Разрабатывая
конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить
решение: экономических задач, таких как стимулирование экономического роста,
преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование
размеров бюджетов разных уровней и др.; социальных задач; обеспечение занятости
населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения,
перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев
населения; задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между
общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
Основными направлениями
налоговой политики могут служить следующие: построение стабильной налоговой
системы в Российской Федерации; сокращение числа налогов путем их укрупнения и
отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений; консолидация в
федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой
направленности использования денежных средств; облегчение налогового бремени
производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения;
развитие налогового федерализма; сокращение льгот и исключений из общего режима
налогообложения; расширение практики установления специфических ставок акцизов;
замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами;
увеличение роли экологических налогов.
Из этих направлений налоговой политики государства одним из главных
является развитие налогового федерализма. Налоговый федерализм означает обеспечение
оптимального распределения налоговых доходов государства между бюджетами
разного уровня (федеральным, территориальными и местными бюджетами).
Принятая в РФ налоговая политика ориентируется на воссоздание в России
западной модели налогообложения, которая становится эффективной только на
достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в
создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей
системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны
широких масс налогоплательщиков.
5.Налоговый кодекс РФ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - свод законодательных актов о
налогообложении, объединенных в один целостный документ.
Налоговый кодекс Российской Федерации нацелен на решение
таких задач, как: систематизация норм и положений, регулирующих процесс
налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и
согласованную систему; устранение таких недостатков налоговой системы, как
отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и
противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для
участников налоговых отношений; изменение чрезмерно жестких норм
ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии ясного
Законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулировки составов
налоговых нарушений; реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику;
перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот;
построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской
Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия
всех ее элементов в рамках единого налогового пространства; развитие налогового
федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов
закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание
рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность
общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию
предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
В целях решения этих задач Налоговый кодекс РФ определяет:
виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания
возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и
прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных
налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и
других участников налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством;
формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение налоговых
правонарушений; порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц
налоговых органов.
Федеральные налоги и сборы, устанавливаются, изменяются или
отменяются Налоговым кодексом РФ, региональные и местные - соответственно
законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления в соответствии с общими
принципами, установленными в Налоговом кодексе. Законодательные акты,
устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры
сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или
по-иному ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, других
участников, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не
имеют.
Налоговый кодекс нацелен на уравнивание прав
налогоплательщиков и налоговых служб: содержится ряд положений, защищающих
интересы и права налогоплательщиков, наиболее важное значение из которых имеют
такие, как введение понятия налоговой тайны; ограничение произвола налоговых
органов в части взыскания налоговых санкций, которые могут взыскиваться, при
несогласии налогоплательщика, только через арбитражный суд — с юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей или через суд общей юрисдикции - с физических
лиц. В Налоговом кодексе также детально регламентируются вопросы, связанные с
правонарушениями и ответственностью за их совершение.
6.Налог на прибыль предприятий и организаций— прямой налог,
взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т.
д.) за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
В России налог официально называется Налог на прибыль
организаций и регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ.Базовая ставка
составляет 24 %: 6,5% - зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% -
зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.Прибыль для российского
налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу
РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто
не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.
Налог
на прибыль предприятий и организаций – уплачивается предприятиями и
организациями (в т.ч. бюджетными), являющимися юридическими лицами по
законодательству РФ, включая кредитные, страховые организации, а также
предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и
организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и
другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие
самостоятельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, филиалы
(территориальные банки) Сбербанка РФ. Плательщиками налога на прибыль являются
также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с
законодательством иностранных государств. осуществляющие предпринимательскую
деятельность в РФ через постоянные представительства.
Не
являются плательщиками налога на прибыль: предприятия любых организационно-правовых
форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и
охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных
предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением
предприятий индустриального типа, определенных по перечню, утвержденному
законодательными (представительными) органами субъектов РФ (прибыль, полученная
такими предприятиями от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на
прибыль); ЦБ РФ и его учреждения - по прибыли, полученной от деятельности,
связанной с регулированием денежного обращения; организации, применяющие в
соответствии с федеральные законом упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Объект
налога на прибыль — валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в
соответствии с федеральным законом. Валовая прибыль представляет собой суммы
прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов
(включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от
внереализационных операции, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как
разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов
и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции
(работ, услуг). Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность,
при определении размера прибыли исключают из выручки от реализации продукции
уплаченные экспортные пошлины. Если предприятие реализует продукцию (работы,
услуги) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения
принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент
реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если предприятие не могло
реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за низкого качества, то
для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.
При осуществлении предприятиями обмена продукции для целей налогообложения
применяется средняя цена реализации данной или аналогичной продукции.
Федеральным
законом установлен перечень стоимости оборудования, основных производственных
фондов и другого имущества, которое не включается в налогооблагаемую базу, а
также перечень доходов и платежей, на суммы которых уменьшается валовая прибыль
при обложении налогом на прибыль. При исчислении облагаемой прибыли валовая
прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по
назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством РФ
предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, но не более
установленных минимальных размеров этих фондов. Сумма отчислений в указанные
фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятий. Исчисленная
в соответствии с законодательством прибыль предприятий облагается налогом по
ставке 24%, часть которого направляется в федеральный бюджет, другая часть — в
субъекты РФ. Федеральным законом установлены льготы по налогу на прибыль
предприятий.
Процедура определения
доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от
процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском
учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета -
налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий -
управленческий).
Согласно ст. 246 Кодекса
налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские
организации.
В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса). Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса). Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4...11 месяцев).
7. НДС.
Ставки НДС в России
налог
на добавленную стоимость — форма изъятия в бюджет части добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница
между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В РФ объектами
налогообложения НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ являются:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов
залога и передача товаров (результатов выполненных работ оказание услуг) по
соглашению о представлении отступного или новации; передача на территории РФ
товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на
которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организации, в
т.ч. через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ
для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Пунктом
2 ст. 146 Налогового кодекса РФ установлен перечень операций, которые не
признаются реализацией товаров (работ, услуг), а в ст. 149 определены операции,
не подлежащие налогообложению НДС (освобождаемые от налогообложения). Налоговым
кодексом РФ установлен перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ
освобождается от налогообложения НДС. Налогоплательщиками НДС признаются:
организации (предприятия); индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые
налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу
РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Налоговая база
для расчета НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется
налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ в зависимости от
особенностей реализации произведенных им или приобретенных товаров (работ,
услуг). При применении налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг)
различных ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров
(работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы
выручка от реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налоговая база определяется
отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), определяется исходя из всех
доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров
(работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах, включая
оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг),
определяется исходя из цен, указанных сторонами сделки, при этом рыночной ценой
товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса
и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров
(работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, с учетом
акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без
включения в них НДС, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога
с продаж. Налоговым кодексом РФ установлены особенности определения налоговой
базы при осуществлении отдельных операций (ст. 155-162). Для исчисления НДС
установлены следующие налоговые ставки: а) ставка 0% при реализации товаров
(работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ; б) ставка
10% при реализации установленного Налоговым кодексом РФ продовольственных
товаров, товаров для детей; в) ставка 20% при реализации товаров (работ,
услуг), не указанных в вышеназванных пунктах (а и б); г) ставки 9,09 и 16,67%
(расчетные ставки при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров
(работ, услуг) в соответствии со ст. 161, 162 и п. 3 и 4 ст. 154 Налогового
кодекса РФ. Для получения права налогообложения по ставке 0% налогоплательщику
необходимо предоставить копии документов, установленных ст. 165 Налогового
кодекса РФ. Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке,
процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога,
полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как
соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых
баз. Общая сумма НДС при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой
сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии
с порядком, изложенным выше. При реализации товаров (работ, услуг)
налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ,
услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг)
соответствующую сумм НДС. При реализации товаров (работ, услуг)
налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не
позднее 5 дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания
услуг). Если в соответствии с Налоговым кодексом РФ операции по реализации
товаров (работ, услуг) не подлежат налогообложению, расчетные документы,
первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без
выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах
делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
Налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные
вычеты, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщиком и
уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо
уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную границу РФ в
таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза в
отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной
деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в
соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ; товаров (работ, услуг),
приобретаемых для перепродажи. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет,
исчисляется по итогам каждого налогового периода (которым является календарный
месяц), как уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Уплата налогов при
реализации (передаче) товаров, выполнении (в т.ч. для собственных нужд) работ,
оказании (в т.ч. для собственных нужд) услуг на территории РФ производится по
итогам каждого налогового периода исходя из фактических данных за истекший
налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены
от уплаты НДС, если в течение трех последовательных налоговых периодов
налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная
по нижеследующим операциям: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ,
в т.ч. реализация предметов залога и передачи товаров (результатов работ,
оказанных услуг) по соглашению или отступного; передача на территории РФ
товаров (выполненных работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на
которые не принимаются к вычету при исчислении НДС на доходы организаций, в
т.ч. через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ
для собственного потребления — без учета НДС и налога с продаж не превысила 1
млн руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|