Различия муниципальной собственности и
государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:
По субъектам. Субъектом
государственной собственности является народ РФ и органы государственной
власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального
образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов
государственной власти.
По объектам. Объектом права
государственной собственности может быть любое имущество, а объектом
муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться
только в государственной собственности.
По основаниям приобретения и прекращения права
собственности. Некоторые основания приобретения права государственной
собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной
собственности (например, национализация или международный договор).
По содержанию. Права собственника
муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к
праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в
местный бюджет, ограничено государственными органами).
Право муниципальной собственности возникает из
оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные
и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной
стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной
власти. Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав
на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное
образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом
случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления
в равное положение с контрагентом.
Способами формирования муниципальной
собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим
законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме тех способов,
о которых говорилось выше (п. 3 подраздела «Разграничение собственности») плюс
некоторые специфические для данного вида собственности способы.
Право муниципальной собственности прекращается в
случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам,
в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной
собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам
муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором;
по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.
Приватизация муниципальной собственности является
одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической
основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики и формирования
муниципальной собственности. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих
принципах…» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной
собственности определяются населением непосредственно или представительными
органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной
собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Вместе с тем, в литературе существует мнение, что
приватизация помешала становлению полнокровной муниципальной собственности. В
настоящее время – это одна из ключевых задач развития местного самоуправления.[8]
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ
«О приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации»[9]
определяет основные способы приватизации муниципального имущества:
-продажа муниципального имущества на аукционе, в
том числе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ
на специализированном аукционе;
-продажа муниципального имущества на коммерческом
конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
-продажа акций, созданных в процессе приватизации
открытых акционерных обществ их работниками;
-выкуп арендованного муниципального
имущества;
-преобразование муниципальных унитарных
предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в
муниципальной собственности;
- внесение муниципального имущества в качестве
вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
-отчуждение находящихся в муниципальной
собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных
обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право
приобретения таких акций.[10]
Какие цели преследует государство, передавая свою
собственность юридическим и физическим лицам? Основной целью, безусловно,
является повышение эффективности использования всех видов имущества, ресурсов и
богатств страны. Однако существуют и другие общественно значимые цели
приватизационных процессов.
В федеральной Концепции управления
государственным имуществом содержится следующий обширный перечень конкретных
целей (задач) приватизации:
· создание благоприятной
экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе
российской экономики;
· вовлечение в
гражданский оборот максимального количества объектов государственной
собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая
структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах;
· уменьшение расходов
федерального бюджета на управление государственным имуществом;
· привлечение инвестиций
в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов,
заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять
на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и
безусловно их выполнять;
· создание широкого слоя
эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий,
насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на
мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
· существенное повышение
качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления
ответственности собственников приватизированных предприятий, а также
заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их
производственной деятельности;
· формирование более
эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе
российской экономики;
· восстановление
активного функционирования фондового рынка;
· рациональное пополнение
доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации.
Можно заключить, что возможности для создания и
укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются.
Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и
своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации,
обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту,
предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении
средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации
имущества.
В пределах установленной компетенции органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают
решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и
отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении
документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании,
реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об
осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью
муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения
муниципальной собственностью является исключительной компетенцией
представительных органов местного самоуправления.
Муниципальная собственность не является
разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ
определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное
самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов
права муниципальной собственности муниципальные образования. То, что
собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный
характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое
явление.
Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления
управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении
имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени
муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных
образований, население непосредственно»[11].
Органы местного самоуправления могут передавать
объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование
физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать
их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются
незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования)
могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части
бюджета.
В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты
законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан
муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления
муниципальной собственностью.
В законах о местном самоуправлении большинства
субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью
муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона.
Гражданский кодекс Российской Федерации,
определяя ответственность по обязательствам муниципальных образований,
устанавливает также некоторые отношения по поводу муниципальной собственности
между муниципальными образованиями и созданными ими юридическими лицами при
наступлении ответственности. Муниципальные образования отвечают по своим
обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими
юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления, а также не отвечают по обязательствам созданных юридических лиц,
кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица,
созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.
Учитывая особую значимость земли и других
природных ресурсов, обращение взыскания на эти ресурсы, находящиеся в
муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных
законом.
Уточним, за какими организациями и на каких
правах закрепляется муниципальная собственность, не относящаяся к казне
муниципального образования.
Гражданским кодексом предусмотрено создание
муниципальных предприятий в форме унитарных предприятий, которые не наделены
правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество
унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по
вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные
предприятия могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления. Но на праве оперативного управления создаются только федеральные
казенные предприятия, поэтому муниципальные унитарные предприятия могут быть
основаны на праве хозяйственного ведения. Владение, пользование и распоряжение
имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом
контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов
местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью
принадлежащего предприятию имущества, правом собственника на получение части
прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении
созданного им предприятия, а также запретом на распоряжение имуществом без
согласия собственника.
Органы местного самоуправления вправе также
создавать муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся
в муниципальной собственности. Особенности правового положения имущества,
закрепленного за муниципальным учреждением состоят в следующем. При наступлении
ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами. Но и собственник в лице органов местного
самоуправления при недостаточности денежных средств у учреждения несет
субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. В соответствии со
статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество принадлежит
учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник
имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по
назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не
вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом
и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том
случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять
приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и
приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное
распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса
Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе выступать
участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если
иное не установлено законом. Поэтому муниципальное имущество не может быть
передано указанным обществам и товариществам, кроме специально оговоренных
законом случаев. Но на основании той же статьи учреждения могут быть
участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения
собственника, если иное не установлено законом. То есть, муниципальные
учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в
качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество,
если закон прямо не запрещает этого.
Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ
установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и
действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление
имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени
муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления.
Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в
ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального
образования.
К числу наиболее острых проблем, на наш взгляд,
относятся:
-отсутствие у местного самоуправления стимулов
развивать собственное производство, поскольку с увеличением заработанных
средств растут и отчисления в региональный бюджет и сокращаются установленные
федеральным законом отчисления от федеральных и региональных налогов, а
предусмотренные на сей счет гарантии региональным законодательством не
закреплены;
-неадекватный подход к доходам муниципальных
образований-доноров. Заработанные ими средства перераспределяются в интересах
«бедных» территорий, а размер средств, оставляемых в их распоряжении,
закладывается с общим дефицитом по муниципальным образованиям всей территории
субъекта Федерации;
-отсутствие реальной компенсации местному
самоуправлению на выплату федеральных льгот, предусмотренных центральной
властью для различных групп населения.
Очевидно, что необходима коренная реформа, так
как:
-отсутствует координация между органами
государственной власти и органами местного самоуправления. В этих условиях
властные структуры местных сообществ нередко дестабилизируют ситуацию в
peгионах;
-местные самоуправления беспомощны, большинство
муниципальных образований «сидят» на дотациях, между ними нет реальных связей и
взаимопомощи;
-потерян контроль государства за деятельностью
местных сообществ на региональном уровне;
-муниципальные образования отдельных территорий
практически неуправляемы (с учетом значительных расстояний на востоке
страны).
И как итог: нужна переходная модель местной
власти, государственной по своей сути, но с элементами самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|