Вместе с тем миграция сопряжена и с рисками,
которые для женщин зачастую бывают более существенным, чем для мужчин, особенно
когда женщинам приходится соглашаться на нежелательную низкооплачиваемую
работу. Поэтому важно принять такие меры, которые учитывали бы конкретные
обстоятельства и опыт женщин-мигрантов и ослабляли бы их подверженность
эксплуатации и злоупотреблениям. Женщины и девочки, которые являются жертвами
торговли людьми, имеют право на особую защиту.
Удельный вес женщин в общей численности
международных мигрантов постепенно возрастает: если в 1960 году он составлял
47%, то к 2005 году возрос до 50%. Численность женщин-мигрантов растет быстрее
в более развитых регионах мира, в которых она превышает численность
мигрантов-мужчин уже с 1990 года. В развивающихся странах женщины составляют
около 46% международных мигрантов, и эта доля остается довольно стабильной
начиная с 1960 года.
На региональном уровне, число женщин-мигрантов
превышает число мигрантов-мужчин в Европе, особенно Западной и Северной, а
также в Океании. Примерное равенство полов по численности отмечается среди
иммигрантов Северной и Латинской Америки.
Рисунок 3.
Доля
женщин среди международных мигрантов в основных регионах мира, 1990 и 2005
годы, %
Женщины-мигранты малочисленны в Азии, в
частности в государствах - членах Совета сотрудничества стран Персидского
залива, где они составляют лишь 29% от общего числа мигрантов (рис. 6). Когда
мигранты представлены в основном работающими по контракту, доля женщин среди
них, как правило, низка.
В то же время среди мигрантов, выезжающих за
границу в поисках работы из ряда стран Юго-Восточной Азии, женщины преобладают.
Так, среди трудовых мигрантов из Индонезии женщины составляли в 1995-19 годах
69%, в 2000-2003 годах - 79,2%, а среди трудовых мигрантов из Шри-Ланки -
соответственно, 70,4 и 66,1%. Повышение уровня образования женщин в Сингапуре
привело к повышению их экономической активности и занятости и необходимости
привлечения наемных работников ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми и
престарелыми. Эти функции на себя все чаще брали женщины из Филиппин.
2.2.Нормативно-правовая
база для миграции кадров
В
большинстве принимающих стран нормативно- правовая база для иммиграции
представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты
иммиграционного законодательства следующие:
• Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран
устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по
специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание
полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что
должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом
необходимо пере подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет
соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране
требованиям, предъявлявшимся к выпускнику поданной специальности в стране -
экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими
странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по
специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.
• Ограничения личного
характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет
жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются
наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны
представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским
учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование
Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от
отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он
колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются
законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов.
Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за
уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
• Количественное
квотирование. Большинство стран, принимающих им мигрантов, устанавливают их
максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей
экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе
всех трудовых ресурсов; в, рамках отдельных отраслей, определяя максимальную
долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках
отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном
предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих
в страну в течение одного года Количественное квотирование является весьма
жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно
определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают
правоохранительные органы.
• Экономическое регулирование. Оно вводит определенные
финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что
касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать
иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и
продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.
Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в
экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность
происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По
законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на
местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы
предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать
сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных
граждан в домашнем хозяйстве.
• Временные ограничения.
Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания
иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо
покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение
на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей
стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не
позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на
родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они
приобретают право вновь приехать в принимающую страну.
• Географические
приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов,
законодательно устанавливает географическую и национальную структуру
иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд
иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в
предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках
географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных
стран из одного географического региона.
• Запреты. Явные и
скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о
профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо
перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя.
Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей,
в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым
доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения
специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение
иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется,
запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается
полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
• Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг
мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных
иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на
родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались
программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных
пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.
• Программы экономической
помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со
странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на
родину и части государственных средств в создание новых предприятий в
развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов.
Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний,
акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних
отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в
основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для
реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.
3.ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ КАДРОВ
3.1.Социально-экономические
последствия международной
миграции кадров
По мере развития
глобализации международной экономики в мировом хозяйстве постоянно растут и
масштабы миграции рабочей силы.
В
экономическом плане принимающим странам (прежде всего развитым) иммиграция
выгодна. В частности, широко известен вклад интеллектуальной иммиграции в
развитие американской экономики. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на
рынок труда США в 90-е годы докторов наук в области инженерных и компьютерных
дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических предметов в вузах -
тоже иммигранты. По оценкам, проживающие в Соединенных Штатах иммигранты
зарабатывали в конце 90-х годов более 240 млрд. долл. в год, выплачивая около
90 млрд. долл. в качестве налогов. В то же время американское государство
тратит на социальное вспомоществование иммигрантам ежегодно порядка 5 млрд.
долл. Ясно, что отдача, которую обеспечивает эта категория граждан в чисто денежном
выражении, весьма высока, не говоря уже о том вкладе, который они вносят в
развитие науки и техники. США, проводя политику по привлечению
высококвалифицированных кадров, и сегодня остаются общепризнанным центром
притяжения профессионалов. По оценкам различных специалистов, за период с 1998
по 2004 гг. Соединенные Штаты сэкономили на образовании и научной деятельности
не менее 15 млрд. долларов. На многих кафедрах точных и естественных наук в
ведущих университетах Соединенных Штатов работают выходцы из стран бывшего СССР,
в том числе академики и члены-корреспонденты РАН. По имеющимся данным, только в
2002 г. из 100 наиболее известных отечественных ученых в области естественных
наук 50 - жили и работали за рубежом. Среди эмигрантов - такие выдающиеся
ученые, как академики А.А. Абрикосов и Р.З. Сагдеев. Тысячи российских
программистов и других специалистов в области информационных технологий и
компьютерной техники работают в компаниях Силиконовой долины, других
технологических парках страны. В начале ХХI в. в США была даже учреждена
Ассоциация русскоязычных специалистов в области программного обеспечения и
компьютерных технологий, насчитывающая десятки тысяч членов.
Следует
особо подчеркнуть, что официальные цифры иммиграции из Украины в США мало что
говорят о реальных масштабах "утечки умов". Так, по официальным
данным Службы иммиграции и натурализации США, в 2000 г. в страну на постоянное
место жительство въехали 1,5 тыс. специалистов с высшим образованием. Реальная
же цифра, если иметь в виду работу по контракту, выше на порядок.
Другой
яркий пример преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны
- Израиль, проводящий целенаправленную политику привлечения в страну евреев со
всего мира. Во многом благодаря иммиграции научных и высококвалифицированных
кадров Израиль вошел в число наиболее развитых в экономическом и
научно-техническом отношении государств. Украинская эмиграция, а также
эмиграция из других бывших республик СССР, сыграла в этом исключительную роль.
Каковы
для стран-доноров последствия эмиграции вообще и интеллектуальной в частности? Позитивным
моментом являются финансовые переводы (трансферты) работников-мигрантов своим
семьям, а также определенные платежи в бюджеты своих стран. По имеющимся
данным, в ряде случаев такие перечисления достигают весьма заметных величин.
Так, масштабы переводимых доходов составили в начале ХХI века для Пакистана - более 3% ВВП,
Бангладеш - 4%, Ямайки - свыше 5%, Шри-Ланки - 6,2%. По мнению экспертов,
перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд. долл.
стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд. долл., что
составило 16% ВВП страны.
В 2006 году
официальные денежные переводы в развивающиеся страны составляли около 200 млрд.
долл. США, что значительно превышает объемы международной технической помощи
этим странам, объемы портфельных инвестиций и почти равно объемам привлеченного
капитала в форме прямых инвестиций. В течение 1970—2005 годов объемы
поступления денежных переводов в мире (преимущественно из развитых государств в
развивающиеся страны) возросли в 13 раз, тогда как количество мигрантов —
только в 2,3 раза.
Таким образом,
трансферты денежных переводов по сути формируют отдельную составляющую
международного рынка капитала — миграционный капитал. Его объемы можно
характеризовать как доходы мигрантов, которые, за минусом затрат на их
пребывание в стране трудоустройства, направляются на родину и используются для
повышения экономического и социального уровня жизни родных и близких, развития
местных территорий и стран в целом.
3.2.Последствия на рынке труда
Воздействие иммиграции на условия труда и
занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным
вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма
противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что
нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной
политики.
Однако многочисленные западные исследования
свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не
значимо, а нередко и позитивно. Вместе с тем рассматриваемый эффект иммиграции
имеет дифференцированные проявления, разнящиеся во времени и пространстве (по
регионам), среди различных этнических и социопрофессиональных групп местного
населения и во многом зависящие от структурных параметров иммиграции. Весьма
показательны результаты исследования, проведенного в начале 2000-х годов в США
Е. Соренсен[7].
Оно подтвердило малозначительность и в то же время неоднозначность реакции
занятости и заработков основных этнических групп коренного населения на
увеличение численности иммигрантов различных категорий ( таблица 4).
Такой характер эффекта иммиграции связан с тем,
что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и
квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других -
заполняют ниши, комплементарные в производственном процессе нишам коренных
жителей. А малосущественность воздействия иммиграции в целом на рынок труда
можно объяснить его сегментированностью, ограничивающей замещение местных
работников иностранными, дифференцированностью сфер занятости местных и
иностранных работников и высокой территориальной мобильностью последних.
Если сферы занятости высококвалифицированных
мигрантов и местных жителей во многом совпадают, что усиливает конкуренцию
между ними, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно
различаются. Так, в США в сфере общественного питания иммигранты сосредоточены
в ресторанах на низших должностях, тогда как коренные жители - в большей
степени в сети "быстрого питания"; в торговле первые - в небольших
магазинах, вторые - в супермаркетах; в строительстве иностранцы заняты в нею
нионизированном ремонтно-реставрационном секторе, местные - в солидных фирмах.
Эта дифференциация закрепляется особой ролью,
которую играют в занятости иммигрантов, особенно малоквалифицированных, их сети
социальных связей и неформальные системы рекрутмента (набора кадров) и
профессионального обучения. Концентрация мигрантов в отраслях, требованиям
которых соответствует их квалификация и профессиональный опыт, объясняется во
многом тем, что их трудоустройство осуществляется благодаря родственникам и
знакомым. Подобный порядок найма имеет преимущества и для предпринимателей, не
только снижая их расходы по рекрутменту, но и облегчая профессиональную
подготовку: рекомендующий берет на себя ответственность за введение новичка в
курс дела и обучение его элементарным операциям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|