими словами, предмет изучения — отношения,
связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного
характера.
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в
бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами.
Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются:
совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и
методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и
методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых
отношений, порядок и условия налогового производства. Термин
«налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам
или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система
появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили
налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и
расходовать средства на содержание^ войск, возведение укреплений, строительство
храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на
устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и
продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4
основных принципа построения налоговой системы, определенным образом
модернизированные, используются до настоящего времени. Это - принцип
справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность
распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип
определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно
точно заранее известны плательщику; принцип удобства - налог должен взиматься в
такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для
плательщика; принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек
взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Система
налогов, взимаемых в Федеральный Бюджет, и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным Законом. Новая
налоговая система Российской Федерации практически была создана в 1991г., когда
в конце этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе:
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге
на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную
стоимость", "Об акциях", "О налогообложении доходов
банков", "О налоге на имущество предприятий", "О
государственной пошлине", "О подоходном налоге с физический
лиц".Вышеперечисленные законы о налогах вводились с 1 января 1992г., и
явились основой создания единой налоговой системы в Российской Федерации.
Несмотря на достаточно разработанную налогово-правовую базу, действующая
система налогообложения Российской Федерации не является совершенной. В
реальной действительности имеют место отступления от вышеуказанных принципов.
Во-первых, отсутствие стабильности налогового законодательства, внесение в него
частых серьезных изменений, существенно влияющих на условия предпринимательской
деятельности. Во-вторых, в большинстве случаев действующие законы по налогам не
являются законами прямого действия.
Налоговая
система выполняет следующие основные функции: фискальную - обеспечение доходов
государственного бюджета; регулирующую - регулирование макроэкономических
процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости:
распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических
и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления
социальных программ; стимулирующую - микроэкономическое регулирование;
контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений
2. .Экономическое
содержание налогов
Налоги необх звено
эк отношений в общ-ве. Они явл-ся осн ист-ом доход части бюджетов и эф-ным
инструментом гос рег-я соц-эк отношений. Способность гос-ва осущ-ть свои
функции оперд-ся размером доходов, которыми оно располагает.
Осн источникики доходов гос-ва:- налоги- эмиссия ден ср-в- займы в форме гос
облигаций- доходы от дея-ти гос предп-й- доходы от аренды гос имущ-ва
- приватизация (доходы от продажи гос имущ-ва)
объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые
количественно, которые служат базой для исчисления налога; • субъект
налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо,
которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог; •
источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог; • ставка
налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка
определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется
налоговой квотой; • налоговая льгота — полное или частичное освобождение
плательщика от налога; • срок уплаты налога — срок в который
должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его
нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости
от просроченного срока. • правила исчисления и порядок уплаты налога;
штрафы и другие санкции за неуплату налога.
По
способу взимания различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги
имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или
физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие
получению дохода. Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются
отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в
соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот.
Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец, имущества
(дохода). К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций,
подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на
имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог
на наследование и дарение и т. п.Косвенные налоги включаются в цену товаров
(работ, услуг). Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по
акцизам), либо в процентах к добавленной стоимости (налог на добавленную
стоимость) или выручке от продаж (налог с продаж). Через механизм цен косвенные
налоги в конечном итоге перекладываются на население, которое и является
реальным плательщиком косвенных налогов. Функции налога это проявление
его сущности в действии, способ выражения его свойств. Поэтому направление
налоговой политики определяется соотношением ее главных функций:
распределительная, контрольная. Осуществляя первую, государство пытается
стимулировать с помощью налоговых льгот развитие наиболее важных отраслей. Это
связано с тем, что распределительная функция обладает фискальными и
регулирующими свойствами. Налоги - не только один из основных каналов
формирования доходов бюджета, но одновременно и самостоятельный инструмент
управления, который осуществляется с помощью налоговых льгот. К налоговым
льготам относятся:
o
необлагаемый минимум
объекта налога,
o
изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога,
o
освобождение от уплаты
налогов отдельных лиц или категорий плательщиков,
o
понижение налоговых ставок,
o
вычет из налогового платежа
за расчетный период,
o
целевые налоговые льготы,
включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов),
o
прочие налоговые льготы.
Благодаря контрольной функции оценивается
эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением
финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую
систему и бюджетную политику.
3. Классификация налогов
Налоги - обязательные
платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с
физических и юридических лиц. Налоги и налоговые ставки различны в разных
странах и периодически изменяются.
англ. tax classification)
- группировка налогов
по видам. Обусловлена разл. основами классификации: способом взимания налогов,
субъектом-налогоплательщиком;
характером применяемых ставок, налоговых льгот; источником и объектом налогообложения;
органом, устанавливающим налоги; порядком введения налога;
уровнем бюджета,
в к-рый зачисляется налог; целевой направленностью введения налога
и пр. Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые
и косвенные. Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ
непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.
Среди прямых налогов
выделяют: реальные прямые налоги, к-рыми облагается
предполагаемый
средний доход,
получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог
с владельцев трансп. средств, земельный налог и др.); личные прямые налоги
уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактич. платежеспособность
(подоходный
налог,
налог
на прибыль,
ресурсные платежи,
налоги
на имущество,
подвергаемое налогообложению).
Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и
вытекают из фактов хоз. жизни и оборотов, финанс. операций (акцизы,
НДС, таможенная пошлина, налог с
продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги
по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, к-рыми облагаются
строго определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, к-рыми облагаются
все товары,
работы и услуги
за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, нек-рыми облагаются
товары
и услуги
гос. сектора (налог
с оборота в СССР), а также таможенные пошлины. Др. критерием деления налогов
на прямые и косвенные часто называют возможность переложения налогов
на потребителей: окончательным плательщиком прямых налогов
становится получатель дохода, тогда как окончательным плательщиком
косвенных налогов
выступает конечный потребитель товара, на к-рого налог
перекладывается
путем надбавки к цене. По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги:
с физических лиц (налог на доходы,
налог
на имущество
физических лиц и др.); с пр-тий и орг-ций - юридических лиц (налог
на прибыль,
налог
на добавленную стоимость, налог на имущество
предприятий и организаций и др.); смешанные налоги,
уплачиваемые как фи-зич. лицами, так и пр-тиями и орг-циями (госпошлина,
нек-рые таможенные
пошлины, налог с владельцев трансп. средств). По
органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги,
выделяют: федеральные (общегос.) налоги
(размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы
исчисления налогов,
порядок зачисления сумм налогов в бюджеты
разл. уровней определяются законодательством РФ и являются едиными на всей ее
тер.); региональные налоги (налоги
республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов
г. Москва и Санкт-Петербург) -конкретные размеры ставок, объекты налогообложения,
плательщики, методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с
законодательством РФ законодат. органами субъектов Федерации); местные налоги
(механизм их исчисления и взимания вводятся муниципальными образованиями в
соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации). По порядку
введения налога
различают: общеобязательные налоги - устанавливаются законодательными
актами РФ и взимаются на всей ее тер. независимо от бюджета,
в к-рый они поступают, по нек-рым из них конкретные налоговые
ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все
федеральные налоги,
предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой
системы Российской Федерации», а также налог на имущество
пр-тий, лесной
доход, плата за воду, налог на имущество
физич. лиц и др.); факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой
системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в
составе РФ или решениями органов гос. власти краев, областей и др. (сбор
на нужды образовательных учр-ний, взимаемый с юридич. лиц, все местные налоги
за исключением общеобязательных). По уровню бюджета,
в к-рый зачисляется налоговый платеж, налоги
делят на: закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет
или внебюджетный
фонд) и регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты
разл. уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству). По
характеру использования налогового платежа выделяют: общие налоги
(покрывают разл. расходы бюджета) и целевые (платеж идет по
строго определенному назначению, напр., отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы). По периодичности уплаты налога
выделяют: регулярные (систематич., текущие) налоги
- взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего
периода существования объекта налога; и разовые - связанные с каким-либо
событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина,
налог
на имущество,
переходящее в порядке наследования или дарения). Налоги дифференцируются по
источнику налогообложения:
издержки
произ-ва (себестоимость),
прибыль
(доход).
Правильность расчета налога на прибыль
требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования
финансовых результатов (прибыли или убытка). При классификации налогов
по объектам налогообложения образуется пять групп: налоги
на имущество,
ресурсные налоги
(включая земельный
налог), налоги на доход
или прибыль,
налоги
на действия (хоз. операции, финанс. операции, обороты по реализации) и пр.,
охватывающие нек-рые налоги и разовые сборы.
Существуют и др. основания для К.н. Налоги и налоговые ставки различны в разных
странах и периодически изменяются.
4.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой
систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего
характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на
федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере
налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Налоговая политика -
это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и
контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой
политики преследуются следующие цели:
фискальная - формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов:
экономическая - регулирование экономики с помощью налогового механизма
для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также
инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
социальная - снижение через систему налогообложения неравенства в
уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
экологическая - рациональное использование ресурсов и защита окружающей
среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
контрольная - проведение налоговых проверок с целью принятия
государством стратегических и тактических решений в экономику и социальной
политике;
международная - заключение с другими странами соглашений об избежании
двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования
предпринимательской деятельности. Следовательно,
налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции
налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов
налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей
и области экономического и социального развития общества. Налоговая политика
формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в
пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система
регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые
законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок
по регулирующим доходным источникам (налогам).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|