| Медународная миграция и ее влияние на мировой рынок труда |
Вместе с тем в страны СНГ все же есть приток
интеллектуалов. Источником его является, во-первых, система подготовки молодых
кадров (а она все еще крепка); во-вторых, значительное количество ученых стремится
в Россию из стран СНГ; в-третьих, в нашей стране вот уже целое десятилетие
постоянно находится (в рамках обмена, стажировки) большое количество
исследователей разного профиля из развитых и развивающихся стран, что само по
себе является весомым вкладом в отечественную науку.
Эмиграция ученых-обществоведов (кстати, в несколько
раз меньшая, чем отъезд научно-технической интеллигенции) не является явной
причиной торможения социально-экономического развития государства. Выезд на
постоянное жительство или на заработки гуманитариев даже обогащает науку, ведь
профессиональные связи с соотечественниками не прерываются. Кроме того,
гуманитарные исследования в целом легче восстановить и поддержать в финансовом
отношении. Потери от эмиграции гуманитариев в определенной мере восполняются за
счет распространения идей в международном научном мире. Такие идеи, как
правило, не составляют предмета коммерческой тайны, не содержат стратегически
важных технологий. Гуманитарные исследования в конечном итоге нацелены на созидание
открытого общества и широкого обмена.
Поэтому, следует обратить внимание не на утечку умов
вообще как о проблеме государственного масштаба, а об утечку научно-технических
умов. Именно эмиграция научно-технических специалистов наносит явный ущерб
национальной экономике в виде прямых и косвенных потерь в результате
«невнедрения» передовых технологий и разработок. Если считать, что основным
научным продуктом обществоведов являются научные публикации, а продукция
исследователей естественнонаучного профиля – это разработки фундаментального и
прикладного характера, то можно прийти к выводу, что именно национальные
«естественники» снизили собственный потенциал. В последние годы создается
меньше, чем это было ранее, так называемых передовых производственных технологий,
сократилось количество запатентованных изобретений.
Другая серьезная проблема – это возможные масштабы
научной эмиграции в ближайшем будущем. Сейчас Россия является донором научных
кадров для высокоразвитых стран. Донорский поток пока сравнительно невелик.
Однако, по некоторым прогнозам, страны-реципиенты, прежде всего США, в скором
времени начнут испытывать нехватку квалифицированных ученых. Ожидаемая
потребность для Запада составит 150 – 200 тысяч научных работников, а для стран
третьего мира – 50 тысяч. Если учесть, что эмиграционные установки характерны
сегодня для 25–50% российских ученых и студентов, то возможное развитие событий
может быть не в пользу российской науки. Впрочем, многое тут зависит не только
от «аппетитов» иных стран, но и от поддержки российских ученых со стороны
родного государства.
3.5.Иммиграция и бюджет
Влияние иммиграции на бюджет оценивается как
относительно небольшое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный
характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном
и местном уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и
продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их
возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство.
Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с
иммиграцией, однако при этом вряд ли учитывается то, что они через какое-то
время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как
иммигранты.
Согласно исследованиям, проведенным на
материалах США и Канады, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и
платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения,
и чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с их
пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности,
временные трудовые мигранты, не нуждающиеся ни в образовании, ни в пенсионном
обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию
на социальных расходах. В ФРГ позитивное воздействие на государственную казну
оказывал даже прием беженцев и переселенцев. К примеру, в 2001 году издержки
государства на прием и обустройство этих мигрантов (на социальную помощь,
жилищное строительство и создание рабочих мест), равные 36 млрд. марок, были
существенно перекрыты его доходами от их налоговых отчислений и взносов в
систему социального страхования, общая величина которых составила 50 млрд.
марок. Эта сумма была получена благодаря расширению занятости вынужденных мигрантов
и соответствующему росту производства.
Дж. Симон и А. Акбари, исключив при расчетах
государственные расходы на пенсионное обеспечение по старости и на образование,
которые обусловлены возрастными параметрами населения, показали, что статус
мигранта не влияет на степень нуждаемости в социальных трансфертах. При
одинаковых демографических характеристиках среднедушевой объем выплат коренным
и пришлым жителям примерно эквивалентен. Даже трансферты многодетным семьям с
одним родителем, наибольшие по размеру среди социальных пособий, получаемые
коренными жительницами и иммигрантками, статистически мало различаются (однако
среди последних доля матерей-одиночек несколько выше).
Если вновь прибывшие иностранцы оказывают
краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая сложности в
трудоустройстве или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в
усиленной государственной поддержке, то по мере увеличения срока пребывания в
стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими
пособия сокращаются. В среднем пособия иммигрантским семьям, главы которых
проживали в Канаде 5-9 лет, были в 1990 году на 6% больше, чем семьям коренных
жителей, но они были уже на 17% меньше для лиц с иммигрантским стажем более 24
лет[8]. Таким образом,
учитывая жизненный цикл спроса на социальные услуги и фискальные взносы
иммигрантов, правомерно говорить, что в долгосрочном плане интегрировавшиеся
мигранты выгодны принимающему обществу.
Поскольку высококвалифицированные мигранты
быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных
специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем
получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли
высокообразованных и, соответственно, снижение доли малообразованных мигрантов
в их общей массе. Возьмем пример Канады. Если принять уровень пособия средней
семье коренных жителей в 2000 году за 100, то пособие домохозяйствам коренных
канадцев, главы которых имели университетское образование, равнялось 55, а
пособие подобному иммигрантскому домохозяйству, глава которого пробыл в стране
5-9 лет, - 87. Однако этот показатель для данного типа семей падал с
возрастанием иммигрантского стажа их глав. При пребывании последних в стране
более 24 лет он опускался до 44. Аналогичную зависимость обнаруживают и уровни
пособий иммигрантским семьям, главы которых не имели восьмилетнего образования#"#_ftn9" name="_ftnref9" title="">[9].
Селективная иммиграционная политика может использоваться здесь лишь как
дополнительный экономический инструмент.
В местах сосредоточения пришлого населения
государственная сфера социальных услуг и выплат оказывается под его сильным
прессингом. На местные бюджеты ложится дополнительная нагрузка, вызванная
необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания и социального
обеспечения малоимущих семей иммигрантов, но никак или мало компенсируемая ими.
В США особый урон от этого терпят штаты, в которые направляются наиболее
интенсивные потоки нелегальной иммиграции. Проживающие, например, в Калифорнии
иностранцы обходятся каждой семье коренных налогоплательщиков в 1 тысячу
долларов в год.
Итак, общее влияние иммиграции на бюджет можно
оценить как позитивное. Вместе с тем нельзя не отметить, что в сфере социальной
инфраструктуры существуют проблемные узлы, порождаемые повышенной нагрузкой на
бюджет вновь прибывающих поселенцев и беженцев, неполных многодетных семей и
территориально сконцентрированных общин мигрантов.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать
следующие выводы:
— Миграция рабочей силы представляет собой
переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более
чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может
принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). — Миграция рабочей
силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В
результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает
вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их
межстранового перераспределения.
– Количественные показатели, связанные с
миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и
классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных
неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный
эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и
последующих посылок товаров и денег на родину. — Распределение положительного
экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме
роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в
результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные
переводы. — Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а
развивающиеся - источником эмиграции. — Государственное регулирование
международного рынка труда осуществляется на основе национального
законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а
также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними.
Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ,
направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо
на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании
иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе
требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию
здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных
запретов на въезд, временных и иных ограничений.
Также в курсовой
работе сравнивались уровни миграционных процессов в разных странах мира, были
приведены и описаны основные проблемы, связанные с этими процессами. Также
предоставлены некоторые статистические данные по разным странам.
В результате,
можно сделать вывод, что задачи, поставленные во введении, раскрыты в работе
полностью, а также цель работы достигнута.
Приложения
Таблица 1
Оценка числа трудовых мигрантов
в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии, 1997, 2000 и 2004 годы,
тысяч человек
|
|
1997
|
2000
|
2004
|
Бруней
Даруссалам
|
…
|
90
|
…
|
Китай
|
82
|
100
|
130
|
Гонконг,
Китай
|
171
|
217
|
235
|
Тайвань,
провинция Китая
|
246
|
327
|
600
|
Индонезия
|
35
|
15
|
…
|
Япония
|
660
|
710
|
800
|
Малайзия
|
1472
|
800
|
…
|
Филиппины
|
6
|
6
|
…
|
Южная Корея
|
245
|
285
|
423
|
Сингапур
|
…
|
612
|
580
|
Таиланд
|
357
|
176
|
500
|
Вьетнам
|
…
|
25
|
|
Таблица 2
Численность
международных мигрантов, тысяч человек
|
|
1990
|
2000
|
Изменение
за 10 лет (%)
|
Мир
в целом
|
153956
|
174781
|
13,5
|
Более
развитые регионы мира
|
81424
|
105119
|
27,9
|
Менее
развитые регионы мира
|
72532
|
70662
|
-2,6
|
Африка
|
16221
|
16277
|
0,3
|
Азия
|
48856
|
49781
|
-0,4
|
Европа
|
48437
|
56100
|
15,8
|
Латинская
Америка
|
6994
|
5944
|
-15,0
|
Северная
Америка
|
27597
|
40844
|
48,0
|
Австралия
и Океания
|
4751
|
5835
|
22,8
|
Источник: International
Migration Report 2002. Geneva, 2002. P. 3.
Таблица 3
Численность
и удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран, 2000 год
|
Иностранное
население (ИН) (тысяч человек)
|
Доля
ИН во всем населении (%)
|
Иностранная
рабочая сила (ИРС) (тысяч человек)
|
Доля
ИРС во всей рабочей силе (%)
|
Австралия
|
4517*
|
23,6
|
2365*
|
24,5
|
Австрия
|
843*
|
10,4
|
377
|
9,8
|
Бельгия
|
862
|
8,4
|
377
|
9,8
|
Великобритания
|
2342
|
4,0
|
1220
|
4,2
|
Италия
|
1388
|
2,4
|
246
|
1,1
|
Канада
|
4971*
|
17,4
|
2839*
|
19,1
|
Нидерланды
|
1615*
|
10,1
|
298
|
3,7
|
США
|
28400*
|
10,4
|
17400*
|
12,4
|
ФРГ
|
7297
|
8,9
|
3429
|
8,8
|
Франция
|
5868*
|
10,0
|
1571
|
6,1
|
Швейцария
|
1384
|
19,3
|
717
|
18,3
|
Швеция
|
1004
|
11,3
|
222
|
5,0
|
Япония
|
1686
|
1,3
|
155
|
0,2
|
* К иностранному населению
отнесены все жители данных стран, родившиеся за границей, в том числе
натурализованные иммигранты, а к иностранной рабочей силе - экономически
активная часть этих жителей. В остальных случаях учтены только лица,
проживающие в данной стране, но не имеющие ее гражданства. Составлено по:
Tendences des Migrations Intemationelles. P., 2003. P. 316, 317, 320.
Таблица 4
Категории иммигрантов
|
Изменение количества недель (%)
|
Изменение заработков(%)
|
Белые амери-канцы
|
Афро-амери-канцы
|
Испано-язычные амери-канцы
|
Белые амери-канцы
|
Афро-амери-канцы
|
Испано-язычные амери-канцы
|
Все иммигранты
|
-0,01
|
-0,01
|
-0,7
|
0,3
|
-0,7
|
-0,4
|
В том числе:
|
Экономические иммигранты
|
-0,5
|
-0,2
|
0,9
|
-1
|
1,4
|
1,6
|
Воссоединяющиеся члены семей
|
0,6
|
1,1
|
0,3
|
2,1
|
2,1
|
-0,3
|
Прочие легально проживающие
иностранцы
|
0,5
|
0,6
|
1,3
|
0,6
|
1,5
|
1,8
|
Нелегальные иммигранты
|
-0,02
|
-0,4
|
0,6
|
0,2
|
-0,7
|
-0,9
|
Нетурализованные иммигранты
|
-0,9
|
-0,9
|
-2
|
-1,8
|
-3,8
|
-3
|
Влияние
10%-ного роста численности иммигрантов в США на количество недель, отработанных
коренным населением мужского пола, и его заработки
Составлено по: Immigrants and Immigration Policy: Individual
Skills, Family Ties, and Group Identities. Greenwich, 1996. P. 251-255.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-сайт:
1.
Официальный
сайт Центра демографии и экологии человека: www.demoscope.ru
Публикации в :
1. Научный журнал:"Россия в глобальной политике". № 3, Май -
Июнь 2006— «Трудовая миграция: факторы и альтернативы», Сергей Иванов – сотрудник отдела народонаселения Департамента по
экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН.
2. «Бюллетень
Население и общество» Центр демографии и
экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
« Половина международных мигрантов вливается в ряды рабочей силы» «Половина
всех международных мигрантов – женщины» «В 2005 году в развивающиеся страны от
мигрантов поступило 167 миллиардов долларов», кандидат экономических наук Екатерина Щербакова.
3. Газета
«Зеркало недели», 23 апреля 2007 года,—« Миграционный капитал в Украине:
скрытая реальность», Андрей Гайдуцкий (помощник заместителя председателя
Национального банка Украины, кандидат экономических наук).
4. Г. Бояркин, проф. Трудовая миграция
и экономический потенциал
района. //
Человек и труд. - №2 2003.
5. Г. Биффель. Миграция и ее роль
в интеграции Западной Европы //
Проблемы теории
и практики управления. - №4 2002.
6. «
Миграция: конфликтное измерение», Учебник, Дмитриев А.В., 2006г,Изд.: Альфа,
7 . « Геополитика», Учебник,
В.А. Дергачев, Москва, 2004 г ., Изд.:«Юнити»
8. «Международная трудовая
миграция.», Учебник, Ивахнюк И.В., 2005г,Изд.: «Теис»
9 . И.
Цапенко, к.э.н. «Ренессанс» экономической миграции на Западе. //Вопросы
экономики. - №11 2002.
10. Экономика труда:
(социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.:
«Экзамен», 2002.
11.
«Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования», Н. Н. Зинченко, 2003 г, Изд.:Внешторгиздат
12. «География населения.»
Учебное пособие, 2-е изд.
Копылов В. А.,
2005 г., Изд.: ИТК "Дашков и К"
13. «Международно-правовые
основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми»,
Овчинский В.С. - сост., серия: "Высшее образование",
2004 г., Изд.: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
14. «Международные
экономические отношения»,Под ред. Стровского Л.Е., 2003 г., Изд.:
Издательство журнала "Юнити", ЮНИТИ-ДАНА,
15. «Миграция. Сущность
и явления»,Бондырева С. К., Колесов Д. В.,
серия: "Библиотека
психолога", 2004 г., Изд.: МПСИ
16. «Социология
миграции»,Юдина Т. Н., 2004 г., Изд.: ИТК "Дашков и К"
17. "Рынок
труда: занятость и безработица" Пристанева А.А., Киев, 2002г.
18. «Миграция
населения. Три стадии миграционного процесса», Рыбаковский Л.Л.,2001г
19.
«Демография», Борисов В.А., М.:2001г.
20.
«Международные экономические отношения», Дергачев В.А.,2003г, Изд.: ЮНИТИ
21. Саймон Дж. «Иммигранты и аборигены в США и Канаде»
22. Соренсен Е.«Иммигранты и иммиграционная политика», Гринвич,2001
23.Стореслеттен К.. « Поддержка финансовой политики через иммиграцию»,
Журнал «Политическая экономика», 2000, П.300-323
24.Тенденции международной миграции,
Женева, 2002, П. 48
25. Сталлкер П. «Рабочие без границ»,
2000, П. 107,109
26. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина М. 2003г
[1] 2 Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина М. 2003г
[2] Источник:
United Nations (2005). World Population Prospects. The 2004 Revision. Comprehensive
Dataset. Sales No. E.05.XIII. 12
[3] Современное миграционное сообщение, 2002, Женева, 2002, П 2-3,14
[4] www.migrationinformation.org
[5] Тенденции международной миграции, Женева, 2002, П. 48
[6] Сталлкер П. «Рабочие без границ», 2000, П. 107,109
[7] Соренсен Е«Иммигранты и иммиграционная политика», Гринвич,2001
[8] Саймон Дж. «Иммигранты и аборигены в США и Канаде»
[9] Стореслеттен К.. « Поддержка финансовой политики через иммиграцию»,
Журнал «Политическая экономика», 2000, П.300-323
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
© 2009 Все права защищены.