Из
межгосударственных региональных экономических объединений в Европе можно
выделить: ЕС, EFTA, NAE. В ЕС (Европейское Сообщество, с 1
января 1994 г. — Европейский Союз), в состав которого входят Германия, Франция,
Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия,
Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и Австрия, преобладают
центростремительные тенденции. Сегодня этот Союз трансформируется в целостное
хозяйственно-политическое образование: осуществляется постепенный переход от
национальных экономических структур к целостной евроэкономике.
Достаточно
устойчивой относительно противостояния росту протекционистских тенденций в
международной торговле зарекомендовала себя EFT А (Европейская ассоциация свободной торговли), в которой с 1995 г.
остались Норвегия, Швейцария, Исландия. Общей чертой всех членов организации
является высокая доля внешней торговли в экономике. Отсюда и интерес к
ликвидации преград в развитии торговли.
Для
выполнения функций посредника в экспорте в другие страны излишка продукции
скандинавских оптовых товариществ, а также части продукции потребительских
кооперативов (преимущественно сельскохозяйственных) Дания, Норвегия, Швеция,
Финляндия создали NAE (Скандинавский кооперативный
экспорт). Эта организация занимается также экспортом мебели, которую
изготовляют на кооперативных предприятиях этих стран, в Германию, Японию,
Великобританию, США и другие страны.
На
Североамериканском субконтиненте создано одно из крупнейших в мире региональных
экономических объединений — NAFTA
(Североамериканская ассоциация свободной торговли), сначала с 1988 г. в составе
двух из наиболее экономически развитых стран — США и Канады, а затем с 1993 г.
и развивающейся страны — Мексики. Опыт NAFTA весьма важен для вхождения Украины в мировое и европейское рыночное
пространство.
Важные
организационно-экономические сдвиги происходят в Азии, где созданы: ASEAN — Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней,
Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Бирма); СМАС — Общий рынок арабских стран —
экономическая организация группы арабских стран в структуре Лиги арабских
государств (Общий рынок образуют Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Кувейт, Ливия,
Мавритания, ОАЭ, Сирия, Сомали, Судан) с целью противостояния экономическому
давлению со стороны западных стран и их экономических группировок; RCD — Региональное сотрудничество с
целью развития (Иран, Пакистан, Турция), к которому присоединяются страны
Центральной Азии из бывшего СССР.
Значительно
больше подобных межгосударственных объединений на Африканском континенте. OAU — Организация африканского единства,
в которую входят все независимые государства Африки, кроме ЮАР. В пределах этой
организации особое место принадлежит Комиссии по вопросам науки, техники и
исследований. В ее компетенцию входит широкий круг вопросов экономического
развития стран континента. При Комиссии функционирует Межафриканский
исследовательский фонд, который расположен в Лагосе (Нигерия).
Достаточно
противоречивой с момента своего основания (1965 г.) стала ОСАМ — Совместная
Афро-Маврикийская организация. Первоначально она ставила своей задачей
содействие экономическому, политическому и социальному сотрудничеству
стран-участниц. В 1974 г. она отказалась от рассмотрения политических вопросов
и сосредоточила внимание на развитии экономических, технических и культурных
связей. В состав организации входят: Бенин, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо,
Маврикий, Руанда, Сейшельские Острова, Сенегал, Того, ЦАР.
Практически
такие же задачи решает OMVS — Организация по освоению
бассейна реки Сенегал. Членами этого международного института являются
Мавритания, Мали и Сенегал. Страны OMVS координируют исследования и работы, связанные с освоением природных
ресурсов на своих территориях, реализуют отдельные проекты по ирригации,
сельскому хозяйству, животноводству, гидроэлектроэнергетике, добывающей и
обрабатывающей промышленности, транспорту и связи. Аналогичные функции
предусматривает OMDKRB — Организация по
эксплуатации и развитию бассейна реки Кагери, куда входят Бурунди, Руанда,
Танзания, Уганда.
Постоянный
консультативный комитет Магриба МРСС образуют Алжир, Мавритания, Марокко,
Тунис. Страны-участницы проводят консультации по экономическим вопросам на
правительственном уровне, обмен технической информацией в сферах
промышленности, телекоммуникаций, транспорта, связи, занятости и труда,
развития судоходства, туризма.
Среди
других межгосударственных общеэкономических организаций в Африке следует
назвать UEAC — Союз государств Центральной
Африки (Заир, Чад, ЦАР); UDEAC — Таможенный и экономический
союз Центральной Африки (Габон, Камерун, Конго, ЦАР); ECOWAS — Экономическое сотрудничество
государств Западной Африки (Бенин, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана,
Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал,
Сьерра-Леоне, Того, Кабо-Верде).
В
связи с возрастающей взаимозависимостью государств и интернационализацией
хозяйственной жизни различные межгосударственные экономические объединения
начали возникать также в Латинской Америке. Например, РА (Амазонский пакт), в
состав которого входят Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу,
Суринам, Эквадор, был создан с целью совместного изучения, освоения,
использования и охраны ресурсов Амазонии и ускорения интеграции экономических
структур стран-участниц. GA — Андская группа —
объединяет Боливию, Колумбию, Перу, Венесуэлу, Чили. Она реализует программу
ускоренного экономического роста путем интеграции экономик, согласования
экономической политики, в том числе по иностранному капиталу.
Амазонский
пакт, Андская группа, а также Ла-Платская группа (ОСР), объединяющая Аргентину,
Боливию, Бразилию, Парагвай, Уругвай, являются субрегиональными группировками,
действующими в пределах ALADI — Латиноамериканской ассоциации
интеграции, куда кроме уже названных стран входит также Мексика. Страны —
участницы Ассоциации заключают между собой соглашения о преференциальной
торговле, экономическом взаимодополнении, сотрудничестве в сельском хозяйстве,
науке, технике, развитии туризма и охране окружающей среды. По договору
Монтевидео II (1980 г.) страны Ассоциации
разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);
среднего уровня развития (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Уругвай) и менее
развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор). Предусматривается предоставление
преференций менее развитым странам со стороны более развитых.
Договор
Чагуарамас предусматривает политическое и экономическое сотрудничество стран
Карибского содружества (CARICOM), в состав которого входят
Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент,
Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Кристофер и Невис,
Антилья. Чрезвычайно малые размеры территорий побуждают эти страны к
согласованию позиций по важнейшим международным политическим и экономическим
вопросам, совместным выступлениям на международной арене.
В
1975 г. создана Латиноамериканская экономическая система (SELA), в которую вошли Аргентина,
Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас,
Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика,
Никарагуа, Парагвай, Перу, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили,
Эквадор, Ямайка и Суринам. Страны-участницы отрабатывают совместные позиции по
международным экономическим и социальным вопросам и в отношении третьих стран и
организаций, решая задачи содействия внутрирегиональному сотрудничеству с целью
ускорения социально-экономического развития.
Торговые
палаты 45 стран Азии и Африки образовали Афро-азиатскую организацию
экономического сотрудничества (AFRASEC),
определив ее основной задачей содействие ускорению процесса индустриализации в
странах Азии и Африки, осуществлению обмена в коммерческой, финансовой и
технической областях.
С
целью координации политической деятельности и сотрудничества в сфере экономики,
транспорта, культуры, гражданства, виз 21 государство Арабского Востока
(Афроазиатский регион) создали Лигу арабских государств (LAS).
Ломейская
конвенция между 66 странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана
(АКТ) и государствами ЕС является не только юридической формой регулирования
торгово-экономических отношений, но и промышленного, финансового и технического
сотрудничества между странами-участницами.
Специфическим
евроазиатским международным региональным объединением является Содружество
независимых государств (СНГ), о создании которого было объявлено в декабре 1991
г. В него входят 12 бывших республик СССР из 15 (без стран Балтии), в том числе
Украина. Образование СНГ сыграло, прежде всего, политическую роль в роспуске
СССР. Что касается процессов экономической интеграции стран СНГ, то они идут
весьма сложно и противоречиво, поскольку первоосновой их должна быть,
во-первых, рыночная экономика каждого участника и, во-вторых, а это сегодня главное,
суверенность государств-участников, которая проходит период становления и
развития. Неслучайно в марте 1999 г. на регулярной встрече в верхах стран СНГ
была поставлена задача становления и формирования простейшей формы региональной
экономической интеграции — зоны свободной торговли стран-участниц.
Возрастают
роль и значение еще одной евроазиатской организации регионального
экономического сотрудничества — организации Черноморского экономического
сотрудничества (ЧЭС), созданной в 1992 г. при системообразующей роли Турции и
Украины.
В
ее состав входят: страна развитой рыночной экономики — Греция; страны,
переходящие к рынку, из числа бывших республик СССР — Украина, Россия, Молдова,
Азербайджан, Армения, Грузия, а также Албания, Болгария, Румыния; развивающаяся
страна — Турция. Среди ассоциированных членов — Австрия, Италия, Египет, Тунис,
Словакия и другие страны, а также международные организации — МВФ, Мировой
банк. В рамках ЧЭС идет становление зоны свободной торговли.
Региональная
структура современного мирового хозяйства соответствует прежде всего тенденции
к объединению индивидуальных, монополистических и национальных капиталов. Это
обусловлено как логикой развития производительных сил, так и потребностями
разделения труда, специализацией и кооперацией производства, его концентрацией
и централизацией.
Региональные
экономические комиссии ООН (ЕСЕ — Экономическая комиссия для Европы; ESCAP — Экономическая и социальная
комиссия для Азии и Тихого океана; ЕСА — Экономическая комиссия для Африки; ECWA — Экономическая комиссия для
Западной Азии; ECLA — Экономическая комиссия для
Латинской Америки) призваны содействовать экономическому развитию и
сотрудничеству стран соответствующего региона, проводить исследования,
разрабатывать рекомендации правительствам соответствующих стран. Имея развитые
институциональные структуры, эти комиссии определяют первоначальные направления
своей деятельности, исходя из конкретных обстоятельств непропорциональности
развития экономических основ двух тенденций — центробежной и центростремительной.
В
региональной подструктуре мирового хозяйства следует различать общее и
особенное.
Общее
состоит в том,
что любые объединения создаются для реализации общего интереса стран-участниц.
Благодаря участию в международном разделении труда страна получает доступ к
освоенным предыдущими и сегодняшним поколениями природным ресурсам в различных
районах планеты, к созданным человечеством производительным силам, накопленным
знаниям и навыкам. Доступ, по выражению К. Маркса, к "общим производительным
силам общественного мозга" дает возможность каждой стране, ее народу в
определенной мере, с большими или меньшими затратами удовлетворять свои
материальные и духовные потребности. Отсюда и объективная заинтересованность
государств в функционировании мирового хозяйства. Этот общий экономический
интерес и является цементирующей основой целостности мирового хозяйства.
Функционирование
мирового хозяйства означает дальнейшее углубление взаимозависимости его
субъектов. Развитие региональной экономической интеграции усиливает координацию
экономической политики, прежде всего стран развитой рыночной экономики. Не
всегда эти процессы проходят согласованно, хотя в этих странах достигнуто
определенное общественное согласие о модели развития. Отсюда особенное в региональных
подсистемах проявляется, во-первых, в специфике интересов отдельных членов
подсистем, во-вторых, в неодинаковых возможностях различных экономических
группировок в достижении общего интереса.
Таким
образом, международная экономическая интеграции основывается на развитии
производительных сил, международном обобществлении производства благодаря его
интернационализации и соответствующей эволюцией экономических отношений.
Развитие производительных сил выражается в углублении международного разделения
труда, которое обусловливает усиление разнообразия связей в производстве,
технологиях, торговле, финансах и т.п. Результатом международного
обобществления производства является интернационализация хозяйственной жизни.
Все это приводит к усложнению экономических отношений, а также политических и
правовых связей между странами.
Существует
несколько ступеней развития региональной экономической интеграции. Наиболее
простой формой является зона свободного товарообмена, как, например, EFTA,
NAFTA и др. Для такой начальной ступени характерным является снятие
ограничений товарообмена между странами — участницами соответствующего договора
в отношении количественных показателей и тарифных барьеров. Следующей ступенью
является таможенный союз, когда такие ограничения устанавливаются как общие в
отношении третьих стран. Важной ступенью развития региональной экономической
интеграции является создание общего рынка. При этом ликвидируются нетаможенные
барьеры, вводится свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы, валютных
ресурсов между странами-участницами. Высшей ступенью региональной экономической
интеграции становится экономический союз, классическим примером которого
является ЕС, где вырабатывается и воплощается в жизнь единая экономическая
политика, вводится единая валюта и т.п. ЕС развивается в направлении к
специфическому федеративному объединению с немалыми трудностями и
противоречиями. Однако чтобы подойти к такой ступени, члены ЕС прошли
продолжительный путь национального развития. Что же касается интеграции, то ей
было положено начало в отдельных отраслях производства (в металлургии, атомной
и угольной промышленности и т. п.) вскоре после Второй мировой войны. Начиная с
Римского договора 1957 г. она приобрела комплексные формы. Знаменательной вехой
в развитии не только экономической, но и политической интеграции стран — членов
ЕС стало Маастрихтское соглашение 1992 г. Ряд стран Европы, в том числе
Украина, ведут переговоры об ассоциации с ЕС.
Задачи
модернизации экономики, освоения новейших достижений науки и техники в
развивающихся странах рыночной экономики могут быть решены благодаря
установлению стабильных и широких контактов со странами развитой рыночной
экономики. Это, в свою очередь, возможно при условии производства сравнительно
конкурентоспособной продукции, что требует совершенствования рыночного
механизма хозяйствования, создания смешанной экономики, введения других
элементов социально ориентированной экономики. Подобные задачи встают и перед
странами переходной — от централизованно управляемой к рыночной — экономики.
Таким образом, проблема создания в этих двух социально-экономических
подсистемах механизма экономического саморегулирования во многом совпадает с
задачей адаптации этих стран к современным реалиям мирового хозяйства.
Кроме
того, страны переходной — от централизованно управляемой к рыночной — экономики
параллельно решают чрезвычайно сложную проблему становления своей
государственности, делают попытку подвести под нее экономическую основу.
Решение таких проблем замедляет экономические преобразования, поскольку
отвлекает и силы, и средства, необходимые еще и для преодоления сопротивления
старых структур.
Пути
вхождения Украины в европейское экономическое пространство могут быть
достаточно разнообразными, но определяться они будут темпами внутренней
трансформации системы. Эта трансформация, если представить ее в несколько
упрощенном виде, должна характеризоваться акцентом на собственные силы и
ресурсы с учетом объективной необходимости закладывания новых основ
сотрудничества Украины с другими государствами бывшего СССР (когда связи с ними
приобрели характер внешних экономических связей) и определения механизма
экономической стратегии, направленной на развитие экономических отношений с
Западом.
Важное
международное значение имеет также позиция Запада по предоставлению Украине
непосредственной срочной поддержки на пути к цивилизованной рыночной системе и
в разработке международной программы участия стран Запада в реконструкции
государств Восточной Европы (в том числе Украины). При контроле программы со
стороны западных стран и международных финансовых институтов одновременно она
обязательно должна быть открытой для инициативы и участия государств Восточной
Европы как равноправных партнеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|